Рабочая программа по физике 11 класс базовый уровень
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

Стенина Ирина Викторовна

по учебнику Мякишев, Буховцев, Чаругин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma11baza-fizika.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Рассмотрено:                         Согласовано:

на заседании МО                  Зам. директора по УВР

Протокол № __                     _______Е.А. Сергачева                  

от «___» ______ 20__г.        от «__»_______20___г.

Председатель МО

Утверждаю:

Директор МБУ СОШ № 85

____________Н.Н.Гриценко

Приказ № ______________

 от  «___» _______ 20___ г.

        ______________________

         

Рабочая программа

по физике

для 11 класса

(базовый уровень)

на 2014-2015 гг.

Количество часов:

Общее:68

В неделю:2

Учитель: Стенина И.В.

                       первая квалификационная категория

Тольятти,

2014

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ  УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

4.МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ)

5.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

6.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

6.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФИЗИКЕ11КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Физика. 11 класс. Базовый уровень» составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике базового уровня Временного научного коллектива «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ, опубликованной в 2007 г. в «Сборнике нормативных документов. Физика. / Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев».  При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебникГ.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев,В.М.Чаругин для общеобразовательных учреждений «Физика. 11 класс».

Рабочая программа ориентирована на раскрытие и овладение основными физическими понятиями, законами, гипотезами и теориями на базовом уровне, необходимыми практически каждому человеку в современной жизни.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Изучение физики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих основных целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения ,планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценить достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием  различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Планируемые результаты:

Обучающимся необходимо

знать:

-знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

-знать понятия: магнитное поле, вектор магнитной индукции, электромагнитная индукция, магнитный поток, самоиндукция, индуктивность, электромагнитное поле;

-знать закон электромагнитной индукции, правило Ленца;

-знать действие магнитного поля на проводник с током, на рамку с током, на движущийся заряд;

-знать понятия: колебание, математический маятник, гармонические колебания, резонанс, амплитуда и фаза колебаний, электромагнитные колебания, колебательный контур, переменный ток, автоколебания, волна, длина и скорость волны, акустика, модуляция и детектирование, радиолокация;

-знать понятия: свет, геометрическая оптика, линза, дисперсия света, интерференция, дифракция, СТО, спектр, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновские лучи;

-знать законы отражения и преломления света, принцип Гюйгенса, формулу тонкой линзы, формулу дифракционной решетки;

-знать постулаты теории относительности основные следствия, вытекающие из них;

-знать понятия: квант, фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, лазер, радиоактивность, α  , β  ,  γ  - лучи, период полураспада, изотоп, ядерные силы, энергия связи, ядерная реакция, термоядерная реакция, элементарная частица, кварк, античастица, антивещество;

-знать закон фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

-знать устройство и принцип действия фотоэлемента, и его техническое использование, устройство и принцип действия ядерного реактора;

-знать понятия: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

-знать современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик, Вселенной.

уметь:

-уметь отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

-уметь применять законы при решении задач;

-уметь определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значения другого его параметра и частота свободных колебаний;

-уметь рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами;

-уметь решать задачи на применение формул связывающих длину волны с частотой и скоростью волны; период колебаний с циклической частотой;

-уметь объяснять производство, передачу и использование электроэнергии; принцип радиосвязи и телевидения;

-уметь строить отраженные и преломленные лучи; строить изображения в линзе;

-уметь решать задачи на определение показателя преломления, на формулу тонкой линзы, на формулу дифракционной решетки;

-уметь решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны, вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна; на расчёт дефекта масс и энергии связи; рассчитывать энергетический выход;

-уметь определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

-уметь определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях;

-иметь представление о масштабах солнечной системы, Галактики, Вселенной.

Система оценки планируемых результатов

Для  оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные формы промежуточного контроля:  лабораторные работы, контрольные работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Место предмета в базисном учебном  плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики на базовом уровне в 11 классе – 68 часов в год, из расчета 34 учебные недели, 2 учебных часа в неделю.

2. СОДЕРЖАНИЕ:

Физика и методы научного познания (1 час)

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий.

Электродинамика  (20 час)

Магнитное поле тока: взаимодействие токов, вектор магнитной индукции, магнитное поле. Закон Ампера: электроизмерительные приборы, громкоговоритель.  Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы: сила Лоренца, ускорители заряженных частиц, масс-спектрографы. Магнитная запись информации.

Явление электромагнитной индукции: история открытия, правило Ленца, закон электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей: вихревое электрическое поле. Индуктивность. Электромагнитное поле.

Свободные электромагнитные колебания: колебательный контур, аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Переменный электрический ток: электрический резонанс. Генерирование, передача и использование электрической энергии.

Электромагнитные волны: излучение открытого колебательного контура, свойства электромагнитных волн. Изобретение радио А.С. Поповым.  Радиосвязь. Телевидение.  

Демонстрации

1. Магнитное взаимодействие токов. 2. Отклонение электронного пучка магнитным полем. 3. Магнитная запись звука. 4. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. 5. Свободные электромагнитные колебания. 6. Осциллограмма переменного тока. 7. Генератор переменного тока. 8. Излучение и прием электромагнитных волн. 9. Отражение и преломление электромагнитных волн.

