План-конспект урока
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Вагина Виктория Олеговна

Урок по теме "Плотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект39.52 КБ
Файл презентация388.65 КБ
Файл приложение17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Плотность вещества» (7 класс)

Тип урока: комбинированный

Образовательные цели:

1. Способствовать формированию общенаучных знаний:

а) используя правило введения величин вида

б) используя структуру знания о величине:

  • Название;
  • Обозначение;
  • Определение;
  • Формула;
  • Единицы измерения;
  • Физический смысл;

2. Формирование предметных знаний:

а) сформировать у учащихся понятие плотности вещества, единиц измерения, значение плотности;

б) продолжить формировать опыт решения задач.

3.Продолжить формировать творческие способности учащихся, проводя фронтальный эксперимент.

Развивающие цели:

1. Продолжить формирование качеств личности учащихся и её психических процессов:

а) для обеспечения устойчивого внимания учащихся, чередовать виды деятельности, проводить демонстрации;

б) для развития зрительной памяти учащихся, вести записи на доске;

в) для развития слуховой памяти, проговаривать определения, условия задач и способы их решения;

г) для развития моторной памяти, организовать фиксирование учащимися информации в тетрадях;

д) для развития речи контролировать логичность и правильность формулировки мыслей учащихся;

е) способствовать развитию мышления учащихся путём решения качественных задач;

е) для развития интеллекта учащиеся будут наблюдать, сравнивать и обобщать.

2. Способствовать формированию активности личности каждого учащегося через интерес, групповую работу.

3. Развивать умение измерять величины с помощью приборов (массы тела с помощью весов), производить вычисления.

4. Развивать умения анализировать и оценивать свою деятельность (рефлексия).

Воспитательные цели:

1. Продолжить формирование эстетических вкусов учащихся, для этого все записи на доске выполнять последовательно, аккуратно; следить за аккуратностью записей в тетрадях у учащихся; весь демонстрационный эксперимент осуществлять в соответствии с требованиями к технике демонстрационного эксперимента.

2. Продолжить формирование умения работать в группе, ответственности друг за друга.

3. Формировать трудовые навыки при проведении лабораторной  работы, при работе с таблицами, у доски.

4. Формировать бережное отношение к приборам.

Форма обучения: беседа, лабораторные опыты, обсуждение демонстрации, научное исследование.

Методы обучения

1. Словесные (рассказ, объяснение).

2. Наглядные, практические (проведение лабораторной работы).

3. Индуктивные (от частных примеров к общему выводу) и дедуктивных (от общего определения к частным заданиям).

4. Проблемно-поисковые (возникла проблема и все вместе искали её решение).

1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Прошу вас работать активно, не волноваться.

Выясняю эмоциональный настрой класса, для этого провожу тест о настроении.

У вас на партах лежат листочки. В них, пожалуйста, запишите сверху свою фамилию. В таблице эмоционального контроля в любом из трёх столбиков «на начало урока» поставьте знак «+», в зависимости от вашего настроения.

«ХУЖЕ НЕ БЫВАЕТ»

«ТАК СЕБЕ»

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

На начало урока

На конец урока

На начало урока

На конец урока

На начало урока

На конец урока

2.Актуализация опорных знаний. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю немного поиграть и разгадать кроссворд. Вопросы и сетка ответов есть у вас на партах. После заполнения обменяйтесь, пожалуйста, друг с другом листочками и мы вместе проверим ответы. (Дети разгадывают кроссворд.).

6.В

Е

4.Т

Щ

Р

Е

А

С

9.П

2.К

3.С

Е

Т

7.М

8.М

У

1.О

И

К

К

5.И

В

А

Е

Т

П

Л

О

Т

Н

О

С

Т

Ь

Ы

О

Р

О

Е

С

Р

Т

О

Р

Р

А

С

И

Ц

Т

Я

И

Ь

Я

Вопросы:

1.Источник физических знаний.

2.Приставка, обозначающая наименование кратной единицы, которая в 1000 раз больше основной.

3.Физическая величина, характеризующая быстроту движения.

4.Линия, по которой движется материальная точка.

5.Свойство тел сохранять покой или равномерное прямолинейное движение если на него не действуют другие тела.

6.Из чего состоит физическое тело?

7.Физическая величина, характеризующая инертность тел.

8.Единица длины в СИ.

