Практические формы и методы деятельностного подхода на уроках физики при переходе на ФГОС второго поколения
статья на тему

Табакова Людмила Анатольевна

Физика не может быть неинтересной!

 

Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьному учебному предмету. В этом я пытаюсь убедить и своих учеников.

 

Учитель постоянно находится между «молотом и наковальней»: существует Государственный стандарт, соблюдение требований которого педагог обязан обеспечить при обучении всех учащихся, учрежден ЕГЭ, к которому он должен подготовить группу учащихся, и проводятся олимпиады, к которым тоже требуется подготовить отдельных ребят. При этом на физику отводится 2 часа в неделю.

 

Поэтому перед неравнодушным, думающим учителем, что называется, во весь рост встает вопрос: «Чему учить и как учить школьников?»

 

Проблема познавательного интереса по-прежнему является одной из ключевых в педагогике, а в современных условиях приобретает еще большую остроту и актуальность. В контексте перехода на новые образовательные стандарты образования она приобретает новое содержание, нужны новые подходы и методы в ее решении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические формы и методы деятельностного подхода на уроках физики при переходе на  ФГОС второго поколения

Физика не может быть неинтересной!

Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьному учебному предмету. В этом я пытаюсь убедить и своих учеников.

Учитель постоянно находится между «молотом и наковальней»: существует Государственный стандарт, соблюдение требований которого педагог обязан обеспечить при обучении всех учащихся, учрежден ЕГЭ, к которому он должен подготовить группу учащихся, и проводятся олимпиады, к которым тоже требуется подготовить отдельных ребят. При этом на физику отводится 2 часа в неделю.

Поэтому перед неравнодушным, думающим учителем, что называется, во весь рост встает вопрос: «Чему учить и как учить школьников?»

Проблема познавательного интереса по-прежнему является одной из ключевых в педагогике, а в современных условиях приобретает еще большую остроту и актуальность. В контексте перехода на новые образовательные стандарты образования она приобретает новое содержание, нужны новые подходы и методы в ее решении.

Акцент делается на то, что именно организация системно-деятельностного обучения физике способствует формированию познавательного интереса учащихся.

Наиболее удачным определение деятельностного подхода я считаю

следующее высказывание:

«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»

(Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор                      

Института содержания и методов обучения РАО).

Деятельностный подход к постановке целей обучения состоит в признаниитезиса о том, что знания не усваиваются вне деятельности.

        

«Человек достигает результата, только делая что-то сам».

Значит, формулируя цель и задачи урока, необходимо указать конкретные знания и адекватные им действия.

Основной формой организации учебных занятий по физике, как и прежде, остается урок, но урок иного типа.

Наиболее распространенными являются занятия, посвященные изучению нового материала, решению задач и выполнению лабораторных и практических работ.

Обязательными элементами практически каждого урока, имеющего деятельностную направленность, являются этапы:мотивация – целеполагание– актуализация, рефлексия

 Данные структурные элементы урока позволяют сделать информацию урока для учащихся значимой (а значит и необходимой) путем связи с их интересами и волнующими проблемами. Рефлексия помогает оценить полученные результаты, способ достижения цели, обнаружить причины неудач или проблем, определить цели дальнейшей работы. Учащиеся на этом этапе осознают механизм познания, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают значимость изученного материала.

Такие уроки вовлекают школьников в активную познавательную деятельность; приобретаемые знания несут определенный личностный смысл, происходит задействование субъектного опыта; наряду с усвоением фактического материала через различные виды деятельности происходит развитие личностных качеств и способностей детей, что само по себе достаточно сложная задача.

Технология деятельности учителя по формированию познавательного интереса школьников состоит из следующих этапов:

  • На этапе отбора фактов происходит изучение личности школьников, определяется уровень сформированности и качество развития познавательного интереса.
  • На этапе построения модели осуществляется определение познавательного профиля каждого учащегося, подбор комплекса мер, способствующих формированию познавательного интереса школьников к физике.
  • На третьем этапе (выдвижение следствий) определяется стратегия деятельности учителя, выстраивается системы работы по предмету, составляется деятельностная программа обучения.
  • Четвертый этап (эксперимент) включает в себя следующее: применение построенной модели развития; анализ и оценка результатов работы по выделенному направлению; отслеживание динамики развития; коррекция индивидуальной программы обучения и развития.

При таком подходе удается построить целостную систему формирования познавательного интереса к физике в процессе реализации системно -  деятельностного подхода, в которой объединены факты о личности школьника, уровне развития его познавательного интереса, методы развития и диагностики, анализ, коррекция результатов и т.д.

