Интеллектуальная игра "Эрудиты"
материал по физике (10 класс) на тему

Чернова Галина Васильевна

Мероприятие проводится в рамках недели естественных наук.

Цель: проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости; показ разнообразия использования физический знаний на практике и в повседневной жизни.

Задачи:

1.      Выявить знания учащихся об интересных фактах из биографий ученых-физиков, их вкладе в развитие физики;

2.      Научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных одну оптимальную;

3.      В игровой форме развить у учащихся интерес к физике как к науке о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интеллектуальная игра 50 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Эрудиты».

(мероприятие проводится в рамках недели естественных наук)

Цель игры: проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости; показ разнообразия использования физический знаний на практике и в повседневной жизни.

Задачи игры:

  1. Выявить знания учащихся об интересных фактах из биографий ученых-физиков, их вкладе в развитие физики;
  2. Научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных одну оптимальную;
  3. В игровой форме развить у учащихся интерес к физике как к науке о природе.

Оснащение:

  • Секундомер.
  • Плакаты с изречениями о физике.
  • Чистые листы для команд - 4 шт., ручки, блокноты.
  • Вопросы с ответами для жюри и ведущих - 4 тура (8 зкз.)
  • Оценочные листы для жюри – 3шт.
  • Набранные на компьютере варианты ответов к первому туру.
  • Магнитофон.
  • Кассета с песней «Школьная пора».
  • Диплом победителя.
  • Торт с надписью «Эрудиты».

Действующие лица игры:

   

 Команды  «Звездочки», «Философы», «Сила» (учащиеся 10 классов)

Ведущие игры – 2 ученицы

Жюри: 3 учителя физики.

Болельщики.

Ход игры:

В классе находятся три команды по шесть человек, сидящие за отдельными столами. Члены жюри располагаются за столом, расположенным перпендикулярно доске. Ведущие располагаются перед игроками. Болельщики в задней части класса.

1В:     Сегодня в этом классе

           Все физиками стали

           Различные вопросы

           Должны мы вам задать.

2В:     Кто знает, тот ответит,

           Кто догадался, скажет.

           Хоть физика коварна,

           Не унывайте вы.

1В:     Сегодня в этом классе

           Все физиками стали,

           Задачи не из легких

           Придется вам решать.

2В:     Пусть победят всезнайки,

           Пытливые ребята,

           Кто учится серьезно,

           Стремится много знать.

   

: «Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Эрудиты». А претендуют на это высокое звание три команды игроков из 10б и 11а классов. Наша игра будет состоять из четырех туров, а судить игру предстоит жюри, состоящему из трех учителей физики.»

2В: Представляет всех членов жюри.

1В: «Познакомимся с нашими командами. Капитаны должны представить и обосновать название и девиз своих команд.»

  • Капитан команды «Звездочки.»

«Наша команда называется «Звездочки».

Девиз команды: «Светить всегда, светить везде» (все).

Конечно, мы еще невзрослые и до звания звезд нам еще расти и расти. Рано или поздно мы станем классными специалистами и засияем, как настоящие звезды. А пока мы по-своему ярки и интересны.»

2В: «Спасибо капитану команды «Звездочки». Вы произвели на нас ослепительное впечатление. А теперь слово предоставляется капитану второй команды 11а кл.: Капитан команды «Философы»: «Мы любим мудрость, а в древности любителей мудрости называли философами. Поэтому мы назвали команду «Философы». Девизом нашей команды является мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Зри в корень!!!» (все). Нам интересно узнавать и познавать. И мы очень хотим стать мудрецами ХХI века.»

1В: «Спасибо капитану команды «Философы». Слово предоставляется капитану третьей команды 10б кл.

Капитан команды «Сила»:

«Наша команда называется «Сила». Девизом мы выбрали слова из басни Крылова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Известно, что если прилагать совместные усилия в одном направлении, то можно добиться огромного успеха, так как выручают закон сложения сил. И мы постараемся его применить, сложив силу мысли каждого игрока нашей команды.»

