Моя педагогическая философия
материал по физике на тему

Мордасова Светлана Егоровна

Моя педагогическая философия.

Мое отношение к педагогической деятельности представленное в рамках районного конкурса "Педагог года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Моя  педагогическая  философия.

Сегодня Я начинаю новую жизнь!

   Сегодня я начинаю новую жизнь. Сегодня я сбрасываю старую кожу, на которой следы моих бед и обид, ударов судьбы и бездарностей. Сегодня я возрождаюсь в винограднике, где хватит плодов всем. Отныне я отвергаю неудачу и готова следовать мудрости и правилам, выводящим меня из тени на свет,

от разочарования к успеху, от поражения к победам.

    Я встречаю этот день с любовью в сердце ко всему окружающему: природе, семье, школе, ученикам. Ведь это главный секрет моего успеха в любом начинании.

  Любовь к своему предмету я должна передать своим ученикам через сердце, ум и душу.  До каждого ребёнка  хочется донести знания, которыми я обладаю, каждого нужно научить умениям  и навыкам владеть информацией. И просто прийти на урок в класс и сказать детям тему и цели урока здесь не достаточно. Надо вывернуться на изнанку, чтобы заинтриговать, завести, заинтересовать класс и настроить на работу.

  Всегда в класс вхожу с улыбкой на лице и с открытым сердцем. Стараюсь показать своим ученикам не только знания, но и умения общаться, чувствовать. Я всегда повторяю и учу своих учеников одной из заповедей: «Относись ко всем так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

 Многие ученики,  услышав эту заповедь, тут же  меняют свое поведение и отношение к изучаемому предмету, и, я  надеюсь, меняют свои  жизненные устои.

        Жизнь раздает награды в конце пути, а не в начале,  от всех сокрыто, сколько шагов предстоит пройти к цели.

    Важно научить детей  делать всегда следующий шаг, даже  если окажется, что он требует больших затрат и усилий. Постепенно все сделанные шаги выливаются в истину и смысл в жизни, и если ребёнок это поймет в школе, благодаря своему учителю, то ученик  станет настоящим ЧЕЛОВЕКОМ. 

   Главная задача всех педагогов -  помочь  детям стать в жизни             ЛЮДЬМИ.

    И встречая своих выпускников, хочется верить, что я их чему-то научила в этой жизни.

   Я испытала чувство удовлетворенности от педагогической работы ещё в детстве, в девять лет, когда научила соседскую девочку читать. Сколько было восторга и гордости за себя, что это  Я СМОГЛА, Я НАУЧИЛА...  Хотелось поделиться этой радостью со всеми  и  сразу была определена моя будущая профессия. Так  получилось, что  в моей  семье старшая сестра, свекровь и золовка педагоги.  При каждой нашей встрече мы обсуждаем все проблемы школы. Хочется всё сделать для того, чтобы образование в нашей стране стало высокого качества.

    И если я вижу открытые души,  чистые сердца, одобрительные улыбки учеников после моего урока – значит я сегодня зажгла искорку  новой  жизни. Я начала сегодня новую ЖИЗНЬ...



Предварительный просмотр:

      Работая  вместе с коллективом над решением общей проблемы, изучая научно-методическую литературу, анализируя свой опыт работы,  я пришла к выводу, что результаты традиционного информационно - репродуктивного  обучения не совсем соответствуют требованиям, которые общество предъявляет к выпускникам школы. Наше формирующееся технологическое общество нуждается в специалистах, обладающих такими качествами как умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т. е. применять полученные знания для их решения), обладать творческим мышлением и стремлением к самосовершенствованию; умением работать в команде, т.е. нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. Действительно, если ученик знает, как учиться, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить информацию, необходимую для решения проблем, как использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, то в будущем ему будет легче повысить квалификацию, получить любые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Ведь знания, в каком бы объеме они ни были бы усвоены, рано или поздно устаревают, в то время как интеллектуальные способности, способность к творчеству остаются с человеком. Анализируя различные подходы и требования к организации современного урока, я выделила для себя ряд причин, приведших к выявленному несоответствию:

во-первых:  традиционная структура учебного  процесса направлена преимущественно на повторение и запоминание определенной суммы знаний, умений и навыков, а не на развитие интеллектуальных  способностей, интересов и мотивов обучения;  

во-вторых: учебная деятельность школьников при традиционном обучении носит в основном репродуктивный характер: повторение, заучивание, действие по образцу, выполнение творческих заданий методом проб и ошибок. Это формирует исполнительскую культуру личности, но не творческую;

в-третьих: на многих уроках в информационно-репродуктивной системе обучения дети почти не говорят. Речь используется в основном для устных репродуктивных ответов, для уточнения вопросов и воспроизведения информации. Мыслительная деятельность, направленная на сравнение, анализ, преобразование теоретических понятий, встречается редко, т.е. наблюдается отрыв речи от мышления.

