Рабочая программа по физике 8 класс (базовый уровень)
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Рабочая программа разработана на 68 учебных часов. Содержит перечень демонстраций к каждому уроку и примерное домашнее задание по каждому уроку. Предлагается проводить 4 контрольные работы, демоверсии контрольных работ представлены отдельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для успешного решения контрольной работы  №1

1) необходимо выучить формулу Q = mc(t2-t1), т.е. знать, какую величину обозначает каждая буква, в чем измеряется каждая физическая величина, уметь выводить из данной формулы m, c, t2, t1, Δt.

2) Помнить, что если тепло выделяется, то Q<0, если потребляется, то Q>0.

3) Помнить, что по данной формуле существует три типа задач:

  • нагревается (охлаждается) одно тело – используются формулы

Q = mc(t2-t1),      m = ,      с = ,      Δt = ,       t2= + t1,       t1= t2 - .

  • нагревается (охлаждается)  сразу несколько тел (как правило, от одного источника тепла). Пример, вода в кастрюле. Необходимо найти суммарное количество тепла.

QΣ = Q1+ Q2+ …+ QN, где Q1= m1c1(t21-t11),

                                            Q2= m2c2(t22-t12), и т. д.

  • одно тело охлаждается и своим теплом нагревает другое. Такие задачи решаются составлением уравнения теплового баланса: Q1+ Q2+ …+ QN = 0, где

Q1= m1c1(t-t11), Q2= m2c2(t-t12), и т. д. Обратите внимание, конечная температура всех тел будет одинаковой.

4) выучить формулу Q = qm т.е. знать, какую величину обозначает каждая буква, в чем измеряется каждая физическая величина, уметь выводить из данной формулы m,q.

Потренируйтесь в решении задач.

  1. Вычислите количество теплоты, необходимое для повышения температуры стальной заготовки на 2000С. Ее масса 35 кг, cст=460 . Ответ:3,22МДж.
  2. Трехлитровая стеклянная банка массой 200г с горячей водой, температура которой 900 С, остывает до 200 С. Считая температуру банки равной температуре воды, рассчитайте какое количество теплоты выделится? cстекла=800 , cв=4200 .

Ответ: - 893200 Дж

  1. Для нагревания свинцового шара на 200 С   израсходовано 1400 Дж энергии. Какова масса шара? cсв=140 .Ответ: 0,5 кг.
  2. В костре сожгли 15 кг сухих дров. Какое количество теплоты получили при этом тела, находящиеся вокруг костра? Самостоятельно найдите в таблице удельную теплоту сгорания дров и решите задачу, используя формулу Q = qm.
  3. Вода массой 150г, имеет температуру 120С. Найдите температуру, которая установится, если в воду опустить стальную гирю массой 0,5 кг, нагретую до 100 0С. Теплообменом с окружающей средой пренебречь. Удельные теплоемкости возьмите из данных для предыдущих задач. Подсказка – перед нами задача третьего типа. Ответ: 35,50С.

Для успешного решения контрольной работы  №2

  1. необходимо повторить  формулы Q = mc(t2-t1) и  Q = qm т.е.вспомнить, какую величину обозначает каждая буква, в чем измеряется каждая физическая величина, уметь выводить из данной формулы m, c, t2, t1, Δt, q.
  2. выучить формулы фазовых переходов:

1. Q=λm – плавление, Q= - λm –кристаллизация. Внимание! Применять данные формулы можно, если тело находится при температуре плавления (кристаллизации). Если тело имеет другую температуру, то для его плавления (кристаллизации), тело нужно либо нагреть, либо охладить, т.е. сначала использовать формулу Q = mc(tпл.-t1). Найти нужно QΣ = Qнагрева+ Qплавления

                                                                                                                                     QΣ = Qохлаждения+ Qкристаллизации

Не забываем, что тепло при охлаждении и при кристаллизации будет отрицательным.

2. Q=Lm – кипение, Q= - Lm –конденсация. Внимание! Применять данные формулы можно, если тело находится при температуре кипения (конденсации). Если тело имеет другую температуру, то для его кипения (конденсации) тело нужно либо нагреть, либо охладить, т.е. сначала использовать формулу

Qнагрева = mc(tпл.-t1). Найти нужно QΣ = Qнагрева+ Qкипения

                                                                                      QΣ = Qохлаждения+ Qконденсации

Не забываем, что тепло при охлаждении и при конденсации будет отрицательным.

