Рабочая программа
рабочая программа по физике на тему

Рабочая учебная программа по физике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Яровое Алтайского края

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

«Удивительное рядом».

для 2 класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Цыб Т. Н.

учитель физики,

первая квалификационная категория

г. Яровое -2014

Пояснительная записка.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Программа составлена на основе книги Л.Я. Гальперштейна «Занимательная физика» для школьного возраста из серии «Школьникам для развития интеллекта».

В современных условиях развития научно-технического прогресса важное место занимают точные науки. Для эффективного усвоения знаний требуется сочетание всех форм и видов классных и внеклассных занятий, развитие самостоятельности учащихся. Внеклассная работа является неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения процессов происходящих в природе.

Современный мир захлестнуло море информации. Как ребёнку отсеять нужное от ненужного, как выделить главное? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. Ставя простейшие опыты, мастеря несложные игрушки, улыбаясь забавным историям, будет сам, своим умом доходить до понимания основ таких точных наук как физика, химия, астрономия. Он будет учиться наблюдать, анализировать, логически мыслить. И вся школьная премудрость уже не навалиться на него беспорядочной грудой, а легко «разложится по полочкам».

Добровольное объединение учащихся позволяет организовать деятельность таким образом, чтобы каждый  развивал личные способности согласно собственным запросам. Это в свою очередь ведёт к более глубокому познанию природных явлений, решению задач повседневной жизни, обеспечению безопасности своей жизни, охраны окружающей среды.

Программа разработана для учащихся 2-х классов, с  учетом возрастных и психологических особенностей данного возраста.

Цель:

Создание условий для формирования и развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний через разнообразные формы деятельности.

 Задачи:

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений;
  • создание учащимся условий для самостоятельного  планирования  деятельности;
  • воспитания уверенности  в своих силах;
  • развивать умения добывать информацию, находить выход из нестандартных жизненных ситуаций.

Формы проведения:

  • наблюдение экспериментов и их комментарий,
  • проведение фронтальных экспериментов,
  • создание простых устройств и оборудования;
  • работа с конструктором.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

        Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика».

        Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия:

        Умение принимать и сохранять учебную задачу.

        Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

        Адекватно воспринимать оценку учителя.

        Оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

        Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

        Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

        Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

        Договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 ∙        Задавать вопросы.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ.

Контроль проводится в игровой форме - решение кроссвордов, посредством выполнения творческих заданий.

Содержание курса:

  1. Введение. (2часа)
  2. Вода. (12 часов)

Изучение свойств воды: растворимость, капиллярность, выталкивание, поверхностное натяжение. Создание и испытание фонтана.Создание  и испытание водолаза.

  1. Конструирование . (12 часов)

Работа с ПервоРоботом LEGOWeDo.

  1. Воздух. (8 часов)

Исследование свойств воздуха: давление.Создание самолёта из бумаги.Создание вертолёта из бумаги.

Тематический план.

Тема занятий и название разделов

Форма проведения

Деятельность учащихся.

1.0.Введение. (2 час)

1.

1.1.

Давайте познакомимся.

Беседа.

1. Игра.

2.

1.2.

Приборы вокруг нас.

Эксперимент.

1.Знакомство с приборами.

2. Работа с пипеткой, трубочкой.

2.0.Вода. (12 час)

3.

2.1.

Вода, вода, кругом вода.

Эксперимент.

1.Изучение свойств воды: растворимость.

4.

2.2.

Яйцо в солёной воде.

Эксперимент.

1. Исследование свойств воды: выталкивание.

5.

2.3.

Фонтан.

Творческая мастерская

1.Создание и испытание фонтана.

 2.Работа с энциклопедией.

6.

2.4.

Коварная жидкость.

Эксперимент.

1. Исследование свойств воды: капиллярность.

7.

2.5.

Три шарика.

Эксперимент.

1. Исследование плавания тел.

8.

2.6.

«Подводная лодка»

Творческая мастерская

1. Создание и испытание подводной лодки.

2.Работа с энциклопедией.

9.

2.7.

Плавает ли железо?

Эксперимент.

1. Исследование плавания тел.

10.

2.8.

Есть ли у воды кожа?

Эксперимент.

1. Исследование свойств воды: поверхностное натяжение.

2.Работа с энциклопедией.

11.

2.9.

Сталь, которая не тонет.

Эксперимент.

1. Исследование свойств воды: поверхностное натяжение.

12.

2.10.

Отважный водолаз.

Творческая мастерская.

