Метапредметное содержание и результаты образования как реализация ФГОС
методическая разработка по физике на тему

Болучевских Галина Николаевна

Материалы выступления на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnoe_soderzhanie_i_rezultaty_obrazovaniya.pptx87.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметное содержание и результаты образования как реализация ФГОС

Слайд 2

«Мета»-означает «стоящее за». Первым известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики».

Слайд 3

Проектирование образования человека с позиций выявления и реализации его потенциала привело к необходимости построения его метапредметного содержания. Первые исследования посвящены фундаментальным константам: физическим, химическим, математическим , астрономическим .

Слайд 4

Оказалось, что такие константы как заряд электрона, скорость света в вакууме, постоянная Планка, число «пи» и др. несут в себе смысл, выходящий не только за области применимости законов и формул , но и за рамки соответствующих наук и предметов. Когда ученик начинал познавать и понимать смысл мировых констант, он двигался к метапредметным основам бытия.

Слайд 5

Метапредметные вопросы Как произошел мир? Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? Как возникло все? Какая связь между активностью Солнца и революциями на Земле?

Слайд 6

В результате исследований была разработана методика обучения, ориентированная на познание и открытие учениками сути фундаментальных образовательных объектов. Принцип метапредметности вошел в эту методику в качестве одного из ведущих.

Слайд 7

Нынешний вариант ФГОС включает в качестве обязательного требования обеспечение , проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников.

Слайд 8

Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления. Это значит: Обычно учащийся, работая с материалами физики, химии, биологии, истории и т.д., запоминает определения, понятия и законы. На уроках по метапредметам ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает важнейшие понятия, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия.

Слайд 9

Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Слайд 10

Метапредмет « Знание» Метапредмет « Знак» Метапредмет «Проблема» Метапредмет «Задача» Метапредмет «Смысл» Метапредмет «Ситуация»

Слайд 11

Пути осуществления « Метапредметности » на уроках физики. Уроки физики с метапредметным подходом могут быть 2 типов: 1. уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметов (химия, астрономия, география и др.) 2. обобщающие уроки

Слайд 12

Первые из них приводят с использованием следующих приемов: 1. домашние задания по другим предметам (предлагают домашние задания по повторению ранее изученного материала по смежным предметам. Задание должно быть конкретным: прочитать и усвоить, выписать в тетрадь определение, дать ответы на вопросы)

Слайд 13

2.Обобщающие уроки обладают большой возможностью систематизации знаний и навыков в отработке программного материала. Повышается роль новой формы занятий- метапредметные семинары. Подготовку ведут учителя нескольких предметов(физика, химия, б иология и др.) Семинары готовят учащиеся, разбившись на группы или команды.

Слайд 14

Кооперирование усилий различных предметов в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности .

Слайд 15

Вопросы межпредметной диагностики на основе предметов естественнонаучного цикла 1.Какой вид энергии обеспечивает в растительных организмах протекание химической реакции: Углекислый газ+вода --- глюкоза+кислород 2.Какие единицы измерения целесообразно использовать при описании размеров и массы тела взрослого представителя отряда Крокодилы?

Слайд 16

3.Выберите среди перечисленных значений те, которые соответствуют массе и размеру эритроцита крови человека. 4.Какой из перечисленных процессов сопровождается поглощением энергии? (фотосинтез растений, горение бумаги, конденсация водяного пара, гниение листьев в почве).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС

Использование контекстных задач для  реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии

Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы...

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) определяет— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий;— планируемые ...

Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

В статье рассмотрены некоторые способы, пути  достижения метапредметных результатов...