Лабораторные опыты

Измерение магнитной индукции.

Лабораторные работы

1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

2. Изучение явления электромагнитной индукции.

3. Измерение ускорения свободного падения.

Оптика (18 час)

Скорость света. Законы распространения света: законы отражения и преломления света, полное отражение света. Линза. Оптические приборы.

Волновые свойства света: дисперсия света, интерференция света, дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света.

 Элементы теории относительности: законы электродинамики и принцип относительности, постулаты СТО и их следствия. Элементы релятивистской динамики: связь между массой и энергией. Принцип соответствия.

Различные виды электромагнитных излучений: свет, тепловое излучение, электролюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция.  Виды спектров.  Спектральный анализ. Практические применения инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучений. Шкала электромагнитных волн.

Демонстрации

1. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. 2. Оптические приборы.  3. Получение спектра с помощью призмы. 4. Интерференция света. 5. Дифракция света. 6. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. 7. Поляризация света. 8. Линейчатые спектры излучения.

Лабораторные опыты

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Наблюдение сплошного спектра.

Лабораторные работы

4. Измерение показателя преломления стекла.

5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

6. Измерение длины световой волны.

Квантовая физика (18 час)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект: законы фотоэффекта, красная граница фотоэффекта. Фотон: энергия и импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.  

Планетарная модель атома: опыты Резерфорда, размеры атомного ядра.  Квантовые постулаты Бора: модель атома водорода по Бору.

Лазеры: свойства лазерного излучения, рубиновый лазер, применение лазеров.

Радиоактивность: открытие, альфа-, бета- и гамма- излучении, закон радиоактивного распада, период полураспада.

Строение атомного ядра: изотопы, открытие нейтрона. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра: ядерные реакции, энергетический выход ядерных реакций.

Ядерная энергетика: цепные ядерные реакции, ядерный реактор. Термоядерные реакции.

Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения: защита организмов от излучения.

Элементарные частицы: методы наблюдения и регистрации, лептоны и кварки. Позитрон. Античастицы.

Фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации

1. Фотоэффект. 2. Лазер. 3. Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

7. Наблюдение линейчатых спектров.

Элементы астрофизики (10 час)

Солнечная система: видимое движение небесных тел, законы движения планет, система Земля-Луна, планеты и малые тела Солнечной системы.

Звезды и источники их энергии: Солнце, основные характеристики звезд, строение звезд главной последовательности. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

Наша Галактика – Млечный Путь. Галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Строение и эволюция Вселенной.

Физика и методы научного познания (1 час)

Основные элементы физической картины мира.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п.п

Название раздела

Количество часов

1

Физика и методы научного познания

1

2

Электродинамика

20

3

Оптика

18

4

Квантовая физика

18

5

Элементы астрофизики

10

6

Физика и методы научного познания

1

Итого

68

4.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. «Физика 11». М.: Просвещение, 2012 г.

2. Поурочные планы. Физика 10 класс. Сост. Г.В.Марнина, С.В.Боброва. Волгоград, «Учитель», 2006г.

3.Рымкевич А.П. «Задачник. Физика 10-11 класс». М. Дрофа, 2010-2014гг.

4.Техническое обеспечение учебного процесса:

        4.1 компьютер – 1шт.

        4.2 принтер – 1 шт.

Список литературы для учителя

1.Сборник нормативных документов. Физика. Примерные программы по физике . / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.

2.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. «Физика 11». М.: Просвещение, 2012 г.

3.Рымкевич А.П. «Задачник. Физика 10-11 класс». М. Дрофа, 2010-2014гг.

4. Поурочные планы. Физика 10 класс. Сост. Г.В.Марнина, С.В.Боброва. Волгоград, «Учитель», 2006г.

5.Кирик Л.А.. Бондаренко К.П. «Физика 11 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Теория относительности. Атомная физика». Москва-Харьков, Илекса-Гимназия, 2006г.

6.Справочник школьника. Решение задач по физике. Сост. Власова И.Г. М.Компания «Ключ-С», 2005г.

7. Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика. 11 класс». Москва, Дрофа, 2006г.

8. Сборник качественных задач по физике 9-11 классы. Сост. Банюлис Е.Ю.,

 Скиданенко В.И. Тольятти, 1997г.

9. Марон А.Е., Марон Е.А. «Контрольные работы по физике 10-11 классы». М.: Просвещение, 2006г.

10. Фадеева А.А. «Тесты по физике 7-11 классы». М.: Издательство АСТ, 2006г.

11. Вступительные испытания. Физика ЕГЭ-2014, 2-13. под ред. Л.М.Монастырского. Ростов- на –Дону, Легион, 20014г.

12.Физика. Тематические задания для подготовки к ЕГЭ. – Саратов: Лицей, 2014

13.Сычёв Ю.Н. Физика. ЕГЭ. Задания части В + Решебник. – Саратов: Лицей, 2014.

Список литературы для учащегося

1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. «Физика 11». М.: Просвещение, 2012 г.

2.Рымкевич А.П. «Задачник. Физика 10-11 класс». М. Дрофа, 2010-2014гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...