разработка урока "Природа света.Законы геометрической оптики"
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Кривцова Лариса Афанасьевна

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по физике 11 класс , учебнмк Генденштейн Л.Э..  Конспект урока составлен с учетом ФГОС второго поколения. Урок создан с учетом развития интеллектуальной активности личности через творчество поисково- исследовательской деятельности, сотвотчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_sveta.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока физики 11 класс

Тема: Природа света. Законы геометрической оптики

Цели:

  • сформировать понятия «свет», "отражение света", "преломление света", изучить его свойства с выходом на закономерности.
  • Сформировать представление о полном внутреннем отражении.
  • Формировать навыки сам.работы обучающихся
  • Воспитывать взаимосотрудничество, интерес к науке.

Оборудование.

  • Для фронтального эксперимента: стаканчики с водой, стеклянные трубки, пробирки.
  • Для демонстрационного эксперимента:  источник света
  • Мультимедийное сопровождение: компьютер, проектор, презентация "Геометрическая оптика",
  • Учебник: Физика 11. Учебник базового уровня. Л. Э. Генденштейн, Ю.И. Дик ("Илекса", 2006 г.)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Постановка задачи урока, актуализация знаний

Здравствуйте ребята, садитесь.

Для начала немного вводной информации

Презентация о происхождении понятия свет

Какое ключевое слово в этой информации

свет

Но сегодня мы не лирики, а физики. Поэтому нас будет интересовать свет, как физическое явление. А что вы уже знаете о свете

Как он распространяется, явление отражения и преломления

Сформулируем тему нашего урока

Природа света. Законы геометрической оптики

Запишем в тетрадь тему нашего урока:

записывают

Сформулируйте задачи нашего урока

Повторить законы распространения и выяснить природу света

Давайте определим  понятия, которые будут ключевыми на сегодняшнем уроке

Свет, отражение, преломление, распространение

Форма деятельности на уроке будет познавательно-исследовательская

Эксперимент1 лампа

Итак, предмет исследования-свет, что необходимо, чтобы получить свет

Источник

 Как распространяется свет

лучами

В какой среде распространяется свет

прозрачной

Приведите примеры прозрачных сред

Воздух, вода, стекло, алмаз

Выставляю препятствие. Что произошло

Появилось препятствие, тень

Тень- доказательство какого распространения света

прямолинейного

Везде ли свет распространяется прямолинейно

В однородной среде

Давайте убедимся в правильности своего вывода откройте учебник стр95 2 абзац читайте

видеоэксперимент

Пронаблюдайте и сделайте вывод; объясняя увиденное вами явление

Отражение сначала всего пучка света , затем разделенного на части

На какую поверхность падает луч что можно сказать об углах падения и отражения

Гладкую отражающую

Вспомните законы отражения

Формулируют, делают рисунок

Стр 95 сравним с формулировкой учебника

Повторяют формулировку

Стр 96 рис 13.2 и 13.3 прокомментируйте

Зеркальное и диффузное отражение отличаются поверхностью ровная и неровная изображение четкое и нечеткое

Что происходит с направлением распространения света

меняется

Приведите примеры когда в жизни мы наблюдали зеркальное отражение

Рассеяное отражение

Зеркало, гладкая, полированная поверхность

От любой неровной поверхности

Эксперимент 2

На столе у вас стакан с водой и карандаш, что будем делать

Карандаш опустим в воду

что наблюдаем

Карандаш поломался

Как теперь распространяется свет

Опять меняет свое направление

Где меняет свое направление

На границе 2х сред

Что его заставляет менять свое направление

Плотность среды разная

Рассказ учителя о показателе преломления

Слушают отвечают на вопросы

Данное явление изобразите с помощью рисунка

Выполняем в тетради и на доске

Что происходит с энергией света на границе 2х сред

Энергия преломленного луча становится меньше, т.к незначительная часть теряется вместе с отраженным лучом

Давайте сформулируем законы преломления

формулируют

См стр 96 последний абзац

Поговорим о физическом смысле показателя преломления

Показывает во сколько раз отличаются скорости света в начальной и конечной среде

Что можно сказать о его величине с чем она сравнивается

С единицей, когда больше, меньше

Давайте дополним формулу закона преломления

Дописываем v|v

Попробуем построить ход луча из более плотной в менее плотную на том же рисунке

Пойдет по тем же лучам, только в обратную сторону

Следовательно лучи еще и ..