Потренируйтесь в решении задач.

  1. Постройте график и опишите формулами процессы. Кислород взят при температуре -2300С, конечная температура 200С.
  2. Какое количество тепла выделиться при кристаллизации 20г спирта, взятого при температуре кристаллизации?
  3. Какое количество тепла выделится при охлаждении и кристаллизации 200 г спирта, взятого при температуре -140С?
  4. Какое количества тепла необходимо, чтобы расплавить 500г льда, взятого при 00С?
  5. Какое количества тепла необходимо, чтобы расплавить 500г льда, взятого

при -200С?

Ответы:

1. Выпишем из справочных таблиц температуры плавления и кипения кислорода. Проверим, попадают ли они в указанный температурный интервал. Начертим график зависимости температуры от времени. tплавления = -2190С, tкипения = -1830С

            t,0C

20

                                                                                           t, мин

                                                                       5

                                            4

-183

                               3                                      

-219                                2

            1

      -230  

1. Q1 = mc(-2190С-(-2300С)).

2. Q2=λm

3. Q3 = mc(-1830С-(-2190С)).

4. Q4=Lm

5. Q5 = mc(200С-(-1830С)).

№2. Дано:                Решение:

m = 0,02 кг               спирт находится при температуре кипения, значит он сразу

t = 780 C                   будет кипеть Q=Lm

L=0,9 ∙ 106 Дж/кг      Ответ: 18000 Дж

Q-?

№3. Дано:                Решение: QΣ = Qохлаждения+ Qкристаллизации 

m = 0,2 кг                 спирт находится при температуре выше,  чем его температура

tк = -1140 C               кристаллизации, поэтому его сначала нужно  охладить до tк = -1140 C              

с=2,5 ∙ 103 Дж/кг      Qохлаждения= mc(tк.-t1)= -50000 Дж

λ=105 кДж/кг            Затем лед будет кристаллизоваться.                                

t1 = -140 C                  Qкристаллизации= - λm= -21000 Дж

                                   QΣ = - 71000 Дж

QΣ-?                            Ответ: выделится 71 кДж тепла

№4. Дано:                Решение:

m = 0,5 кг                 лед находится при температуре плавления, значит он сразу

t = 00 C                      будет плавиться Q=λm

λ=3,3 ∙ 105 Дж/кг      Ответ: 1,65∙ 105 Дж

Q-?

№5. Дано:                Решение: QΣ = Qнагрева+ Qплавления

m = 0,5 кг                 Лед находится при температуре ниже, чем температура его

tпл = 00 C                   плавления, значит, сначала его нужно нагреть до температуры

t = -20 0 C                  плавления Qнагрева = mc(tпл.-t1).

λ=3,3 ∙ 105 Дж/кг      Затем, лед будет плавиться Qплавления=λm

с = 2100           Ответ: 186 кДж

QΣ -?

Контрольная работа №3

1. Пять резисторов соединены так, как показано на рисунке. Определите общее сопротивление цепи, если R1= 1 Ом, R2= 1 Ом, R3= 10 Ом, R4= 8 Ом, R5= 1 Ом.

                   R1                             R2                     

                                                           

                                                                 

                                       R3

                                                               R4

     

                                                 R5

Решение. Применим метод последовательного упрощения. Рассмотрим схему и поймем, что R2 , R4, R5 соединены последовательно.   R245 =   R2 + R4+ R5 =10 Ом. Перерисуем схему с учетом нового сопротивления R245

Снова рассмотрим схему. Сопротивления R245 и R3 соединены параллельно.

= = 0,2    1/ Ом       R2345 =5 Ом.

Перерисуем схему с учетом нового сопротивления R2345. Рассмотрим схему. Сопротивления R2345 и R1  соединены последовательно. Итак, общее сопротивление цепи равно 6 Ом.

               

2. В схеме, указанной на рисунке, найдите распределение сил токов и напряжений.

                         R1                             R2                     

                 А                                                    

                                                                 

         Uав = 24 В            R3

                                                               R4

           В

                                                 R5

Решение. Найдем на схеме участок, на котором из 3-х величин, входящих в состав закона Ома, известно две. Таким участком является вся схема. Uав = 24 В, Rобщ= 6 Ом.

