Главные вкладки

    Рабочая программа по физике 7 класс базовый уровень
    учебно-методическое пособие по физике (7 класс) на тему

    Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа. За основу взята программа Перышкина, Гутник. Календарно-тематическое планирование дополнено основными демонстрациями и отвечает требованиям ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1376 с углубленным изучением естественных наук

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    Жулиной Ольги Евгеньевны

    учителя физики,

    по учебному курсу «Физика»

    7 класс      (базовый уровень)

    2014/2015 учебный год

    2. Пояснительная записка

            Рабочая программа для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

    Рабочая программа выполняет две основные функции:

    Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии воспитания, обучения и развития учащихся,  средствами данного учебного предмета.

    Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

             За основу взята авторская программа  А.В. Перышкина из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

                     Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

           В задачи обучения физике входят:

    -   развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

            - овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

          - усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

          -   формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

    В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, М. Ломоносов, Паскаль, Э. Торричелли, Архимед и др. с их ролью в становлении физического знания и экспериментального метода исследования в физике.


    Календарно-тематическое планирование.

    № урока

    Тема урока

    Тип урока

    Требования к уровню подготовки

    Вид контроля, измерители

    Домашнее задание

    Тема 1. Введение – 7  часов

    1

    Техника безопасности на уроках физики. Что изучает физика. Физика и техника.

    Урок изучения нового материала.

    Знать, что изучает физика. Представлять физику как науку о природе. Знать основоположников физики.

    Знать понятие физическое явление. Уметь классифицировать явления, приводить примеры.

    Осуществлять самостоятельный поиск информации о развитии техники с использованием различных источников.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §1,6, сам. работа №2 №2   дост. уровень, №1-4 высокий уровень, устно.

    2

    Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

    Комбинированный урок.

    Знать понятия: термин, физическое тело, вещество.

    Уметь составлять логическую цепочку: наблюдение – физический закон.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §2,3, сам. работа №2 №1,3,4 дост. уровень письменно.

    3

    Физические величины. Измерение физических величин. Международная система единиц. Основные приставки. Перевод единиц в СИ.

    Комбинированный урок.

    Знать понятие: физическая величина, единица физической величины.

    Знать простейшие измерительные приборы.

    Знать семь основных единиц системы СИ, основные приставки.

    Уметь переводить в СИ линейные, квадратные и кубические единицы.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §4

    Оформить таблицы №1,2.

    4

    Цена деления измерительного прибора.

    Точность и погрешность измерения.

    Комбинированный урок.

    Знать правило определения цены деления измерительного прибора. Уметь определять цену деления простейших измерительных приборов, предел измерения данным измерительным прибором.

    Уметь определять погрешность измерения и инструментальную погрешность прибора, записывать результат измерения с учетом погрешности измерения и  инструментальной погрешности.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §4, 5, сам. работа №1 №7-11 средний уровень.

    5

    Лабораторная работа №1: «Определение цены деления измерительного прибора».

    Знать правило определения цены деления измерительного прибора.

    Уметь определять цену деления простейших измерительных приборов, показания приборов, предел измерения данными измерительными приборами.

    Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

    Повторить правило нахождения цены деления.

    6

    Повторение и закрепление изученного.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Знать понятия: физическая величина, единица физической величины, физическое явление, тело, вещество.

    Знать правило определения цены деления измерительного прибора. Уметь определять цену деления и предел измерения простейших измерительных приборов, записывать результат измерения с учетом погрешности измерения и  инструментальной погрешности.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    Повторить §1-6.

    Задания по Кирику из контрольной работы №1.

    7

    Контрольная работа №1 по теме: «Введение».

    Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

    Знать понятия: физическая величина, единица физической величины, физическое явление, тело, вещество.

    Знать правило определения цены деления измерительного прибора. Уметь определять цену деления и предел измерения простейших измерительных приборов, записывать результат измерения с учетом погрешности измерения и  инструментальной погрешности.

    Проверка заданий контрольной работы.

    Повторить §1-6

    Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества – 7 часов.

    8

    Строение вещества. Молекулы и атомы.

    Строение атома. Ионы.

    Урок изучения нового материала.

    Знать методы изучения физических явлений, исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества, определение молекулы, атома, порядок размеров и массы молекул.

    Уметь: приводить примеры, объяснять результаты опытов, доказывающих существование молекул и наличие промежутков между ними; примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема.

    Знать строение атома по Резерфорду, знать, как образуются ионы.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §7,8

    9

    Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел методом рядов»

    Знать, в чем заключается метод рядов.

    Уметь определять размеры малых тел методом рядов.

    Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

    Сам. работа №1 №1-3 дост. уровень письменно.