2В: «Спасибо капитану команды. Итак, начинаем нашу игру. «1тур». В течение 15 сек. Вам нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов и зафиксировать его на листке ответов, указав номер вопроса. Всего 8 вопросов. За правильный ответ-1 балл.

1В: Читает вопросы первого тура.

I тур.

1.Учёный – электротехник, изобретатель лампы с электрической дугой.

 - Архимед

 - Циолковский

 - Попов А.С.

 - П.Н.Яблочков

 

2.Кто ввёл в науку слово «физика»?

 - Аристотель                

 - Галилей

 - Архимед

 - Ломоносов

 

3.Кто из ныне действующих президентов одной из бывших союзных республик учёный-физик?

 - Аскар Акаев

 -Александр Лукашенко

 - Нарсултан Назарбаев

 - Леонид Кучма

4.Изобретатель 4-тактного ДВС, в котором в предварительно сжатый воздух впрыскивается горючее?

 - Отто

 - Карло

 - Дизель

5.Кто является первым лауреатом Нобелевской премии по физике?

 - Франк

 -Галям

 - Рентген

 - Ландау

6.Кто автор слов “Превратить магнетизм в электричество”?

 - Эрстед

 - Якоби

 - Максвелл

 - Фарадей

7.Второе после физики призвание Эйнштейна?

- Игра в футбол

- игра на скрипке

- цирк

- шахматы

8.Деятельность Жуковского, Кибальчича, Циолковского связана с развитием:

 - Квантовой физики

 - МКТ

 - электродинамики

  • космонавтики

2В: Показывает на листках варианты ответов и засекает с помощью секундомера время; по окончании тура собирает листки с ответами, отдает жюри.

1В: Зачитывает правильные ответы. Слово жюри.

2В: «Начинаем 2тур». Зачитывает вопросы.

II тур.

1. Почему молоко опускается на дно стакана, когда его подливают в чай?

Плотность молока больше плотности  чая.

     

2. Какая часть катящегося колеса движется всего медленнее?

   Медленнее всех движутся те точки колеса, которые в данный момент соприкасаются с землёй. В момент соприкосновения с почвой эти точки колеса совершенно неподвижны.

3. Когда мы грызём твёрдый сухарь, мы слышим оглушительный шум, между тем как наш соседи едят те же сухари без заметного шума. Почему?

   Шум и грохот существует лишь в наших ушах и мало беспокоит уши соседей. Кости черепа, как и все твёрдые тела , хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается иногда до чрезвычайных размеров. Доходя до уха через воздух, треск сухаря воспринимается как лёгкий шум, но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твёрдые кости черепа.

4. Автомобили, самолёты, мотоциклы красят нитролаком, который даёт ровную блестящую поверхность. Какую цель преследует при этом?

Полированная поверхность при движении в воздухе испытывает меньше трение, чем шероховатая.

5. Один из героев книги Мало поучал другого:”Если снег перестанет, может наступить сильный мороз”. Верно ли это? Дайте объяснение.

Примета указана верно. Образование кристалликов снега связано с выделением энергии в окружающую среду. Поэтому при снегопаде большого понижения температуры воздуха быть не может.

6. Какая почва прогревается солнцем быстрее – влажная или сухая?

Влажная,т.к. имеет большую теплопроводимость.

7. Почему вода из самовара вытекает сначала быстро, а потом всё медленнее и медленнее?

Давление воды на дно прямо пропорционально высоте воды в самоваре.

8. Почему трудно держать в руках живую рыбу?

Тело рыбы покрыто слизью. Эта смазка уменьшает силу трения, и рыба выскальзывает.

1В: Засекает время с помощью секундомера, по окончании тура собирает листочки, отдает жюри.

2В: Зачитывает правильные ответы. Слово жюри.

1В: «Начинаем 3 тур.» (зачитывает вопросы).

