Проектная деятельность учащихся как средство развития мотивации учения
материал по физике на тему

Митрофанова Галина Тихоновна

Как помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко нелегкую науку – физику?   Учитель не равнодушный к результатам своего труда, старается повысить интерес к предмету, создает условия для реализации способностей и интеллектуального развития учащихся. Но невозможно научить ребенка всем тонкостям предмета, по моему мнению, учитель скорее должен помочь ученику организовать самостоятельный процесс познания: самостоятельно овладевать знаниями и  применять эти знания в учении и практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost-sredstvo_aktivizatsii.docx30.61 КБ
Office presentation icon proekt._-issl.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность учащихся как средство развития мотивации учения.

            Как помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко нелегкую науку – физику?   Учитель не равнодушный к результатам своего труда, старается повысить интерес к предмету, создает условия для реализации способностей и интеллектуального развития учащихся. Но невозможно научить ребенка всем тонкостям предмета, по моему мнению, учитель скорее должен помочь ученику организовать самостоятельный процесс познания: самостоятельно овладевать знаниями и  применять эти знания в учении и практической деятельности.

 Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой  поисковой исследовательской работе.
                                                           
А.Н. Колмогоров

 Главная цель:

               создание у школьника целостного    

               представления об окружающем мире.

В памяти сохраняется:

  •  10 % из того, что читали,
  • 20 % из того, что слушали,
  • 30 % из того, что наблюдали,
  • 50 % из того, что видели и слышали,
  • 70 % из того, что высказывали и обсуждали,
  • 90 % из того, что высказывали и практически выполняли.

 Вывод: 

школьники должны заниматься учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностью.

Требования ФГОС второго поколения объективны и выверены.

     С чего начинается исследование? С удивления…

Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…

Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. Л.С. Выготский писал об учебной мотивации. "... Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность".

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Основной формой работы на уроке является групповая работа.

В ходе проектного урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта:

  1. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы.
  2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования.
  3. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же сформулирован учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно.
  4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.
  5. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма и т.д. Вид отчета оговаривается до начала выполнения работы.
  6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения.
  7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.

На всю работу может быть отведено от 15 минут урока до одного урока в зависимости от объема рассматриваемого вопроса.

На уроках физики учащиеся  выполняют следующие  краткосрочные проекты:

- составление паспорта физического явления;

- написание опорного конспекта;

-демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов;

-написание сказок с физическими вопросами, рисунки к явлениям;

-проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике и решение экспериментальных задач. Ученики сами должны составить ход работы и таблицу для записи результатов.

      Не менее половины 7 и 8-классников с удовольствием проводит эксперименты, поэтому им предлагаются микропроекты.  Проекты, где требуется собрать установку, провести наблюдения или опыт:
«Куда дует ветер?»«Странные тени и отражения»,  «Шарик, который не сдувается», «Капля на горячей поверхности»«Смерч у вас дома»«Путешествие в луче отражённого света», «Устоит ли наш кораблик?»  
Однако в любом классе есть и теоретики, имеющие склонность к размышлениям. Для них интересными могут оказаться темы: 
«Почему Луна не из чугуна?»«Почему у сыра круглые дыры»«Почему человек не стал великаном»«Почему в холодильнике сохнут продукты?»«Почему Земля вращается против часовой стрелки?»,  «У металлов есть память»«Огни святого Эльма у вас дома»
Любителей истории физики, возможно, привлекут темы 
«Немного о термометре и термоскопе Фердинанда»«Загадка лейденской банки»,  «Дальтон взвешивает атомы», «Игра нитей в опыте Рихмана»«Что думали о дальнозоркости две тысячи лет назад».
Даже «чистые гуманитарии» не должны остаться вне физики. Их увлекает тематика  связанная с описанием физических явлений поэтами и писателями. Это описания радуги, грозы, зелёного луча, миражей и т.д.

