Главные вкладки

    ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.
    статья по физике на тему

    Петрова Ульяна Гаврильевна

    В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых  задач – развитие ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с тем резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologiya_metodov_proektov.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЯ   МЕТОДА    ПРОЕКТОВ.

    Составила: Петрова УГ

                В 1928 году американский ученый Джон Дьюи, побывав в Советском Союзе, написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней Дьюи высоко оценил философию школы: ее общую направленность на ребенка, ценности и принципы деятельности учителей и руководителей школы.

            В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых  задач – развитие ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с тем резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.

            В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов практиков к технологии проектного обучения.

            В чем же суть проектного обучения?

    Сущность метода  проекта  лежит  в развитии  познавательных  навыков  учащихся,  умение  самостоятельно  исследовать,  конструировать  знания  в  поле  разных  объектов,  умение  ориентироваться  в  информационном  пространстве  в  развитии  критического  мышления   для  продвинутых  ребят.

    Научиться  проектировать  творческую  деятельность,  используя   метод  проектов.

                Основная  идея  метода  проекта  формировывалась  самостоятельной  деятельности  человека-решателя, что  отвечает  современным  требованиям.

            Главные идеи состоят в следующем:

    • С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
    • Деятельность строится не в русле учебного предмета;
    • Опора на сиюминутные увлечения детей;
    • Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

    Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

    Цель проектного обучения состоит  в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

    1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
    2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
    3. приобретают коммуникативные умения. Работая в различных группах;
    4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,  построения гипотез, обобщения);
    5. развивают системное мышление.

    Исходные теоретические позиции проектного обучения:

    • в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
    • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
    • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
    • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
    • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

    Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.

            Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл. Все это говорит о том, что имитационная игра является основой личностно-ориентированного обучения.

         Игра несет на себе функции:

    - психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;

    - психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения; психическое самочувствие;

    - технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

    В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.

       

    Литература

    1. Третьяков ПИ. «Прогрессивные технологии управления школой.», лекции, 2003г.
    2. Шамова ТИ, Давыденко ТМ, Управление образовательным процессом в адаптивной школе., Москва, 2001г.

    ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  МЕТОДА  ПРОЕКТОВ.

    • Наличие  значимых  в  исследовательском  или    творческом  плане  проблем,  задач.
    • Практическое,  теоретическое,  познавательное,  развивающее  предположение  результатов.
    • Самостоятельная  деятельность  учащихся (индивидуальная,  парная,  но  самостоятельная)
    • Обязательно  структурированного  проекта  с  указанием  поэтапных  результатов.

    Внимание  следует  уделять  методу  выбора  проекта

    • Круг  проблем
    • Каждой   проблеме – ранг.
    • Формирование  бригады  по  каждой  проблеме

    Темы  проектов могут  быть:

    • Предметными;
    • Межпредметными;
    • по  направлениям:    
    • социальное
    • историческое
    • культурологическое
    • искусствоведческое
    • техническое  и.т.д

    ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ К  УЧИТЕЛЮ:

    1. Умение  увидеть  и  отобрать  значимые  проблемы.
    2. Владение  всем  арсеналом  исследовательских  методов.
    3. Переориентация  УВП  на  доминанты  в  нем  поиск  деятельности.  
    4. Владение  коммуникативными навыками  (пары,  группы).
    5. Умение  выделять  лидеров,  резонаторов,  аналитиков.
    6. Владение  компьютерной  грамотностью.
    7. Умение  использовать  знание  смежных  дисциплин  

    ТРЕБОВАНИЯ  К УЧАЩИМСЯ:

    1. Знание  и  владение  основными  исследовательскими  методами  (анализ  литературы,  поиск  источников,  информационный  сбор  и  обработка  данных,  научное  объяснение  процессов,  видение  и  выдвижение  проблем,  формулировка  гипотезы,  методов  решения  проблем);
    2. Владение  коммуникативными навыками  работы  в  паре,  группе.  Умение  слышать  и  слушать  друг  друга;
    3. Умение  самостоятельно  использовать  ранее  полученные  знания;  
    4. Умение  составлять  и отправлять  письмо  в  «INT»  умение   перекачивать  информацию c “INT”.

    ОСНОВНЫЕ  ПРАВИЛА  РАБОТЫ  НАД  ПРОЕКТОМ.

    (правила хорошего тона)

    1. Доброжелательность  при  всех  обстоятельствах;
    2. Обязательное  выполнение  всех  заданий  в  оговоренные  сроки;
    3. Взаимопомощь  в  работе;
    4. Тщательность  и  добросовестность  в  работе  (халтуры  в  науке  не    должно  быть);
    5. Равноправие  и  свобода  выражение    мыслей  и  идей.

    Проекты    могут  быть

    • Исследовательские
    • Творческие
    • Приключенческие,  игровые.

    Этапы  работы  над  проектом.