I1= = 4А    

 U1 =  I1 R1= 4В  

Известно, что сопротивления R245 и R3 соединены параллельно, поэтому ток I1, дойдя до узла делится на два: I3 и I2= I4= I5. Сопротивления R245 и R3 равны, значит токи поделятся поровну, по 2 А.

U3 =  I3 R3= 20 В,     U2 =  I2 R2= 2В,      U4 =  I4 R4= 16В,   U5 =  I5 R5= 2В

3. Пылесос имеет мощность 2 кВт. Его  используют каждый день по 30 минут. Какое количество тепла выделит двигатель пылесоса за день? Сколько стоит использование пылесоса в сентябре? Тариф 4, 12 рубля за 1 кВт∙час.

Q = P∙t= 2000Вт∙1800с= 3,6 МДж

Ст= тариф∙A(кВт∙час)=4,12 р∙2кВт∙0,5ч∙30дней=123,6 руб.

Для успешного решения контрольной работы  №4 необходимо повторить:

  1. Закон прямолинейного распространения света.
  2. Закон отражения.
  3. Закон преломления
  4. Правила построения изображений в плоском зеркале
  5. Правила построения изображений в тонких линзах.
  6. Формулу тонкой линзы  и формулу оптической силы линзы.

Потренируйтесь в решении задач.

1. В солнечный день длина тени от дерева высотой 8 м составляет 10м. Какой длины будет тень у человека, если его рост 1,8 м? Ответ: 2,25 м

2. Лучи, идущие от Солнца составляют с горизонтом угол 300. Как, под каким углом к горизонту,  нужно расположить плоское зеркало, чтобы Луи Солнца отразившись , пошли горизонтально? Сделайте рисунок. Ответ: 150 или 750.

3. Чему равен показатель преломления стекла, если при угле падения  луча 600 из воздуха угол преломления составляет 350. Подсказка: воспользуйтесь таблицей Брадиса для нахождения синусов углов. Ответ: 1,5

4. Предмет находится на расстоянии 1,5 м от линзы с оптической силой 2 дптр. На каком расстоянии от линзы находится изображение предмета? Ответ:0,75 м.

5. Постройте изображение предмета в тонкой собирающей линзе, если предмет находится за двойным фокусом. Дайте характеристику полученному изображению.



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1376 с углубленным изучением естественных наук

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Жулиной Ольги Евгеньевны

учителя физики,

по учебному курсу «Физика»

8 класс      (базовый уровень)

2014/2015 учебный год

2. Пояснительная записка

        Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии воспитания, обучения и развития учащихся,  средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

         За основу взята авторская программа  А.В. Перышкина из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

        Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях; физических величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

        Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Демонстрации

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Тема 1. Тепловые явления – 13 часов

1

Тепловое движение. Температура.

Урок изучения нового материала.

Знать понятия: тепловое движение молекулы,  температура, основные характеристики тепловых процессов.

Медицинский, уличный, комнатный термометры, термопары. Видео: история создания термометра.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§1, сам. работа №1 средний и дост. уровень устно.

2

Внутренняя энергия.

Комбинированный урок.

Знать понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.

Эксперименты по падению предметов на пол, измерение температуры предметов после деформации.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§2, сам. работа №2 дост. уровень устно.

3

Способы изменения внутренней энергии.

Комбинированный урок.

Знать способы изменения внутренней энергии.

Опыт по нагреванию жидкости в латунной трубке, опыт по выдавливанию пробки из сосуда при помощи воздушного насоса.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§3, сам. работа №3 средний уровень №1-6 письменно.

4

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

Комбинированный урок.

Знать: виды теплообмена.

Уметь  объяснять тепловые явления на основании молекулярно-кинетической теории.

Перемещение тепла по спицам из различных металлов, нагрев жидкости сверху, нагрев воздуха в пробирке.

Вопросы и задания после §.

§4

5

Конвекция. Излучение. Примеры теплопроводности в природе и технике.

Комбинированный урок.

Знать  виды теплообмена и их роль в природе и технике.

Уметь приводить примеры использования видов теплообмена в различных областях человеческой деятельности.