III тур.

  1. Может ли на Луне  для передвижения пользоваться воздушными шарами?                                                        

 Нельзя, т.к. на Луне нег атмосферы.

  1. Ускорится ли таяние льда, если его накрыть шубой?

Нет, т.к. воздух проводник тепла.

  1. Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот же хлеб остывший. Почему?

Когда хлеб остывает, часть влаги испаряется, и вес хлеба становиться меньше.    

  1. Почему при быстром перематывании пленки на магнитофоне она приобретает способность «прилипать» к различным предметам.

При трении пленка электризуется.

  1. Нагреется ли до более высокой температуры вода, если она будет дольше кипеть?

Нет, т.к. температура кипения - 100˚С

6. Если смешать два разных объема спирта и воды, тог получиться объем меньше удвоенного объема. Почему?  

Молекулы спирта и воды взаимно проникают в имеющиеся между ними промежутки, кроме того, они вступают в химические соединения.

7.Почему иней, покрывающий ветви деревьев с утра, постепенно исчезает, хотя оттепели может и не быть?

   Снег, лед могут превращаться из твердого состояния в парообразное.

8.Воздушный игрушечный шарик служит ребенку недолго: через десяток часов он уже перестает подниматься вверх. Почему?

Молекулы газа, наполняющего воздух, проникают в поры резиновой оболочки и выходят из шара в воздух.

2В: Засекает время с помощью секундомера, по окончании тура собирает листочки с ответами, отдает жюри.

1В: Зачитывает правильные ответы 3 тура. Слово жюри.

2В: «Начинаем 4-й тур.» (зачитывает вопросы).

IVтур

1.Почему лед зимой образуется только на внутренних сторонах оконных стекол?

Стекла охлаждаются, соприкасаясь с холодным воздухом на улице. Теплый воздух в комнате, соприкасаясь с холодным стеклом, охлаждается, водяные пары, содержащиеся в нем конденсируются, осаждаются на стеклах и замерзают.

  1. Зависит ли давление колесного трактора на дорогу от давления внутри баллона колеса?

Зависит. При увеличении давлении внутри баллона уменьшается площадь опоры колеса на дорогу, поэтому давление трактора на дорогу возрастает.

  1. Почему термосы изготавливают круглого, а не квадратного сечения?

При одинаковом объеме и высоте термос с круглым сечением имеет меньшую поверхность, поэтому он меньше поглощает и отдает теплоты.

  1. Дайте физическое обоснование пословице: «Коси коса пока роса, роса долой о мы домой».

Роса увеличивает массу стебля, поэтому при ударе косой он в меньшей мере изгибается, и коса сразу срезает его.

5.Как измерить температуру дверной ручки в классе?

Посмотреть на комнатный термометр. Температура ручки равна температуре воздуха в комнате, т.к. ручка и воздух – в  состоянии теплового равновесия.

6.От Москвы до Владивостока 8 000 км, а общая длина рельсов на 8 км меньше. Почему?

На стыках между рельсами – промежутки.

7.Имеются четыре одинаковых по размерам шара: полные, медный и железный и такие же сплошные. Одинаковые ли заряды можно на них поместить?

Да, т.к. заряд расположен только на поверхности проводника.      

8.  Скорости теплового движения многих молекул близки к скорости пули. Почему же даже очень чуткое обоняние диких животных не улавливает запах охотника, если он подкрадывается к ним против ветра?

1В: Засекает время с помощью сек., по окончании тура собирает листы с ответами, отдает жюри.

2В: Зачитывает правильные ответы. Слово жюри: итоги 4 тура. Общий итог.

1В: «Итак, со счетом… победила команда… Поздравляем победителей и вручаем им диплом о присвоении высокого звания «Эрудиты» и торт с надписью «Эрудиты».

Команды фотографируется на память и победители приглашают всех на торжественное чаепитие в столовую. 

             

 

                                             Подготовила: учитель физики Чернова Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...