    10

    Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

    Комбинированный урок.

    Знать: определение температуры, единицы измерения температуры, обозначение; определение диффузии.

    Уметь: приводить примеры явлений, объяснять результаты опытов, подтверждающих движение молекул; описывать явление диффузии, пояснять разницу протекания диффузии при различных температурах и в различных агрегатных состояниях.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §9, §1 с.172

    11

    Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Явление смачивания. Капилляры.

    Комбинированный урок.

    Знать характер взаимодействия молекул.

    Уметь объяснять явление смачивания и несмачивания, понятие капилляра, формулировать основные положения о строении вещества.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §10

    12

    Три состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

    Комбинированный урок.

    Знать: названия агрегатных состояний, строение газов, жидкостей, твердых тел.

    Уметь применять основные положения для объяснения сжимаемости (несжимаемости), сохранения (не сохранения) формы и объема  газов, жидкостей, твердых тел.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §11,12

    13

    Повторение и закрепление изученного.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Знать теоретический материал по теме.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    Повторить §7-12

    14

    Контрольная работа №2 по теме: " Строение вещества".

    Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

    Знать теоретический материал по теме.

    Проверка заданий контрольной работы.

    Повторить §7-12

    Тема 3. Взаимодействие тел – 20 часов

    15

    Механическое движение.

    Равномерное и неравномерное движение.

    Урок изучения нового материала.

    Знать: определение механического движения, траектории, пути, перемещения; единицы измерения пути, перемещения; смысл понятия «относительность движения».

    Уметь приводить примеры относительности движения, относительности траектории.

    Знать: определение РПД, скорости, единицы измерения скорости.

    Уметь различать равномерное и неравномерное движение.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §13,14

    16

    Скорость.  Скорость равномерного прямолинейного движения. Средняя путевая скорость неравномерного движения.

    Комбинированный урок.

    Знать: определение скорости, единицы измерения скорости.

    Уметь: приводить примеры РПД, рассчитывать скорость, путь, перемещение, время движения.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §15, сам. работа №4 средний уровень.

    17

    Решение задач.

    Урок совершенствования знаний.

    Уметь:  рассчитывать скорость, путь, перемещение, время движения, работать с графиками скорости при РПД.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    Повторить §13,14,15. Сам. работа №5 средний ур. №3,6, дост. уровень №1.

    18

    Графическое представление равномерного прямолинейного движения.

    Комбинированный урок.

    Уметь:  «читать» графики, находить по графикам время, скорость, пройденный телом путь; строить простейшие графики.

    Самостоятельная работа.

    §16, сам. работа №6 №4-6 средний уровень, №1,2 дост. уровень.

    19

    Инерция.

    Комбинированный урок.

    Знать: определение инерции, инертности.

    Уметь описывать явление инерции, приводить примеры инерции.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §17

    20

    Взаимодействие тел. Масса.

    Измерение массы тела на рычажных весах.

    Комбинированный урок.

    Знать понятие «масса», способы определения массы тела.

    Уметь: сравнивать массы тел по взаимодействию тел, производить перевод единиц массы.

    Знать: правила взвешивания тела на рычажных весах.

    Уметь находить массу тела с помощью рычажных весов.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §18,19

    21

    Плотность вещества. Решение задач.

    Комбинированный урок.

    Знать: определение плотности, смысл плотности, единицы измерения плотности.

    Уметь рассчитывать плотность тела, массу тела, объем тела, пользоваться таблицами плотностей.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §21,22

    22

    Решение задач на определение полости тела внутри детали, плотности неоднородного тела.

    Измерение объема тела сложной формы.

    Урок совершенствования знаний.

    Уметь определять объем тела сложной формы с помощью мензурки.

    Уметь рассчитывать объемы тел по формулам.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    23

    Лабораторная работа № 3: «Определение плотности тела сложной формы».

    Знать: правила взвешивания тела на рычажных весах.

    Уметь находить массу тела с помощью рычажных весов.

    Уметь определять объем тела сложной формы с помощью мензурки.

    Уметь рассчитывать плотность тела по формуле.

    Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

    24

    Повторение и закрепление изученного.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Уметь рассчитывать плотность тела, массу тела, объем тела, пользоваться таблицами плотностей.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    Повторить  §13-21

    25

    Контрольная работа № 3 по теме: «Масса, плотность, объем».

    Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

    Уметь рассчитывать плотность тела, массу тела, объем тела, пользоваться таблицами плотностей.

    Уметь определять есть ли полость тела внутри детали.

    Проверка заданий контрольной работы.

    Повторить  §13-21

    26

    Сила.

    Урок изучения нового материала.

