Разработка урока-игры "Своя игра"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

АПУХТИНА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoya_igra.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия, проведенного в дни физической недели, по сценарию известной телевизионной передачи « Своя игра ».

Подготовила и провела

преподаватель физики

Апухтина Е.Д.

Цели мероприятия: повторение и обобщение знаний учащихся по темам

« Молекулярная физика», « Электростатика » и « Законы постоянного тока», контроль за уровнем усвоения материала,  воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнеров, формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.  

Подготовительный этап

От каждой группы выбираются  по 6 -7 человек, из них формируются команды. Преподаватель   за две недели до игры предлагает учащимся повторить материал данных разделов физики. Он же подбирает  интересные вопросы  к игре. Из учащихся и других преподавателей формируется жюри.

 

Правила игры

  1. В  игре участвуют 6 команд по 5 человек от каждой группы.
  2. Игра проходит в три тура.
  3. В конце каждого тура жюри объявляет результаты. И та команда, которая набрала меньшее количество очков, покидает игру.
  4. На доске представлены разделы вопросов с указанием баллов, которые начисляются за каждый правильный ответ.
  5. Переход хода осуществляется по очереди, начиная с первой команды. Если команда не справилась с ответом на выбранный вопрос, то ход переходит следующей за ней команде.    
  6.   Иногда при выборе вопроса учащихся ждёт подвох « Кот в мешке ». Это значит, что команда, выбравшая вопрос не имеет право отвечать на него, а ход переходит следующей команде.
  7. Иногда  при выборе вопроса учащихся ждёт неожиданность « Аукцион ». Это значит, что  команда, выбравшая вопрос  имеет право разыграть его так, что в случае правильного ответа может увеличить количество набранных очков вдвое, в противном случае – все очки потерять.  

ХОД ИГРЫ

  1. Учитель объявляет правила игры. Представляет состав жюри. Игра начинается.

 I тур

Оформление доски:

Великие

имена

200

400

600

800

1000

Великие
открытия

200

400

600

800

1000

Физика

вокруг нас

200

400

600

800

1000

Знаменательные

даты

200

400

600

800

1000

Физика – это наука!!!

200

400

600

800

1000

Учащиеся выбирают раздел и вопрос с соответствующим количеством баллов.

Примерные вопросы к I туру:

Раздел « Великие имена »

200:    Он был из тех людей, которые могут потратить десять или двадцать лет на изучение одного явления, зато уж изучат его до тонкостей. Он стал измерять ток в проводах, подвесив магнитную стрелку на упругой нити, как шарик в весах Кулона. Двигая стрелку вдоль провода, он выяснил, что по всей длине она отклоняется одинаково; стало быть, электричество течет по проводу, как вода по трубе без дырок и ответвлений, — оно не убывает и не возрастает. Присоединяя к полюсам батареи проволоки разной длины и толщины, учёный выяснил, что ток тем больше, чем короче и толще проволока. А если проволока одна и та же, то ток тем больше, чем больше пластин в батарее Вольта. А еще — ток разный, если проволока одинаковой длины и толщины, но из разных металлов. Из своих опытов он вывел формулу: ток в проводе равен напряжению на его концах, поделенному на сопротивление.

Вопрос: Назовите имя учёного, который проводил данные опыты и сумел вывести указанный закон?

Ответ: Немецкий физик Георг Ом.

400:  Австрийский физик, член Венской Академии наук и многих академий мира.

Родился в Вене. В 1866 г. окончил Венский университет. Был профессором Венского, Лейпцигского, Мюнхенского университетов. Научные интересы его охватывали почти все области физики. Он автор работ по механике, гидродинамике, теории упругости, теории электромагнитного поля, оптике, термодинамике. Но наибольшее значение имеют исследования по кинетической теории газов. Он вывел основное кинетическое уравнение для газов. Одна из основных физических постоянных, равная отношению универсальной газовой постоянной  к числу Авогадро ,называется постоянной ….

Вопрос: О каком учёном идёт речь?

Ответ: австрийский физик Людвиг Больцман 

600:

Французский физик и математик, один из основоположников новой области физики — электродинамики  родился в городе Лионе. Он получил разностороннее образование: изучал иностранные языки, математику, естественные науки. Работы учёного  в области физики сразу привлекли к себе внимание. После открытия в 1820 г. датским ученым X. К. Эрстедом действия электрического тока на магнитную стрелку он предложил «правило пловца» для определения направления отклонения магнитной стрелки током. Продолжая эти исследования, он открыл механическое взаимодействие электрических токов и установил количественные соотношения для определения силы этого взаимодействия.

