Главные вкладки

    Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила"
    методическая разработка по физике (7 класс) на тему

    Киселев Евгений Николаевич

    Данная методическая разработка составлена в виде проекта урока с использованием технологической карты деятельности учителя и учащихся. Урок является вводным по изучению и раскрытию физического понятия "Сила". С использованием жизненного опыта учащихся даётся обзор широкого применения слова "Сила" в повседневной деятельности людей. К этой информации добавляется научное определение
    физического понятия "Сила".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kiselev_e_n_razrabotka_k_uroku_7_kl_sila.rar2.29 МБ

    Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

    ГОРОД НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

                          Школьное методическое объединение учителей
                                   естественных наук и математики

                                                     Физика

                                           РАЗРАБОТКА  УРОКА

                                                  по теме «Сила»

                                                                       Выполнил:                                                                                  

                                                                       Киселев Е. Н.,

                                                                       учитель физики

                                                                       высшей квалификационной категории

                                                                        Проверил:

                                                                        Завражнова Т. Н.,

                                                                        руководитель ШМО  

    Проект урока по теме: Сила
    Предмет: физика 
    Класс: 7
    Тип урока:
    личностно-ориентированный
    Вид урока: смыслообразования
    Цели урока:
    Личностные результаты: 
    - формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
    - формирование убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники;
    - формирование мотивации образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода.
    Метапредметные результаты:
    - понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
    - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
    - формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с  поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем  ответы на поставленные вопросы и излагать его;  
    - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения поставленных задач.
    Предметные результаты: 
    - знание о причинах проявления сил в окружающем мире и понимание смысла этих явлений;  
    - формирование убеждения в закономерности введения понятия «сила», в объективности научного знания;
    - развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических  моделей физические законы.
    Планируемые достижения учащихся на уроке:
    Учащиеся научатся:
    - понимать физический смысл понятия «сила», необходимость введения его;
    - умению распознавать условия применения понятия «сила» при анализе ситуаций, связанных с взаимодействием тел;    
    - способам обозначения, изображения силы;
    - проводить простые эксперименты по демонстрации проявления силы и факторов, влияющих на неё;
    -  выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
    Учащиеся получат возможность научиться:
    - использовать знания о силе для дальнейшего изучения проявления различного вида сил в природе;
    - использовать знания о силе для объяснения работы различных механизмов;
    - использовать полученные знания для ознакомления с историей введения  и изучения понятия «сила».
    Метапредметные УУД:
    -
    организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
    - объяснение известных фактов на примерах гипотез и экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез;
    - самостоятельный поиск, анализ и отбор информации с использованием различных источников;    
    - работа в группе с выполнением разных социальных ролей, представление и отстаивание своих взглядов и убеждений.

    Предметные УУД:
    -
    использование методов научного исследования явлений природы, проведение наблюдений;  
    - планирование и проведение экспериментов, обработка результатов измерений, объяснение   полученных результатов и выводы;
    - грамотное предоставление результатов своего исследования, участие в дискуссиях, краткие и   точные ответы на вопросы, использование учебника, справочной литературы.
    Источники информации: Физика. 7 класс: учебник/ А. В. Пёрышкин. М. :Дрофа, 2014.
    Ивашкина Д. А. Материалы курса «Эксперимент как метапредметная деятельность:
    реализация ФГОС на примере курса физики». – М.: Педагогический университет « Первое сентября». 2014.

    Оборудование:
    1.Компьютер, медиапроектор, документ – камера, презентация «Сила».      
    2.Груз, подвешенный на пружине; пластмассовые шарики, жёлоб, цилиндр; две тележки;    постоянный магнит и магнитная стрелка; набор грузов массой 100 г; стальная линейка;
    деревянные бруски.  
    3. Сайты для презентации: см. слайды 17, 18.

    Ход урока:

    1. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин.)

    Деятельность учителя (объяснения, вопросы, выводы)

    Деятельность  учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Демонстрирует скатывание шарика по жёлобу с разной высоты и действие его на цилиндр, лежащий внизу.
     Предлагает обсудить способы оценки воздействия шарика на цилиндр.
     Предлагает привести другие примеры, когда
    необходимо точно и объективно оценить
    взаимодействие тел.  
     Делает общий вывод: Нельзя обойтись без введения специальной величины.

    Предлагают свои варианты ответов.
    Доказывают, что их способ наиболее объективен и точен.

    Методический комментарий. Обсуждение позволяет ещё раз задуматься над мыслью, что для описания различных явлений требуются специальные понятия и величины, которые являются условными и в природе не существуют.

    1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия
            (3 мин.)

    Деятельность учителя (объяснения,
    вопросы, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Задаёт вопрос: Какие величины мы уже использовали на уроках физики?