Таким образом, определилось явное противоречие между необходимостью подготовки школьников к взрослой жизни в технологическом обществе и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

Я попыталась найти путь к преодолению этого противоречия на уроках физики.

Теоретическая интерпретация опыта.

       Физика, как и любой учебный предмет, имеет свою специфику и особенности преподавания. Важнейшим компонентом обучения физике является демонстрационный эксперимент, в противном случае, по утверждению О.Д.Хвольсона ее преподавание “должно быть признано бесполезным и даже вредным”.

  На мой взгляд, физический эксперимент и исследовательская работа  не столько средство наглядности, сколько необходимая база и инструмент развития интеллектуальных способностей учащихся. Изучение физических законов и явлений на основе  исследования  позволяет формировать и развивать у школьников умения изучать, наблюдать, выдвигать гипотезы и планировать свою деятельность в соответствии с ходом  исследовательской работы, выделять общее и частное, проводить анализ и сравнение.

          Исследовательская работа, подкрепленная системой лабораторных и практических работ, экспериментальных задач позволяет развивать самостоятельность учащихся, способность логически мыслить и творчески применять теоретические знания для решения практических задач.

         Кроме того, комплекс исследовательских упражнений (исследование учебного материала, экспериментальные задания, лабораторные работы) обладают рядом особенностей, что делает его применение весьма эффективным.

  1.  Выполнение исследовательской работы вызывает у школьников такие психические процессы, как ощущение, восприятие, представление, обобщение, способствует развитию познавательных мотивов и интересов, порождает положительные эмоции.
  2. Исследовательская работа никогда не используется как уединенный метод преподавания, а всегда в сочетании со словесными методами и иными средствами наглядности (таблицы, схемы, рисунки).
  3.  Применение исследовательской работы дает возможность организовывать на уроке частично-поисковую деятельность учащихся через создание проблемно-творческих ситуаций: неожиданности, конфликта, предположения, несоответствия.
  4.  В ходе проведения исследования учащиеся учатся систематизировать полученные знания в виде таблиц, схем, опорных конспектов, что является показателем высокого уровня сформированности  интеллектуальных способностей.
  5. Применение на уроке исследовательской работы предполагает различные формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.

Переосмыслив свой опыт работы, рассмотрев различные педагогические теории и современные технологии обучения, я предположила, что разрешить существующее противоречие возможно на основе развивающего обучения с опорой на  исследовательскую работу и проектную деятельность, и активные и интерактивные технологии. Под активными и интерактивными технологиями обучения я понимаю такую модель совместной деятельности  учителя и ученика, когда последний находится в постоянном творческом поиске, является хозяином урока и его активной движущей силой. Весь учебный процесс происходит при полном осознании ребенком  и его непосредственном активном участии.

 

 

Урок физики, построенный с применением исследовательских задач, полностью соответствует структуре уроков в системе развивающего обучения.

        Таким образом,  и определилось направление моей педагогической деятельности – развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ работы на уроках  и во внеурочное время.

Трудоемкость работы заключается в переосмыслении  роли учителя и ученика в процессе учебно – познавательной деятельности, в рациональном отборе и структурировании содержания уроков, оптимальном подборе средств и форм организации познавательной деятельности учащихся.

Доступность работы проявляется в том, что он может быть использован учителями физики общеобразовательных школ, знакомых с активными и интерактивными технологиями обучения и владеющих методикой проведения

исследовательской работы.

Результативность работы  заключается в усвоении учащимися методов научного познания природы и овладении способами творческой деятельности, формировании навыков самостоятельной работы, что позволит им успешно трансформировать полученные знания для решения новых задач на уроках физики и по другим предметам, получать информацию из различных источников, проектировать собственные экспериментальные исследования.

        В своей работе я опираюсь на идеи Л.С. Выготского, о зонах развития ребенка; И.С. Якиманской  о принципах личностно - ориентированного урока;

 Г.С. Альтшуллера о теории решения изобретательных задач; использую методы обучения В.Ф. Шаталова.

