Конспект урока "Инерция"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Сомсина Татьяна Ивановна

Конспект урока в 7 классе по теме "Инерция" отражает демонстрационные опыты, деятельность учащихся на уроке, выводы, проверочную работу по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_v_7_klasse_inertsiya.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе по теме «Инерция»

Цель урока1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний о явлении инерция и причинах изменения скорости тел                                                                                                                                                            2. Систематизации ранее полученных знаний учащихся по основным характеристикам механического движения.

3 .Научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их.
Подготовить учащихся к восприятию первого закона Ньютона.
4. Развивать логическое  мышление и культуру речи.                                                                                                                  5.Формировать осознание детьми культурных ценностей науки и умение ценить их.

Ход урока:                                                                                                                                                            

1.Организационный момент.                                                                                                                                                2. Фронтальный опрос.                                                                                                                            

  Повторим изученный материал: 

1.  Какое движение называется механическим? Пример)

2.  Какие виды движения вы знаете? (Равномерное и неравномерное).

3.  Какое движение называют равномерным? Неравномерным                                                                           4. Чем они отличаются? (При равномерном движении скорость тела остаётся постоянной, а при неравномерном движении скорость тела изменяется).                                                                           5.  Как рассчитать скорость  равномерного движения?                                                                                                                              5. Какой величиной является скорость ? (Векторной)

3. Изучение нового материала (постановка первой учебной проблемы).

В жизни чаще встречается неравномерное движение. Ученики вашего класса Бойков Д. и Волков Д. наблюдали за движением автомашин вблизи светофора . Что же они увидели?

Показ видеоролика и краткий отчёт: легковые машины начинают тормозить  приблизительно за 10  м от светофора, а потом  набирают скорость при зелёном сигнале  светофора очень быстро.    Грузовые машины тормозят на пути приблизительно 20 м.  

 Почему так происходит?                                                                                                                            Э то связано с физическими явлениями инерции и инертности.   Тема нашего урока: ИНЕРЦИЯ.  Откройте тетради и запишите тему урока.

Чтобы понять, что это за явление, подумайте: может ли тело само по себе изменить свою скорость?    Нет!. Это правильный ответ.                                                                                                             Демонстрация простейших опытов:                                                                                                                        чтобы лежащий на столе шарик покатился, нужно подтолкнуть его рукой ;    чтобы пулька вылетела  из пружинного пистолета , нужно отпустить сжатую пружину и она вытолкнет пульку; на катящийся прямолинейно металлический  шарик действуем в перпендикулярном направлении сильным магнитом.   Какие ещё  примеры показывают, что скорость может изменяться не только по величине, но и по направлению?    Какой вывод мы можем сделать ?                                                             Учащиеся формулируют вывод : изменение скорости тела  происходит под действием других тел.  Читаем вывод ещё раз по учебнику.                                                                                                               Демонстрация  опыта : движение тележки с горки на кучку песка.                                                             Рассмотрим этот опыт ещё раз по рисунку учебника.                                                                                            Постановка второй учебной проблемы. Почему пускаем тележку с одной и той же высоты? В каком случае тележка дольше всего сохраняет полученную в конце горки скорость?                                                                                             Учащиеся формулируют вывод : чем меньше помех, тем дольше тело сохраняет скорость.  

        В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, но может ещё и двигаться.  

Найдите в учебнике:  что установил Г.Галилей   в результате опытов?     Учащиеся читают и записывают в тетрадь определение явления инерции .

      Наш реальный мир накладывает жесткое ограничение на движение по инерции. Из-за сил трения и сопротивления среды скорость тел при движении по инерции быстро уменьшается. Например, автомобиль, выключив двигатель, через некоторое время остановится.                                                                                                                                                                                                     В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе. 

Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством.

  1. Закрепление изученного:

Барон Мюнхгаузен  во время прыжка через болото заметил, что не допрыгнет до берега. Тогда, по его словам, в воздухе он повернул обратно и вернулся на тот берег, с которого прыгал. Правду ли рассказывал барон?

                                                                                                                                                                                  М.М. Пришвин. « Собака Травка, напружинив ноги  …  бросилась. Как раз в это время заяц …  вздумал остановиться. И Травку перенесло через зайца». Объясните случившееся.  

Для чего при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?                                                                                                                                      

    4.Физкультминутка.  

    5.  Где практически применяется явление инерции? Вот некоторые примеры :   катапульта для  аварийного выброса лётчика, запуск самолёта с палубы авианосца . В  спорте прыжки, метание снарядов происходит по инерции.      

Всё ли понятно?     Запишите домашнее задание : §17   . Составить таблицу: инерция в быту, технике,  спорте,  природе.

   6.Проверим, как усвоили материал урока. Пишем на листках.

Почему водителя и пассажиров резко трогающегося легкового автомобиля “ вдавливает ” в кресло?

Объясните назначение ремней безопасности для пассажиров автомобилей и авиапассажиров.

Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?

Что произойдёт , если человек поскользнётся?

Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились  

влево?

Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?

Почему перед подъемом дороги велосипедист увеличивает скорость движения?

Для чего стоящим в автобусе, трамвае или троллейбусе пассажирам следует держаться за поручни?

Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

Зачем на повороте шофер замедляет ход машины?

Собираем листочки.  Проверяем правильность выполнения работы.                                                                             Кто сделал всё  правильно?  Кто ошибся 1 раз? Кто сделал 2 ошибки?  Объявляются оценки.  

Урок закончен.. Спасибо вам за урок! Желаю успехов!

  Использованная литература:

1.Балашов М.М. О природе: Кн. для учащихся 7 кл. - М.:Просвещение,1991.                        2.Перышкин А.В. Физика - 7 кл.- М., “Дрофа”, 2009.                                                                                                        3. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6 – 7 классах. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976                                                                                                                                      4. Волков В.А., Полянский С.Е.  Поурочные разработки по физике. 7 класс.

                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...