Важным звеном в системе работы считаю организацию экспериментальной деятельности. В её основу входят выполнение практических работ, различной сложности экспериментальных задач, домашних лабораторных работ и демонстрационных опытов. Часто использую моделирование, как один из видов повторения. Например, сделать модель электроскопа, аэрометра, изготовить световод, простые приборы по оптике, термодинамике, гидростатике и электростатике. Демонстрация приборов - не просто иллюстрация к знаниям, а знания в действии. Собирая, обрабатывая факты, ученик вступает на путь умственного самовоспитания. Начиная с уроков природоведения, ученики вовлекаются в мир экспериментов. Выполняют большое количество опытов, как на уроках, так и в домашних условиях, проводят наблюдения, ведут отчеты по результатам опытов. Учебные проекты по предмету позволяют учащимся реализовать свои возможности в глубоком изучении данного вопроса, попробовать свои силы в роли экспериментатора.

В человеке самой природой заложено побуждение к исследованию. Задача каждого из нас в нужный момент, учитывая возрастные особенности, зажечь эту искорку исследователя. Обычно никого не оставляет равнодушным проект «Мыльные пузыри через призму физики, химии», целью работы является: Получить раствор для выдувания пузырей и исследовать свойства мыльных пленок.

« Влажность - такая важность!». Цель данного проекта: рассмотреть основные способы определения влажности воздуха и причины ее изменения. Изготовить простейшие приборы, которые реагируют на изменение влажности воздуха. «Полное внутреннее отражение света в простых опытах». Цель данного проекта: исследовать данное явление и изготовить приборы для демонстрации этого удивительного явления.

Рассмотренные выше проекты относятся к межпредметным исследовательским проектам.

-  Как исследовательские проекты, они требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности проекта для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

-  Как межпредметные проекты, они проводятся  во внеурочное время и на уроках под руководством учителя.

На уроках физики  можно выполнять краткосрочные проекты:

-  подбор пословиц, поговорок и загадок, где описаны физические явления. Выполнение таких заданий вызывает у учащихся усидчивость и терпение, потому что не в каждой пословице, и не в каждой загадке можно найти места, из которых удастся составить физический вопрос. Воспитывает оно и эстетический вкус.

-  домашние экспериментальные лабораторные работы способствуют развитию у школьников умений и навыков: интеллектуальных, предметных, трудовых. Например, в 7 классе «Определить плотность яблока», «Удивительные опыты в ванне». «Изучить прочность конструкции» (трубчатой формы, бумажного футляра, в котором продают электрические лампы).

-  творческие, требуют творческого оформления результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Примером может служить подготовка минипроекта по теме «Диффузия». Проблема: В чем польза и вред диффузии?  « Трение – за и против». Возможно написание сказок.

-  информационные проекты, направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, знакомство с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Например, проекты «Огни святого Эльма», «Электрическая дуга», « О пользе стекла».

 Оценивание

Выполняющие проекты должны чётко представлять, что именно ценится в самой работе. К сожалению, большинство из7 и  8-классников о проектной деятельности имеет весьма отдалённое представление, считая её сродни реферативной работе в самом примитивном виде последней, когда требуется всего лишь найти в сети Интернет какую-либо статью по данной теме, скачать и распечатать её (порой даже не читая при этом).
На конкретных примерах объясняю, что заслуживает высокого звания  «Микропроект». 
1. Если работа экспериментальная, то необходимо самостоятельно собрать установку и выполнить сам эксперимент, составив отчёт о проделанном. 
2. Если же работа теоретическая, во время её защиты нужно не только рассказать о том, что прочитано в книгах, статьях или на сайтах, но и объяснить, что же именно добавлено автором микропроекта к тому, что было первоначально в исходных материалах. Иначе «проект» будет носить лишь реферативный характер. Конечно, и от таких работ нельзя отказываться полностью, ведь есть отдельные учащиеся, для которых пока посилен лишь такой вид деятельности .
Известно, как важно объективно оценить выполненную работу. Жюри составляют сами учащиеся. Во время защиты микропроектов каждому из присутствующих выдаётся листок, на котором напечатан список учащихся и список номинаций, по которым проводится выбор лауреатов:

1. Необычное в обычном (новизна темы)
2. Качество оформления работы
3. Использование фото-, видеоматериалов
4. Ораторское искусство
5. Научность изложения материала
6. Доступность раскрытия темы
7. Свой вклад в работу
8. Лучший теоретик
9. Лучший экспериментатор


Результат проектно-исследовательской деятельности: 
1. Повышение качества знаний учащихся. 
2. Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. 
3. Повышение уровня образованности учащихся. 
4. Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. 