  Вышеназванные теории и законы реализуются и перерабатываются применительно к конкретным условиям преподавания и традициям школы. Идет поиск оптимальных средств и методов преподавания, к тому же развивающее обучение предоставляет широкий простор творчеству  тандема  учитель – ученик.

         Конструируя  учебно-воспитательный процесс, я исхожу из того, что изначально каждый ребенок наделен интеллектуальными способностями, находящимися на определенном уровне сформированности. Развитие этих способностей будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности  ребенка на основе его собственного опыта и желания достичь личностно – значимого результата обучения.

        Отсюда вытекает и ведущая педагогическая идея моего опыта: содействие развитию интеллектуальных способностей учащихся на основе сотрудничества и сотворчества учителя и ученика.

        Цель – на основе комплекса исследовательской работы помочь учащимся в развитии способности анализировать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы, выделять главное, исследовать,  наблюдать, делать выводы.

        Свою задачу я вижу:

1) в создании таких учебно-познавательных ситуаций, которые требуют от учащегося самостоятельного применения теоретических знаний, умений и навыков; в том числе их переноса, комбинирования известных способов действия нового для ученика подхода к решению поставленных перед ним задач.

2) в организации деятельности учащегося по овладению методами научного творчества (выдвижение гипотез – проблематизация; прогнозирование; имитационная игра).

Для решения поставленных задач использую различные методы.

  • Методы организации учебно-познавательной деятельности:

по источнику получения знаний:

  • словесные (эвристическая беседа, рассказ, проблемная лекция).
  • наглядная (демонстрации, фронтальный эксперимент, иллюстрации, компьютерные программы, видеозаписи).
  • практические (упражнения, исследовательские задачи, лабораторные работы).

по степени активности познавательной деятельности:

объяснительно иллюстративные, частично-поисковые, проблемные.

по характеру мыслительных операций:

  • конкретные и абстрактные; синтез и анализ; сравнение, обобщение, систематизация квалификация и др.
  • Методы стимулирования и мотивации обучения:

- познавательные игры,

- демонстрационный эксперимент,

- занимательность,

- неожиданность,

- практическая направленность.

  • Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устный и письменный,

- фронтальный, групповой индивидуальный,

  • тематический.

Принципы педагогической деятельности.

Сочетание теоретических знаний и полученных результатов в ходе исследования обеспечивает осуществление таких принципов педагогической деятельности, как:

  • научность обучения, предполагающая соответствие теоретических знаний и практических умений современным достижениям научного естествознания;
  • наглядность обучения, направленная на развитие образного мышления через чувственное восприятие;
  • сознательность и активность учащегося в обучении, позволяющая перевести полученные на уроке знания в ранг личностно-значимых для ученика;
  • связь обучения с практикой, выступающая и как критерий верности теории, и как мотив, побуждающий к познавательной деятельности;
  • принципы развивающего обучения.

Система работы учителя.

        Работая в выбранном направлении, я использую традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса: классно-урочную и внеурочную

 ( кружок  «Юный техник»). Но при этом я иначе рассматриваю роль учителя и ученика на уроке. Учитель не всевластный и всезнающий распорядитель, а помощник и организатор процесса овладения методами научного познания, а ученик – не безразличный созерцатель действий учителя, а активный творец, постоянно себя совершенствующий. Основу совместной деятельности составляет общение и сотрудничество, тогда система работы учителя по развитию интеллектуальных способностей учащегося включает в себя следующие моменты:

  1. Проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся.
  2. Создание психолого-педагогических условий эффективного общения и сотрудничества учителя и учащихся.
  3. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся через реализацию принципов развивающего обучения и использования комплекса

исследовательских работ.

4. Руководство деятельностью учащихся по освоению способов познания окружающего мира и овладению методами научного творчества.

5.Рефлексия эффективности совместной деятельности учителя и ученика.

1.   Проектирование учебно- познавательной деятельности учащихся начинается с комплексного тематического планирования, которое позволяет вписать каждый конкретный урок в систему уроков по теме и в систему годичного школьного курса. Так как в системе развивающего обучения структура и типы уроков отличаются от традиционных, то практически не изменяя содержание курса, я изменила порядок изучения отдельных тем.

 Например, при изучении сил, действующих на тело, в куре 7 класса вместо  3-х уроков (сила тяжести, сила упругости, вес) я провожу:

Первый  урок – изучение нового материала (сила тяжести + сила упругости + вес тела).