Работа термоса, вращение вертушки над горящей лампой, нагревание медного купороса в колбе, рисунки, слайды, таблицы по примерам теплопередачи в природе и технике.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§5,6 упр.2, упр.3, §1 с.178, §2с.181 для дополнительного чтения.

6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

Удельная теплоемкость вещества.

Комбинированный урок.

Знать понятия: количество теплоты.

Знать связь количества теплоты с внутренней энергией, первый закон термодинамики как закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Уметь объяснять физический смысл удельной теплоемкости.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§7,8, сам. работа №5 дост. уровень а) устно.

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяющегося при охлаждении.

Комбинированный урок.

Знать определение способа расчета количества теплоты при теплообмене тел.

Уметь выводить рабочие формулы, использующиеся при решении задач, определять типы задач и применять к ним определенные способы решения.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§9, сам. работа №5 средний уровень №4-8 письменно.

8

Решение задач на расчет количества теплоты выделяющегося при охлаждении тела и необходимого для его нагрева.

Урок совершенствования знаний.

Уметь определять тип задачи и применять к ней соответствующий способ решения.

Самостоятельная работа №1.

Повторить формулы, сам. работа №5 №3б-5б дост. уровень.

9

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива

Комбинированный урок.

Знать понятия:  энергия топлива.

Знать физические основы горения веществ.

Понимать  физическую суть удельной теплоты сгорания топлива.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§10, сам. работа №6 №2,5 сред. уровень, №1а),б),№3а),б) дост. уровень, №3 высокий уровень письменно.

10

Закон сохранения внутренней энергии. Использование энергии Солнца на Земле.

Комбинированный урок.

Знать физическое содержание закона сохранения энергии для тепловых процессов,  уравнение теплового баланса, понятие теплоизолированной системы.

Понимать назначение и принцип работы  калориметра.

Смешивание холодной и горячей воды в термосе, в калориметре.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§11, §2с.181, сам. работа №7 средний уровень устно. Сам. работа №7 №1,3 дост. уровень, №1 высокий уровень письменно.

11

Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

Приобретение практических навыков в работе с физическим оборудованием.

Понимание времени переходного процесса.

Уметь применять теоретические навыки на практике, делать выводы.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

Сам. работа №5 6б, 7б, 8б дост. уровень письменно

12

Повторение и закрепление изученного материала. Решение задач.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать все физические величины, изученные в данной теме.

Уметь решать качественные, расчетные, графические задачи.

Самостоятельная работа №2.

Сам. работа №6 №5б,6б дост. уровень письменно.

13

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Знать все физические величины, изученные в данной теме, их формулы и единицы измерения.

Уметь переводить единицы в СИ, решать качественные, расчетные, графические задачи.

Проверка заданий контрольной работы.

Повторить §1-11.

Выполнить тест №1

Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества – 13 часов

14

Агрегатные состояния вещества. Фазовый переход.

Урок изучения нового материала.

Знать физические особенности в строении и свойствах различных веществ.

Модели кристаллических решеток; наблюдение за процессами испарения, плавления и кристаллизации; набор кристаллических и аморфных тел.

Вопросы и задания после §.

§12

15

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Аморфные тела.

Комбинированный урок.

Понимать суть таких тепловых явлений, как плавление и кристаллизация.

Знать особенности в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкое и обратно.

Исследование зависимости температуры смеси «лед-вода» от времени при плавлении; наблюдение за процессами плавления и кристаллизации твердых тел.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§13,14, §3 с.183, прикрепленный файл №1, сам. работа №10 №4,5 сред. уровень письменно.

16

Удельная теплота плавления.

Комбинированный урок.

Уметь определять способ расчета количества теплоты в изучаемых процессах.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§15, сам. работа №9 №1а)б)-3а)б) дост. уровень письменно.

17

Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Комбинированный урок.

Знать: особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот;  энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации.

Охлаждение жидкости при испарении; зависимость скорости испарения от площади свободной поверхности жидкости, от температуры, от обдува, от рода жидкости; устройство и работа психрометра.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§16,17, сам. работа №9 №5а),б), №6а),б) дост. уровень;  сам. работа №10 №2,5 дост. уровень письменно.

18

Кипение. Удельная теплота парообразования.

Комбинированный урок.

Знать явление кипения и его отличия от испарения, физические основы кипения.

