Эссе на тему: «Мои инновации в образовании»
материал по физике по теме

Копенкин Сергей Николаевич

Эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_na_temu.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Эссе на тему:

 «Мои инновации в образовании»

                                                     Копёнкин Сергей Николаевич

                                                                 учитель физики и математики

                                                      МОУ СОШ  с.Отскочное

Когда благому просвещенью
Отодвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц.)
Лет через пятьсот дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды.
                      А.С. Пушкин.

Прозорливость поэта не может не восхищать современников. Далеко и высоко шагнул научно-технический прогресс. Человек поднялся в космос, опустился в глубокие воды океана, проник в атом, обуздал стихию вод и ветров, научился общаться на больших расстояниях с помощью электромагнитных волн. Но вот вопрос о Российских дорогах,  к  сожалению, остаётся проблематичным!

Новые веяния пришли с новым 21-ым веком и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика. Информационная деятельность и информационные технологии стали неотъемлемой частью всех видов деятельности.

Предлагается инновация по теме: «Применение ИКТ на уроках физики

и во внеурочной деятельности».

Цель моей работы -  повышение мотивации и результативности обучения.

Задачи:

-воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета;

-вырабатывать умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;

-повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ, интегрированных уроков с информатикой;

-стимулировать самостоятельность у учащихся при подготовке к урокам.

Современный этап информатизации образования идёт под девизом «Используем компьютер в преподавании различных дисциплин». Пока ещё практически нет примеров построения целостных учебных курсов совмещающих инновационное содержание образования и современные методы работы с широким использованием новых информационных технологий. До сих пор существуют лишь единичные учебные курсы нового поколения, в которых средствам информационной технологии помогают овладеть новым содержанием обучения, стимулируют внедрение новых методов учебной работы. Анализ программ курса информатики показывает, что ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель постепенно вводит в свои уроки использования ИКТ.

Начиная с 5 класса я применяю формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты). В этот период можно проводить и уроки на основе презентаций, созданных им самим или старшеклассниками. С 7-8 класса я практикую работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. Но в этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации. С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. В 9 классе уже и экзамен по предмету может проводиться в форме защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением. В старших классах ИКТ дает возможность ученикам совершенствоваться и самоактуализироваться, издавая школьную газету, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете; получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты. Инновация по данной теме предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как консультанта, а ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения знаний. Заявленную инновацию можно использовать в учебной деятельности:

На уроках физики.

В своей практике используются ученические презентации на одном из этапов урока. Подготовка такого урока опирается на метод проектов, в основе которого лежит педагогика сотрудничества. Урок физики, организованный в режиме двух технологий, требует большой предварительной подготовки. Форма его организации такова: класс делится на несколько групп в составе 4-5 человек, в каждую из них входят учащиеся, разные по уровню обученности. Одним и тем же составом группа может работать от одного урока до нескольких месяцев. Группы получают конкретные задания. Каждый ученик должен, используя различные источники, подготовить информацию-ответ на свой вопрос. Представители группы готовят презентацию, чтобы наглядно, эмоционально представить свое задание на уроке, подключая выдумку и фантазию. Безусловно, урок от начала создания и до своего логического конца создается под руководством педагога, который при необходимости помогает ученикам начать работу в группах, наблюдает за тем, как идет сотрудничество между детьми, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце оценивает работу учеников и сотрудничество в группах. Обучение в сотрудничестве даёт учащимся осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы, осознание творческой взаимозависимости членов группы, умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других, интенсивное творческое общение между учащимися. Регулярное обсуждение всей группой промежуточных итогов работы повышает ее эффективность. И поэтому методика создания проектных работ активно используется в моей практике преподавания физики. Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: как форма проверки домашнего задания; способ создания проблемной ситуации; объяснения нового материала; форма закрепления изученного; способ проверки знаний в процессе урока. Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и другие.