На этом уроке после проведения фронтального эксперимента и формулирования совместно с учащимися темы и задач урока, дети работают индивидуально с материалом учебника. В ходе работы они заполняют вертикальные столбцы таблицы, разрабатываемой здесь же в процессе определения понятия. После этого этапа деятельности совместно с классом проводится проверка и первичное закрепление, на основе алгоритма, заложенного в таблицы. Каждое положение подкрепляется демонстрационным экспериментом.

Второй  урок – закрепление и развитие знаний, умений, навыков.

        После сообщения цели предстоящей работы приступаем к воспроизведению информации содержащейся в таблице. (Учащиеся работают на отдельных местах, в зависимости от класса работу можно дифференцировать).

Здесь же осуществляется взаимопроверка и обсуждение допущенных ошибок. (Таблица проецируется через графопроектор). После такой работы мы приступаем к сравнительному анализу изученных сил, что достаточно легко сделать, работая по строкам таблицы. Даётся домашнее задание в виде исследовательских работ  по изученным силам. Например:

1. Какова сила тяжести  и вес всех членов вашей семьи.

2. Какова сила тяжести  и вес вашего любимого животного.

3. С какой силой тяжести действует на вас ваш школьный рюкзак.

4. С какой силой тяжести действует на Землю ваш легковой автомобиль.

5. Какова сила упругости при поднятии портфеля на пружине, резинке. ( Из таблиц даётся коэффициент жёсткости).

6.  Чему равен коэффициент жёсткости пружины на домашнем безмене.

Третий урок – формирование умений и навыков.

После совместной постановки задач  урока и повторения  опорных теоретических знаний и умений, учащиеся  приступают к показу результатов своих исследований. Здесь проверяется усвоение теории, формул, изображение векторов сил на схематических рисунках.

Таким же образом изменен порядок изучения тем по другим разделам. (Где такое изменение рационально). Такой подход позволяет уйти от традиционного комбинированного урока с его структурой. А уже с восьмого класса исследовательские работы усложняются. Это могут быть и длинносрочные исследования..

                2. Создание  психолого – педагогических условий эффективного общения и сотрудничества учителя и учащихся.

Анализируя результаты учебной деятельности, я хотела бы выделить прежде всего психологический  климат учащихся занимающихся исследовательскими работами.

Факторами, способствующими созданию психологического комфорта на уроке, являются:

  1. Факторы, формирующие и развивающие  интерес и высокий уровень мотивации изучения  физики;
  • различные способы постановки учебных задач (фронтальный и демонстрационный эксперимент, объяснение физических явлений исследовательская работа и т.д.);
  • разнообразная деятельность при решении задач (эвристическая, аналитическая, практическое выполнение и т.д.);
  • различные форма организации учебной деятельности (групповые, парные, индивидуальные);
  • разнообразная тематика исследований (исторические, социально – бытовые, литературные, технические и т.д.);
  • практическая направленность и поиск взаимосвязи между различными явлениями;
  • знакомство с проявлением физических закономерностей во многих областях и сферах человеческой деятельности.
  1. Факторы, повышающие у учащихся уверенность в собственных интеллектуальных способностях;
  • отсутствие критики за  полученный результат;
  • возможность добровольного включения в дискуссию по  теме фронтального исследования ;
  • постепенное включение учащихся со слабо сформированными учебными навыками в более сложные вида деятельности по схеме: участие в эвристической беседе – работа в группах – выполнение посильных исследований   (экспериментальных и теоретических), тем самым создается ситуация успеха  в учебной деятельности.

         3.   Факторы, стимулирующие мыслительную деятельность учеников;

  • необходимость устно и понятно объяснять, аргументировано доказывать своё  исследование, что требует упорядочения своих представлений и хода рассуждений;
  • необходимость логично выстраивать ход постановки и проведения исследовательской работы;
  • необходимость соотнесения результатов исследования с теоретическими данными;
  • необходимость в теоретической интерпретации  исследуемых явлений, социально-бытовых ситуаций.

3.   Для творческого применения и развития  сформулированных теоретических закономерностей  в  условиях исследовательской деятельности я использую метод прогнозирования: предсказание структурных и функциональных изменений  в системе на основе научных законов и закономерностей.

 

Например, ученик  демонстрирует свободное прохождение металлического шарика в кольцо.  Будет ли проходить шарик в кольцо, если его нагреть?  (идет исследование, как экспериментальный опыт).