Он различает два понятия — ток и напряжение, устанавливает направление тока в замкнутой цепи.  Он установил также, что параллельные проводники с токами, текущими в одном направлении  притягиваются, а в противоположном — отталкиваются, а также  многое другое.

Вопрос: Кто из учёных сумел выполнить следующие опыты?

Ответ: Французский физик и математик АНДРЕ МАРИ АМПЕР

800:

Английский ученый, известный своими исследованиями строения атома и радиоактивности, один из создателей ядерной физики. Этот учёный был членом Лондонского королевского общества — академии наук Англии, почетным членом более 30 академий и научных обществ разных стран мира, в том числе Академии наук СССР. В 1908 г. он стал лауреатом Нобелевской премии за исследования радиоактивности. В 1911 г. он опубликовал статью, в которой предложил ядерную (планетарную) модель атома.

В последний период своей жизни он был директором Кавендишской лаборатории (с 1919 г.). Здесь он детально изучал протекание ядерных реакций под действием α-частиц и разрабатывал теоретические представления о модели атомного ядра. Он в 1921 г. предсказал существование нейтрона, открыл который в 1932 г. его ученик Дж. Чедвик.

Научная школа  этого учёного стала одной из крупнейших за всю историю физики и самой большой в истории ядерной физики. Учениками Э. Резерфорда были такие крупные английские физики, как Г. Мозли, Дж. Чедвик и другие, а также ряд иностранных ученых — Н. Бор, О. Ган. Из советских физиков у него работали П. Л. Капица, Ю. Б. Харитон и некоторые другие.

Вопрос: Как звали учёного, о котором шла речь в прослушанном вами рассказе?

Ответ:  Английский физик ЭРНЕСТ  РЕЗЕРФОРД

1000:

Гениальный самоучка — так можно назвать человека, ставшего основоположником учения об электрических и магнитных полях. Ему не пришлось учиться сколько-нибудь систематически. Сын лондонского кузнеца, ученик переплетчика, он закончил лишь начальную школу и далее всю жизнь занимался самообразованием.

Посещая в Королевском институте публичные лекции выдающегося английского химика Г. Дэви, он принял решение посвятить себя науке. В 1813 г. Г. Дэви взял по его просьбе на работу в Королевский институт, а в 1827 г. этот учёный стал профессором этого института. Уже первые его работы по химии привлекли внимание европейских ученых.

Однако всемирную славу  ему принесли исследования в области физики, а точнее — электричества и магнетизма. В 1821 г. он построил первый в мире электродвигатель. В трех томах этого своего главного труда ученый рассказал на основании проведенных им опытов об открытии явления электромагнитной индукции. Затем он установил основные законы электролиза, которые стали фундаментом новой научной отрасли электрохимии.  И наконец,  он пришел к открытию новой в науке идеи силовых линий, а затем и электромагнитных полей.

Вопрос: Как звали учёного, который сумел внести огромный вклад в развитие представлений о магнитных и электрических полях?

Ответ:  Английский физик МАЙКЛ ФАРАДЕЙ

Раздел « Великие открытия »

200: 

В 1827 г. английский ботаник  наблюдал в микроскоп взвесь цветочной пыльцы в воде. То, что он увидел, очень его удивило. Писал он об этом так: «При работе с частицами или зернами необычайно малой величины, размером от одной четырехтысячной до одной пятитысячной доли дюйма (т. е. 5—6 мм) в длину, погруженными в воду, я наблюдал многие из них в явном движении... Эти движения были таковы, что после многих повторных наблюдений я убедился в том, что они возникают не от потоков жидкости и не от ее постоянного испарения, а принадлежат самим частицам». Он также отметил, что частицы двигались непрерывно, описывая самые причудливые траектории; их движение носило ярко выраженный хаотический характер. Даже качественно объяснить причины этого движения удалось только через 50 лет. В то время в существование атомов и молекул очень многие не верили, во всяком случае прямых экспериментальных доказательств не было.

Вопрос: Назовите учёного открывшего хаотическое движение частиц. Как впоследствии стали называть такое движение?  

  Ответ:  учёный Р.БРОУН, БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

400:  Русский электротехник А.Н.Лодыгин затратил множество усилий, перебирая различные материалы для нагреваемого стерженька. Постепенно он дошел до идеи накалять угольный стерженек в закупоренной стеклянной колбе. Первые устройства горели около получаса. Откачав воздух из колбы, Лодыгин довел время накала до нескольких часов. Даже такими несовершенными устройствами ему удалось осветить в 1873 году одну из  улиц Петербурга.

Вопрос: Что же являлось изобретением русского электротехника А.Н.Лодыгина?

Ответ: Лампа накаливания.