Уметь объяснять процесс кипения на основании молекулярно-кинетической теории; определять способы расчета тепла в изучаемых процессах.

Наблюдение процесса нагревания и кипения воды в стеклянной колбе; кипение воды при повышенном и пониженном давлении.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§18, §20, сам. работа №8 сред. уровень устно,  №1а),б), №2а),б) дост. уровень; сам. работа №10 №1 дост. уровень письменно.

19

Повторение и закрепление изученного. Решение задач.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь решать качественные, расчетные и графические задания по теме.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

Прикрепленный файл №2, повторить формулы, подготовиться к контрольной работе.

20

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Уметь решать качественные, расчетные и графические задания по теме.

Проверка заданий контрольной работы.

Повторить параграфы 12-20.

Выполнить тест №2

21

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Урок изучения нового материала.

Знать устройство и принцип действия гигрометра конденсационного, гигрометра волосяного,  психрометра.

Уметь определять влажность воздуха по психрометру гигрометрическому.

Работа гигрометра конденсационного, гигрометра волосяного,  психрометра.

Вопросы и задания после §.

§19, найти в Интернете психрометрическую таблицу, таблицу зависимости давления насыщенного пара от температуры.

22

Решение задач.

Лабораторная работа №2 «Определение влажности воздуха».

Урок совершенствования знаний.

Уметь решать задачи на определение абсолютной и относительной влажности воздуха.

Уметь находить влажность воздуха по точке росы. Уметь решать качественные задачи на влажность воздуха.

Уметь определять влажность воздуха по психрометру гигрометрическому.

Вопросы и задания после §.

Прикрепленный файл №3.

23

Работа пара и газа при расширении. КПД теплового двигателя.

Комбинированный урок.

Знать понятие тепловой двигатель, виды тепловых двигателей, формулу кпд теплового двигателя.

Работа пара и газа при расширении.

Вопросы и задания после §.

§21, §24, прикрепленный файл №4.

24

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

Комбинированный урок.

Знать применение закона сохранения энергии в тепловых двигателях, устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

Демонстрация модели двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины. Выполнение работы при сгорании воздушно-бензиновой смеси.

Вопросы и задания после §.

Сделать доклады и презентации, §22,23.

25

Повторение и закрепление изученного. Решение задач.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь рассчитывать кпд тепловых машин.

Уметь решать качественные, расчетные и графические задания по теме.

Вопросы и задания после §.

Повторить параграфы 12-25.

26

Диагностическая работа

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Уметь применить знание теории к решению тестовых заданий.

Проверка заданий диагностической работы.

Повторить параграфы 12-25.

Тема 3. Электрические явления – 27 часов

27

Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Урок изучения нового материала.

Знать два рода зарядов, понятие электризации, взаимодействие заряженных тел.

Электризация различных тел, два рода электрических зарядов, взаимодействие наэлектризованных тел.

Вопросы и задания после §.

§25,26

28

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

Комбинированный урок.

Знать устройство принцип действия электрометра и электроскопа, понятие проводники и непроводники электричества. Уметь приводить примеры проводников и диэлектриков.

Знать понятие электрическое поле, его основную характеристику.

Устройство и принцип действия электроскопа; проводники и непроводники электричества; обнаружение поля заряженного шара.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§27,28. Сам. работа №13 начальный уровень устно, сред. уровень письменно.

29

Делимость электрического заряда. Электрон.

Комбинированный урок.

Знать основные свойства электрического заряда, понятие дискретность.

Делимость электрического заряда; перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный с помощью пробного шарика; опыт Иоффе – Милликена.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§29, выучить конспект урока, сам. работа №13 дост. уровень без №3б письменно.

30

Строение атома.

Комбинированный урок.

Знать основные модели строения атома: «кекс» Томсона, планетарную модель Резерфорда.

Таблицы со схемой опыта Резерфорда, таблица Менделеева.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§30, выучить конспект урока, сам. работа №12, начальный уровень устно, средний уровень письменно. Принести таблицу Менделеева.

31

Объяснение электрических явлений.

Комбинированный урок.

Знать основные виды электризации: трением, электропроводностью, облучением, влиянием.

Электризация шарика электроскопа в электрическом поле; электризация двух электроскопов в электрическом поле заряженного тела.