    Знать: определение силы, признаки действия силы, единицы измерения силы, виды сил.

    Уметь приводить примеры действия силы, изображать силу графически.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §23

    27

    Явление тяготения. Сила тяжести.

    Комбинированный урок.

    Знать определение силы тяжести, понятие тяготения, закон всемирного тяготения.

    Уметь рассчитывать силу тяжести, изображать ее графически, сравнивать силу тяжести, действующую на различные тела.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §24

    28

    Сила упругости. Закон Гука.

    Комбинированный урок.

    Знать определение силы упругости.

    Уметь формулировать закон Гука, рассчитывать силу упругости, изображать графически.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §25

    29

    Вес тела.

    Невесомость.

    Комбинированный урок.

    Знать определение веса тела.

    Уметь описывать явление невесомости, рассчитывать вес тела, изображать его графически.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §26

    30

    Лабораторная работа № 4: «Определение цены деления  динамометра и измерение сил динамометром».

    Знать: устройство и принцип действия динамометра.

    Уметь определять силу тяжести, силу упругости, вес тела с помощью динамометра, строить графики зависимости силы тяжести от массы, силы упругости от удлинения.

    Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

    §27, 28

    31

    Равнодействующая сила.

    Комбинированный урок.

    Знать определение равнодействующей.

    Уметь находить равнодействующую сил, действующих по одной прямой, изображать графически.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §29

    32

    Сила трения. Трение в природе и технике.

    Комбинированный урок.

    Знать определение силы трения сухого и вязкого.

    Уметь приводить примеры «полезного и вредного» трения.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §30-32

    33

    Повторение и закрепление изученного.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Уметь решать задачи на нахождение силы тяжести, упругости, веса тела, строить графики зависимости силы тяжести от массы, силы упругости от удлинения, силы трения от нормальной реакции опоры. Уметь находить равнодействующую сил, действующих по одной прямой, изображать силы графически.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    Повторить §23-32

    34

    Контрольная работа № 4 по теме: «Силы».

    Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

    Уметь решать задачи на нахождение силы тяжести, упругости, веса тела, строить графики зависимости силы тяжести от массы, силы упругости от удлинения, силы трения от нормальной реакции опоры. Уметь находить равнодействующую сил, действующих по одной прямой, изображать силы графически.

    Проверка заданий контрольной работы.

    Повторить §23-32

    Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов – 16 часов.

    35

    Давление и сила давления.

    Давление в природе и технике.

    Урок изучения нового материала.

    Знать: определение давления, единицы измерения давления, причину давления твердых тел.

    Уметь: приводить примеры, в которых тела оказывают давление, сравнивать оказываемое давление, рассчитывать давление твердых тел.

    Знать: способы уменьшения и увеличения давления.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §33, 34

    36

    Давление газа.

    Комбинированный урок.

    Знать: определение давления, плотности, силы, их обозначение и единицы измерения; причину давления газа, зависимость давления от температуры, плотности.

    Уметь: описывать явление давления газа на основе положения о строении вещества.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §35

    37

    Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

    Парадокс Паскаля

    Комбинированный урок.

    Знать формулировку закона Паскаля.

    Уметь объяснять особенности передачи давления жидкостями и газами.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §36, §4 с.176

    38

    Гидростатическое давление.

    Комбинированный урок.

    Знать: причину давления жидкости, зависимость давления жидкости от высоты столба и плотности.

    Уметь: описывать явление давления жидкости, приводить примеры опытов, доказывающих зависимость давления от высоты столба и плотности жидкости; объяснять независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §37, сам. работа №19 средний уровень устно.

    39

    Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

    Комбинированный урок.

    Уметь: производить расчет давления жидкости, находить высоту столба жидкости, плотность жидкости, находить силу давления на данную поверхность.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §38, сам. работа №19 №4а,б-6а,б дост. уровень

    40

    Повторение и закрепление изученного. Решение задач.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Знать теоретический материал по теме.

    Уметь решать задачи на нахождение давления жидкости, высоты столба жидкости, плотности жидкости,  силы давления на данную поверхность.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    Повторить §33-37

    41

    Контрольная работа №5 по теме: "Давление твердых тел, жидкостей и газов".

    Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

    Уметь решать задачи на нахождение давления жидкости, высоты столба жидкости, плотности жидкости,  силы давления на данную поверхность.

    Проверка заданий контрольной работы.

    Повторить §33-37

    42

    Сообщающиеся сосуды.

    Урок изучения нового материала.

    Знать устройство сообщающихся сосудов.

    Уметь приводить примеры сообщающихся сосудов, их применение в быту и технике, объяснять закон сообщающихся сосудов.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §39

    43

    Атмосфера и атмосферное давление. Вес воздуха.