При подготовке и проведении уроков физики использую учебные мультимедийные пособия:

  1. «Физика». Основная школа. 7-9 классы. М.: Просвещение.
  2. «Физика». Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы. Дрофа и  Фармоза. Под редакцией Н.К. Ханнанова.
  3. «Физика». Учебное электронное издание. 7-11 классы. Практикум  Физикон.
  4. Д.И. Фишман. А.И. Скворцов., Р В. Даминов. Видеозадачник по физике.2 части. Казанский Государственный Университет.

Нужно отметить, что отсутствие компьютера в кабинете физики затрудняет в полной мере применять это средство обучения на уроках.

Во внеклассной работе

Как предметник и как воспитатель при подготовке к урокам, классным часам, внеклассным мероприятиям использую сам и рекомендую учащимся образовательные web– сайты  учебных заведений сети Интернет. С помощью этих сайтов учащимися подготовлены следующие сообщения и рефераты: «Влияние компьютера на здоровье человека», «Электромагнитные излучения и здоровье человека», «Шумы и их вредное воздействие на организм человека», «Двигатели внутреннего сгорания и охрана окружающей среды», «Технический прогресс и природосбережение», «Влияние сотовых телефонов на организм человека» и другие.

В научном обществе учащихся 

Работая с электронными учебниками или в Интернете, ведётся поиск необходимой информации для решения учебных задач, знакомство с различными точками зрения на изучаемую проблему, это помогает учащимся творчески работать в научном обществе. Использование ИКТ на защите своих научных работ - одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления. В научном обществе, которое я возглавлял старшеклассники с удовольствием работали и писали свои научные работы, которые защищали, используя презентации.

При подготовке к ЕГЭ

Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). ИКТ значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета я нахожу и тексты, и фотодокументы, иллюстрации. (CD-диск «Подготовка к ЕГЭ», «Демонстрационные тесты по физике в электронном виде».

Хочу отметить ещё один аспект по поводу применения ИКТ. Это сбережение здоровья школьников. Данные технологии подразумевают широкое применение компьютера.

Просиживание у дисплея, по мнению многих ведущих экспертов, опасно для здоровья неокрепшего организма. Очевидно, здесь можно найти какое–либо разумное  решение, например, ограничить время работы, сделать экраны ЭВМ биологически безопасными.

Но, по моему глубочайшему убеждению, ни один компьютер не заменит живого слова учителя, его ласковый взгляд, занимательный шокирующий опыт. Технизируя образование, мы снижаем его чувственное восприятие. Разве выдаст компьютер при изучении, какого-либо физического явления эмоции, заменит образную речь учителя при описании этого явления.

Подведем итог

Использование информационно-коммуникационных технологий дает учителю физики экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегрированный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию. Динамика качества знаний по предмету положительная. Познавательный интерес на уроках высокий, это доказывает то, что многие дети участвуют в школьных и районных олимпиадах, занимают призовые места, выступают на научных конференциях, готовят презентации, создают мультимедийные игры, участвуют в разработках проектных урокав. Именно такие показатели побуждают и стимулируют обучаемых. Данная инновация находит своё отражение и в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Результаты и достижения инновации положительно влияют на жизнь нашей школы. Моё учительское кредо – расти творчески, учить творчеству, видеть в каждом школьнике личность, способствовать её становлению. Его воплощаю в жизнь как предметник и как  воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Понятие инноваций в образовании"

В статье раскрыто понятие инноваций в образовании. Указаны специфичность и важнейшие составляющие образовательных инноваций. Рассмотрено отличие инноваций от псевдоновизны....

Эссе на тему «Я - педагог дополнительного образования»

Эссе на тему «Я - педагог дополнительного образования»...

Мультимедийное эссе «Мои инновации в образовании» «Прекрасное далеко…»

Несколько лет тому назад на Интернет-сайте «Сеть творческих учителей» решила принять участие в опросе: «Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 г...

ЭССЕ на тему "Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи"

Физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Она характеризуется здоровьем общества и уровнем развития физических способностей человека. Физическое воспитание яв...

Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций

В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....

Эссе на тему «Технологии, меняющие ландшафт образования»

2019 год показал, на сколько система школьного образования уязвима в случае внезапной смены формы обучения. На тот момент, переход к дистанционному обучению поставил в тупик многие, в основном сельски...

• Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова,

Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги Ро...