Появление компьютерной техники, интерактивной доски, значительно обогатило арсенал средств, позволяющих сделать преподавание физики более наглядным, следовательно, и более интересным. Однако нельзя отрицать тот факт, что такие науки, как физика, химия не могут быть хорошо изучены без эксперимента. Поэтому значительную часть времени урока (там, где это возможно) стараюсь отдать опытам. Причём таким, в которых участвует каждый ученик независимо от уровня своей подготовки. Это, в первую очередь, фронтальный эксперимент, где планирую исследовательскую работу в парах и в группах. Во-вторых, это домашние творческие задания экспериментального характера, такие, как выращивание кристаллов поваренной соли или сахара из их насыщенных растворов,  расчёт собственной средней скорости бега на короткие и длинные дистанции, а также на лыжах, коньках (по материалам школьных олимпийских игр), изготовление электромагнита и исследование зависимости силы его притяжения от количества витков проволоки, величины силы тока, определение давления на землю человека в разной по форме обуви (ботинки, тапочки, туфли на каблуке, валенки), определение зависимости давления внутри жидкости от высоты её столба и т.д. 
Учащиеся всегда с интересом выполняют эти задания и рады поделиться со всеми своими наблюдениями и результатами. 
           Исследовательская деятельность может быть организована на всех этапах процесса обучения физики: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. Она правомерно может быть организована учителем при индивидуальной работе, работе в группах; при организации внутриклассной активизации и координации, через выполнение школьниками творческих работ. По отношению к содержанию учебного предмета исследовательская деятельность может выполнять различные функции, поддерживая собственную учебную деятельность ребенка.

Результаты исследования показали, что организация исследовательской деятельности повышает познавательную мотивацию, что приводит, в свою очередь, к повышению успеваемости; позволяет учащимся проявить себя в полной мере на таких занятиях; способствует развитию ситуации психологического комфорта в классе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проектно-исследовательская деятельность через интеграцию наук с физикой» Из опыта работы учителя физики Митрофановой Г.Т . Высшая категория; награждена значком «Отличник народного образования» и нагрудным знаком «Педагог – наставник»

Слайд 2

Размышление о физике и о преподавании физики в школе

Слайд 4

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров Главная цель : создание у школьника целостного представления об окружающем мире. Основная причина нежелания детей учить физику– основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний . В современных условиях в школе – учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области.

Слайд 5

В памяти сохраняется 10 % из того, что читали, 20 % из того, что слушали, 30 % из того, что наблюдали, 50 % из того, что видели и слышали, 70 % из того, что высказывали и обсуждали, 90 % из того, что высказывали и практически выполняли.

Слайд 6

Вывод: школьники должны заниматься учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностью. Требования ФГОС второго поколения объективны и выверены.

Слайд 7

С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…

Слайд 8

Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Слайд 9

«Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто». Альберт Сент-Дьерди Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать.. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития

Слайд 10

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПУТЬ ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ «Различные предметы не связываются в общий цикл знаний, не поддерживают друг друга, а стоят каждый сам по себе, стараясь вытеснить своего соседа… Каждый предмет бывает то победителем, то побежденным, история их бесконечных раздоров составляет историю умственной жизни каждого гимназиста; мозг ученика - вечное поле сражения, а пора экзаменов - время самых истребительных войн между отдельными предметами». Д.И. Писарев

Слайд 11

Группы интеграционной связи: 1 . Содержательно-информационные – по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические). 2. Операционно-деятельностные – по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные). 3. Организационно-методические – по способам реализации межпредметных связей (логические, ассоциативные, понятийные, концептуальные). _________________________________________ 1. Способ усвоения – репродуктивный, поисковый, творческий. 2. Широта осуществления – внутрицикловые, межцикловые. 3. Хронология реализации – преемственные, сопутствующие, перспективные. 4. Способ установления – односторонние, двусторонние, многосторонние, прямые и обратные. 5. Постоянство реализации – эпизодические, периодические, систематические. 6. Форма “организации” - поурочные, тематические, сквозные, комплексные.