    Комбинированный урок.

    Знать о существовании атмосферного давления, причину атмосферного давления.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §40,41

    44

    Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

    Комбинированный урок.

    Знать : устройство и принцип действия барометра, значение нормального атмосферного давления.

    Уметь: описывать опыт Торричелли, способы измерения атмосферного давления.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §42

    45

    Барометр-анероид.

    Атмосферное давление на разных высотах. Решение задач.

    Комбинированный урок.

    Знать устройство барометра-анероида. Уметь рассчитывать атмосферное давление на различных высотах.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §43,44

    46

    Манометры.

    Комбинированный урок.

    Знать устройство и принцип действия манометра жидкостного избыточного давления, манометра металлического.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §45

    47

    Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс.

    Комбинированный урок.

    Знать устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §46,47

    48

    Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.

    Комбинированный урок.

    Знать причины возникновения выталкивающей силы.

    Уметь описывать действие жидкости и газа на погруженное в них тело, изображать выталкивающую силу графически.

    Уметь: формулировать закон Архимеда, рассчитывать силу Архимеда

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §48,49

    49

    Лабораторная работа №5: "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело".

    Уметь: проводить эксперимент по обнаружению выталкивающей силы, выявлению зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела.

    Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

    50

    Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание

    Комбинированный урок.

    Знать условия, при которых тело плавает, тонет, плавает полностью погрузившись.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §50,51,52

    Тема 5. Работа. Мощность. Энергия – 18 часов

    51

    Механическая работа.

    Урок изучения нового

    материала.

    Знать: определение работы, единицы измерения.

    Уметь: приводить примеры совершения силой работы, рассчитывать работу по формуле.

    Вопросы по Кирику

    Л.А., упражнения после §.

    §53

    52

    Мощность. Решение задач.

    Комбинированный урок.

    Знать: определение мощности, единицы измерения.

    Уметь рассчитывать мощность по формуле.

    Уметь решать задачи на нахождение работы, перемещения, силы, мощности, времени.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §54

    53

    Простые механизмы.

    Комбинированный урок.

    Знать простые механизмы, их назначение.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §55

    54

    Рычаг. Момент силы.

    Комбинированный урок.

    Знать понятие: рычаги, момент силы, плечо.

    Уметь пользоваться условием равновесия рычага в силах и моментах.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §56,57

    55

    Лабораторная работа № 6: "Условия равновесия рычага".

    Уметь применить правило равновесия рычага в силах и в моментах.

    Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

    56

    Подвижный и неподвижный блоки. Условия равновесия блока.

    Комбинированный урок.

    Знать выигрыш в силе, даваемый блоком.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §59

    57

    Равенство работ при использовании простых механизмов. "Золотое правило механики".

    Комбинированный урок.

    Уметь формулировать золотое правило механики и применять его для решения задач.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §60

    58

    Коэффициент полезного действия.

    Комбинированный урок.

    Знать: определение КПД, причину нарушения «золотого» правила механики.

    Уметь рассчитывать КПД рычага, блока, наклонной плоскости.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §61

    59

    Лабораторная работа № 7: "Определение КПД наклонной плоскости".

    Уметь рассчитывать КПД наклонной плоскости.

    Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

    60

    Энергия. Механическая энергия.

    Урок изучения нового материала.

    Знать: определение механической энергии, кинетической и потенциальной.

    Уметь: вычислять потенциальную энергию, кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих потенциальной или кинетической энергией, сравнивать энергии тел.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §62

    61

    Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение энергии из одного вида в другой.

    Комбинированный урок.

    Уметь: вычислять потенциальную энергию, кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих потенциальной или кинетической энергией, сравнивать энергии тел.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    §63,64

    62

    Решение задач.

    Урок совершенствования знаний.

    Уметь: вычислять потенциальную энергию, кинетическую энергию.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    63

    Закон сохранения механической энергии.

    Комбинированный урок.

    Знать закон сохранения механической энергии.

    Уметь описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    конспект

    64

    Повторение и закрепление изученного.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Знать теорию по теме.

    Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

    Повторить §53-64

    65

    Контрольная работа

    № 6 по теме: "Работа, мощность, энергия".

    Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

    Уметь решать задачи на нахождение механической работы, мощности, КПД, энергии как кинетической, так и потенциальной.

    Проверка заданий контрольной работы.

    Повторить §53-64

    66

    Резервный урок

    67

    Резервный урок

    68

    Резервный урок

    Классификация уроков дана по цели организации занятий по М.И. Махмутову.


    4. Содержание тем учебного курса.

    Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 2 часа в неделю , 66 часов за год. 