Вопросы и упражнения после §.

§31, сам. работа №12 дост. уровень устно.

32

Электрический ток. Источники электрического тока.

Комбинированный урок.

Знать физическую природу электрического тока, условия существование в цепи электрического тока.

Знать носителей тока в металлах, электролитах, газах.

Действие электрического тока в проводнике на магнитную стрелку; источники тока.

Самостоятельная работа №3

§32

33

Электрическая цепь и ее составные части.

Комбинированный урок.

Знать из каких основных частей состоит электрическая цепь, назначение каждой части.

Уметь собирать простейшие электрические цепи.

Сборка простейших электрических цепей.

Вопросы и упражнения после §.

§33, упр. 13 письменно.

34

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

Комбинированный урок.

Знать, чем создается электрический ток в металлах, 4 действия электрического тока, направление электрического тока.

Нагревание  провода электрическим током, выделение меди при электролизе CuSO4; действие катушки с током на магнитную стрелку; свечение неоновой лампочки.

Вопросы и упражнения после §.

§34, 35, 36

35

Сила тока. Измерение силы тока.

Комбинированный урок.

Знать физическую величину: сила тока, единицу измерения силы тока, прибор для измерения силы тока, правило его включения в электрическую цепь.

Взаимодействие параллельных проводников при замыкании цепи.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§37,38, повторить правило нахождения цены деления, сам. работа №14 №1-6 дост уровень письменно. Подготовиться к лаб. работе с.171

36

Лабораторная работа № 3 по теме: «Сборка последовательной электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках».

Уметь собирать электрическую цепь, включать в нее амперметр, измерять силу тока.

Знать, что сила тока одинакова на всех участках последовательно соединенной цепи.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

Сам. работа №14 высокий уровень, письменно.

37

Электрическое напряжение. Измерение напряжения.

Комбинированный урок.

Знать физическую величину: напряжение, единицу измерения напряжения, прибор для измерения напряжения, правило его включения.

Электрическая  схема с лампочками от карманного фонаря и осветительной сети, измерение напряжения вольтметром.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§39-41, сам. работа №15 начальный уровень устно, средний письменно.

38

Лабораторная работа №4 по теме: «Сборка параллельной электрической цепи  и измерение напряжения на ее различных участках».

Уметь собирать электрическую цепь, включать в нее вольтметр, измерять напряжение.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

Сам. работа №15 высокий уровень письменно.

39

Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Расчет сопротивления проводника.

Комбинированный урок.

Знать физическую величину электрическое сопротивление, единицы измерения.

Понимать физическую природу сопротивления. Уметь определять сопротивление проводника заданных размеров.

Электрический ток в различных металлических проводниках. Зависимость сопротивления от длины, площади поперечного сечения, материала проводника.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§43, 45, сам. работа №16 №4-6 сред. уровень, №1б,2б дост. уровень письменно.

40

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Комбинированный урок.

Знать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи. Знать формулу и формулировку закона Ома.

Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении, зависимость силы тока от сопротивления при постоянном напряжении.

Самостоятельная работа№4.

§42,44, сам. работа №17 средний уровень

41

Решение задач на закон Ома для однородного участка цепи.

Урок совершенствования знаний.

Знать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи. Знать формулу и формулировку закона Ома. Уметь применять закон Ома для нахождения силы тока, напряжения и сопротивления. Уметь решать комбинированные задачи на закон Ома и удельное сопротивление.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§46, сам. работа №17 №3-8 высокий уровень письменно. Подготовиться к лаб. работе с.174

42

Лабораторная работа №5 «Определение величины сопротивления проволочного резистора».

Уметь определять сопротивление проволочного резистора с помощью амперметра и вольтметра.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

§43

43

 Последовательное соединение проводников.

Комбинированный урок.

Знать закономерности, которые существуют в последовательно соединенных цепях.

Цепь с последовательно соединенными лампочками, постоянство силы тока на отдельных участках цепи, напряжение на отдельных участках цепи.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§48, сам. работа №18 №5,6 средний уровень, №1-3 дост. уровень.

44

Параллельное сопротивление проводников.

Комбинированный урок.

Знать закономерности, которые существуют в параллельно соединенных цепях.