9.Длина траектории.

Подсчитайте количество правильных ответов и запишите внизу. У кого больше баллов? Молодцы!

Скажите, пожалуйста, какое слово вы получили в желтом поле кроссворда?

Плотность.

Его мы получили не случайно. Тема сегодняшнего урока «Плотность». Откройте тетради и запишите тему урока.

3.Создание проблемной ситуации.

Эпиграфом к уроку я взяла слова немецкого философа Иммануила Канта «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта». Как вы думаете, почему?

Источниками физических знаний являются наблюдения и опыт.

Правильно. Поэтому я предлагаю продолжить нашу работу в виде эксперимента.

Эксперимент№1: Сравнение объемов и масс скрепок и скомканной бумаги.

На чашках весов уравновешиваем скрепки со скомканной газетной бумагой и сравниваем их объемы и массы.

По результатам эксперимента учащиеся делают выводы:

Чашки весов находятся в равновесии - значит массы скрепок и бумаги равны; но при этом объем газетной бумаги во много раз больше объема скрепок.

Эксперимент №2: Сравнение объемов и масс алюминиевого и деревянного цилиндров.

По результатам работы учащиеся делают вывод:

Объемы деревянного и алюминиевого цилиндров равны, но масса деревянного цилиндра меньше массы алюминиевого.

Давайте обобщим результаты двух экспериментов.

 При равных массах объемы разных тел могут быть разными, и, наоборот - при равных объемах тел, состоящих из разных материалов, их массы разные.

4. Изучение нового материала.

Почему так? Давайте рассмотрим модель, иллюстрирующую последний эксперимент.

Какими я должна нарисовать цилиндры?

Одинаковыми по размеру.

Почему?

У них одинаковые объемы.

Внутри кружками я изображу молекулы вещества, из которых состоят эти цилиндры. Их количество тоже будет одинаковое?

Нет. В алюминиевом цилиндре их будет больше, т.к. его масса больше.

А если их больше, то как они расположены?

В первом кубике плотнее частицы располагаются, чем во втором.

Т.е. на единицу объема алюминия приходится большая масса, а на единицу объема дерева приходится меньшая масса. Следовательно, массу единицы объема вещества можно использовать в качестве характеристики этого вещества. Физики так и сделали.

Физическая величина, показывающая, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью. Обозначается плотность буквой ρ (ро). Давайте это запишем в тетради.

А теперь мы с вами выполним очень сложное задание: мы попытаемся получить формулу для вычисления плотности. Используйте подсказку: масса распределяется по объёму. Скажите, в математике какое действие ближе всего слову «распределение»?

Деление.

Тогда немного подумайте и скажите, какая будет формула, если масса распределяется по объёму?

Значит, чтобы найти плотность нужно массу разделить на объем. Получаем формулу для расчета плотности:

плотность =

Это было буквенное чтение формулы, а теперь прочитаем формулу физически. Только слово «деление» заменим на слово «отношение». Дети проговаривают. Итак, плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. Обозначим величины, входящие  в это выражение буквами:

ρ - плотность

m – масса

V – объем. Тогда получим формулу

Давайте запишем ее в тетради.

Физкультминутка.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Так как плотность – это физическая величина, то у неё есть единица измерения. Давайте её определим.

В каких единицах должна измеряться масса вещества, его объем? Тогда какую единицу измерения мы получим для плотности? Скажите, пожалуйста, для цилиндров, использованных в эксперименте в качестве единицы массы удобно брать килограмм? Поэтому на практике плотность вещества выражают так же в граммах на кубический сантиметр.

Запишите это пожалуйста.

5.Закрепление.

Работа с таблицей.

Ребята, откройте учебник на странице 27, и найдите таблицы плотностей. Сейчас мы с ними поработаем. В таблицах приведены плотности твердых тел (таблица 3), плотности жидкостей (таблица 4), плотности газов (таблица 5). Например, нам необходима плотность алюминия. Найдите ее, пожалуйста.

Ее значение равно 2700 кг/м3.

А что означает это число?

Это число означает, что 1 м3 алюминия имеет массу 2700 кг.

Правильно. В этой же таблице указана плотность в г/см3. Чему она равна?

Плотность алюминия равна 2,7 г/см3.

Ребята, что это означает?

Это число означает, что 1 см3 алюминия имеет массу 2,7 г.