 600: . В 1800 году Вольта сделал прибор, от которого можно было довольно долго получать электричество без зарядки — электрическую батарею.

«Вольтов столб», как его стали впоследствии называть, состоял из нескольких десятков пар металлических кружков; в каждой паре один серебряный или медный, другой цинковый или оловянный. Между кружочками прокладывались листочки картона, смоченные кислотой. Стопка таких металлических и картонных кружков укладывалась в ящик, а к первому и последнему кружку припаивались провода. Между началом и концом «вольтова столба», если эти провода соединить, начинало двигаться электричество; оно «текло» непрерывно довольно долгое время, пока не высыхала вся кислота. С помощью лейденской банки получать длительно «текущее» электричество, или «электрический ток», было невозможно.

 

Вопрос: Прообразом, какого устройства послужил «вольтов столб»?

 

Ответ: Гальванического элемента- батарейки.

800: В тот самый год, когда французские Генеральные штаты выступили против короля и началась революция, французский физик  закончил свои опыты и научился измерять электрические заряды. Он построил крутильные весы. В этих весах два маленьких шарика — один подвешенный жестко, другой — на коромысле, с помощью тонкой нити, — электризовались в одинаковой степени. Под действием электрической силы шарик, подвешенный на коромысле, отходил от неподвижного, и, чтобы вернуть его в прежнее положение, надо было закрутить нить, на которой он подвешивался. Угол закручивания нити пропорционален силе, по нему и можно было определить силу отталкивания зарядов. Оказалось, что эта сила прямо пропорциональна заряду и обратно пропорциональна квадрату расстояния между шариками.

Вопрос: Об открытии какого закона идёт речь?

  Ответ: Об открытии  закона Кулона.

1000:  В 1791 году профессор анатомии в Болонье (Италия)  напечатал сочинение «Об электрических силах в мускуле», где говорилось об опытах с «животным электричеством».

 Один из ассистентов профессора и тронул скальпелем нерв препарированной лягушки, и это вызвало сокращение мускулов лапки. Другой ассистент заметил, что сокращение бывало всякий раз, когда из стоявшей по соседству электрической машины извлекали искру.

Тогда они решили, что электрический разряд и есть причина сокращения мускулов. Профессор попробовал проверить, действует ли на лапку атмосферное электричество. Для этого лапку одним проводом соединили с шестом, установленным на крыше, а другим проводом с землей. Мускулы лапки сокращались во время грозы.

А вскоре выяснилось, что лапка дергается, когда ее просто положат на железную пластинку, причем медный крючок, на который насажена лапка, соприкасается с железной пластиной.

  Вопрос: Кто из учёных поставил опыты с «живым электричеством»?

  Ответ: Луиджи Гальвани.

Раздел « Физика вокруг нас »

200:

Вопрос: Почему медицинский термометр рекомендуют держать 5-10 минут?

Ответ: Низкая теплопроводность стекла приводит к тому, что для наступления теплового равновесия между жидкостью и телом человека требуется достаточно большое время. 

400:

Вопрос: Почему электропровода при подвешивании их на столбах не натягивают туго, при этом они слегка провисают?

Ответ: Туго натянутые на столбах провода при больших морозах сокращаются, а это может привести к их разрыву.

600:

Вопрос: Почему во время грозы нельзя укрываться под высокими деревьями?

Ответ: Молнии чаще всего ударяют в высокие и одиноко стоящие деревья, а электри-ческий ток проходит преимущественно по участку цепи с меньшим сопротивлением. Если тело окажется лучшим проводником, то электрический ток пройдёт через него, а не через дерево.

800: Если кусочек сахара положить на мокрую губку, то он быстро намокнет. Но если на влажный кусочек сахара положить сухую губку, то она останется сухой.

Вопрос: Объясните в чём дело?

Ответ: Сахар имеет множество тончайших каналов (капилляров), по которым и поднимается вода. У губки же эти каналы слишком велики и вода не может подняться.

1000: Если вывернуть электрическую лампочку, горящую уже долгую время, и внима-тельно рассмотреть её спираль, свернутую из вольфрамовой проволоки. И если взять такую же, но совершенно новую, и сравнить её спираль со спиралью первой лампочки. При этом можно сразу заметить, что в новой лампочке спираль натянута, а в старой несколько провисает.

Вопрос: Объясните, почему это происходит? Ведь, казалось бы, постепенно испаряясь во время горения лампочки, её спираль должна была укорачиваться, а не удлиняться?  

Ответ: Вольфрамовая проволока состоит из мельчайших зёрен метал-ла. Когда она сильно нагревается, то в ней постепенно происходит процесс образования более крупных зёрен металла из мелких. Такая проволочка становится менее прочной и уже не может натянуться.