обратимы

Эксперимент 3

Возьмите пробирки и опустите их в стакан с водой , погрузите карандаш в пустую пробирку, понаблюдайте за изображением карандаша в пробирке с разных углов зрения

Из некоторых положений куска карандаша не видно и часть пробирки посеребрена

В чем причина

Возможно,  лучи отражаются

когда луч потерялся,

 давайте попробуем нарисовать

На границе более плотной с менее плотной.

 Строим ход луча из более плотной в менее плотную

Меняем угол увеличивая его

В какой то момент преломленный луч исчезнет

Этот угол называют предельным углом отражения, а явление полным внутренним отражением, как вы думаете почему внутренним

Из более плотной в менее плотную

А еще ребята посмотрите на рис 13.5 стр 97 внимательно

Интенсивность преломленного луча с увеличением угла падения убывает

Где используют явление полного внутреннего отражения расскажет Дима

В алмазах, катафотах, волоконной оптике

закрепление

О чем сегодня на уроке мы говорили

О свете, и его законах распространения

Так вот эти законы названы законами геометрической оптики, как вы думаете причем здесь геометрия

Мы везде в построении рисовали луч

И чем является этот луч из чего он состоит

Из частиц

Значит свет- это

Поток частиц

Именно это в свое время утверждал Исаак Ньютон и его теорию назвали корпускулярной, почему,  что он имел ввиду под корпускулами

частицы

Но одновременно с ним голландский ученый Христиан Гюйгенс утверждал, что свет- это…. Стр 93 найдите что он утверждал и какие доводы выдвигал

Свет- это волна, т.к  световые лучи проходят один сквозь другой

Предложите свои доводы того , что свет это волна

Скорость света равна скорости ЭМВ

Значит природа света двойственна, почему

Свет и поток частиц и волна

Одновременно..   стр 94

Свет поток частиц, если размеры препятствий больше длины световой волны

Решение задач

Чтобы почистить очковые стекла на них нужно подышать. Пока влага вся не испарилась, можно заметить, что на это время отражение света от стекол заметно уменьшилось. Почему это происходит?

За счет рассеяния на капельках влаги

Почему цвета влажных предметов кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухих?

Потому что поверхность влажных предметов более сглажена, поэтому свет отражается более зеркально

Если на лист белой бумаги попадает растительное масло, то бумага в этом месте становится прозрачной. Почему?

В месте, где находится раст.масло свет меньше рассеивается бумагой

С помощью плоского зеркала надо осветить дно глубокого колодца. Солнечные лучи составляют с поверхностью Земли угол 30. Под каким углом к вертикали надо расположить плоское зеркало, чтобы выполнить задуманное.

30

Заключение.

  1.  Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось

Задание на дом: п.13 подготовить ответы на вопросы

Вопросы для контроля .

1. Лунная дорожка на воде

2. Блеск драгоценных камней

3. Затмение Солнца

4. Рассеивание света фар автомашины в тумане

5. Сверкающая белизна свежевыпавшего снега.

Какие свойства света проявляются в каждом примере?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое задание «Аннотированный каталог ЭОР по теме «Геометрическая оптика» ( «Волновая оптика»)

В каталоге представлен  аннотированный материал по теме "Геометрическая оптика"....

разработка открытого урока с презентацией по физике "Отражение света. Закон отражения света" 8 класс

Данная разработка урока позволяет изучить законы отражения света, научить учащихся решать качественные задачи, выяснить условия, при которых совершается отражение света, осмыслить практическую значимо...

Методическая разработка занятия по теме: "Геометрическая оптика"

Данная разработка закрепляет знания, умения  и навыки учащихся по оптике, помогает разобраться при решении задач. Лабораторная работа закрепляет основы теории по данной теме. В методичке разобрвн...

Оптика. Законы геометрической оптики

Оптика. Законы геометрической оптики...

Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».Мотивация изучения темы: «Оптика...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА», 9 класс...