Во сколько раз отличаются найденные вами плотности алюминия?

Плотность, выраженная в кг/м3 в 1000 раз больше плотности вещества, выраженного в г/см3.

А что надо тогда сделать, чтобы перевести плотность из одной единицы в другую?

Чтобы перевести плотность, выраженную в кг/м 3 в г/см3 в нужно число разделить на 1000.

Запишите это соотношение в тетради.

Итак,

Сравним плотности разных веществ. Для этого:

1)найдите в таблице 3 вещество, имеющее самую большую плотность

Вещество в таблице, имеющее самую большую плотность - осмий;

2) найдите в таблице вещество, имеющее самую маленькую плотность

Вещество в таблице, имеющее самую маленькую плотность-пробка.

А теперь немного по решаем. Переверните, пожалуйста, листочки, лежащие у вас на столе. Вы видите задания 3-х уровней сложности. Выберите для себя уровень и выполните задания в тетради, используя данные таблиц.

Уровень 1.

  1. Что называется плотностью?
  2. По какой формуле определяют плотность вещества?
  3. Что значит плотность осмия 22 600 кг/м3?
  4. У какого вещества самая маленькая плотность?
  5. Почему плотность зависит от температуры?

Уровень 2.

1. Что означают записи: плотность

  • керосина равна 800 кг/м3 ,
  • стекла - 2,5 г/см3 ,
  • ртути - 13,5 кг/л ?

2. Чему равна плотность:

а) воздуха, если 1 м3 имеет массу 1,29 кг;

б) воды, если 1 л её имеет массу 1 кг?

3. Чему равна масса:

а) 1 м3 фарфора;

б) 1 см3 свинца;

в) 1 дм3 керосина?

Уровень 3.

1. Определите объем:

а) 7800 кг стали;

б) 19,3 г золота;

в) 10,5 кг серебра.

2. Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный – имеют одинаковые объемы. Определите:

а) какой из них имеет наибольшую массу;

б) наименьшую. Почему?

3. В два сосуда хотят налить одинаковые массы разных жидкостей: воды и крепкого соленого раствора. Для какой жидкости нужно взять больший сосуд?

Рассмотрим практическое применение плотности. Я попросили Кирилла подготовить небольшое сообщение по этой теме.

Знания о плотности понадобятся вам в жизни, потому что величина очень важна и для промышленности, и для строительства, и для сельского хозяйства. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении очень выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолётов делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства.

6.Подведение итогов.

Итак, что мы нового узнали на уроке?

–Познакомились с новой физической величиной – плотностью.

–Научились определять плотность по массе и объёму.

–Научились пользоваться таблицами плотностей и определять плотность вещества и по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.

Наш урок подходит к концу Вы отлично поработали! В листках эмоционального контроля в любом из трёх столбиков «на конец урока» поставьте знак «+», в зависимости от вашего настроения.

Домашнее задание: § 9, № 30, 32*.

Спасибо за урок! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ХУЖЕ НЕ БЫВАЕТ» « ТАК СЕБЕ» ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ На начало урока На конец урока На начало урока На конец урока На начало урока На конец урока Эмоциональный настрой

Слайд 2

6. 4. 9. 2. 3. 7. 8. 1. 5. Кроссворд

Слайд 3

6. 4. 9. 2. 3. 7. 8. 1.О 5. П Ы Т Кроссворд

Слайд 4

6. 4. 9. 2 . К 3. 7. 8. 1. О И 5. П Л Ы О Т Кроссворд

Слайд 5

6. 4. 9. 2 . К 3 . С 7. 8. 1. О И К 5. П Л О Ы О Р Т О С Т Ь Кроссворд

Слайд 6

6. 4 . Т Р А 9. 2 . К 3 . С Е 7. 8. 1. О И К К 5. П Л О Т Ы О Р О Т О Р С И Т Я Ь Кроссворд

Слайд 7

6. 4 . Т Р А 9. 2 . К 3 . С Е 7. 8. 1. О И К К 5 . И П Л О Т Н Ы О Р О Е Т О Р Р С И Ц Т Я И Ь Я Кроссворд

Слайд 8

6 . В Е 4 . Т Щ Р Е А С 9. 2 . К 3. С Е Т 7. 8. 1. О И К К 5 . И В П Л О Т Н О Ы О Р Р Е Т О И Р С Я Ц Т И Ь Я Кроссворд

Слайд 9

6 . В Е 4 . Т Щ Р Е А С 9. 2 . К 3 . С Е Т 7 . М 8. 1. О И К К 5 . И В А П Л О Т Н О С Ы О Р О Е С Т О Р Р А С И Ц Т Ч И Ь Я Кроссворд