Раздел « Знаменательные даты »

200: Давление газа определяется энергией его частиц. С увеличением температуры возрас-тает скорость, а следовательно кинетическая энергия. Значит, давление газа увеличивается с ростом температуры. Эта закономерность была экспериментально установлена французским физиком Ж. Шарлем и носит название закона Шарля.

Давление газа данной массы газа при постоянном объёме зависит прямо пропор-ционально от его абсолютной температуры.

 Вопрос: В каком году  французский физик  Ж. Шарль экспериментально  установил этот закон?  

Ответ: В 1787 году.

400: Разные тела при нагревании расширяются по-разному, поэтому шкала термометра зависит от термометрического вещества. Для практических целей термометры градуируют по точкам плавления и кипения. Наибольшее распространение имеет 100-градусная шкала(или шкала Цельсия).По этой шкале лёд плавится при 00 С, а вода кипит при 1000 С. В Англии и США иногда пользуются шкалой Фаренгейта , где температура плавления льда = 320 С, температура кипения воды = 212 0 С, во Франции – шкалой Реомюра, где температура плавления льда = 00 С, а температура кипения воды = 80 0 С.Но в науке используют шкалу, нуль которой  на 273,150 С ниже нуля по шкале Цельсия, при такой температуре движение молекул практически прекращается. Она получила название абсолютной или термодинамической шкалы температур.  

Вопрос: Кто из учёных является создателем этой шкалы, и в каком году она была им предложена?

Ответ: В 1842 году абсолютная или термодинамическая шкала температур была предложена У.Томсоном (лордом Кельвином).  

600: Однажды профессор математики и философии в городе Лейдене Мушенбрек написал французскому физику Реомюру о своём опыте. Мушенбрек хотел наэлектризовать ствол ружья, к одному концу которого была привязана проволока, опущенная  в банку с водой. А банку Мушенбрек держал в руке. Как только он поднёс к банке другую руку, то почувствовал, « что всё тело содрогнулось, как от удара молнии», он подумал, что пришёл конец.

   

 Вопрос:  В каком году профессор Мушенбрек провёл свой опыт, и о каком устройстве идет речь?

Ответ: В 1746 году, устройство – «лейденская банка».

800: Первая универсальная паровая машина была построена английским изобретателем …  Начиная с 17… года на протяжении многих лет он занимался усовершенствованием её конструкции. При поддержке крупного промышленника Болтона за  10 лет его фирма построила 66 паровых машин.

Вопрос:  Как звали учёного, и в каком году он приступил к созданию своего изобретения?

Ответ: В 1768 году Джеймс Уатт приступил к созданию своего изобретения.

1000: Изобретение лампы накаливания в 1872 году русским электротехником  А.Н. Лодыгиным привело знаменитого американского учёного Томаса Эдисона к мысли об усовершенствовании нового источника света. Эдисон добился с помощью насоса такого разрежения в лампе, что давление воздуха в ней оказалось в миллион раз меньше атмосферного. Им был найден новый материал для изготовления нити накаливания – это волокна бамбука, обработанные специальным химическим раствором, попутно он усовершенствовал систему  ввода проводов в лампу и изобрёл очень удобную вставку для неё (эдисонов патрон), сконструировал выключатель.

_ 

Вопрос:  В каком году американский учёный Томас Эдисон  приступил к усовершенствованию лампы накаливания?

Ответ: В 1877 году американский учёный Томас Эдисон  приступил к усовершенствованию лампы накаливания.

 Раздел « Физика – это наука!!! »

200: В стихотворении А.С.Пушкина «Кавказ» есть такие слова: « Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне ».

_ 

Вопрос:  Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, не взмахивая при этом крыльями?

Ответ: Нагретый у земли воздух поднимается на значительную высоту. Эти тёплые потоки воздуха ударяются внизу в распростёртые крылья птицы и поддерживают её.

400: Известно, что теплоёмкость жидкой части супа больше, чем картофеля, однако горячий суп можно есть, не обжигаясь, а картофелину из него нельзя  взять в рот - настолько она горяча.

Вопрос:  Почему так происходит?

Ответ: Суп, попадая в рот маленькими порциями, быстро растекается, поверхность его охлаждения увеличивается, и он быстро теряет свою температуру. Картофель же, попадая в рот, не меняет мгновенно своей поверхности и обжигает ту часть полости рта, с которой соприкасается.

600:

Вопрос: Почему в лесу молния чаще расщепляет лиственные деревья и значительно реже поражает хвойные?