В старшем звене у учащихся наблюдается значительное снижение творческого потенциала и заинтересованности в обучении. Конечно, выявленное снижение познавательной активности учащихся объясняется комплексом причин, но ведущей причиной, несомненно является пассивная позиция обучаемого в ходе приобретения новых знаний.  Второй из причин скуки и апатии учащихся науроках – это не лень, а безделье.

Большую часть урока по схеме «опрос-объяснение – закрепление» ум и руки учащихся находятся в бездействии, им нужно лишь «прилично выглядеть»: не разговаривать, не читать постороннюю литературу, не дерзить, не задавать трудных или неудобных вопросов, не играть на телефоне…

Отсюда очевидна необходимость внедрения активных форм и методов.

Поэтому весь секрет в том, чтобы поставить перед школьниками очередную учебную проблему не в виде привычного задания, «урока», а как проблему, детективную историю, которую нужно разгадать.

Вокруг этой проблемы и«закручивается» основная деятельность учащихся, самостоятельная, познавательная или поисковая деятельность, привлечение знаний из других областей обучения.

При деятельностном подходе учитель не выбирает метод обучения, а

разрабатывает его сам в соответствии с поставленными целями как совокупность приемов работы.

        Деятельностный подход заставляет включиться в работу на уроке всех учеников.

???Активные методы обучения – это совокупность способов организации и управления учебно –познавательной деятельностью учащихся, способствующих активизации их мышления и поведения, обеспечивающих высокую степень вовлечения обучаемых в учебный процесс, предполагающих обязательность их взаимодействия между собой, определяющих наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала, высокой степени мотивации и эмоциональности поведения студентов.

Степень реализации признаков активных форм и методов обучения зависит  от конкретного метода, педагогического мастерства преподавателя по их применению, а также от личностных качеств обучаемых и, конечно, от специфики предмета.

Основная задача  учителя физики – дать учащимся глубокие знания по физике,  воспитать творческого человека, который способен самостоятельно работать по изучению предмета.

Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний, представленный в виде дидактической системы.?????С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения нового материала, а также при его повторении, закреплении и систематизации;  о памяти, мышлении, речи  учащихся; о понимании общих подходов к учению, эффективности методов обучения.

Перед учителем физики всегда остро стоит вопрос рациональной организации процесса контроля знаний учащихся. Материал очень сложный, и необходимо применять такие формы работы, чтобы за минимальное время опросить как можно больше учащихся и при этом выявить качество усвоения материала. А ещё надо стремиться к тому, чтобы уроки проверки знаний были разнообразными и не вызывали паники у школьников.

Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний , тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно – образные компоненты контроля; методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся.

1.Входной контроль.

Цель – установить уровень подготовленности учащихся по физике. Проводится в начале учебного года на первом уроке. По результатам входного контроля можно судить о конкретных знаниях по физике, об интеллектуальном уровне учащихся, об их культуре и кругозоре.

(дается контрольный тест , содержащий часть А, В, С)

Часть А – 18 заданий, В – 3, С -2.

2. Организация текущего контроля.

В организации текущего контроля мне помогла система образовательного пространства, созданная на базе модульной технологии. В основу программы был положен принцип «Учить ученика учиться», то есть самостоятельно добывать знания по предлагаемомуплану с учетом личных особенностей, с учетом личного темпа изучения и в том объеме, в каком  ученик определяет себе сам.

А) мини - экзамен. Предполагаемый годовой (четвертной) контроль состоит из отдельных модулей, границы которых определяются основными темами курсов. Отработка модуля ведется каждым учащимся в индивидуальном темпе. Прохождение курса засчитывается лишь тогда, когда учащийся усвоил и отчитался перед учителем за каждый модуль курса.

        Работая по этой методике, я преодолеваю много проблем. Одна из них – это малое количество часов на изучение физики. При этом необходимо проводить не только  письменный опрос, но и опросить устно каждого ученика по данной теме. Также я пытаюсь добиться, чтобы каждый ученик изучил все параграфы темы. Вопросы  составляются таким образом, чтобы ученик не просто прочитал, а изучил и проработал каждую тему. Ответы на вопросы должны быть короткими и лаконичными, выражающими самую суть  физического явления. Отрицательные оценки на первом зачете за устный ответ я не ставлю, разрешается отчитаться в другое время. Такой подход снижает напряженность, позволяет учащимся поверить в свои силы, самоутвердиться. Возможен и повышенный уровень подготовки, который заключается в большем объеме усвоенных знаний и умений (дифференцированный подход)

 Остальные в это время выполняют письменную работу (контроль или тест)

Пример. 9класс – 5 модулей: кинематика, динамика, законы сохранения в механике, статика,  гидромеханика.