    Тема 1. Введение – 7 часов

    Что    изучает    физика.    Физические   явления.    Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

    Фронтальная лабораторная работа

    1.   Измерение   физических   величин   с учетом   абсолютной погрешности.

    Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества – 7 часов.

    Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

    Фронтальная лабораторная работа

    2. Измерение размеров малых тел.

    Тема 3. Взаимодействие тел – 20 часов

    Механическое движение. Равномерное движение.

    Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы

    тела с помощью весов. Плотность вещества.

    Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

    Упругая деформация. Закон Гука.

    Динамометр.       Графическое      изображение      силы. Сложение      сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела.

    Трение.     Сила    трения.     Трение    скольжения,    качения,     покоя. Подшипники. Фронтальные лабораторные работы

    3.   Измерение плотности твердого тела.

    4. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

    Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов – 16  часов.

    Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

    Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

    Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

    Фронтальные лабораторные работы

    5. Измерение       выталкивающей       силы,       действующей       на погруженное в жидкость тело.

    Тема 5. Работа. Мощность. Энергия – 18  часов.

    Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

    «Золотое правило» механики. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

     Фронтальные лабораторные работы

    6.Выяснение условия равновесия рычага.

    7.Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. 

    Резервных уроков – 1

    Контрольных работ – 6

    Лабораторных работ – 7

    Демонстрации

    Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции.

    Взаимодействие тел.

    Зависимость силы упругости от деформации пружины.

    Сложение сил.

    Сила трения.

    Изменение энергии тела при совершении работы.

    Превращения механической энергии из одной формы в другую.

    Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

    Обнаружение атмосферного давления.

    Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

    Закон Паскаля.

    Гидравлический пресс.

    Закон Архимеда.

    Простые механизмы.

    5. Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения физики в 7классе ученик должен:

    знать/понимать

      смысл понятий: физическое явление, физический закон,  вещество,  взаимодействие;

    смысл физических величин: путь, скорость,  масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

     смысл  физических законов:  Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения;

    уметь

     описывать  и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел,  диффузию;

     использовать   физические   приборы   и,   измерительные   инструменты   для   измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

     представлять  результаты   измерений   с помощью   таблиц,   графиков   и   выявлять   на этой основе  эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

     выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

     приводить    примеры    практического    использования    физических    знаний   о   механических, тепловых;

     решать задачи на применение изученных физических законов;

     осуществлять самостоятельный поиск информации   естественнонаучного  содержания  с   использованием различных источников (учебных текстов,    справочных    и    научно-популярных    изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

     использовать   приобретенные   знания     и умения в практической   деятельности и   повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;  водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов;

    6. Перечень учебно-методического обеспечения.

    1. Пёрышкин, А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин.-    М.: Дрофа, 2008-2011 гг.
    2. А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2008. – 128с.
    3. Л.А. Кирик Физика 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: ИЛЕКСА, 2008. – 176 с.
    4. Книга для учителя Р.Д. Минькова «Тематическое и поурочное планирование по физике. 7 класс», Экзамен, М., 2006г.
    5. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике: 7 класс.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2006. – 304 с.- (В помощь школьному учителю)

    7. Дополнительная литература.

    1. Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат Задачи по физике для основной школы с примерами решений.7-9 классы. Под ред. В.А.Орлова. – М.: Илекса, 2008. – 416с.

    Приложение №1

    Контрольная работа №1 по теме «Введение».

    1 вариант.

    1. Дайте определение следующим физическим терминам: физическое явление, вещество, гипотеза, термин. Ответьте на вопрос: что изучает физика?

    1. Чем,  с точки зрения физики,  являются слова: длина, дом, литр, ветер, Солнце, медь, грамм, мяч, сила, электрическое поле.

    1. Определите цену деления  секундомера.

                                                                                                       

    1. Определите показания секундомера с учетом погрешности измерения.

          5.   Какая из мензурок позволяет более точно измерить объем? Почему?


    Приложение №1

    Контрольная работа №1 по теме «Введение».

    2 вариант.

    1. Дайте определение следующим физическим терминам: физическая величина, физическое тело, единица физической величины, материя.

    1. Чем,  с точки зрения физики, являются слова: человек, температура, радуга, километр, магнитное поле, резина, землетрясение, чернила, объем, карандаш.

    1. Определите цену деления термометра.

    1. Определите показания термометра с учетом погрешности измерения.

          5.   Какая из мензурок позволяет более точно измерить объем? Почему?

    Приложение №2

    Контрольная работа №2 по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»

    1 вариант.

    1. Как называются частицы, из которых состоят вещества? Приведите примеры веществ, состоящих из этих частиц.