    Мы использовали длину, объём.
     О них мы узнали на уроках математики. Ещё мы познакомились с массой и плотностью. Их мы
    измеряли и рассчитывали на уроках.

    Предлагает продолжить предложения
    (слайд 2):
    1. Длина – это…
    2. Длину измеряют для того, чтобы…
    3. Объём – это…
    4. Объём измеряют для того, чтобы…
    5. Скорость – это…
    6. Скорость измеряют для того, чтобы…
    7. Масса - это…
    8. Массу измеряют для того, чтобы…
    9. Плотность – это…
    10. Плотность определяют для того, чтобы…

    Отвечают, предлагают различные формулировки.

    Задаёт вопросы: Как бы вы назвали величину, с помощью которой можно было бы оценить степень взаимодействия тел? Какой бы прибор предложили для измерения этой величины?

    Предлагают свои варианты, опираясь на свой опыт и знания.

    Методические комментарии. Обсуждение позволяет заострить внимание на главных направлениях введения любой физической величины.

    1.  Этап постановки проблемы (3 мин.)

    Деятельность учителя (объяснения,
    вопросы, выводы)

    Деятельность  учащихся (ответы,
    выполнение заданий)

    Проводит демонстрации:
    1.Растяжение пружины под действием подвешенного груза.
    2.Изгиб линейки, лежащей на опорах, под действием груза.
    3. Изменение скорости неподвижной тележки при столкновении с движущейся тележкой.
    4. Вращение магнитной стрелки под действием постоянного магнита.
    5. Изменение положения деревянного бруска, стоящего на столе, в зависимости от направления воздействия на него.
     После каждой демонстрации задаётся один и тот же вопрос: Что происходит и почему?  
     После обмена мнениями задаёт вопрос: Что
    объединяет наблюдаемые явления?

    Высказывают свои мысли, происходит обмен мнениями.
     Пытаются понять, что же объединяет наблюдаемые явления.
     Обсуждают варианты постановки общей познавательной задачи (ПЗ).

    Формулирует общую познавательную задачу (ПЗ): Каковы  особенности этих явлений?

     

    Методический комментарий. Первоначальное обсуждение вариантов постановки ПЗ, а затем её окончательная формулировка активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Организуется деятельности учащихся по введению физического понятия на качественном уровне.

    1. Этап построения проекта выхода из затруднения (5 мин.)

    Деятельность учителя (объяснения,
    вопросы, выводы)

    Деятельность  учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Предлагает учащимся высказать варианты ответов для решения общей ПЗ.
     Предлагает разделить наблюдаемые эксперименты на две группы: с изменением скорости и положения, с изменением формы и размеров тела.
     Формулирует частную ПЗ № 1: Что нужно сделать, чтобы изменилась скорость тела? Что нужно сделать, чтобы изменилось положение тела?  
    Формулирует частную ПЗ № 2: Что нужно сделать, чтобы изменились форма и размеры тела?
     Предлагает ещё раз задуматься над тем, что же всё-таки объединяет наблюдаемые явления.  

    Высказывают свои суждения,
    обмениваются гипотезами и
    предположениями.
     Записывают предварительные
    ответы на вопросы в тетради.
     Во время этой работы учебники закрыты, учащиеся ими не пользуются.

    Формулируется общий вывод: главной причиной наблюдаемых явлений является действие одного тела на другое.
     После этого учащимся предлагается высказать свои мнения по вопросу: Как оценить, сравнить действия тел? В качестве подсказки предлагается вспомнить, как сравниваются размеры тел, движение тел?
    (с помощью числовых значений специально  
    вводимых величин)

     Отвечают, формулируют, предлагают свои варианты.

    Методический комментарий.  Учащиеся выдвигают гипотезы, затем делают выводы на основе результатов экспериментов, учатся устанавливать причинно-следственную связь. Организуется деятельности учащихся по «открытию»  новой физической величины.              

    1. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)

    Деятельность учителя (объяснения,
    вопросы, выводы)

    Деятельность  учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Предлагает поработать с учебником и найти ответы на поставленные вопросы и другую информацию по теме «Сила».

    Работают над выполнением задания,  делают соответствующие записи.

    Предлагается обсудить ответы к частной познавательной задаче № 3: Как происходит
    взаимодействие тел? (при контакте, на расстоянии)

    Предлагают различные варианты ответов. Выбирают наиболее общие.

    Методические комментарии. Учащиеся отрабатывают навыки и умения работы с учебным текстом. Учатся делать краткие записи, конкретно по заданной теме.

    1. Этап первичного закрепления во внешней речи (4 мин.)

    Деятельность учителя (объяснения,
    вопросы, выводы)

    Деятельность  учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Организует обсуждение работы с учебником
    (слайд 3):
    1. Что такое сила?
    2. Что нужно сделать, чтобы изменить скорость тела?
    3. Что нужно сделать, чтобы изменить форму и размеры тела?
    4. Может ли сила действовать на расстоянии?
    5. Какие главные свойства силы?
    6. Как обозначается сила?
    7. Как называется единица измерения силы?
    8. Как изображается сила на чертеже?
    9. Существует ли реально сила в природе?  

    Устно отвечают на вопросы,
    используя результаты работы с учебником.

    Методические комментарии. На этом этапе происходит первоначальное обобщение полученных результатов проделанной работы и дополнительное повторение основных понятий и выводов.

    1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
           (4 мин.)

    Деятельность учителя (объяснения,
    вопросы, выводы)

    Деятельность  учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Предлагает провести маленькую лабораторную работу: положить на ладонь груз массой 100 г и ощутить давление груза на ладонь с силой 1 Н, сделать вывод о том, насколько велика эта сила.

    Выполняют предложенное задание и оценивают свои ощущения.

    Задание. Изобразить на чертеже силу давления гири массой 1 кг, стоящей на столе. Использовать результаты предыдущей лабораторной работы и информацию из учебника.
     После обсуждения показывается образец выполнения задания ( слайд 4 ).

    Выполняют задание в тетради.
     Показывают выполненную работу через документ-камеру. Обсуждают правильность выполнения.
     После этого сравнивают с образцом.

    Методические комментарии.  Учащиеся приучаются к самостоятельному поиску решения с использованием всех имеющихся средств.

    1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания (10 мин.)

    Деятельность учителя (объяснения,
    вопросы, выводы)

    Деятельность  учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Предлагает расширить объём информации и ответить на вопрос: В каких ещё сферах своей деятельности люди используют понятие «сила» и какое содержание вкладывают в него?
     Проводит небольшую дискуссию.

    Предлагают свои варианты ответов, опираясь на свои знания и жизненный опыт.

    Обращает внимание на отдельные определения и словосочетания (слайды 5-11):
    1. Сила – влияние, могущество, власть.
    2. Сила – способность проявления какой-либо деятельности, состояние напряжённости.
    3. Сила – способность живых существ проявлять какое-либо действие.
    4. Сила – общественная группа.
    5. Сила – оценка чего-либо хорошего и впечатляющего.
    6. Сила – большое количество чего- либо, множество.
      Обращается внимание также на использование слова «сила» в пословицах и поговорках (слайд 11-12).

    Приводят свои примеры к называемым определениям.

    Методические комментарии.  Учащимся предоставляется возможность понять и осмыслить всю широту использования понятия «сила» в различных сферах деятельности человечества.

    1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности (3 мин.)

    Деятельность учителя (объяснения,
    вопросы, выводы)

    Деятельность  учащихся (ответы,
    выполнение заданий)

      Предлагает заполнить таблицу «Действия силы при взаимодействии», используя изображения на экране (слайды 14, 15).  

    Изменение скорости

    Изменение формы и
    размеров тела

      По окончании работы показывается образец
    заполнения таблицы (Слайд 16). Обращается
    внимание учащихся на то, что одно
    явление могут сопровождать оба процесса.

     Учащиеся работают с таблицей, записывают ответы. Затем сравнивают свои ответы с образцом.

    Методические комментарии. Работа с таблицей способствует самооценке знаний учащихся, дальнейшей работе над учебным материалом, не усвоенным на уроке. Заполнение таблицы расширяет кругозор учащихся, показывает множество проявлений в окружающем мире силы, доказывает значимость этого понятия.

    1. Этап домашнего задания ( 1 мин.)

    Деятельность учителя (объяснения,
    вопросы, выводы)
     

    Деятельность  учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Каковы результаты нашей деятельности на уроке? Чтобы закрепить полученные знания,
    прочитайте в учебнике информацию по
    изученной теме.
    Выполняя домашнее задание, продолжите заполнение таблицы, используя свои примеры.

    На следующем уроке мы продолжим

    изучение свойств силы.

     Мы познакомились с физическим смыслом понятия «сила», способами
    измерения, обозначения и изображения силы.
    Мы обсудили использование понятия «сила» в различных сферах человеческой деятельности.

      Методические комментарии. Данный этап подводит промежуточные итоги изучения темы, настраивает учащихся на продолжение изучения темы.


       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

    Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

    Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

    Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Инерция»

    Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению.      Ведущей технологией, которая использовалась на этом уроке -  технология проблемн...

    Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Архимедова сила»

    Урок изучения нового материала на основе исследовательской деятельности учащихся...

    Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме « Воздухоплавание»

    Для того, чтобы ребенок учился охотно и материал усваивался хорошо и прочно, необходимо повышать мотивацию учащихся, создавать ситуацию успеха, эмоционального подъема. Реализовать поставленные задачи ...