Слайд 12

Одно из основных направлений работы - взаимопроникновения научных знаний, сближения научных проблем физики с другими предметами школьных дисциплин создавать психологический комфорт для приобретения учащимися знаний; развивать общеучебные умения, повышать интерес к знаниям; развивать самостоятельность пользования научно-популярной литературой ; развивать логическое мышление, коммуникативные способности; вовлекать учителей – предметников в совместную работу; появляется возможность для самовыражения, самореализации и творчества не только ученика, но и учителя.

Слайд 13

Типы проектов, которые можно использовать на уроках физики. Исследовательский . Продукт - новое знание, новые умения Используется для установления закономерностей при изучении физических явлений; для введения физических величин.

Слайд 14

Типы проектов, которые можно использовать на уроках физики. Информационный проект Продукт - информация об изучаемом объекте, представленная различными способами. Используется для работы с текстами как из учебника, так и найденными в сети.

Слайд 15

Типы проектов, которые можно использовать на уроках физики. По содержанию монопредметный метапредметный По количеству участников индивидуальный парный групповой коллективный (весь класс)

Слайд 16

Как рождается проект? Проект рождается непросто: Порой с наивного вопроса, Порой – со странного ответа Он долго зреет в тайне где-то. Когда сомнений боле нету- Он вырывается на волю, Нам отдает себя на милость. Смотрите! Что-то получилось! Итог обыденной работы- Восторг волшебного полета! Все это дивное явленье- Проект, рожденный вдохновеньем…

Слайд 17

Физика + астрономия

Слайд 18

« Экология дома в жизни человека» «Экологические проблемы реки Жиздры» «Мусору – нет» Физика + экология

Слайд 19

«Как слышит человек?» «Что мы едим?» «Влажность – такая важность» «Всё про яйцо» «Зрение» Физика + биология

Слайд 20

"Физика, биология, музыка" «ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ» Влияние звучания музыкальных инструментов на живые организмы Прекрасен мир, в котором мы живём! Но хрупок он, и сохранить его так важно! Прекрасный мир умрет, и мы умрем. Спасём же мир, в котором мы живём!

Слайд 21

"Неслышимый звук"

Слайд 22

"Вздохи Земли" « Радуга» «Молния» «Землетресения» «Полярные сияния» Физика + география

Слайд 23

физика + математика + экономика Как экономить электроэнергию? Куда уходит тепло из дома? Физика + математика+экономика

Слайд 24

Новые открытия физики Полупроводниковые приборы Физика на кухне Физика в огороде и саду Физика вокруг нас

Слайд 25

Творческий проект Надо вырастить хороший урожай Проблема Вопрос Знания из каких учебных предметов вам для этого понадобятся? Биология География Технология Экология Химия История Математика Экономика Физика

Слайд 26

Результат Проектный метод является наиболее современным подходом к организации исследовательской деятельности школьников; Исследовательский проект по структуре является подлинно научным исследованием; Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При выполнении проекта используются различные методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и обработка результатов.

Слайд 27

Результат Исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, способна сформировать качества, необходимые обучающимся для дальнейшей учебы и профессиональной и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия как средства повышения мотивации учения школьников с нарушениями интеллектуального развития

Презентация на тему "Педагогические условия как средства повышения мотивации учения школьников с нарушениями интеллектуального развития"...

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...

Внеклассная работа по математике как средство развития мотивации к учению учащихся

В данной статье рассматривается внеклассная работа по математике как составная часть учебного процесса, способная повысить интерес учащихся к математике. Рассматриваются основные виды и формы внекласс...

Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Использование технологии Веб-квест на уроках английского языка как средство развития мотивации учения у школьников»

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент)«Использование технологии Веб-квест на уроках английского языка как средство развития мотивации учения у школьников»...