 

Для  получения результата исследования учащиеся используют алгоритм:

  1. Составление структуры модели (твердое вещество, молекулы, кристаллическая решетка, колебания молекул).
  2. Составление прогноза развития системы (при нагревании амплитуда колебаний увеличивается, кристаллическая решетка изменяется,    изменился объем шарика  -     шарик не пройдет в кольцо).
  3. Проверка теоретического исследования на  практике.

4.  Исследовательская работа, начатая на уроке, находит свое логическое продолжение во внеклассной деятельности.  Я руковожу школьным  кружком « Юный техник». Основная задача кружка – развитие научно – исследовательской деятельности учащихся, повышение престижа научных знаний. Содержание деятельности направлено на достижение этих целей. В ходе работы кружка учащиеся, работая в группах, приобретают навыки исследовательской деятельности. Работа кружка строится на принципах научности, систематичности и последовательности. Отличительной чертой этой формы организации учебной деятельности является особый микроклимат и неформальное общение, так как  все члены общества – люди заинтересованные и увлеченные. В ходе занятий юные исследователи применяют теоретические знания для выполнения своих проектов, находят новые пути их реализации, планируют и проводят эксперименты, разрабатывают и создают модели физических приборов.

Результатами нашего кружка является:  

  1. Изготовление всевозможных  настольных ламп.
  2. Изготовление зеркального Диско – шара.
  3. Проведение и эксплуатация Школьного радио.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание, что развитие интеллектуальных способностей не ставит целью формирование схематичных логических построений по заданному алгоритму. Развивается не процесс  усвоения знаний, а личность. Развитие интеллектуальных способностей  ведет ученика к осознанию собственной успешности, адекватной самооценке, к ощущению радости от процесса творчества, а значит, рождает стремление к совершенствованию.

Любая деятельность учителя находит отражение в успехах  и результатах обучения своих учеников. В качестве таких критериев я определила:

  1. наличие познавательного интереса к предмету;
  2. наличие интереса к творческой деятельности;
  3. уровень обученности учащихся;
  4. качество знаний;

Я отобрала те критерии, которые, на мой взгляд, характеризуют динамику развития интеллектуальных способностей учащихся с помощью исследовательской работы.

 Анкета развития интеллектуальных способностей учащихся

  1. Задачи решаю, чтобы узнать способ решения.

  1. Самое важное в решение – уметь объяснять его ход.

  1. Люблю решать нестандартные задачи.

  1. Больше нравится способ работы над задачей – обсуждение с товарищем.

  1. При решении задачи нравится этап поиска наилучшего способа решения.

  1. При демонстрации опытов нравится проводить опыт с товарищем.

  1. При постановке опытов больше нравится этап обсуждения и планирования хода эксперимента.

  1. Нравится получать информацию, работая с товарищем.

  1. При исследовательской работе нравится работать в паре.

  1.  Исследовательская работа должна быть краткосрочной.

  1.  Исследовательская работа должна  быть долгосрочной.

  1.  В каждой четверти должна проходить исследовательская работа.

  1.  Результатом исследовательской  работы должна быть презентация.

 Проводя сравнительный анализ можно отметить рост самостоятельности учащихся, их стремление к частично поисковой и  исследовательской деятельности. Важным моментом является то, что у большинства учащихся интерес вызывает не результат, а сам процесс деятельности; дети открыты к общению.

Готовы каждый месяц проводить исследования по различным направлениям и по темам им ещё не знакомым. Все участники исследовательских проектов свои работы хотят оформлять в виде презентаций на одном общем мероприятии

        

В чем смысл педагогической деятельности? Постепенно понимаешь, что главное – создание условий для развития творческих способностей учащихся. Сегодня все в их судьбе зависит как будто от нас. Завтра положение кардинально изменится. Наши дети взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. Научим их быть коммуникабельными людьми.

« Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать».     

 Л.Н.Толстой.

Литература.

  1. Гин А.А Приемы педагогической техники. – М.: Педагогический поиск, 1999.
  2. Дик Ю.И.Турышева И.К. Межпредметные связи курса физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000.
  4. Остапчук Н.Д. Становление и реализация индивидуальности учащихся и педагогов на основе дидактической системы развивающего обучения.// Завуч, 1999, №1
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ACADEMIA, 1999.

   


«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на        основе ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ работы на уроках  и во внеурочное время».

                                  Обобщение  опыта

                   

п. Дорохово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...