Ответ: Ствол смолистого дерева, например сосны, имеет значительно большее сопротивление, чем кора и подкорковый слой. Поэтому в сосне электрический ток молнии проходит преимущественно по наружным слоям, не проникая внутрь. Если молния ударяет в лиственное дерево, то ток протекает внутри его. В древесине этих деревьев содержится много сока, который закипает под действием электрического тока. Образовавшиеся пары разрывают дерево.

800:

Вопрос: Можно ли взглянув на столбы высоковольтной электрической линии передач, определить, какого напряжения ток передаётся по этой линии?

Ответ: По существующему стандарту по высоковольтным линиям передаётся электроэнергия напряжением в 35000,110000 и 220000 В. Гирлянды изоляторов в зависимости от условий существуют такие: на 35000В – 3-4 изолятора в каждой гирлянде, на 110000- 6-9 изоляторов и на 220000 – 12-14 изоляторов.

1000:

 

Племена, живущие по отдалённым притокам южноамериканских рек Амазонки, Ориноко и других, в местах брода у каждого берега держат на привязи лошадей. Когда кто–то хочет переправиться на противоположный берег, но он вначале гонит перед собой лошадь (но не едет на ней), а сам идёт следом за лошадью. Обратный путь он проделывает таким же образом.

Вопрос: Чем объясняется этот весьма своеобразный способ переправы?

Ответ: В реках северо-восточной части Южной Америки обитает самая мощная из всех известных электрических рыб - электрический угорь. Почти 2-хметровые рыбы заставляют прыгнуть стрелку вольтметра до 550В и производят достаточно тока, чтобы полдюжины стоваттных лампочек вспыхнули, как электрическая реклама. По этой причине племена, живущие по отдалённым притокам южноамериканских рек, в местах брода, где водится много электрических угрей, устраивают переправу с помощью лошадей. Электрические угри разряжают свои батареи о ноги лошадей и не успевают перезарядить это оружие, так что люди переходят реку невредимыми.   

На этом I тур завершается. Жюри объявляет число очков, набранных каждой командой. Команда, набравшая наименьшее количество баллов, и прекращает участие в игре.    

После небольшой паузы ведущий объявляет начало следующего тура.


II тур

Оформление доски:

Вода, вода - кругом вода!!!

200

400

600

800

1000

От костра до

лампочки

200

400

600

800

1000

Для

любознательных

200

400

600

800

1000

Тепло ли тебе, девица?

200

400

600

800

1000

Необычное

рядом

200

400

600

800

1000

Учащиеся выбирают раздел и вопрос с соответствующим количеством баллов.

Примерные вопросы ко II туру:

Раздел « Вода, вода – кругом вода!!! »

200:

Вопрос: Почему на поверхности водоёмов опавшие листья собираются вместе?

Ответ: Плавающие опавшие листья собираются вместе благодаря силе поверхностного натяжения воды. Обычно их скопления бывают у берегов.

400:

Вопрос: Отчего даже в пасмурные, но не дождливые дни трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее, чем трава, скошенная в лесу?

 

Ответ: В лесу ветер разбивается деревьями на отдельные потоки и в значительной мере теряет свою силу. Поэтому даже в пасмурный день испарение влаги там происходит менее интенсивно, чем на лугу, и трава в лесу сохнет медленнее. 

600:

Поздней осенью можно наблюдать такое явление. Выпал снег. Прошёл день, другой – насупило потепление, снег растаял. Но, несмотря на то, что был мороз в 1-2 градуса, многие растения остались зелёными.  

Вопрос: Как им удалось устоять? Ведь они на 80% состоят из воды.

Ответ: Соки растений представляют собой водные растворы различных солей, которые замерзают при температурах более низких, чем 00 С.

800:

Вопрос: Почему в скороварке пища готовится быстрее?

Ответ: В замкнутом объёме скороварки при кипении возникает повышенное давление, что приводит к увеличению температуры кипения и следовательно, к уменьшению времени приготовления пищи.

1000:

Вопрос: Почему водоёмы зимой не промерзают до дна?

Ответ: Вода имеет наибольшую плотность при температуре + 40С, поэтому вода с более низкой  температурой поднимается к поверхности водоёма и при понижении температуры ниже нуля замерзает с поверхности, не смешиваясь с нижними более плотными и тёплыми слоями. 

Раздел « От костра до лампочки »

200:

Вопрос: Как называются приборы, определяющие степень нагретости тела? Какие виды вам известны?

Ответ: Термометры.

400:

Вопрос: Действие, каких устройств основано на зависимости сопротивления проводника от его длины? 

Ответ: Реостаты.

600:

 Назначение этих  устройств — автоматическое отключение электрической цепи, когда в ней начинает идти ток больше допустимого.

Вопрос: Что это за устройства?

Ответ: Плавкие предохранители.

800:

Это устройство было изобретено  в 1860 году французским механиком  Э.Ленуаром. Своё название оно получило  из- за того, что топливо в нём сжигалось не снаружи, а - внутри.

Вопрос: О каком устройстве идёт речь?

Ответ: О двигателе внутреннего сгорания.

1000:

Если соединить его открытый конец с сосудом, в котором давление газа мало, то уровень жидкости в закрытом колене понизится. Давление в сосуде можно будет найти по разности уровней в закрытом и открытом коленах.

 Вопрос: Как называется этот прибор?

Ответ: Жидкостный манометр.

Раздел «Для любознательных»

200:

Вопрос: На озере или пруду вы, вероятно, не раз наблюдали небольших насекомых—водомерок, которые, перебирая своими длинными лапками, быстро бегают по воде. Они не плавают, а именно бегают, касаясь воды только кончиками лапок. Как объяснить, почему их лапки не погружаются в воду, а опираются на неё, как на твердую поверхность.

Ответ: Поверхностное натяжение создает на поверхности воды как бы упругую пленку. Лапки водомерок не смачиваются водой, поэтому они не проникают в глубину.

400:

Вопрос: Как отличить свежую батарейку карманного фонаря от старой?

Ответ: Надо прикоснуться языком к металлическим пластинкам батарейки. Если, вы, почувствуете горьковатый вкус, это значит, что батарейка новая. Человеческая слюна содержит в незначительном количестве различные неорганические соли (натрия, калия, кальция и т.п.). При прохождении через неё электрического тока эти соли подвергаются электролизу, на полюсах батарейки выделяются составные части этих солей и язык ощущает горьковатый вкус.

600:

Вопрос: Почему в сильную жару собака высовывает язык?

Ответ: Испарение пота с тела животного способствует теплообмену, но потовые железы у собаки расположены на подушечках пальцев, поэтому, чтобы увеличить охлаждение организма в жаркий день, собака широко открывает рот и  высовывает язык. Испарение слюны с поверхности рта и языка понижает температуру её тела.

800:

Электрический угорь, электрический скат и электрический сом -  самые известные электрические рыбы. У них имеются специальные органы для накопления электрической энергии. Небольшие напряжения, возникающие в обычных мышечных волокнах, суммируются здесь благодаря последовательному включению множества отдельных элементов, которые нервами, как проводниками, соединены в длинные батареи. У электрического угря насчитывается до 8000 пластинок, отделённых одна от другой студенистым веществом. К каждой пластинке подходит нерв, идущий от спинного мозга. У крупного, долго не разрежающегося угря, напряжение электрического тока в момент удара может достигать 800В.

Вопрос: С точки зрения физики, что собой представляют приспособления, о которых было сейчас рассказано?

Ответ: Батарею конденсаторов.

1000:

Вопрос: Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной линии электропередачи? Но бывают случаи, когда птицу, сидящую на проводе линии электропередачи, убивает током. При каких обстоятельствах это может произойти?

Ответ: Тело, сидящей на проводе, птицы представляет собой ответвление цепи включённой параллельно участку проводника между лапами птицы. При параллельном соединении 2-ух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника, находящегося между лапками, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна. А также разность потенциалов между лапками птицы мала. Гибнут птицы в тех случаях, когда они, сидя на проводе линии электропередачи, касаются столба крылом, хвостом или клювом, т.е. соединяются с землёй.      

Раздел «Тепло ли тебе, девица?»

200:

Вопрос: Почему в жару человек покрывается потом?

Ответ: Потение в жару- это способность организма бороться с перегревом. Выделяемый железами пот испаряется с поверхности тела и таким образом охлаждает его.

400:

Вопрос: На горячей батарее лежит давно просохшее полотенце. Одинаковы ли степени их нагретости, оцениваемые на ощупь? Одинаковы ли их температуры?

Ответ: За длительное время температуры полотенца и батареи выравнились. Однако на ощупь ткань будет казаться менее горячей из-за меньшей удельной теплоёмкости и малой теплопроводности.

600:

Вопрос: Если даже в жаркий день сорвать с находящегося под лучами солнца дерева лист и приложить его к щеке, то можно почувствовать, что он охлаждает лицо. Почему?

Ответ: Вода, поднимающаяся по капиллярам дерева к листьям, особенно сильно испаряется через их устьица. Как известно, процесс испарения воды идёт с поглощением тепла, поэтому поверхность листа и бывает прохладной.