    1. Организационный - (представление  партнеров  и  при  необходимости  их  замены  с  учетом  психологической  совместимости);
    2. Выбор  и   обсуждение  главных  идей  проекта  (брифинг,  конференция,  мозговой  штурм);
    3. Обсуждение  методических  и  организационных  аспектов;  (Учим к тому,  чем  они не  владеют.  Семинары).
    4. Структурирование  проекта;
    5. Работа  над  проектом  (от  одного  уровня  до  нескольких,  в  зависимости  от  объема проекта);
    6. Подведение  итогов -  (защита  проектов,  реферат,  исследовательский   и.т.д)

    Структура  проекта

    1. Общая  концепция  проекта  основные  идеи,  положения,  решение  проблемы.
    2. Группа  разрабатотчиков проекта.
    3. Выявление  и   формулировка  общей  проблемы.  (Н-р:  выявление  необходимости  создания  адаптационных  условий, для …;  какие  условия  необходимы  и  достаточны  для   реализации  потребностей  возможностей  ученика, …)  
    4. Актуальность  проекта.  (Отсутствие  адаптационной  среды  в  школе  влияет  на  какие-то  виды  поддержки …. у  нас  есть  ресурсы,   которые  могут  привести  в  действие.  Если  не  решить  проблему,  то  она  получит  противоречие.  Необходимость  и  отсутствие …   обуславливает  данную  ситуацию).
    5. Формулировка  гипотезы.   Если  создать…….  адаптационные  условия  то  можно  получить……

    Каждая   задача   должна  подтвердить  гипотезу.  

      Приращение,  в  общем,  процесс.  Обязательно  по   человеческим  ресурсам.  Процесс  и   люди

    1. Задачи  

    -  провести  анализ   поставленной   проблемы  в  теории                                            и  практике.

    • определение  основных  методологических  концептуальных  проблем  
    • разработка   условия
    • оценить  эффективность  разрабатываемых  условий
    • подготовить  выводы  и  рекомендации  (теоретическое  и  практическое  использование)
    1. Методы,  используемые  в  проекте
    • Анализ…….
    1. Форма  предоставления  результатов  обработки  данных

                 - доклад,  реферат

                 - отчет  с  таблицей,  графиком..

                - схема   с  описанием.

    • видеофильм.
    • отчет  с  видеофильмом  и  т.д.
    1. Обсуждение  результатов
    • промежуточные  на  рабочей  группе  
    • итоговые  НМ  конференциях,  в  семинарах.

    1. Проверка  гипотезы
    • подтверждается: рецензия на исследование;
    • параметры   исследования;
    • методология   (системный  подход,  компьютерный  график)
    1. Формулировка  идеального  конечного  результата  (что  вы   ожидаете  от  выполненных  проектов)

    Условия

    • необходим  школьный  координационный  центр;
    • руководитель и  исполнители.

    Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    1

    Разработка проектного задания

    1.1

    Выбор темы проекта

    Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

    Отбор темы для группы учащихся

    2

    Утверждение темы проекта.

    Представляет тему проекта на МС

    Обоснование актуальности выбора  темы проекта.

    3

    Составление плана работы

    Принимает участие в  составлении плана работы над проектом

    Обсуждают и составляют план работы над проектом.

    4

    Изучение литературы по выбранной теме проекта

    Участвует в выборе литературы

    Самостоятельный подбор литературы по проблеме проекта. Определение списка источников, работа с источниками.

    5

    Составление плана выполнения проекта

    Принимает участие в составлении плана выполнения проекта. (контролирует выполнение плана работы, консультирует)

    Каждый ученик выбирает для себя подтему или предлагает новую.

    6

    Определение хода выполнения практической части проекта

    Определяет место проведения опытов, участвует в обсуждении методов выполнения практической части проекта, предлагает варианты.

    Участвуют в обсуждении вариантов выполнения практической части проекта, подсчитывают возможные материальные затраты по проекту.

    7

    Формирование творческих групп по отдельным задачам проекта

    Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших конкретные подтемы и виды деятельности

    Определение своей роли в группе

    8

    Написание введения (цели, задачи, гипотеза, актуальность)

    Принимает участие в обсуждении с учащимися аппарата исследования.

    Определяют  цели и задачи проекта и согласуют их с руководителем.

    9

    Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, задание для учащихся.

    Разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности.

    Разработка заданий. Выработка вопросов для поиска ответа.

    10

    Выполнение практической части проекта.

    Консультирует, координирует, проверяет работу учащихся.

    Выполняют практическую часть: измеряют, подсчитывают, наблюдают, изучают ит.д.

    11

    Определение форм выражения итогов проектной деятельности

    Принимает участие в обсуждении.

    Обсуждение в группах формы представления результата исследовательской деятельности.

    12

    Оформление результатов

    Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

     Оформление результатов в соответствии с принятыми правилами.

    13

    Подготовка демонстрационных материалов и текста выступления.

    Консультирует и проверяет подготовку демонстрационных материалов.

    Готовит демонстрационный материал о проекте. (стенд, компьютерная презентация, фотографии, графики).

    14

    Презентация

    Организует экспертизу. (Отзыв о проекте).

    Доклад о результатах своей работы.

    15

    Рефлексия

    Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей. Учитывает их оценки

    Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

    Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

    Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

    Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

    самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

    повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...