методический семинар на тему "Организация деятельностного подхода на уроках физики "
материал по физике на тему

“Великая цель образования – 
это не знания, а действия”
(Герберт Спенсер)


 

Физика не может быть неинтересной! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьному учебному предмету. В этом я пытаюсь убедить и своих учеников.

Реалии современной жизни и темпы научно-технического прогресса таковы, что знания, полученные выпускниками во время обучения в школе начинают «устаревать» очень быстро, для того, чтобы быть востребованным специалистом надо все время заниматься самообразованием, уметь применять полученные знания на практике. Поэтому задача учителя в современной школе не только дать определенный объем знаний ученику, но и научить его самостоятельно, активно действовать, приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, пользоваться информацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация деятельностного подхода на уроках физики “Великая цель образования – это не знания, а действия” (Герберт Спенсер)

Слайд 2

Физика не может быть неинтересной!

Слайд 3

Знания и деятельность Получение информации Создание информации Интерпретация информации Передача информации Главное не сами знания , а знания о том, как и где их применять. Деятельность

Слайд 4

Главная цель обучения и воспитания: дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу. Константин Дмитриевич Ушинский Знания и деятельность

Слайд 5

Задание №1 Двое в столовой взяли на третье чай. Первый сразу же растворил сахар, второй сначала съел первое и второе, а потом положил в стакан сахар и растворил его. Кто будет пить более горячий чай? Образец возможного решения: Потери тепла в окружающее пространство тем меньше, чем меньше разность температур чая и окружающего пространства 2 балла При растворении сахара происходит поглощение некоторого количества тепла, температура чая при этом падает. 2 балла Это значит, что чай с растворенным сахаром потеряет за данное время меньше тепла, чем чай без сахара. Поэтому тот, кто растворил сахар сразу, будет пить более горячий чай. 2 балла

Слайд 6

Задача 2 Проложите маршрут движения так что бы путь был минимальным Какую одежду взять с собой в поход? Выбор обосновать. Из каких материалов желательно иметь кухонную утварь? Рассчитайте необходимой количества дров для приготовления пищи Во время перехода вам стало жарко. Как охладить себя без ущерба для здоровья? Подумайте еще над одной ситуацией. “Вы попали под кратковременный ливень, промокли до нитки. На улице прохладно. До ближайшего населенного пункта еще достаточно далеко. Каковы будут Ваши дальнейшие действия?

Слайд 7

Деятельностное задание Моделирует практическую ситуацию С троится на актуальном материале Стимул, задачная формулировка, и сточник, инструмент проверки Компетентность , аспект , уровень Формулирует задачу Выбирает источник Создает инструмент проверки Формулирует стимул КОЗ: Учитель: Компетентностно-ориентированные задания

Слайд 8

А зачем мы это делаем? Зачем? Почему? А смысл? Для чего? С какой целью? Когда нам это пригодится?

Слайд 9

Задание №1 Татьяна пред окном стояла, На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е. А. С. Пушкин. Евгений Онегин Какой физический процесс наблюдается в описанном случае? (1 балл) А. конденсация Б. испарение В. кристаллизация С. конвекция.

Слайд 10

Задание № 2 Санки, в радостном разбеге, Покатились с высоты. В.Я.Брюсов. На санках Какие преобразования энергии происходят при скатывании санок с горки?(1 балл) А. Кинетическая энергия переходит в потенциальную, и совершается работа против сил трения. Б. Потенциальная энергия переходит в кинетическую, и совершается работа против сил трения. В. Кинетическая энергия переходит в потенциальную, и совершается работа против силы тяжести. С. Потенциальная энергия переходит в кинетическую, и не совершается работа.

Слайд 11

Притча Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. — Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Слайд 12

Карандаш Карандаш понял и пообещал помнить об этом.

Слайд 13

Рефлексия «Пирог»



Предварительный просмотр:

Организация деятельностного подхода на уроках физики


“Великая цель образования – 
это не знания, а действия”
(Герберт Спенсер)


 

Физика не может быть неинтересной! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьному учебному предмету. В этом я пытаюсь убедить и своих учеников.

Реалии современной жизни и темпы научно-технического прогресса таковы, что знания, полученные выпускниками во время обучения в школе начинают «устаревать» очень быстро, для того, чтобы быть востребованным специалистом надо все время заниматься самообразованием, уметь применять полученные знания на практике. Поэтому задача учителя в современной школе не только дать определенный объем знаний ученику, но и научить его самостоятельно, активно действовать, приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, пользоваться информацией.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение определенных задач.

Наш знаменитый соотечественник, педагог Константин Дмитриевич Ушинский довольно давно — примерно полтора столетия назад — писал, что главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».

На уроках физики преподавание должно строиться таким образом, чтобы учащиеся могли не только воспроизводить полученный ими материал, но и уметь решать нестандартные, творческие задания, требующие более глубокого, осмысленного применения полученных знаний на практике, самостоятельно находить нужную информацию из имеющихся источников, давать оценку своей деятельности. В современных условиях мне как учителю необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетентности. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий, их использование позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменить характер его работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учеником. КОЗы позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала изучение нового программного материала,  без предварительного объяснения учителя дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников. Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством  учета дополнительных возможностей, изучаемого материала.   Например, рассмотрим некоторые компетентносно-ориентированные  задания.