  1. Сформулируйте правила действия с векторами перемещению
  2. Как по графику зависимости скорости от времени определяется проекция перемещения тела на ось х при равномерном  прямолинейном движении?
  3. Как угол наклона графика равномерного прямолинейного  движения зависит от скорости?
  4. Прочитайте уравнение движения, постройте график:x=15+10t-3t20= 15м, V = 10 м/с, а = -6м/с2 , равнозамедленное)

(данная форма контроля для 9-11классов в основном)

Б) Промежуточный зачет групповой (доверие, недоверие, демократия, диктатура) Учащиеся учатся отвечать за всю команду, а не только за себя.

В)Конкурс «Смотр знаний» – 7-8 классы,(выбирается жюри)-несколько работ, деловая игра «Знатоки физики», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером» в старших классах  (Проведение зачетов в такой формепомогает формированию у учащихся коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения)

Г) «Мозговая атака» - определения. Может проходить в течение нескольких уроков (раздаются карточки)

Д) Зачет по лабораторным работам(С 7 класса) В процессе работы учащиеся приобретают следующие умения :

- наблюдать и описывать явления;

- выдвигать гипотезы;

- отбирать необходимые для эксперимента приборы;

- выполнять измерения;

- интерпретировать результаты эксперимента;

- делать выводы;

- обсуждать результаты эксперимента.

Е) Физические диктанты(индивидуально) проверяют знание формул данного раздела физики учащимися (карточки у доски 2 видов), карточки на месте, отвечают письменно по вариантам.(Логическая цепочка(в команде). Ученики соревнуются, выполняя по очередидействия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующеедействие зависит от предыдущего. Например, каждый участник должен написатьформулу, выражающую одну из физических величин из правой части предыдущейформулы. Цепочка может выглядеть так: F=ma, a = ∆V/ t, t =T n,

Ж) физические тесты проводятся параллельно физ. диктантам, так как физ. диктанты проверяют знание формул, а физические тесты – глубину осознания теоретического материала темы (в разных формах проводятся)

И) Физические кроссвордыпроводятся для итогового контроля по тематическим блокам. Кроссворды вносят элемент разнообразия и необычности. Учащиеся с удовольствием их разгадывают. При этом снижается напряженность. Время на заполнения отводится разное, в зависимости от количества вопросов и от уровня подготовки класса.

К) Самостоятельные и контрольные работы(уровни: начальный (информационный), средний (операционный), достаточный (аналитико – синтетический), высокий (творческий). Учитывая неоднородность класса и индивидуальные способности детей, эти задания можно давать выборочно. Учащийся сам может выбрать уровень сложности. Это поможет учителю более объективно оценить степень усвоения изученного материала. В течение учебного года ученик может переходить с одного уровня сложности на другой, более высокий.

               Л) Выборочный контроль – проверка работ учащихся выборочно. Чьи

работы будут проверены, никто из пишущих не знает. Стараются все.

Конечно же, такой способ проверки оговаривается заранее.

М)Тренировочная контрольная работа. Провожу контрольную как

обычно,но отметки в журнал ставятся только по желанию учеников.

Тренировочныеконтрольные чаще всего провожу, когда приступаю к работе в

новом классе.Делаю это для того, чтобы ребята привыкли к моим

требованиям.

Такиеконтрольные позволяют смягчить возможные конфликты и

подготовить учеников к новому уровню требований.

Н)Контрольная «Блиц». Такая контрольная работа проводится в высоком

темпе. Цель – выявление степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы. По темпам выполнения такая работа сходна с фактологическим диктантом. Отличие ее в том, что в нее входит проверка степени владения учащимися формулами, расчетами  и другими стандартными умениями. Включает в себя работа в темпе «блиц» 7-10 стандартных заданий. Время выполнения заданий – примерно по минуте на каждое.

Все расчеты, промежуточные действия выполняются на чистом листе, ответ обводится.     Никаких пояснений или стандартного оформления не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде. Работы сдаются или применяется один из следующих вариантов самопроверки:

а) я диктую правильные ответы или вывешиваю таблицу с ними, а ученики отмечают знаком «+» и «-» свои результаты;

б) проводится короткое обсуждение вопросов учеников;

в) я задаю норму оценок;

г) отметки выставляю в журнал по своему усмотрению.

О)Релейная контрольная работа.Контрольная проводится по текстам

ранее решенных задач. Я задаю д/з массивом. Задания таких контрольных работ и формирую из этого массива. Иногда включаю и когда-то разобранные в классезадачи. Чем больше задач ученик решил, чем внимательнее был при этом, тем вероятность встретить знакомую задачу и быстро с ней справиться.

