Разработка урока -игры "Счастливый случай"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

АПУХТИНА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schastlivyy_sluchay.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО « МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ» МО

интеллектуальная игра по физике

«СЧАСТЛИВЫЙ  СЛУЧАЙ»

                              (для  обучающихся  1 курса колледжа) 

                                                                                                     

                                         

                                                                                       

                                                                           

                                                                                                             

   Разработала и                  

 провела:

преподаватель

физики

Апухтина Е.Д.

                                                                     

                                             

                                       

                                                               

                                                                   2015 г.

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

  Одной  из  задач  колледжа  является  повышение  качества  обучения.  Для  физики  это  необходимо  особенно,  так  как  специфика  её  требует  чёткого  понимания  изучаемого  и  умение  применять  его  на  практике.  Состояние  физической  подготовки  учащихся  характеризуется  в  первую  очередь  умением  решать  задачи  (вычислительные,  качественные,  экспериментальные).  Занимательные  задачи  развивают  любознательность,  сообразительность,  интуицию,  наблюдательность,  настойчивость  в  преодолении  трудностей.  Использование  игровой  программы  позволяет  расширить  рамки  школьного  учебника,  узнать  много  нового,  увлекательного,  развивает  интерес  к  изучаемому  предмету.  

  Игра  «Счастливый  случай»  проводится  в рамках недели общеобразовательных предметов, проходящей в колледже в марте,   с  целью  повторения  и  обобщения  теоретических  знаний  и  практических  навыков.  В  ходе  игры  формируются  общеучебные  умения  и  навыки,  развиваются  коммуникативные  свойства  личности  учащихся,  воспитывается  стремление  к  взаимопомощи.  Игра  развивает  произвольное  внимание,  умение  отстаивать  свою  точку  зрения,  коротко,  чётко  и  быстро  излагать  свои  мысли.

Цели и задачи мероприятия: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания; воспитание  убеждённости  в  необходимости  познания  законов  природы,  разумного  использования  научных  достижений  для  дальнейшего  развития  человеческого  общества.

Образовательная:

1)Повторить, систематизировать знания учащихся;

2) Расширять кругозор учащихся по предмету;

3)Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательная:

1)Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

2) Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.

3)Воспитывать инициативность и активность,

4)Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающая:

1)В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;

2)Развить способности логического мышления учащихся;

3)Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;

4)Развивать память, внимание;

5)Развивать у учащихся коммуникативно - игровые способности.

Материально - техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация с заданиями.

                                 ПРАВИЛА  ПРОВЕДЕНИЯ  ИГРЫ

   В  ходе  игры  соревнуются  3  команды  (по  8  человек  в  каждой из обучающихся 1 курса колледжа). Выбирается  жюри.  Соревнование  состоит  из  6  геймов. Перед каждым конкурсом представители от каждой команды вынимают записку. Если в ней написано “Счастливый случай”, то к каждому правильному ответу прибавляется еще по 1 баллу.

 Гейм 1 Разминка “Полминутки”. Каждой команде предлагается по пять вопросов, на обсуждение которых отводиться 30 секунд. За правильный ответ – 2 балла.

 Гейм 2 «Стишочки – заморочки». За правильный ответ - 1 балл.

 Гейм 3  “Темная лошадка” – читается автобиография ученых. За правильный ответ - 5 баллов (ответы на листке).

 Музыкальная пауза

  Гейм 4 Конкурс капитанов “Правда ли это?!” Капитаны поднимают карточки с ответами «ДА» или «НЕТ». За правильный ответ- 2 балла.

  Гейм 5 “Загадки природы” Оценка 5 баллов.

  Гейм 6 “Дальше - дальше…” Кто даст больше правильных ответов за 2 минуты.   Оценка 1 балл за ответ.

  Музыкальная пауза

Подведение итогов. Награждение победителей.

                                  СЦЕНАРИЙ  МЕРОПРИЯТИЯ

“Счастливая случайность выпадает  лишь на долю подготовленных умов”

     Луи Пастер

Гейм 1 Разминка “Полминутки”. Каждой команде предлагается по пять вопросов, на обсуждение которых отводиться 30 секунд. За правильный ответ – 2 балла.