1. Создание  и испытание водолаза.

2.Работа с энциклопедией.

13.

2.12.

Разбегающиеся зубочистки.

Эксперимент.

1. Исследование свойств воды.

14.

2.11.

Что мы знаем о воде?

Отчет.

1. Обобщение знаний через демонстрацию опытов.

3.0. Конструирование.       (12 час)

15.

3.1.

Танцующие птицы.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

16.

3.2.

Вертушка.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

17.

3.3.

Обезьянка-барабанщик.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

18.

3.4.

Аллигатор.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

19.

3.5.

Лев.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

20.

3.6.

Птица.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

21.

3.7.

Механический нападающий.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

22.

3.8.

Механический вратарь.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

23.

3.9.

Футбольные болельщики.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

24.

3.10.

Самолет.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

25.

3.11.

Великан.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

26.

3.12.

Лодка.

Конструирование.

Работа с ПервоРоботомLEGOWeDo

4.0.Воздух. (8час)

27.

4.1.

Загадочная редиска.

Эксперимент.

1. Исследование свойств воздуха.

28.

4.2.

Спрут, ластик и муха.

Эксперимент.

1.Исследование свойств воздуха: давление.

2.Работа с энциклопедией.

29.

4.3.

Три опыта со стаканом.

Эксперимент.

1. Исследование свойств воздуха: давление.

30.

4.4.

Сухим из воды.

Эксперимент.

1. Исследование свойств воздуха: давление.

31.

4.5.

Мечта о небе. Первые аэронавты.

Эксперимент.

Творческая мастерская.

1. Создание самолёта из бумаги.

2.Работа с энциклопедией.

32.

4.6.

Наследство Архитаса.

Творческая мастерская.

1. Создание воздушного змея из бумаги.

2.Работа с энциклопедией.

33.

4.7.

Вертолет наоборот.

Творческая мастерская.

1.Создание вертолёта из бумаги.

2.Работа с энциклопедией.

34.

4.8.

Что мы знаем о воздухе?

Отчет.

1. Обобщение знаний через демонстрацию опытов.

Литература.

Обязательная литература для учителя:

  1. Гальперштейн Л.Я.. Занимательная физика. Л.Гальперштейн. Москва, «Росмэн», 2008.
  2. Занимательные опыты по химии. Москва. «Росмэн», 2007г.
  3. Леонович А.А.Я познаю мир:Дет. Энцикл.: Физика/ Сост., А.А Леонович; Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1997. -480 с.

Обязательная литература для ученика:

  1. Гальперштейн Л.Я.. Занимательная физика. Л.Гальперштейн. Москва, «Росмэн», 2008.
  2. Занимательные опыты по химии. Москва. «Росмэн», 2007г.
  3. Леонович А.А.Я познаю мир:Дет. Энцикл.: Физика/ Сост., А.А Леонович; Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1997. -480 с.



Предварительный просмотр:

Администрация города Яровое Алтайского края

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

«Удивительное рядом».

для 3 класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Цыб Т. Н.

учитель физики,

первая квалификационная категория

г. Яровое -2014

Пояснительная записка.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Программа составлена на основе книги Л.Я. Гальперштейна «Занимательная физика» для школьного возраста из серии «Школьникам для развития интеллекта».

В современных условиях развития научно-технического прогресса важное место занимают точные науки. Для эффективного усвоения знаний требуется сочетание всех форм и видов классных и внеклассных занятий, развитие самостоятельности учащихся. Внеклассная работа является неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения процессов происходящих в природе.

Современный мир захлестнуло море информации. Как ребёнку отсеять нужное от ненужного, как выделить главное? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. Ставя простейшие опыты, мастеря несложные игрушки, улыбаясь забавным историям, будет сам, своим умом доходить до понимания основ таких точных наук как физика, химия, астрономия. Он будет учиться наблюдать, анализировать, логически мыслить. И вся школьная премудрость уже не навалиться на него беспорядочной грудой, а легко «разложится по полочкам».

Добровольное объединение учащихся позволяет организовать деятельность таким образом, чтобы каждый  развивал личные способности согласно собственным запросам. Это в свою очередь ведёт к более глубокому познанию природных явлений, решению задач повседневной жизни, обеспечению безопасности своей жизни, охраны окружающей среды.

Программа разработана для учащихся 3-х классов, с  учетом возрастных и психологических особенностей данного возраста.

Цель:

Создание условий для формирования и развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний через разнообразные формы деятельности.