Хороший стимул!

 Приемы оценивания.

1. Оценка, но не отметка. Отмечаю вслух или жестом каждый успехученика! Оцениваю словами, интонацией, жестом мимикой… Главная цельоценки – стимулировать познание.

2. Расширение поля отметок. Имеется в виду увеличение «отметочного»арсенала. Шкала из трех положительных отметок – инструмент грубый. И этоплохо. Но как быть, если школа пока не перешла на 10-балльную или иную (более дифференцированную по сравнению с существующей) шкалу? Я за блестящий ответ или образцово выполненную контрольную ставлю две пятерки сразу или ставлю зачет «автоматом». Доверие ценится, и редкий ученик не прилагает усилий, чтобы не оправдать его в дальнейшем.

3. Кредит доверия.

В некоторых случаях я выставляю ученику отметку в «кредит». Иногда выставляю более высокую отметку за четверть, если она спорная. В следующей четверти станет ясно, насколько я была права.

4. Знакомство с критериями. Знакомлю школьников с критериями, покоторым им выставляются отметки. В первые дни работы в новом классеобсуждаю проблемы оценивания. Первые отметки выставляю, комментируя иобосновывая их, а в журнал и дневник эти отметки попадают только по желанию учащихся. Полезно, чтобы ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с оценкой учителя. Часто даю возможность оценивать работу ученика его одноклассникам, но критерии оценивания сообщаю им заранее.

Критерии оценки (что оценивается):

- знания, умения учащихся;

- знают ли, как делать то-то и то-то, умеют ли делать;

- знают, как применить такие-то знания в реальной ситуации;

- результаты изучения темы или вопроса программы;

- методы работы;

- организационные умения.

Цели оценивания:

- улучшения результатов усвоения учащимися знаний;

- корректировка учебного процесса;

- совершенствование «инструмента» оценивания;

- выявление трудностей при усвоении материала.

Способы оценивания:

- выполнение тестов;

- выполнение творческой работы;

- «физический» диктант;

- решение задач;

- самооценка;

- взаимный опрос учащихся.

Приемы по проверке эмоционального состояния учащихся

1.         «Мордашки». Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. На уроках в классах, где обучаются учащиеся среднего звена, я часто использую этот прием.

Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из «мордашек»

соответственно своему настроению. Здесь важно, чтобы ребенок сам осознавал

свое состояние и делился этим с учителем. Дети видят внимание к себе, а учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроив учеников на работу. Показом «мордашек» можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался! Для старших классов рациональнее применять другой прием обратной связи – «Резюме».

2.        «Резюме». Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих

их отношение к уроку, к предмету, к учителю… Задание написать резюме даюодин раз в четверть или в полугодие. Вот некоторые вопросы, ответы на которые исоставят резюме:

1. Что нравится на уроках?

2. Что не нравится на уроках?

3. Можешь ли ты усваивать предмет лучше?

4. Что тебе мешает учиться лучше?

5. Какие действия учителя ты не считаешь правильными?

6. Поставь отметку учителю по 10-балльной шкале. Обоснуй ответ.

7. Поставь себе отметку по 10-балльной шкале. Обоснуй ответ.

Это хороший прием, содействующий профессиональному росту учителя. Да

и ученики при этом принимают строгое отношение к ним как оправданное и

справедливое.

Не всегда удается использовать все вышеназванные методические приемы на каждом уроке. Бывают и горькие минуты разочарования, неудачи, неудовлетворенность собой и недовольство учениками.

Но именно эти минуты побуждают к поиску новых решений.

Закончить мне хотелось бы словами известного немецкого педагога  

  А. Дистервега:

 «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Системно-деятельностный подход к обучению школьников в системе ФГОС второго поколения по географии.

Реализуя на практике ФГОС второго поколения, я столкнулась  с трудностями, обусловленными низкой мотивацией отдельных учащихся на предмет "открытия"  новых знаний,  активности в учебной...

методический семинар на тему "Организация деятельностного подхода на уроках физики "

“Великая цель образования – это не знания, а действия”(Герберт Спенсер) Физика не может быть неинтересной! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьн...

Приемы и формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка

О реализации принципов системно-деятельностонго подхода на уроках русского языка...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики.

В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,...

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...

Доклад "Практические формы и методы деятельностного подхода на уроках физики в контексте требований современных образовательных стандартов"

В свете требований современных образовательных стандартов акцент делается на то, что именно организация системно-деятельностного обучения физике способствует формированию познавательного интереса учащ...