Вопросы  1  команде:

1.К стержню отрицательно заряженного электроскопа поднесли, не касаясь его, заряженную палочку. Листочки электроскопа раздвинулись, образуя гораздо больший угол. Такой эффект может быть, если палочка была заряжена…?  (Ответ: отрицательно)

2.Сила взаимодействия двух точечных неподвижных зарядов равна F. Какой будет сила взаимодействия, если величину каждого из зарядов увеличить в 2 раза и расстояние между ними также увеличить в 2 раза?   (Ответ: F)

3. Определите напряженность электрического поля в воздухе на расстоянии 30 см от точечного заряда, равного 80 нКл. (Ответ: 8 кН/Кл)

4.Разность потенциалов между двумя заряженными параллельными пластинами равна 100 В, расстояние между пластинами 2 см. Определите напряженность электрического поля между пластинами. ( Ответ: 5000В/м)

5. Изменится ли электроемкость конденсатора, если заряд на его обкладках увеличить в 3 раза?  (Ответ: не изменится)

Вопросы  2  команде:

1.Как изменится сила взаимодействия двух точечных электрических  зарядов при перенесении их из вакуума в среду с диэлектрической проницаемостью 81,если расстояние между ними останется прежним?  

( Ответ: уменьшится в 81 раз)

2.Как изменится по модулю напряженность электрического поля точечного заряда в точке А при увеличении точечного заряда в 2 раза и расстояния от заряда до точки А тоже в 2 раза? (Ответ: уменьшится в 2 раза)

3. Какую работу совершили силы электрического поля при перемещении 4 Кл из точки с потенциалом 40 В в точку с потенциалом 0 В? (Ответ: 80 Дж)

4. Напряженность электрического поля между двумя его точками в однородном электростатическом поле равна 200 В/м, а расстояние между ними 4см. Чему равна разность потенциалов между этими точками? (Ответ 8 В)

5.Как изменится напряжение между обкладками конденсатора при увеличении заряда на обкладке конденсатора в 4 раза?

(Ответ: увеличивается в 4 раза)

Вопросы  3  команде:

1.Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами уменьшили в 2 раза и величину одного из зарядов также уменьшили в 2 раза. Как изменится при этом сила их взаимодействия?

(Ответ: увеличилась в 2 раза)

2.Напряженность электрического поля измеряют с помощью пробного заряда.  Если величину пробного заряда уменьшить в 3 раза, то, как изменится модуль напряженности? (Ответ: не изменится)

3.При перемещении электрического заряда между двумя точками электрическое поле совершило работу 8 Дж. Напряжение между этими точками 2 В. Найдите величину заряда. ( Ответ: 4 Кл)

4. Определите потенциал электрического поля в точке, находящейся на расстоянии 10 см от отрицательного заряда 4 н Кл? (Ответ: 90 В)

5. Заряд на обкладках конденсатора увеличили в 2 раза. Как изменится электроемкость конденсатора? (Ответ: не изменится)

Гейм 2 «Стишочки – заморочки». За правильный ответ - 1 балл.

1) Какой бы массы не было бы тело,

 Что падает на землю с высоты,

 Всегда, величину измерив эту,

 Значение одно получишь ты.

(ускорение свободного падения 9,8м/с2)

2) С Пизанской башни он бросал свинцовые шары

 Всем местным жителям на удивленье

 И обнаружил, что от массы не зависит

 Приобретаемое телом ускоренье.

                                         (Галилео Галилей)

3) Эту функцию найдёшь

 Ты в законе преломленья.

 В колебаниях и волнах -

 Тоже встретишь, без сомненья.

                                                      (синус)

4) Так мала, что нет длины.

 Нету даже ширины.

 Ну а масса – хоть сто тонн!

 Так сказал Исаак Ньютон.

                             (материальная точка)

5)Об этой линии воображаемой

 Послужит вам напоминанием:

 След самолёта в небе,

 Узор коньков на льду,

 Всё, что напишешь ручкой или мелом,

 И санок след на выпавшем снегу.

                                         (траектория)

6)Птичка-невеличка,

 Света частичка.

 Летит – живёт,

 Остановится – умрёт.

                                     (фотон)

7)Я приставка дольная,

 Жизнь моя прикольная.

 Я о ней сейчас вам расскажу:

 От рожденья с миллиардом я дружила,

 А теперь с самим Чубайсом дружбу близкую вожу.

                                            (нано)

  8) Если вес уменьшить свой

 Хочешь быстро без диет,

 В ванну сядь и кран открой -

 Так придумал…

                             (Архимед)

 9)На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

 Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает.

                             (Барометр)

 

10)То как арбузы велики,

То словно яблоки мелки.

 Они не могут говорить,

Но могут вес определить.

                                (Гири)

 

11)Я горячее храню,

Я холодное храню,

 Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю.

                               (Термос)

 

12) Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой.

                  (Подводная лодка)

 

13)Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

 Нам услышать их помог

Этот чудо-сундучок.

                  (Радиоприемник)

 

14)И в тайге, и в океане

 Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане.

А ведет нас за собой.

                           (Компас.)

 

15)Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

                                           (Воздух.)

 

16) Чего в сундук не спрячешь?

                                                     (луч света)

17)Ревнул вол на сто сёл, за сто речек.

                                                        (гром)

18) В воде не тонет и в огне не горит?

                                                        (лёд)

19)Не взять меня и не поднять,

 не распилить пилой,

 Не вырубить и не прогнать,

 не вымести метлой.

 Но только мне придёт пора –

 сама уйду я со двора. (ТЕНЬ)

20) Что идёт, не двигаясь с места?

                                                      (время)

21) Кто со всеми говорит, а его не видно?

                                                          (Эхо)

Гейм 3  “Темная лошадка” – читается автобиография ученых. За правильный ответ - 5 баллов (ответы на листке).

  Конкурс «Темная лошадка»

1)Назовите учёного  

Это французский физик и военный инженер, член Парижской Академии наук (1803). Родился в Ангулеме. Окончил (1761) школу военных инженеров и все время находился на военной службе. Его работы относятся к электричеству, магнетизму, прикладной механике. В 1781 году он сформулировал законы трения, качения и скольжения. Исследуя кручение шелковых и металлических нитей, он установил законы упругого кручения, в частности определил, что сила закручивания нити зависит от материала, из которого она сделана, пропорциональна углу закручивания. Исходя из этого, в 1784 году этот учёный  построил прибор для измерения силы. С его помощью в 1785 году ученый экспериментально установил основной закон электростатики, распространив его в 1788 году на взаимодействие точечных магнитных полюсов. Выдвинул гипотезу магнетизма, согласно которой магнитные жидкости не свободны или не могут течь, как их электрические аналоги, и связаны с отдельными молекулами. Сконструировал магнитометр (1785) . Он заложил основы электро- и магнитостатики. Пытался экспериментально измерить (1796) трение в жидкости по затуханию колебаний движущегося в ней маятника и определить зависимость трения от скорости.

Ответ: Шарль Огюстен Кулон

2) Назовите учёного

Родился 22 сентября 1791 г. в Лондоне в семье кузнеца. Рано начал работать в переплётной мастерской, где увлёкся чтением. Его  потрясли статьи по электричеству в «Британской энциклопедии»: «Беседы по химии» мадам Марсэ и «Письма о разных физических и философских материях» Л. Эйлера. Он тут же постарался повторить описанные в книгах опыты. Талантливый юноша привлёк к себе внимание, и его пригласили послушать лекции в Королевском институте Великобритании. Через некоторое время он  стал работать там лаборантом. С 1820 г. он упорно трудился над идеей объединения электричества и магнетизма. Впоследствии это стало делом всей жизни учёного. В 1821 г. Учёный впервые осуществил вращение магнита вокруг проводника с током и проводника с током вокруг магнита, т. е. создал лабораторную модель электродвигателя. В 1824 г. он был избран членом Лондонского королевского общества. В 1831 г. учёный обнаружил существование электромагнитной индукции, в последующие годы установил законы этого явления. Открыл также экстратоки при замыкании и размыкании электрической цепи, определил их направление. Опираясь на экспериментальный материал, доказал тождественность «животного» и «магнитного» термоэлектричества, электричества от трения, гальванического электричества. Пропуская ток через растворы щелочей, солей, кислот, сформулировал в 1833 г. законы электролиза. Ввёл понятия «катод», «анод», «ион», «электролиз», «электрод», «электролит». Сконструировал вольтметр.

Ответ: Майкл Фарадей

3) Назовите учёного

В 1800 г. этот учёный  изобрёл первый источник постоянного тока, состоявший из 20 пар кружочков из двух различных металлов, разделённых смоченными солёной водой или раствором щёлочи прослойками ткани или бумаги. Его изобретение принесло автору  всемирную славу и оказало огромное влияние не только на развитие науки об электричестве, но и на всю историю человеческой цивилизации. Он был избран членом Парижской и других академий, Наполеон сделал его графом и сенатором Итальянского королевства. Его именем названа единица электрического напряжения.

Ответ: Алессандро Вольта

4) Назовите учёного

 Благодаря этому учёному  наука об электричестве обогатилась новыми открытиями, точными наблюдениями, приборами. С помощью своего «версора» (первого электроскопа) он  показал, что способностью притягивать мелкие предметы обладает не только натертый янтарь, но и алмаз, сапфир, хрусталь, стекло и другие вещества, которые он назвал «электрическими» (от греч. «янтарь» – электрон), впервые введя этот термин в науку. Он открыл явление утечки электричества во влажной атмосфере, его уничтожение в пламени, экранирующее действие на электрические заряды бумаги, ткани или металлов, изолирующие свойства некоторых материалов.

Ответ: Уильям Гильберт

5) Назовите учёного

Немецкий физик, инженер и философ родился в Магдебурге; учился правоведению, математике и механике в Лейпциге, Иене и Лейдене. Некоторое время служил инженером в Швеции. С 1646 г. – бургомистр Магдебурга. Стремясь доказать существование вакуума, он изобрёл воздушный насос (1650). В ряде опытов он доказал существование давления воздуха; особенно известен его опыт с «магдебургскими полушариями».

Учёный установил также упругость и весомость воздуха, его способность поддерживать горение и дыхание, проводить звук. Доказал наличие в воздухе паров воды. В 1660 г. он построил первый в мире водяной барометр и использовал его для предсказания погоды. Занимаясь астрономией, он высказал мнение о том, что кометы могут возвращаться.

В 1663 г. он создал одну из первых электрических машин – вращающийся шар из серы, натираемый руками, и обнаружил явление электростатического отталкивания однополярно заряженных предметов. В 1672 г. году он обнаружил, что заряженный шар потрескивает и светится в темноте (электролюминесценция).

Ответ: Отто фон Герике

6) Назовите учёного

Американский философ, ученый, журналист, издатель, политик. Родился в Бостоне. Был восьмым ребенком в семье английского эмигранта. Отец его был ремесленником. Образование получил самостоятельно. В 1727 г основал в Филадельфии собственную типографию. Издавал (1729—1748 гг.) «Пенсильванскую газету». В1731 г основал первую в Америке публичную библиотеку, в 1743 г — Американское философское общество, в 1751 г — Пенсильванский университет. С 1737 по 1753 гг. исполнял должность почтмейстера Пенсильвании, с 1753 по 1774 гг. — ту же должность в масштабе всех североамериканских колоний. Призывал к отмене рабства негров.  За полвека до А. Смита сформулировал трудовую теорию стоимости. Как естествоиспытатель известен главным образом трудами по электричеству, разработал его унитарную теорию. Один из пионеров исследования атмосферного электричества, предложил молниеотвод. Был избран членом Академий наук многих стран. Иностранный почетный член Петербургской АН (1789).Один из авторов Декларации независимости США (1776 г.) и американской Конституции (1787 г.).

Ответ: Бенджамин Франклин

Гейм 4 Конкурс капитанов “Правда ли это?!” Капитаны поднимают карточки с ответами «ДА» или «НЕТ». За правильный ответ- 2 балла.

1) Правда ли, что в физике существует такая единица как «кен»?

Ответ: Нет.

Просто американский физик Роберт Милликен (1868 – 1953) был известен своей словоохотливостью. Подшучивая над ним, его сотрудники предложили ввести новую единицу – «кен» для измерения разговорчивости. Ее тысячная часть, то есть милликен, должна была превышать разговорчивость среднего человека.

2) Правда ли, что великий английский физик Исаак Ньютон, задумав сварить яйцо, сделал это по все правилам, со всей тщательностью. Ошибся он лишь в одном: взял в руки яйцо, а часы положил в кастрюлю?

Ответ: Да.

 Исаак Ньютон отличался рассеянностью, что, как известно, признак глубокой сосредоточенности на какой-то теме. Поэтому с великим физиком происходило множество забавных вещей. Так, задумав сварить яйцо, он сделал это по все правилам, со всей тщательностью. Ошибся он лишь в одном: взял в руки яйцо, а часы положил в кастрюлю. У Ньютона были кошка с котенком. Чтобы они не мешали спать по утрам, Ньютон пропилил в двери два отверстия – большое и маленькое. Увидав это, сосед Ньютона заметил, что можно было сделать лишь одно отверстие – большое

– А ведь верно! – воскликнул Ньютон. – Эта замечательная идея не пришла мне в голову.

3) Правда ли, что ученые  разработали  первый в мире аккумулятор, где использовали генетически измененные вирусы для создания положительных и отрицательных пластин?

Ответ: Да.

Оказывается, аккумуляторы делают, не только используя достижения физики и химии. Кроме всем известных графита, оксида лития с кобальтом или марганцем, или даже перспективного кремниевого нанопроводника, части аккумуляторов в будущем могут делаться с использованием биомолекулярных технологий. В 2009 году группа ученых из Массачусетского Технологического Университета попала в Книгу Рекордов Гиннеса, разработав первый в мире аккумулятор, где использовала генетически измененные вирусы для создания положительных и отрицательных пластин. Такая технология позволяет создавать гораздо более точную (т.к. вирусы идеально точно копируют себя), «зеленую», и эффективную (по оценкам специалистов, такие аккумуляторы будут в 10 раз более емкими, и смогут перезаряжаться более чем 100 раз больше, до того как иссякнут) технологию.

4) Правда ли, что название трудноуловимых частиц «кварк» – это какой-то научный термин?

Ответ: Нет.

А знаете ли вы, что название трудноуловимых частиц «кварк» – это вовсе не какой-то научный термин или фамилия его открывателя. Научного смысла этот термин вообще не имеет. Открыватель кварков – Муррей Гелл -Манн (родился в 1929 году), который в 1964 году обнаружил эти чудо-частицы, взял их название из романа Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану», в котором один из героев произносит: «Три кварка для мистера Марка». Причем никто толком не знает, что под этим подразумевалось. Видимо такие же смешанные чувства вызвали у Гелл-Манна открытые им частицы, вот он и выбрал такое название.

5) Правда ли, что Николай Коперник был первым учёным, предложившим гелиоцентрическую систему мира?

Ответ: Нет.

А знаете ли вы, что в рукописи своей книги «De Revolutionibus Orbium Coelestium» («О вращениях небесных сфер») Николай Коперник упоминал о взглядах древнегреческого ученого Аристарха, но в окончательной редакции книги эта ссылка исчезла. Видимо, чтобы не компрометировать оригинальность идей, высказанных Коперником. Уже позже, приоритет Аристарха в создании гелиоцентрической системы признавали сами коперниканцы – Галилей и Кеплер. Про самого Аристарха Самосского известно немногое – он был древнегреческим астрономом, математиком и философом и жил примерно в III веке до н. э. Он первым предложил гелиоцентрическую систему мира (мы знаем об этом из сочинения Архимеда, который пишет, что Аристарх «полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют своего места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в ее центре, и что центр сферы неподвижных звезд совпадает с центром Солнца»), а также разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров (например, он говорит о том, что угловые размеры обоих светил на небе примерно одинаковы и, следовательно, Солнце во столько же раз больше Луны, во сколько раз дальше).

6) Правда ли, что ведро воды, которую нагрели или даже вскипятили, а затем охладили до той же самой температуры, что и у такого же ведра с холодной водой, может замерзнуть быстрее?

Ответ: Да.

 Это связано с тем, что нагревание и кипячение выводит некоторые воздушные пузырьки из воды. Так как воздушные пузырьки понижают теплопроводность, они могут задерживать замерзание воды. По той же самой причине предварительно нагретая вода образует более плотный лед, чем ненагретая вода. И опять же по этой же причине при замерзании трубы с горячей водой лопаются раньше, чем трубы с холодной водой.

7) Правда ли, что Южный полюс холоднее Северного полюса?

Ответ: Да.

Так, по недавней информации, средняя температура на Южном полюсе была примерно -48′C, тогда как на Северном полюсе она составляла только -29′С. Более того, из-за более быстрого таяния снегов и подводных течений, средняя температура на Северном полюс растет быстрее, чем на Южном (а средняя летняя температура на Северном Полюсе вообще составляет около 0′C).Объяснение же такого факта довольно простое: Антарктида – это континент, покрытый льдом, в то время как Арктика – это океан, покрытый льдом. Вода в данном случае работает «резервуаром» тепла, в отличие от твердого ледяного континента, который наоборот – сохраняет холод. Также имеют значение и гораздо большие массы льда в Антарктиде. Кроме того, сам Южный полюс находится на большем возвышении (порядка 2800 м), чем Северный полюс, который находится на уровне моря, а большем возвышение почти всегда означает более холодный климат.

8) Правда ли, что на глубинах в несколько сотен метров и больше наблюдается полная  темнота?

Ответ: Нет.

На глубинах в несколько сотен метров и больше солнечный свет не доходит, но растворённые в воде изотопы кальция и других элементов испускают быстрые электроны, которые вызывают слабое свечение вследствие эффекта Вавилова-Черенкова. По-видимому, именно это обстоятельство является причиной тому, что глубоководные рыбы в ходе эволюции не потеряли глаза.

9) Правда ли, что Альберт Эйнштейн завалил в школе математику или, более того, вообще учился из рук вон плохо по всем предметам?

Ответ: Нет.

 Во многих источниках, зачастую с целью ободрения плохо успевающих учеников, встречается утверждение, что Эйнштейн завалил в школе математику или, более того, вообще учился из рук вон плохо по всем предметам. На самом деле всё обстояло не так: Альберт ещё в раннем возрасте начал проявлять талант в математике и знал её далеко за пределами школьной программы. Позднее Эйнштейн не смог поступить в Швейцарскую высшую политехническую школу Цюриха, показав высшие результаты по физике и математике, но, не добрав нужное количество баллов в других дисциплинах. Подтянув эти предметы, он через год в возрасте 17 лет стал студентом данного заведения.

10) Правда ли, что температура в молнии в несколько раз больше, чем  температура поверхности Солнца?

Ответ: Да.

 Температура в молнии в может достигать 30 000 К, что в пять раз выше, чем температура поверхности Солнца — 6 000 К.

11) Правда ли, что масса капли дождя во много раз больше массы комара?

Ответ: Да.

Этот фактор, а также волоски на всей поверхности тела приводят к очень малой передаче импульса от капли к комару, что даёт насекомым способность выживать под дождём. Другим важным фактором является то, что столкновение происходит в воздухе, а не на закреплённой поверхности. При попадании капли на комара возможны два сценария: если удар приходится не по центру, насекомое немного вращается и летит дальше; иначе капля ненадолго увлекает комара за собой, но тот довольно быстро освобождается.

12) Правда ли, что вода может замёрзнуть в трубопроводе при температуре +20 °C?

Ответ: Да.

Если в этой воде присутствует метан (если быть точнее, из воды и метана образуется газовый гидрат). Молекулы метана «расталкивают» молекулы воды, так как занимают больший объём. Это приводит к понижению внутреннего давления воды и повышению температуры замерзания.

 

Гейм 5 “Загадки века” Оценка 5 баллов.

Это домашнее задание, в котором  ребята должны самостоятельно составить электронные презентации по темам: «Огни Святого Эльма», «Шаровые молнии», «Животное электричество» и подготовить по ним краткий и интересный рассказ.

  Гейм 6 “Дальше - дальше…” Кто даст больше правильных ответов за 2 минуты.   Оценка 1 балл за ответ.

Вопросы 1 команде

1. Какова единица измерения электрического заряда?

2. Какое явление называется электризацией тел?

3. Как называется поле неподвижных зарядов?

4. Как называется сила, с которой взаимодействуют заряды?

5. Как называют физическую величину, являющуюся силовой характеристикой электростатического поля?

6. Могут ли линии напряженности электростатического поля касаться друг друга или пересекаться?

7.Как изменится напряженность при увеличении расстояния от точки до заряда?

8. Какие вещества называются диэлектриками?

9. Какое явление называется электростатической индукцией?

10. В каких единицах измеряется потенциал электрического поля?

11. Зависит ли разность потенциалов между двумя точками поля от работы, которую это поле совершает по перемещению заряда из одной точки поля в другую?

12. От каких величин зависит работа сил электростатического поля?

13. Как называется система из двух проводников, разделённых слоем диэлектрика?

14. От чего зависит электроемкость?

Вопросы 2 команде

1. Можно ли делить электрический заряд бесконечно?

2Как называется элементарная частица, имеющая минимальный отрицательный заряд?

3. Как называется поле неподвижных зарядов?

4. Сформулируйте закон Кулона.

5. Как называется физическая величина, равная отношению силы, действующей на заряд со стороны электрического поля, к этому заряду?

6. Где начинаются и где заканчиваются линии напряженности электростатического поля?

7. Какие вещества называются проводниками?

8. Как называется вещество, в котором электрически заряженные частицы - электроны и ядра в нейтральных атомах - связаны друг с другом и не могут перемещаться под действием электрического поля по всему объёму?

9. Что называют электростатической защитой?

10. Что называют разностью потенциалов между двумя точками поля?

11.Как направлен вектор  напряженности  электростатического  поля относительно эквипотенциальных поверхностей?

12. Чему равна работа сил электростатического поля при перемещении заряда перпендикулярно силовым линиям поля?

13. Что   называют   электроемкостью   системы   двух   изолированных проводников?

14. Где сосредоточено электрическое поле конденсатора?

Вопросы 3 команде

1. Сформулируйте закон сохранения электрического заряда.

2. Как называется раздел электродинамики, изучающий электрическое поле, созданное неподвижными зарядами?

3. Что является источником электростатического поля?

4. Какой электрический заряд можно считать точечным?

5. В каких единицах измеряется напряженность электростатического поля?

6. Как изменится напряженность при увеличении электрического заряда?

7. Как называется вещество, в котором имеются свободные заряды, способные перемещаться под влиянием электрического поля?

8. Какие заряды называются свободными?

9.Какая величина является энергетической характеристикой электростатического поля?

10. Какова единица измерения разности потенциалов?

11. Зависит ли работа электростатического поля от формы траектории движения заряда?

12. Как называется способность проводника накапливать заряд?

13. Почему электроёмкость не зависит от заряда проводника и от разности потенциалов между проводниками?

14. Как изменится ёмкость конденсатора, если между обкладками ввести диэлектрик?

  Музыкальная пауза

Подведение итогов. Награждение победителей.

Список литературы:

1.Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.

2.Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

3.Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

4. Билимович Б. Ф. Физические викторины,- М: Просвещение, 2004г.

5. Блудов М. И. Беседы по физике, Ч.1– М: Просвещение, 1984г.

6. Перельман Я.И. Занимательная физика Ч.1 – М: Наука, 1983г.

7. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике – М: Просвещение, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Разработка игры "Счастливый случай"

Разработка включает в себя набор конкурсов по страноведению для учащихся 8-9 классов. На её основе можно легко провести свою игру, внеся необходимые коррективы....