Цепь с параллельно соединенными лампочками, сила тока на отдельных участках цепи, постоянство напряжения на отдельных участках цепи.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§49, сам. работа №19, №3-5 средний уровень, №5,6 дост. уровень.

45

Смешанное соединение проводников. Расчет сопротивления.

Урок совершенствования знаний.

Уметь применять правила последовательного и параллельного соединений для нахождения суммарного соединения сложных схем.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

Сам. работа №21 №5,6 дост. уровень

46

Смешанное соединение проводников. Расчет сложных схем.

Комбинированный урок.

Уметь применять правила последовательного и параллельного соединений для нахождения распределений сил токов, напряжений.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

Повторить правила последовательного и параллельного соединения проводников, закон Ома. Сам. работа №21 №5,6 дост. уровень

47

Работа и мощность электрического тока. Единицы работы, применяемые на практике.

Урок изучения нового материала.

Знать характер зависимости между энергией, выделяемой на участке цепи, электрическим током и сопротивлением этого участка. Уметь рассчитывать стоимость электроэнергии.

Механическая работа электрического тока, измерение мощности в электрической цепи при помощи амперметра и вольтметра. Одно тарифные и много тарифные счетчики электроэнергии.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§50,51, 52. Сам. работа №22 №1-3 средний уровень, №1б-3б дост. уровень, №5 высокий уровень.

48

Нагревание проводника электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. Электрические нагревательные приборы.

Комбинированный урок.

Знать формулу и формулировку закона

Джоуля – Ленца.

Уметь решать задачи на закон Джоуля – Ленца.

Знать устройство и принцип действия нагревательных приборов.

Нагревание проводников из разных веществ электрическим током.

Устройство и принцип действия нагревательных приборов.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§53, 54, подготовиться к лабораторной работе с.175

Сам. работа №23 №1-3 сред. ур., №4,5 дост. уровень

49

Лабораторная работа №6 «Определение мощности лампы накаливания».

Урок совершенствования знаний.

Уметь находить мощность лампы накаливания с помощью вольтметра и амперметра, определять количество тепла, выделяющееся в нагревательном приборе.

Проверка правильности оформления лабораторной работы.

Сам. работа №22 №5,6 дост. уровень и а, и б., сам. работа №23 №1 высокий уровень

50

Короткое замыкание. Предохранители. Решение задач.

Комбинированный урок.

Знать причины перегрузки электрической цепи и причины короткого замыкания.

Уметь решать задачи на последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников.

Уметь решать задачи на закон Джоуля – Ленца, работу электрического тока, стоимость электрической энергии.

Устройство и принцип действия предохранителей.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§55

51

Повторение и закрепление изученного.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь решать задачи на последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Рассчитывать тепловые потери в проводнике, стоимость электрической энергии.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

Повторить §§48-55

52

Контрольная работа № 3 по теме:

«Законы постоянного тока».

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Уметь решать задачи на последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Рассчитывать тепловые потери в проводнике, стоимость электрической энергии.

Проверка заданий контрольной работы.

§47. Выполнить тест №3

Подготовиться к лабораторной работе с.173

53

Реостат. Лабораторная работа №7 «Определение зависимости силы тока от напряжения».

Урок совершенствования знаний.

Уметь пользоваться реостатом для изменения силы тока и напряжения в цепи, строить график зависимости силы тока от напряжения на проволочном сопротивлении или выражать данную зависимость в виде таблицы.

Различные виды реостатов.

Проверка правильности оформления лабораторной работы.

§47

Тема 4. Электромагнитные явления –4часа.

54

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Урок изучения нового материала.

Иметь представление о магнитном поле как особом виде материи.

Знать связь между электрическим током и магнитным полем.

Знать свойства постоянных магнитов, происхождение магнитного поля земли.

Полосные и дугообразные магниты.

Вопросы и упражнения после §.

§56, 59,60

55

Магнитное поле прямого тока.

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

Комбинированный урок.

Знать понятия: магнитное поле, силовая линия магнитного поля, магнитное поле катушки с током.

Действие магнитного поля прямого проводника с током на магнитную стрелку.

Вопросы и упражнения после §.

§57,58

56

Действие магнитного поля на проводник с током.

Комбинированный урок.

Знать действия магнитного поля на проводник с током, проявления силы Ампера.