1) Двое в столовой взяли на третье чай. Первый сразу же растворил сахар,  второй сначала   съел первое и второе, а потом положил в стакан сахар и растворил его. Кто будет пить более горячий чай?       

Образец возможного решения:  

Потери тепла в окружающее пространство тем меньше, чем меньше разность температур чая и окружающего пространства

2 балла

При растворении сахара происходит поглощение некоторого количества тепла, температура чая при  этом падает.

2 балла

Это значит, что чай с растворенным сахаром потеряет за данное время меньше тепла, чем чай без сахара.  Поэтому тот, кто растворил сахар сразу, будет пить более горячий чай.

  1. балла

2) Вы решили пойти в поход. Любому походу предшествует тщательная подготовка. Организуйте решение поставленных задач.

Проложите маршрут движения так что бы путь был минимальным

Какую одежду взять с собой в поход? Выбор обосновать.

Из каких материалов желательно иметь кухонную утварь?

Рассчитайте необходимой количества дров для приготовления пищи

Во время перехода вам стало жарко. Как охладить себя без ущерба для здоровья?

Подумайте еще над одной ситуацией. “Вы попали под кратковременный ливень, промокли до нитки. На улице прохладно. До ближайшего населенного пункта еще достаточно далеко. Каковы будут Ваши дальнейшие действия?

Мы видим, что назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий, как это бывает при выполнении учебных заданий.

- Предлагаю вам познакомиться со структурными элементами КОЗ.

Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Очень просто!

•        во-первых, это деятельностное задание;

•        во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

•        в третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;

•        в-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:

- стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

- задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

- источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания);

- инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

При составлении КОзадания учитель:

1.     выбирает изучаемую компетентность, ее аспект, уровень.

2.     формулирует задачу,

3.     выбирает  источник,

4.     создает   инструмент проверки,

5.     формулирует  стимул.

Компетентностно -ориентированные задания - это задания, которые  имеют и учебное,  и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление КОЗ достаточно трудоемкое дело, но все таки оно оправдано. Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод: выбор в пользу КОЗ был сделан правильный. Во-первых, использование   КОЗ уже на первых уроках  позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, во – вторых, появилась возможность оценить каждого,  в – третьих, заметно повысился интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности. В – четвертых, повысилось качество знаний учащихся.

Давайте с вами составим компетентностно-ориентированные  задания на основе текстов физического содержания. (раздаешь тексты художественных произведений). Ваша задача: на основе какого-то отрывка предложенного текста составить КОЗ  для ребят 7-8 класса. Пользуясь алгоритмом составления КОЗ о котором  я говорил. (ДВЕ ГРУППЫ РАБОТАУТ С ТЕКСТАМИ И ПРИДУМЫВАЮТ КОЗ, после работы можно показать на слайдах КОЗы по этим текстам)

1)А. С.  Пушкин. Евгений Онегин

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

Какой физический процесс наблюдается в описанном  случае? (1 балл)

А. конденсация Б.испарение В. кристаллизация С.конвекция.

2)В.Я.Брюсов. На санках

Санки, в радостном разбеге,

Покатились с высоты.

Какие преобразования энергии происходят при скатывании санок с горки? (1 балл)

A. Кинетическая энергия переходит в потенциальную, и совершается работа против сил трения.

Б. Потенциальная энергия переходит в кинетическую, и совершается работа против сил трения.

В. Кинетическая энергия переходит в потенциальную, и совершается работа против силы тяжести.

С. Потенциальная энергия переходит в кинетическую, и не совершается работа.                  

Согласитесь, что использование этого приёма на уроках физики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеюсь, что открытие сегодня сделал и каждый из вас.

Закончить свое выступление мне хочется притчей.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

Желаю вам, чтобы ваше «обтачивание» жизнью было как можно менее болезненным, чтобы ошибки, которые мы совершаем, можно было исправить и чтобы вы имели силы продолжать то, чем вы занимаетесь, независимо от вашего состояния.

РЕФЛЕКСИЯ.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики.

В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,...

Практические формы и методы деятельностного подхода на уроках физики при переходе на ФГОС второго поколения

Физика не может быть неинтересной! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьному учебному предмету. В этом я пытаюсь убедить и своих учеников. Учител...

Системно-деятельностный подход на уроках физики и математики

В статье рассмотрены пути повышения мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики

В разработке представлено обобщение опыта по реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики...

Доклад "Практические формы и методы деятельностного подхода на уроках физики в контексте требований современных образовательных стандартов"

В свете требований современных образовательных стандартов акцент делается на то, что именно организация системно-деятельностного обучения физике способствует формированию познавательного интереса учащ...

Методический семинар Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» (Из опыта работы)

Системно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию...