Проблемное обучение – основа творческой деятельности учащихся
методическая разработка по физике на тему

Маменишкина Нина Васильевна

Проблемное обучение – основа творческой деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение – основа творческой деятельности учащихся.

Маменишкина Н.В., учитель физики

МБОУ Кутуликская СОШ

п.Кутулик

Сегодня,  перед учителем встают новые задачи. Решение этих задач невозможно без мотивации к учебе. Для такой работы необходим творческий подход. Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность – один из способов решения этой проблемы. Ученики, участвуя в проектной деятельности, могут по-новому взглянуть на изучаемый предмет. Возможность самовыражения, уверенность в себе делает их более успешными и повышает мотивацию к учебе.

Использование проблемно-эвристического метода познания позволяет развить личностную заинтересованность ученика в изучаемом предмете, активизировать его ассоциативное мышление, что, несомненно, повышает качество знаний учащихся.  Задача учителя – помочь ученикам самим, опираясь на научные знания, занимать определенную позицию, принимать свои, обоснованные и грамотно аргументированные решения.

Современная образовательная система предполагает взаимодействие и взаимопонимание учителя и ученика. Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение.

Самой главной особенностью проблемного обучения является не постановка вопросов, а создание проблемных ситуаций. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников  в поисках путей решения поставленной учебной проблемы активизирует мышление обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес.

Создание проблемных ситуаций предусматривает привлечение учащихся  к такой деятельности, в ходе которой он сталкивается с фактами, противоречащими его жизненному опыту, системе знаний, несоответствие изучаемого явления ранее установленным законам побуждает разобраться в вопросе, найти и установить причину наблюдаемого расхождения.

Проблемная ситуация, «сбивая учащегося с толку», обеспечивает одновременно и появление интереса к исследуемому вопросу, и включение его в активный познавательный поиск. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.

Подход к созданию проблемных ситуаций на уроках был подсказан С.Л.Рубинштейном. «Особо острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных возбуждает процесс мышления, на их снятие».

Итак, ввести учеников в проблемную ситуацию – значит натолкнуть их на противоречия. На уроке организовать проблемную ситуацию можно, лишь раскрывая противоречия будущего для изучения материала на основе сложившейся у учащихся системы знаний. Создание проблемных ситуаций – не самое сложное в проблемном обучении. Гораздо сложнее обеспечить активное участие учащихся на всех этапах решения возникшей проблемы.

Чтобы использовать метод проблемного обучения учитель четко должен представлять себе следующее.

1. Какие цели преследует создание проблемной ситуации на уроке?

2. Что будет способствовать возникновению проблемной ситуации на уроке?

3. Какие интеллектуальные затруднения возникнут у учащихся при решении предложенной учителем задачи?

4. Как будет создана проблемная ситуация? Будет ли это проблемный вопрос, или задание, или демонстрация опыта и т.д.?

5. Как вовлечь учащихся в познавательный поиск?

Главная цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей обучающихся.

Примеры проблемных ситуаций.

1. 11 класс «Интерференция света».  Пучок света падает на предмет. Что будет наблюдаться в точке экрана, расположенной напротив центра предмета

2. 9 класс «Масса тела». Ставим на стакан маленький кусочек фанеры, сверху на него – гирю массой 5 – 10кг и спрашиваем учащихся, что будет, если ударить по гире молотком. Дети надеются, что стакан разобъется. Результат опыта будет противоречить гипотезе.

Или повесить гирю массой 1 кг на одну нить, а другую нить присоединить снизу, и спросить у детей, что произойдет, если потянуть плавно, резко?

3. 10 класс при изучении адиабатного процесса можно задать такой вопрос: «Как известно теплый воздух поднимается вверх. Почему же тогда высоко в горах всегда холодно?»

4. 11 класс «Явление электромагнитной индукции». При демонстрации опытов создается проблемная ситуация: ток возникает в катушке без источника.

5. 11 класс. «Переменный ток» проблемные ситуации можно организовать, опираясь на ожидания учащихся, что изученные законы постоянного тока будут справедливы и для переменного тока.

6. При изучении первой космической скорости можно также сообщить ученикам о второй космической скорости и обсудить вопрос, связанный с повторением понятия относительности движения: «Что легче сделать: долететь до Солнца или покинуть Солнечную систему?» Выясняем, что легче вылететь за пределы Солнечной системы, поскольку для этого необходимо иметь скорость приблизительно 12 км/с относительно Земли, к тому же Земля летит со скоростью 30 км/с. Если запустить космический аппарат в нужном направлении, эти скорости складываются и получается 42 км/с. Этого достаточно, чтобы покинуть Солнечную систему. А для полета к Солнцу нужно всего-навсего уменьшить скорость движения Земли ( 30км/с), и космический корабль сам упадет на Солнце. Результат неожидан!

Одной из задач обучения физике является развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, планировать и проводить эксперимент, определять цели исследования.

Самостоятельное выполнение эксперимента показывает, что учащиеся активно осваивают не только физическое содержание, но и планирование эксперимента, выбор необходимого оборудования, умение делать выводы на основе полученных данных. Для организации проблемной ситуации, могут быть использованы как хорошо известные опыты, так и те, которые описаны в учебнике. И это не случайно, потому, что проблемная ситуация должна не только «Озадачить» ученика, но и одновременно выработать в нем уверенность, что понять наблюдаемое противоречие можно, надо только подумать, поразмышлять, догадаться, найти причину. Часто и интересные опыты не могут быть использованы для создания проблемной ситуации,  если «казус, содержащийся в них», непонятен ученику. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.  Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся с ОВЗ на основе ИКТ

Выступление на методическом объединении на тему: «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся с ОВЗ на основе ИКТ»...

Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.

Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....

Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке

Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...

Развивающее обучение, как основа творческого развития учащихся на уроках физики

Цепи и задачи:1. Изучить:    а. теорию развивающего обучения    б. виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении физики    в. опыт учителей, успешно решивших эт...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

Мастер-класс «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся через технологию проблемного диалога»

    Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить учени...