Движение проводника и рамки с током в магнитном поле.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§61

57

Повторение и закрепление темы «Электромагнитные явления»

Урок совершенствования знаний.

Повторение материала по теме.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

Повторить параграфы 56-61.

Тема 5. Световые явления –10 часов

58

Источники света. Распространение света.

Урок изучения нового материала.

Знать понятия: естественный и искусственный источник света, закон прямолинейного распространения света, природу солнечных и лунных затмений, понятие тени и полутени.

Излучение света различными источниками, прямолинейное распространение света, образование тени и полутени.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§62

Фазы Луны, солнечные и лунные затмения – как доказательство прямолинейности распространения света, сам. работа №26 №1,2 средний уровень.

59

Отражение света. Законы отражения света.

Комбинированный урок.

Знать понятие отражения, где и при каких условиях происходит отражение, закон отражения.

Отражение света, равенство углов при отражении от зеркальной поверхности.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§63, сам. работа №26 №5,6,7 высокий уровень.

60

Плоское зеркало. Область видения. Решение задач.

Комбинированный урок.

Уметь решать задачи на закон отражения, строить ход лучей при отражении от зеркальной поверхности.

Зеркальное и диффузное отражение света, изображение в плоском зеркале.

§64

61

Преломление света. Закон преломления света.

Комбинированный урок.

Знать понятие преломления, где и при каких условиях происходит преломление, закон преломления.

Знать физический смысл показателя преломления.

Преломление света, прохождение света через плоскопараллельную пластину и треугольную призму.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§65

62

Линзы. Оптическая сила линзы.

Урок изучения нового материала.

Знать определение линзы, физические свойства линз и основные характеристики.

Выпуклые и вогнутые линзы, прохождение света сквозь собирающую линзу, прохождение света через рассеивающую линзу.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§66

63

Изображения, даваемые линзой.

Комбинированный урок.

Уметь строить изображения предмета в собирающей и рассеивающей линзе.

Уметь давать характеристику изображения.

Получение изображений с помощью линз.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§67

64

Лабораторная работа № 8 по теме: "Получение изображения при помощи линзы".

Урок совершенствования знаний.

Уметь строить изображения с помощью линз.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

65

Повторение и закрепление изученного.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь решать задачи на закон прямолинейного распространения света, закон отражения, закон преломления, линзы.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

Повторить §§ 62-67

66

Решение задач.

Урок совершенствования знаний.

Уметь строить изображения с помощью линз.

Уметь решать расчетные задачи на линзы.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

67

Контрольная работа № 4 по теме: "Световые явления".

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Уметь решать задачи на закон прямолинейного распространения света, закон отражения, закон преломления, линзы.

Проверка заданий контрольной работы.

Повторить §§ 62-67.

Выполнить тест №4

68

Резервный урок

Классификация уроков дана по цели организации занятий по М.И. Махмутову.


4. Содержание тем учебного курса.

Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 2 часа в неделю , 68 часов за год.

Тема 1. Тепловые явления – 13  часов.

Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества – 13  часов.

Тема 3. Электрические явления – 27 часа.

Тема 4. Электромагнитные явления – 5  часов.

Тема 5. Световые явления – 10 часов.

Резервных уроков – 1

Контрольных работ – 4

Лабораторных работ - 8

5. Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать:

•        смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, свет;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, сила тока, напряжение, сопротивление ;
  • смысл физических законов: законы отражения и преломления света;

        уметь

описывать и объяснять физические явления: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание ,парообразование, действие магнитного поля на проводник с током,  отражение, преломление  света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических,  электромагнитных и световых  явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • оценки безопасности радиационного фона.

6. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин.-    М.: Дрофа, 2008-2011 гг.
  2. А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2008. – 123с.
  3. Л.А. Кирик Физика 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: ИЛЕКСА, 2008. – 208 с.
  4. Книга для учителя Р.Д. Минькова «Тематическое и поурочное планирование по физике. 8 класс», Экзамен, М., 2006г.
  5. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2006. – 308 с.- (В помощь школьному учителю)

7. Дополнительная литература.

  1. Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат Задачи по физике для основной школы с примерами решений.7-9 классы. Под ред. В.А.Орлова. – М.: Илекса, 2008. – 416



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...