 Задачи:

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений;
  • создание учащимся условий для самостоятельного  планирования  деятельности;
  • воспитания уверенности  в своих силах;
  • развивать умения добывать информацию, находить выход из нестандартных жизненных ситуаций.

Формы проведения:

  • наблюдение экспериментов и их комментарий,
  • проведение фронтальных экспериментов,
  • создание простых устройств и оборудования;
  • работа с конструктором.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

        Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика».

        Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия:

        Умение принимать и сохранять учебную задачу.

        Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

        Адекватно воспринимать оценку учителя.

        Оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

        Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

        Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

        Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

        Договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 ∙        Задавать вопросы.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ.

Контроль проводится в игровой форме - решение кроссвордов, посредством выполнения творческих заданий.

Содержание курса:

  1. Вещество. (5 час)

Что внутри вещества?Исследование свойств вещества:расширения и сжатия. Диффузия.

  1. Свет. (12 час)

Исследование отражения и преломления света.Исследование свойств зеркала.. Знакомство с линзой.Знакомство с мнимым и действительным изображением.Исследование разложения света на цвета.. Как получить белый цвет.Изготовление  и испытание тауматропа.

  1. Электричество.(5час). Исследование электризации тел.Изготовление  и испытание Электротрусишки.Сборка электрических цепей.
  2. Магниты. (5 час)

Узоры из железных опилок.Битва магнитов.Изготовление  и испытание электромагнита.

  1. Звук. «2 час)

Исследование возникновения и распространения звука.

Камертон.

  1. Равновесие. (5 час)

Исследование условия равновесия тел.

Тематический план.

Тема занятий и название разделов

Форма проведения

Деятельность учащихся.

1.Вещество. (5 час)

1

1.1

Что внутри вещества?

Эксперимент.

  1. Исследование свойств вещества:

расширения и сжатия.

2

1.2

Три царства состояний вещества.

Эксперимент.

1. Исследование свойств вещества

3

1.3

Мыльные пузыри.

Эксперимент.

1. Исследование свойств вещества:

растяжение.

4

1.4

Как вещества проникают друг в друга?

Эксперимент.

1. Исследование свойств вещества:

Диффузия.

5

1.5

Что мы знаем о веществе?

Отчёт.

1. Обобщение знаний через демонстрацию опытов.

2. Свет. (12 час)

6.

2.1.

В стране наоборот.

Эксперимент.

1. Исследование свойств зеркала.

7.

2.2.

Секрет солнечного зайчика.

Эксперимент.

1. Исследование отражения света.

8.

2.3.

Сколько же их на самом деле?

Эксперимент.

1. Исследование отражения света.

9.

2.4.

Могут ли лучи ломаться?

Эксперимент.

1. Исследование преломления света.

10.

2.5.

Огонь из льдины.

Эксперимент.

1.Исследование преломления света.

2. Знакомство с линзой.

11.

2.6.

Изображение можно поймать.

Эксперимент.

1.Знакомство с мнимым и действительным изображением.

12.

2.7.

Радуга. Как поймать радугу.

Эксперимент.

1. Исследование разложения света на цвета.

13.

2.8.

Разнообразие цветов.

Эксперимент.

1. Как получить белый цвет.

14.

2.9.

Барон Мюнхгаузен вертится.

Эксперимент.

Творческая мастерская

1. Изготовление  и испытание тауматропа.

15

2.10

Зрительные иллюзии.

Презентация.

16

2.11

Как работает перископ.

Творческая мастерская.

1.Делаем перископ.

17.

2.12.

Что мы знаем о волшебных лучах?

Отчет.

1. Обобщение знаний через демонстрацию опытов.

3.Электричество.(5час)

18.

3.1.

Где живет электричество?

Эксперимент.

1. Исследование электризации тел.

19.

3.2.

Электротрусишка.

Эксперимент.

Творческая мастерская

1. Исследование электризации тел.

2. Изготовление  и испытание Электротрусишки.

20

3.3

Бег по кругу.

Эксперимент.

  1. Сборка электрических цепей.

21

3.4

Бег по кругу.

Эксперимент.

1.Сборка электрических цепей.

22

3.5

Что мы знаем об электричестве?

Отчёт.

1. Обобщение знаний через демонстрацию опытов.

4. Магниты. (5 час)

23.

4.1.

Что такое магнит?

Эксперимент.

  1. Узоры из железных опилок.
  2.  Битва магнитов.

24

4.2

Магнитная бригантина.

Эксперимент.