800:

Вопрос: Почему нам жарко уже при температуре + 250 С, хотя в это время воздух значительно холоднее нашего тела?

Ответ: При такой температуре воздуха уменьшается перепад температур между телом и окружающей средой. В результате тело отдает меньшее количество теплоты и это вызывает ощущение тепла.

1000:

Вопрос: Почему в бане нам кажется жарче, чем в комнате, где воздух нагрет до такой же температуры?

Ответ: В бане влажность воздуха значительно больше, чем в комнате, поэтому интенсивность испарения пота уменьшается, и человек сильнее ощущает повышение температуры.

   

Раздел «Необычное рядом»

400: При царствовании Петра I в одном из Петербургских соборов «заплакала» икона богородицы. В городе распространился слух, что матерь божья недовольна страной и извещает о несчастье. Петр I правильно понял этот «плач»: ему было ясно, что кое-кому не понравились вводимые им новые порядки, и он послал предписание настоятелю собора: «Приказываю, чтобы отныне богородицы не плакали. Если богородицы еще заплачут маслом, то зады попов заплачут кровью». И иконы «послушались» Петра.

Иконы «плакали» и в наше время. Так, в 1949 г. польское духовенство распространило провокационные слухи, будто в Люблинском соборе икона девы Марии плакала «крова-выми слезами». Агитация церковников привлекла в собор толпы любопытных и верующих. Позднее было установлено, что «чудо» было сфабриковано по указанию папы римского, чтобы сорвать уборку урожая и восстановить народ против народно-демокра-тического строя.

Вопрос: Как объяснить это «чудо»?

Ответ: Чаще всего иконы «плачут» оттого, что к небольшим отверстиям в глазах по скрытым на задней стороне иконы каналам подается из специальных сосудов жидкость, которую называют «святой кровью» или  «святыми слезами». (Демонстрируется один из способов получения «святых слез»)

 

600:  В древнем Вавилоне существовал культ богини Иштар. Гигантская  статуя этой богини стояла в храме на высоком пьедестале. В дни молений в храм собиралось много верующих. Приносились обильные жертвы. Суеверные люди просили у богини избав-лений от болезней, жизненных тягот, просили милостыни. Сотни голосов возносили ей свои молитвы. Богиня оставалась неподвижной. Но  вот богиня Иштар испускала глубо-кий вздох и медленно простирала руки над толпой: она довольна жертвоприношениями верующих и дарует им свое благословение. Это приводило в священный трепет тысячи людей.

Вопрос: Как объяснить это явление с точки зрения физики?

Ответ: «Чудо» объясняется просто. Жрецами было сооружено особое  устройство: в жертвенник был помещен небольшой медный котел с водой, который подогревался «священным огнем» (пламя жертвенника). Полученный пар приводил в движение поршень, шток которого соединялся с руками статуи и поднимал их. Устройство работало на основе законов физики, а верующие полагали, что здесь действует всемогущая богиня Иштар. Выдающийся греческий ученый и инженер Герон (I век до н. э.) в своей книге «Пневматика» описывает различные механизмы, приводимые в действие нагретым или сжатым воздухом или паром.

800: 

Церковь была наполнена молящимися... Серебряный сосуд в  форме большой челове-ческой головы, содержащий будто бы скелет святого Януария, помещался на алтаре. Возле «головы» ставили  два сосуда, с каким-то темным веществом, представляющим якобы  «кровь святого Януария». Службу совершало многочисленное духовенство. Время от времени священники поворачивали сосуды. «Чудо» задерживалось. Тогда вся толпа со страстными мольбами и требованиями обратилась к святому. Наконец, «чудо» совер-шилось — жидкость закипела. Заиграл орган, запел хор, раздался торжественный звон колоколов...

Вопрос: Как объяснить это явление с точки зрения физики?

Ответ: Так было обставлено это «чудо», представляющее собой обы-чное жульничество. Это «чудо» объясняется просто. Жидкость, выда-ваемая за «кровь  святого Януария», имеет очень низкую темпера-туру кипения, поэтому хранится в подвалах собора. Когда же вносят ее в собор, она нагревается и  закипает. Сейчас известно много жид-костей, которые закипают при комнатной температуре, например жидкий воздух..

1000: 

Это — красивейшее явление природы. Они бесконечно разнообразны по своей форме и окраске и производят чарующее впечатление на человека видящего их впервые  .Как будто из глубины Вселенной опускается край бархатного занавеса, сотканного из мерцающих лучей; этот занавес колышется, словно, под руками какого-то сказочного великана. Краски его переливаются, то бледнея, то вспыхивая с новой силой.