Слайд 10

6 . В Е 4 . Т Щ Р Е А С 9. 2 . К 3 . С Е Т 7 . М 8 . М 1. О И К К 5 . И В А Е П Л О Т Н О С Т Ы О Р О Е С Р Т О Р Р А С И Ц Т Я И Ь Я Кроссворд

Слайд 11

6 . В Е 4. Т Щ Р Е А С 9 . П 2 . К 3 . С Е Т 7 . М 8 . М У 1. О И К К 5. И В А Е Т П Л О Т Н О С Т Ь Ы О Р О Е С Р Т О Р Р А С И Ц Т Я И Ь Я Кроссворд

Слайд 12

Плотность Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта» Иммануил Кант

Слайд 13

Эксперимент № 1. Сравнение объемов и масс скомканной бумаги и скрепок. Вывод: при равных массах объемы разных тел могут быть разными. Эксперимент № 2. Сравнение объемов и масс алюминиевого и деревянного цилиндров. Вывод: при равных объемах массы разных тел могут быть разными.

Слайд 14

Модель эксперимента

Слайд 15

ρ ( ро ) – это физическая величина, показывающая, чему рана масса вещества в единице объема. Плотность

Слайд 16

Формула плотность = ρ – плотность m – масса v - объем

Слайд 17

Физкультминутка

Слайд 18

Единица измерения

Слайд 19

Единица измерения

Слайд 20

Таблица плотностей твердых, жидких и газообразных тел Учебник стр. 27

Слайд 21

Практическое применение плотности

Слайд 22

Подведение итогов «ХУЖЕ НЕ БЫВАЕТ» « ТАК СЕБЕ» ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ На начало урока На конец урока На начало урока На конец урока На начало урока На конец урока

Слайд 23

Домашнее задание: § 9, № 30, 32*



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя _____________________________

Эмоциональный настрой.

«ХУЖЕ НЕ БЫВАЕТ»

«ТАК СЕБЕ»

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

На начало урока

На конец урока

На начало урока

На конец урока

На начало урока

На конец урока

Кроссворд

Вопросы (все по вертикали):

1.Источник физических знаний.

2.Приставка, обозначающая наименование кратной единицы, которая в 1000 раз больше основной.

3.Физическая величина, характеризующая быстроту движения.

4.Линия, по которой движется материальная точка.

5.Свойство тел сохранять покой или равномерное прямолинейное движение если на него не действуют другие тела.

6.Из чего состоит физическое тело?

7.Физическая величина, характеризующая инертность тел.

8.Единица длины в СИ.

9.Длина траектории.

6.

4.

9.

2.

3.

7.

8.

1.

5.

Количество правильных ответов:________

Выберите уровень сложности. Выполните задания, используя данные таблиц из учебника.

Уровень 1.

  1. Что называется плотностью?
  2. По какой формуле определяют плотность вещества?
  3. Что значит плотность осмия 22 600 кг/м3?
  4. У какого вещества самая маленькая плотность?
  5. Почему плотность зависит от температуры?

Уровень 2.

1. Что означают записи: плотность

  • керосина равна 800 кг/м3 ,
  • стекла - 2,5 г/см3 ,
  • ртути - 13,5 кг/л ?

2. Чему равна плотность:

а) воздуха, если 1 м3 имеет массу 1,29 кг;

б) воды, если 1 л её имеет массу 1 кг?

3. Чему равна масса:

а) 1 м3 фарфора;

б) 1 см3 свинца;

в) 1 дм3 керосина?

Уровень 3.

1. Определите объем:

а) 7800 кг стали;

б) 19,3 г золота;

в) 10,5 кг серебра.

2. Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный – имеют одинаковые объемы. Определите:

а) какой из них имеет наибольшую массу;

б) наименьшую. Почему?

3. В два сосуда хотят налить одинаковые массы разных жидкостей: воды и крепкого соленого раствора. Для какой жидкости нужно взять больший сосуд?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...