Творческая мастерская

1. Изготовление  и испытание магнитной бригантины.

25.

4.3

Магнитный рыболов.

Эксперимент.

Творческая мастерская

1. Изготовление  и испытание магнитного рыболова.

26.

4.4

«Только что было - только что нет!»

Эксперимент.

Творческая мастерская

1. Изготовление  и испытание электромагнита.

2. Работа с энциклопедией.

27.

4.5

Что мы знаем о магнитах?

Отчёт.

1. Обобщение знаний через демонстрацию опытов.

5.Звук. «2 час)

28

5.1

Как создать звук?

Эксперимент.

1.Исследование возникновения звука.

2.Камертон.

29.

5.2.

Самый простой телефон. Как он работает.

Эксперимент.

Творческая мастерская.

1. Исследование распространения звука.

2.Работа с энциклопедией.

3.Создание и испытание простого телефона.

6. Равновесие. (5 час)

30.

6.1.

Коробок с сюрпризом.

Эксперимент.

1. Исследование условия равновесия тел.

31.

6.2.

Послушное яйцо.

Эксперимент.

1. Исследование условия равновесия тел.

32.

6.3.

Бегемот и птичка.

Эксперимент.

1. Исследование условия равновесия тел.

33.

6.4.

Шашки и инерция.

Эксперимент.

1. Исследование инерции.

34

6.5.

Заключительное занятие.

Презентации

Обобщение знаний

Литература.

Обязательная литература для учителя:

  1. Гальперштейн Л.Я.. Занимательная физика. Л.Гальперштейн. Москва, «Росмэн», 2008.
  2. Занимательные опыты по химии. Москва. «Росмэн», 2007г.
  3. Леонович А.А.Я познаю мир:Дет. Энцикл.: Физика/ Сост., А.А Леонович; Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1997. -480 с.

Обязательная литература для ученика:

  1. Гальперштейн Л.Я.. Занимательная физика. Л.Гальперштейн. Москва, «Росмэн», 2008.
  2. Занимательные опыты по химии. Москва. «Росмэн», 2007г.
  3. Леонович А.А.Я познаю мир:Дет. Энцикл.: Физика/ Сост., А.А Леонович; Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1997. -480 с.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

Принято

городским методическим                          

объединением учителей физики

_______________Е.В. Дьячкова

Протокол №   от 28 августа 2013г.

        

   Утверждаю  

  Директор МБОУ школы №12

                            В.М.Егорова

Приказ №   от 30 августа 2013г.

Рабочая  учебная программа

факультативного курса для 7 класса

«Физика вокруг нас».

на 2013-2014 учебный год

Составитель: Цыб Татьяна Николаевна

учитель физики

первой квалификационной категории

г. Яровое

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Данные факультативные занятия являются полезным   дополнением материалу, изучаемому на уроке. Физика- наука, прежде всего экспериментальная, но на уроке бывает недостаточно времени для проведения эксперимента каждым учащимся, в результате чего теряется интерес к изучению предмета.

   Целью данного курса как раз является развитие познавательного интереса к изучению физики через проведение фронтального эксперимента, решение занимательных задач и вопросов и рассмотрение вопросов из истории физики.

Задачи факультатива:

  1. Расширение навыков работы с физическими приборами и материалами.
  2. Формирование понимание сути физических явлений, законов, теорий и умение объяснять, увиденные в жизни явления, полученные в опытах результаты, с физической точки зрения.
  3. Формирование умения подбирать нужную литературу и другие материалы при подготовке сообщений о жизни и открытиях ученых и по истории физики.
  4. Воспитание чувства патриотизма при знакомстве с жизнью и открытиями отечественных и зарубежных ученых

       Технологии и методы, применяемые на занятиях.

1. Фронтальные экспериментальные занятия.

2. Индивидуальные и групповые работы.

3. Подготовка докладов и сообщений учащимися.

Программа рассчитана на 17 часов.

Планирование занятий

п /п

Тема   занятий

Особенности

занятий

Примечание

   1.

Представления древних ученых о природе вещества

Беседа

   2.

Проведение эксперимента,

Подтверждающего молекулярное строение вещества

Фронтальный эксперимент

  3.

 

История открытия броуновского движения. Объяснение явления.

Беседа. Сообщения учащихся

  4.

Наблюдение межмолекулярного взаимодействия

Фронтальный эксперимент

  5.

Смачиваемость и несмачиваемость. Проявление в быту, технике, в окружающем мире.

Фронтальный эксперимент.

Наблюдение явлений.

  6.

Виды механического движения, наблюдение равномерного и неравномерного движения (прямолинейного)

Фронтальный эксперимент

  7.

Взвешиваем

Работа с весами

  8.

Определение плотности твердых тел и жидкостей

Определение плотности картофеля

  9.

Сила тяжести и вес. Равен ли вес массе?

Определение силы тяжести и веса человека по его массе.

  10.

Деформация и упругость

Наблюдение явления невесомости

  11.

Сколько весит тело, когда оно падает? Невесомость

Наблюдение явления невесомости

  12.

Это замечательное трение. Польза или вред.

истории о трении

  13.

Океан, на дне которого мы живем. (Атмосфера земли)

Сообщения учащихся, измерения атмосферного давления барометром-анероидом.

  14.

Архимед и его сила. Исследование архимедовой силы

Сообщения учащихся. Беседа. Фронтальный эксперимент.

  15.

«Эврика!» История открытия закона.

Выступление учащихся

  16.

Первый воздушный шар

Сообщения учащихся

  17.

Простые механизмы и человек Простые механизмы в природе

Сообщения учащихся

Ожидаемые результаты:

 1) осознание практической значимости предмета физики;

  2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;

  3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;

  4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения « вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

Литература:

  1. Я.И.Перельман «Занимательная физика»
  2. И.Г.Кириллова «Книга для чтения по физике 7-8кл»
  3. А.П.Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда»
  4. М.М.Балашов «Физика
  5. Энциклопедия для детей АВАНТА. Физика
  6. Большая книга экспериментов для школьников «Росмэн»
  7. В.А.Буров, С.Ф.Кабанов, В.И.Свиридов «Фронтальные экспериментальные задания по физике»
  8. В.И.Лукашик, Е.В.Иванова «Сборник задач по физике»

9. Л.Э.Гендельштейн, И.М.Гельфгат, Л.А.Кирик «Задачи по физике 7кл»



Предварительный просмотр:

Администрация города Яровое Алтайского края

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

Рабочая  программа

элективного курса

«Физика в задачах».

для 9 класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Цыб Т. Н.

учитель физики,

первая квалификационная категория

г. Яровое -2014


Пояснительная записка.

Элективный курс  «Физика в задачах» состоит из двух частей: « Механика, гидростатика, тепловые явления» и  « Электродинамика, оптика,  ядерная физика».

Предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ГИА за курс основной школы. Курс рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю.

Повторение теоретических вопросов каждого урока  сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие  как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное.

Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного)  общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ.

Вся программа делится на несколько разделов. 1-ый раздел знакомит учащихся с классификацией задач и кодификацией их по темам итоговой аттестации. Остальные разделы обучают учащихся  приемам и методам решения задач из материалов   ГИА учащихся 9 класса.

При решении задач по механике, гидростатике, молекулярной физике, обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление опыта решения задач. Данный элективный курс является своеобразным тренингом для подготовки учащихся к решению, оформлению работ и умению пользоваться справочной литературой на ГИА учащихся 9 класса.

Курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества, уважительного отношения к мнению оппонента. В ходе изучения данного элективного курса особое внимание уделяется на развитие умений учащихся решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи.

 Основные цели курса: 

  • создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
  • углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
  • подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА.

Задачи курса:

  • - углубление, систематизация и расширение знаний по физике;
  • - формирование осознанных мотивов учения;
  • - усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
  • - выработка навыков цивилизованного общения.

После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи  базового, повышенного и высокого уровня  из материалов ГИА, уметь проводить экспериментальные измерения. Учащиеся должны уметь оформлять тестовые работы и  пользоваться справочной литературой на ГИА учащихся 9 классов.

Содержание программы:

 1. Вводное занятие.-1 час

 2. Основы кинематики – 4 часа

Механическое движение,  равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.

3. Основы динамики - 6 часов.

Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда.

4. Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия. - 3 часа

Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.

5. Тепловые явления - 3 часа

Расчет количества теплоты  при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.

Учебно-тематический план.

                               

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемый результат

1.

1. Вводное занятие

1час.

Решение задач по различным разделам физики.

Самоанализ знаний умений и навыков.

2.Основы кинематики

4час.

2-3

Равномерное и равнопеременное движение и величины его характеризующие.

2час.

Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление алгоритма решения задач на кинематику.

Усвоение алгоритма и применение его для решения задач по кинематике.

4

Движение тела по вертикали под действием силы тяжести.

1 час

Применение алгоритма по кинематике для этого вида движения.

Умение находить по алгоритму кинематические величины.

5.

Криволинейное движение

1 час

Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами при движении по окружности.

Умение находить кинематические величины.

3. Основы динамики.

6 часов

6.

Законы Ньютона.

1 час

Решение качественных и расчетных задач.

Умение находить равнодействующую нескольких сил.

7- 8

Силы в природе.

2час.

Построение векторов сил, действующих на тело, нахождение проекций этих сил, нахождение сил по формулам.

Умение решать задачи на нахождение сил: упругости, трения, веса тела, всемирного тяготения, силы Архимеда.

9.

 Движение под действием нескольких сил.

2час.

Решение задач с применением алгоритма.

Умение находить динамические величины при равноускоренном движении.

10.

Атмосферное давление. Гидростатическое давление. Сообщающие сосуды.

1 час.

Решение задач на определение высоты столба в сообщающихся сосудах.

Умение находить атмосферное давление по жидкостному барометру.

11.

Сила Архимеда, условие плавания тел.

1час

Решение задач на условие плавание тел., нахождения веса тела в жидкости.

Уметь находить плотность тел, вес груза находящихся в жидкости

4.Законы сохранения в механике.

3 часа.

12.

Импульс. Закон сохранение импульса.

1 час

Решение задач с применением алгоритма.

Уметь находить скорости тел при абсолютно неупругом ударе.

13.

Работа, мощность, энергия

1час

Построение таблицы, устные сообщения.

Умения находить связь между энергетическими величинами

14.

 Простые механизмы. КПД механизмов.

1 час.

 Повторение теоретического материала. Презентации.

Умение находить работу и КПД механизмов.

5. Тепловые явления.

3 часа

15.

Расчет количества теплоты  при теплообмене.

1 час

Составление таблицы, нахождение количества теплоты при теплообмене и построение графиков процесса.

Умение воспроизводить таблицу по памяти  и приводить примеры для каждого случая тепловых процессов.

16.

Расчет количества теплоты в различных процессах.

1 час

Составление таблицы для нахождения количества теплоты при фазовых переходах по формулам.

Умение воспроизводить таблицу по памяти  и приводить примеры для каждого случая тепловых процессов.

17.

Уравнение теплового баланса.

Распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы

Применение уравнения теплового баланса к решению задач.

Содержание программы 2 части курса:

1. Колебания и волны. – 3 часа

Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Волны. Звук.

2. Электрические явления.- 6 часов.

  Электризация тел. Электрическое поле. Построение электрических цепей. Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников.

3. Магнитные явления. 3 часа.

Сила Ампера. Сила Лоренца, электромагниты, электромагнитная индукция, переменный ток.

4. Оптические явления – 4 часа.

Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Фотоаппарат и другие оптические приборы.

 5. Лабораторные работы- 2 часа.

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемый результат

Формы контроля.

1.

Колебания и волны.

 3 часа

1.

Свободные и вынужденные колебания.

1 час

Составление таблицы, отражающей  различие свободных и вынужденных колебаний.

Умения различать и приводить примеры свободных и вынужденных колебаний.

Фронтальная беседа.

2.

Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники.

1 час

Построение  и чтение графика гармонических колебаний.

Умение решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний из графика и по уравнению колебаний.

Тестирование (11)

3.

Волны. Звук

1 час

Составление таблицы. Определение зависимости скорости волны от частоты и периода колебаний.

Умение решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний и длины волны.

Компьютерное тестирование. (11)

2.

 Электрические явления.

6 час 

4.

 Электризация тел. Электрическое поле. Электроскоп.

1час  

 Повторение электризации тел  и закона сохранения заряда. Свойства электрических сил.

Умения приводить примеры электрических явлений и применять закон сохранения электрического заряда.

Фронтальная беседа.

5.

Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи.

1час

Построение обобщающей таблицы

Умение воспроизводить таблицу и решать задачи с применением таблицы.

 Компьютерное тестирование.

6.

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.

1час

Нахождение энергетических параметров электрического тока.

Умение воспроизводить закон Джоуля-Ленца и применять его при  решении задач.

Тестирование

7- 8

Соединения проводников.

2часа

Составление таблицы на законы последовательного и параллельного соединения.

Воспроизведение законов последовательного и параллельного соединения, решение задач.

Фронтальный опрос

7. Магнитные явления.

3часа.

 

9.

Изображение магнитных полей. Сила Ампера.    

1час

Обобщенные формулы з-на Ампера. Линии магнитной индукции.

Усвоение  определения направление сил и вектора магнитной индукции.

Графические задачи.

10.

Электромагниты, электромагнитная индукция.

1час

Электромагниты и их применение. Практическое применение электромагнитной индукции.

Умение выделять явление электромагнитной индукции, знать области применения электромагнитов.

Графические задачи.

11

Переменный ток.

1час

Составление таблицы на параметры переменного тока.

Умения определять период, амплитуду и частоту переменного тока по графику.

Фронтальный опрос.

8. Оптические явления.

4 часа 

12.

Отражение  света.

1час

Изображение лучей, построение изображений в зеркале.

Умение строить изображение предмета в плоском зеркале.

Тестирование

13.

 Преломление света.

1час

Использование з- на преломления света.

Умение находить и строить углы падения и преломления.

 Компьютерное тестирование.

 14.

Линзы. Построение изображений в линзах.

1час

Составление таблицы на виды изображений в линзах.

Умение воспроизводить таблицу.

Графические задачи.

15.

Фотоаппарат и другие оптические приборы.

1час

Определение  хода лучей в оптических приборах.

Умение воспроизводить ход лучей в оптических приборах.

Графические задачи.

16,

17

Лабораторные работы.  

2час

 Эксперимент.

 

Литература для учителя:

  1. ГИА. Сборник тестовых заданий  по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011.
  2. Куперштейн Ю.С., Марон Е.А, Физика, контрольные работы. 7-9кл.- СПб.: Специальная литература, 1998
  3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник  задач по физике 7 – 9 классы .- М. Просвещение, 2009.
  4. Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями.- М. Просвещение,2000.
  5.  Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М.: Просвещение
  6. Фадеева А. Тесты. Физика 7-11классы. – М.: АСТ, Астрель Олимп, 1999.
  7. Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования.- М.: Наука,1989.

                                   

   

Литература для учащихся:

  1. ГИА. Сборник тестовых заданий  по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник  задач по физике 7 – 9 классы.- М. Просвещение, 2009.
  3. Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике 9 класс.- М.; Школьная пресса 2004. (Библиотека журнала «Физика в школе»)



Предварительный просмотр:

Администрация города Яровое Алтайского края

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

Рабочая  программа

элективного курса

«Физика в задачах и упражнениях».

для 11 класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Цыб Т. Н.

учитель физики,

первая квалификационная категория

г. Яровое -2014

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Физика в задачах и упражнениях» составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта и  на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень)  Г.Я. Мякишева // Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

Все разделы программы курса тесно связаны по структуре и по методическим идеям с основным курсом физики. Она способствует дальнейшему совершенствованию уже усвоенных учащимися знаний и умений.  Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Данный элективный курс имеет практическую направленность, т.к. значительное количество времени отводится на решение физических задач. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ.

Данный курс предназначен для 11 классов общеобразовательных учреждений (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы  механики, динамики, электродинамики, оптики и квантовой физики. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Цель:

Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

Задачи:

1.Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную

задачу и находить наилучший способ её решения.

2. Развитие физического и логического мышления школьников.

3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.

Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета, сократилось.

Формы организации занятий: Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное выполнение заданий, решение задач.

Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения, и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами.

Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:

-навыки самостоятельной работы;

-овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;

-составлять план решения,

-проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемый результат

Кинематика материальной точки

4

Построение и чтение графиков равномерного и равноускоренного движения.

1

Решение графических задач

уметь описывать равномерное прямолинейное движение

Свободное падение.  

1

Анализ графиков, решение задач.

Уметь описывать свободное падение

Основные параметры баллистического движения.

1

Анализ графиков, решение задач.

Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полёта, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту

Движение тела по окружности.

1

Решение задач

понимать смысл понятий: частота и период обращения, центростремительное ускорение

Динамика

5

Законы Ньютона. Равнодействующая сила.

1

Решение сложных задач

уметь применять законы Ньютона для объяснения механических явлений и процессов

Силы в природе. Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.

1

Практическая работа

понимать смысл понятий: деформация, жёсткость; смысл закона Гука.

Вес тела.

1

Решение задач

Уметь применять полученные знания на практике

Закон всемирного тяготения.

1

Решение сложных задач

Уметь применять полученные знания при решении задач

Движение тел по наклонной плоскости. Движение системы связанных тел.

1

Групповая фронтальная работа

Уметь применять математические навыки при решении физических задач

Статика

1

Условия равновесия твердого тела.

1

Решение задач

Уметь применять законы равновесия при решении задач

Законы сохранения

2

Импульс силы и импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

Решение сложных задач

уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения

Работа. Мощность. Энергия.

Закон сохранения энергии.

1

Решение задач

уметь вычислять работу сил тяжести и упругости.

Основы МКТ. Газовые законы

2

Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния идеального газа.

1

Тест

Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом.

Газовые законы.

1

Решение экспериментальных задач

Уметь применять законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля при решении задач

Термодинамика

3

Внутренняя энергия. Работа газа. Количество теплоты.

1

Решение задач разного уровня

уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменение внутренней энергии

Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики.

1

Тест

уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменение внутренней энергии

Графический способ решения задач.КПД тепловых двигателей.

1

Решение графических задач

понимать КПД тепловых двигателей, принцип работы

Основы электростатики

2

Закон Кулона.

Поверхностная плотность заряда. Потенциал и разность потенциалов.

1

Решение качественных задач

понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия

Конденсаторы. Электроемкость.   Соединение конденсаторов.

1

Решение задач

/понимать смысл величины «электрическая ёмкость»

Законы постоянного тока

2

Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников.

Расчет сопротивления сложных электрических цепей.

1

Решение качественных задач

Уметь применять закон  Ома при решении задач

Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа.

1

Решение качественных задач

Уметь применять закона Ома для полной цепи

Электромагнетизм

3

Магнитное поле. Магнитная индукция. Магнитный поток.

1

Решение задач

понимать магнитное поле, индукция, магнитный поток

Сила Ампера.Сила Лоренца.

1

Решение задач

уметь находить силы Ампера и Лоренца.

Электромагнитная индукция.

Самоиндукция.

1

Решение задач

Механические колебания

1

Гармонические колебания. Кинематика и динамика механических колебаний. Превращения энергии.

1

Решение качественных задач

Понимать смысл физических явлений: свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник

Электромагнитные колебания

2

Колебательный контур. Превращения энергии в колебательном контуре

1

Решение качественных задач

Распространение электромагнитных взаимодействий. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн

Переменный электрический ток. Нагрузка в цепи переменного тока.

1

Решение задач разного уровня

Понимать смысл действующих значений силы тока и напряжения.

Механические и электромагнитные волны

2

Механические волны.

1

Решение количественных и качественных задач

Уметь вычислять  длину волны, скорость волны. Уравнение гармонической волны. Распространение волн

Электромагнитное поле и электромагнитная волна.

1

Решение качественных задач

Распространение электромагнитных волн

Геометрическая оптика

3

Отражение света. Преломление света. Полное внутреннее отражение.

1

Решение задач, построение изображений

Понимать смысл физических законов: закона отражения света, закона преломления, закона полного отражения.

Линзы. Построение изображений. Оптические приборы.

1

Решение задач, построение изображений.

Уметь построить  изображение в линзах. Знать формулу тонкой линзы

Волновые свойства света. Интерференция света. Дифракция света.

1

Решение количественных и качественных задач

Понимать смысл физических явлений: интерференция, дифракция.

Квантовая природа света

1

Фотоэффект. Опыты Столетова.

1

Решение задач

Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяснять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения,

Атомная и ядерная физика

2

Строение атома. Модель атома водорода по Бору

1

Решение качественных задач

Понимать смысл физических явлений , показывающих сложное строение атома. Знать  строение атома по Резерфорду.  

Применение   законов   сохранения   заряда,   массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях.

1

Решение задач

Уметь решать  задачи на расчет энергетического выхода ядерных реакций.

Литература, используемая учащимися:

  1. Кабардин К.Н., Орлов Г.Я. Сборник тестовых заданий по физике
  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. – М.:Просвещение,2004

3)           Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-11. – М.:Просвещение,2004        

4)        Рымкевич А.П. Сборник задач по физике

5)        Степанов,.А.С.  Сборник задач по физике

6)        Физика ЕГЭ 2013, 2014

        

Литература, используемая учителем:

  1. Кабардин К.Н., Орлов Г.Я. Сборник тестовых заданий по физике
  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. – М.:Просвещение,2004
  3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-11. – М.:Просвещение,2004        
  4. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике
  5. Степанов,.А.С.  Сборник задач по физике
  6. Физика ЕГЭ 2013, 2014
  7. Демоверсии ЕГЭ 2013,2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...