И надо ли удивляться, что религиозные люди, не зная действительных причин явления, верили в него как в «небесное знамение». Так, в 1242 г. во время битвы на льду Чудского озера между русскими воинами Александра Невского и немецкими рыцарями-крестоносцами северная часть небосвода стала вдруг светлеть, как будто где-то за горизонтом зажглась гигантская свеча; пламя которой колебалось ветром, а затем небо прорезал длинный зеленый луч, вскоре исчезнувший. Через мгновение над горизонтом появись зеленоватая дуга. Она разгоралась все ярче и поднималась все выше, а затем из нее вылетел сноп разноцветных колеблющихся лучей.

Вопрос: О каком явлении идёт речь?

Ответ: О полярном сиянии.

1200:

Другое явление, которое поражает незнающих людей своей загадочностью, носит название «Огни святого Эльма». Известен старинный рассказ. Однажды отряд римских воинов был в походе. Надвигалась ночь. Слышались далекие раскаты гро-ма. Приближалась гроза. Вдруг среди темной ночи над движущимся отрядом засверкали огоньки. Это светились острия железных копий воинов. Солдаты при-няли это за «чудо», предвещавшее  им победу. Описанное явление часто наблюдается на высоких острых металлических предметах: на мачтах кораблей, на шпилях высоких башен, на крестах церквей. И поэтому в народе такое свечение называлось по имени церквей: «огни святого Эльма», «огни святого Николая», «огни святой Елены». По внешнему виду свечение напоминает кисть размером до нескольких десятков сантиметров. Подобное свечение можно наблюдать и на острых вершинах скал, а иногда даже на людях и животных. Вот что рассказывал один из альпинистов: в походе во время грозы у людей стали светиться волосы, испуская мелкие голубоватые искорки; искрились ледорубы, фотоаппараты; сияние исходило и от металлических пуговиц.

Вопрос: Какова же причина этого «чудесного» явления? 

Ответ: «Огни святого Эльма» — это  тихий   электрический  разряд в атмосфере,  который носит название коронного разряда.

На этом II тур завершается. Жюри объявляет число очков, набранных каждой командой. Команды, набравшие наименьшее количество баллов,  прекращают участие в игре.    

После небольшой паузы ведущий объявляет начало следующего тура.

III тур

Оформление доски:

Физические законы

200

400

600

800

1000

Единицы измерения

200

400

600

800

1000

Физические приборы

200

400

600

800

1000

Определения и понятия

200

400

600

800

1000

Физика и техника

200

400

600

800

1000

Этот тур проводится несколько иначе, чем остальные. Каждая команда по очереди убирает любой раздел до тех пор, пока не останется только один.  

Например, в нашей игре участники выбрали раздел «Единицы измерения»

Примерные вопросы к данному разделу

Раздел «Единицы измерения»

200:

Вопрос: В каких единицах измеряется количество электричества?

Ответ: В кулонах (Кл).

400:

Вопрос: Что означает запись сстекла=750 Дж/кг*0С?

 Ответ: Это означает, что для нагревания (охлаждения) стекла массой=1кг на 10С потребуется количество теплоты = 750 Дж.

600:

Вопрос: В каких единицах измеряется давление в системе СИ, и какие единицы измерения используют на практике?

Ответ: В системе СИ в Па (паскалях), на практике в мм рт. ст., в технических и физических атмосферах ( ат и атм),в барах (бар).

800:

Вопрос: Что означает запись удельное сопротивление нихрома =1,05*10 -6Ом*м?

Ответ: Это означает, что для проводника длиной 1м и площадью попе-речного сечения 1м2  , изготовленного из нихрома, сопротивление =1,05*10-6Ом.

1000:

Вопрос: В чём заключается физический смысл единицы измерения разности потенциалов?

Ответ: Разность потенциалов измеряется в вольтах (В). Вольтом называется такая разность потенциалов между двумя точками поля, при котором, перемещая заряд в 1 Кл из одной точки в другую, поле совершает работу в 1 Дж.  

 На этом III тур завершается. Жюри объявляет число очков, набранных каждой командой, затем объявляет команду- победительницу. Далее идут поздравления, вручение призов за 1,2 и 3 места, а также вручение поощрительных призов.

Примечание: Чтобы игра шла интереснее, для некоторых вопросов ведущий по своему усмотрению объявляет «кота в мешке» или «аукцион».    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс

Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...

Методическая разработка по истории. Игра по станциям "Лабиринты истории"

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителя истории для 5-7 классов как итоговое мероприятие или в рамках недель педагогического мастерства....

Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс

       Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...

методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"

Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7. Обучающая игра Being green

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7.Обучающая игра Being greenПроживите один день жизню человека, заботящегося о природе....