    2. Что такое диффузия? Приведите примеры диффузии в окружающем нас мире.

    3. Какие силы действуют между частицами вещества? Когда они проявляются?

    4. Какое тело называется твердым? Назовите основное свойство твердых тел.

    5.Что такое смачивание? Приведите примеры смачивания тел в природе.

    6. Какие частицы входят в состав атома? Как образуется положительный ион?

    7. Может ли железо находиться в газообразном состоянии? Что для этого нужно сделать?

    8. Чем отличаются молекулы воды и водяного пара?

    9. Изобразите схематично атом бора (его номер в таблице Менделеева 5), поясните, какие частицы находятся в ядре.

    10. Сформулируйте три положения молекулярно-кинетической теории.

    2 вариант.

    1. Что такое молекула? Нарисуйте молекулу воды.

    2. Что такое диффузия? От чего она зависит? Как ускорить диффузию?

    3. Почему твердые тела не распадаются на отдельные молекулы? Почему между молекулами существуют промежутки?

    4. Какое тело называется газообразным? Назовите основное свойство газов.

    5. Что такое несмачивание? Приведите примеры несмачивания в природе.

    6. Какие частицы входят в состав атома? Как образуется отрицательный ион?

    7. Бывает ли ртуть газообразной? Твердой?

    8. Чем отличаются молекулы воды и льда?

    9. Изобразите схематично атом бериллия (его номер в таблице Менделеева 4), поясните, какие частицы находятся в ядре.

    10. Сформулируйте три положения молекулярно-кинетической теории.

    Контрольная работа №3 по теме: «Масса, плотность, объем».

    1 вариант.

    1. Найдите плотность вещества, если его объем 200 см3, а масса 140 г.
    2. Стальная деталь (плотность 7800кг/м3) имеет массу 780г. Определите объем детали.
    3. Определите массу медной детали (плотность 8900кг/м3), если ее объем 50 см3.
    4. Есть ли полость внутри алюминиевой детали (плотность 2700кг/м3), если ее масса 5,4 кг, а объем 0,002 м3.
    5. Длина прямоугольного бруска 15 см, ширина 5 см, толщина 2 см. Брусок выполнен из материала плотностью 2500 кг/м3. Найдите массу бруска.

    2 вариант.

    1. Найдите плотность вещества, если его объем 120 см3, а масса 240г.
    2. Стальная деталь (плотность 7800кг/м3) имеет массу 390г. Определите объем детали.
    3. Определите массу медной детали (плотность 8900кг/м3), если ее объем 500 см3.
    4. Есть ли полость внутри золотой детали (плотность 19300кг/м3), если ее масса 0,05 кг, а объем 0,000005 м3.
    5. Длина прямоугольного бруска 12 см, ширина 5 см, толщина 4 см. Брусок выполнен из материала плотностью 900 кг/м3. Найдите массу бруска.

    Дополнительное задание.

    1. Свинцовый брусок массой 1,5 кг имеет длину 10 см, ширину 6 см. Какова его толщина?

    Плотность свинца 11300 кг/м3.

    1. Сплав изготовлен из меди объемом 0,4 м3 и цинка массой 710 кг. Какова плотность сплава? Плотность  меди 8900кг/м3, плотность цинка 7100 кг/м3.

    7 класс

    Контрольная работа №4 по теме: «Силы».

    1 вариант.

    1. С какой силой притягивается к земле тело массой 200 граммов?

    2. На какую длину увеличится пружина жесткостью 200 Н/м, если возникшая в ней сила упругости равна 20 Н?

    3. Какова масса тела весом 4 Н?

    4. Найдите коэффициент трения скольжения дерева по дереву, если сила трения равна 40 Н, а нормальная реакция опоры 80Н.

    5. На тело действуют три силы, направленные вдоль одной прямой: 2 Н, 4Н, 7Н. Какой может быть равнодействующая этих сил. Сделайте рисунки для каждого возможного случая.

    2 вариант.

    1. С какой силой притягивается к земле тело массой 50 граммов?

    2. На какую длину увеличится пружина жесткостью 300 Н/м, если возникшая в ней сила упругости равна 3 Н?

    3. Какова масса тела весом 8 Н?

    4. Найдите коэффициент трения скольжения стали о сталь, если сила трения равна 40 Н, а нормальная реакция опоры 200Н.

    5. На тело действуют три силы, направленные вдоль одной прямой: 3 Н, 5Н, 8Н. Какой может быть равнодействующая этих сил. Сделайте рисунки для каждого возможного случая.

    Дополнительное задание.

    1. Чему равна плотность тела, объем которого 1000 дм3, а сила притяжения к Земле 10кН?
    2. Автомобиль, масса которого 1,2 т, двигаясь равномерно по дороге, развивает силу тяги, равную 0,03 его веса. Чему равна сила трения?

    Контрольная работа №5 по теме: «Давление».

    1вариант.

    1. Какое давление оказывает на грунт лопата, если ее площадь опоры 1 см2, а человек давит на нее с силой 600 Н?

    2. Чему равна масса дивана, если его площадь опоры составляет 0.4 м2, а давление 4000 Па?

    3. Найдите площадь паруса, на который ветер давит 2000 Па, с силой 100 кН.

    4. Чему равно давление воды в море на глубине 200 м? Плотность морской воды 1030 кг/м3.

    5. С какой силой нефть давит на пробку площадью 4см2, которая находится на глубине 1.5м в цистерне? Плотность нефти 800 кг/м3.

    2 вариант.

    1. Какое давление оказывает на пол шкаф, если его площадь опоры 1 м2, а сила давления

    500 Н?

    2. Чему равна масса мальчика, если он стоит на лыжах длиной 1.5 м и шириной 8 см каждая и давит на снег 2083 Па?

    3. Найдите площадь крыши, на которую снег давит 1 кПа с силой 40 кН.

    4. На какой глубине давление воды в море равно 824 кПа? Плотность морской  воды 1030 кг/м3.

    5. С какой силой вода давит на дно вазы площадью 20 см2, если в вазе высота воды составляет 40 см, а плотность воды 1000 кг/м3.  

    Дополнительное задание.

    1. Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в нем образуется отверстие. Если выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится на мелкие части. Объясните наблюдаемое явление.
    2. Шкаф массой 100 кг стоит на 4 ножках, след каждой из которых имеет форму квадрата. Чему равна сторона этого квадрата, если шкаф оказывает на пол давление 150 кПа?



    Предварительный просмотр:

    Контрольная работа №1

    1. Дайте определения всем изученным понятиям:

    физическое явление, физическая величина, единица физической величины, физическое тело, вещество, гипотеза, термин, что значит, измерить физическую величину, что изучает физика, цена деления измерительного прибора, материя.

    1. Определите, что, с точки зрения физики,  означают слова. Например,

          керосин- вещество,

          сантиметр – единица физической величины,

          Луна – физическое тело и т.д.

    1.  Определите цену деления измерительного прибора.

    Перед нами мензурка – измерительный цилиндр. Чтобы определить цену деления мензурки нужно найти на шкале два ближайших подписанных штриха, например 20 мл и 40 мл. Вычесть из большего меньшее: 40мл – 20 мл=20мл. Затем, посчитать количество промежутков между ними, у нас их 2. Разделить разность на количество промежутков: 20мл: 2 = 10мл – это и есть цена деления.

    Повторите правило нахождения цены деления. Потренируйтесь на динамометре и вольтметре.

    Ответ: 0,5 Н

        Ответ: 5 В

             4. Вспомните, как записать  результат измерения с учетом погрешности.

    Погрешность равна половине цены деления. Значит, погрешность измерения мензуркой (см. пункт 3) равна 5 мл. Вода налита до 70 мл. Ответ: V=70мл 5 мл.

    5. Как выбрать, какой прибор проводит измерение более точно?

    Более точным является прибор, у которого цена деления меньше. Поэтому нужно определить цену деления приборов, а затем выбрать тот, у которого цена деления меньше.

    Контрольная работа №2 проверяет теоретические знания по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

    Необходимо повторить:

    1. Понятия и определение атома, молекулы.
    2. Строение атома.
    3. Образование ионов.
    4. Определение диффузии. Зависимость диффузии от температуры и агрегатного состояния вещества.
    5. Силы притяжения и отталкивания между молекулами. Когда проявляются силы отталкивания, когда притяжения.
    6. Строение газов. Основное свойство газов.
    7. Строение жидкостей. Основное свойство жидкостей.
    8. Строение твердых тел. Основное свойство твердых тел.
    9. Умение изображать атом любого химического элемента, если указан его порядковый номер и атомная масса.
    10. Явления смачивания и несмачивания. Уметь приводить примеры этих явлений.
    11. Знать три положения молекулярно-кинетической теории.

    Контрольная работа №3

    1. Повторите перевод единиц в систему СИ.

    длина должна быть  измерена в м,

    масса должна быть измерена в кг,

    объем - в м3,

    плотность может быть и в кг/м3 , и в г/см3.

    1см=0,01м

    1 г = 0,001 кг

    1см3= 0,000001 м3

    1л = 0,001 м3.

    2. Чему равна плотность тела массой 500 г и объемом 0,005 м3? Подсказка: необходимо перевести в СИ массу тела. Ответ:100 кг/м3.

    3. Чему равен объем  200г подсолнечного масла? Подсказка: плотность подсолнечного масла берется из таблицы - это справочное данное. Ответ: 0,000215 м3.

    4. Чему равна масса 2л бензина? Подсказка: плотность бензина берется из таблицы - это справочное данное. Литры необходимо перевести в м3. Ответ: 1,42 кг.

    5. Из какого металла изготовлена деталь, если ее масса 3,9 кг, а объем 500 см3. Подсказка: переведите объем в СИ, или массу в г. Определив плотность, вы определите вещество по таблице плотностей. Ответ: деталь изготовлена из стали.

    6. Размеры мраморной плиты 2 м, 30см, 10см. Чему равна ее масса? Подсказка: объем прямоугольного параллелепипеда находится по формуле V=abc, плотность мрамора берется из таблицы. Длины должны быть переведены в м. Ответ: 162 кг.

    7. Сплошная деталь или полая? Медный шар объемом 120 см3 имеет массу 0,85 кг. Сплошной этот шар или имеет полость внутри? Подсказка: найдите плотность шара по приведенным данным и сравните с табличной плотностью. Ответ:  шар полый.

    Контрольная работа №4

    1. С какой силой притягивается к земле тело массой 20 граммов? Ответ: 0,2Н

    2. Найдите удлинение пружины жесткостью 5 кН/м, если возникшая в ней сила упругости равна 10 Н? Ответ: 0,002м

    3. Какова масса тела весом 3 Н? Ответ: 0,3 кг

    4. Найдите коэффициент трения скольжения дерева по дереву, если сила трения равна 4 Н, а нормальная реакция опоры 8Н. Ответ: 0,2. Напомню, что коэффициент трения скольжения не имеет размерности.

    5. На тело действуют три силы, направленные вдоль одной прямой: 3 Н, 12Н, 7Н. Какой может быть равнодействующая этих сил. Сделайте рисунки для каждого возможного случая. Подсказка: возможно 4 случая, в которых  равнодействующая отличается по величине.

    Контрольная работа №5

    1. Перевод единиц в СИ.

    Повтори приставки: к- кило-1000, м-милли-0,001, с-санти-0,01.

    Если приставка в квадрате, то она возводится в квадрат, например,

    40 см2=40*(0,01)2м2=0,004м2

    2. Реши задачи и правильно оформи решение.

    1. Какое давление оказывает на пол человек весом 800 Н, если площадь опоры его подошв равна 40 см2? Ответ:200000Па

    1. Какое давление оказывает на лед конькобежец массой 60 кг, если ширина лезвия конька 4 мм, а длина лезвия, соприкасающегося со льдом, 30 см? Подсказка: человек стоит на двух ногах, поэтому площадь одного конька нужно умножить на 2. Ответ:250000Па

    1. Чему равна площадь опоры чемодана на пол, если его масса 20 кг, а давление на пол 10кПа? Ответ:0,02м2

    1. С какой силой человек должен открывать люк подводной лодки на глубине 100 м, если площадь люка 0,2 м2? Ответ:206000Н

    1. На какой глубине давление воды равно 200кПа? Вода пресная. Ответ:20м

    Дополнительные задачи.

    1. На столе стоит сплошной медный куб. Какова масса куба, если он оказывает на стол давление 8 кПа? Ответ: 6,46 кг

    1. Коробок в форме куба заполнен водой. Определите давление воды на дно коробка, если масса воды в нем равна 64 г. Ответ: 400 Па.

    Контрольная работа №6.

    1. Какую работу нужно совершить для того, чтобы поднять груз массой 200 г на высоту 50 см? Ответ: 1 Дж

    1. Двигатель комнатного вентилятора за 10 минут совершил работу 21 кДж. Чему равна мощность двигателя?  Ответ: 35 Вт

    1. При равномерном подъеме из шахты бадьи, нагруженной     углем, была совершена работа 4800 кДж. Какова глубина шахты, если масса бадьи с углем 8т? Ответ: 60м

    1. Тепловоз, двигаясь со средней скоростью 54 км/час, развивает силу тяги 400кН. Какую мощность имеет двигатель тепловоза? Ответ: 6МВт

    1. При помощи рычага, КПД которого 80%, подняли груз массой 120 кг на высоту 40 см. На какое расстояние опустилось длинное плечо рычага, если к нему была приложена сила 500Н?

       Ответ: 1,2 м


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

    Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

    Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

    Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

    Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

    Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

    рабочая программа история 10 класс базовый уровень

    рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

    Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

    Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...