Урок-проект "Строение атома" (физика 9 класс)
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Беседина Антонина Николаевна
Формирование целостного представления об атоме, используя знания, полученные на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt_stroenie_atoma.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект "Строение атома"

Цели: 

  • Обучающие: формирование целостного представления об атоме, используя знания, полученные на уроках химии
  • Развивающие: способствовать развитию знаний об атоме, пробудить у учащихся интерес к научно-популярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений; заинтересовать процессом мышления первооткрывателей, полетом их мысли; продолжить развитие мышления, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.
  • Воспитательные: развитие навыков коллективной работы; развитие навыков культуры общения; воспитание основ нравственного самосознания; толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту;

Задачи:

1) Рассмотреть факты, доказывающие сложное строение атома.
2) Познакомить учащихся с историей открытия атома и его сложного строения.
3) Сформировать целостное представление об атоме (физика + химия)

Виды работы: самостоятельная работа учащихся (индивидуальная и групповая); работа с бумагой по созданию модели атома; исследовательская работа, работа с текстом карточек

Оборудование и материалы: 

  • Раздаточный материал “ Факты, подтверждающие сложное строение атомов”
  • Тексты с “родителями” атома, портреты Э.Резерфорда, Дж.Дж. Томсона, Дж.Чедвика
  • Периодическая таблица Менделеева ( 1 на 2-х уч-ся)
  • Вырезанные из бумаги кружочки трех цветов, клей, белые листы
  • Компьютерная демонстрация модели строения атома (Физикус)
  • Творческие умения
  • Интеллектуальные умения
  • Коммуникативные умения

Предполагаемые приращения: 

  • Новые знания: понятия – ядро, протон, нейтрон, электронные орбиты
  • Новые практические приемы: создание модели по тексту
  • Обобщение представлений об атоме.
  • Развитие навыков: самостоятельная работа с источниками, с инструментами, самостоятельное принятие решений, коммуникативные умения и навыки, умение самостоятельной мыслительной деятельности. Умение самоанализа и рефлексии.
  • Воспитание толерантности.
  • Расширение кругозора.

Этапы создания проекта

  • Мотивация

Учение об атомах стало важнейшей областью физики. Мир атома никто не видел, но, тем не менее, он реален. Много проблем ставит перед нами жизнь. Одни решаются очень легко. Над другими человечество бьется тысячи лет. А знаете, над каким вопросом: “Как устроен мир?”, “Из чего все состоит?” - это те детские вопросы, на которые труднее всего ответить. И мы с вами в течение урока должны ответить на эти вопросы и создать свою модель строения атома.

  • Реализация. 

Для этого мы должны найти факты сложного строения вещества и в конечном итоге атома. Я вам раздаю карточки, с помощью которых мы и попытаемся сформулировать эти факты.

Объяснение фактов:

  1. Химические реакции: C+O2=CO2. 
  2. Вода -->пар.
  3. Электризация.
  4. Земле 4,5 млрд. лет.
  5. Фотография кристаллическая решетки золота ( учебник 7 класса).
  1. Химические реакции говорят о существовании атомов, входящих в состав вещества.
  2. Испарение свидетельствует о делимости вещества.
  3. Процесс электризации трением объясняет существование двух видов зарядов, а также тот факт, что атом электронейтрален.
  4. Атом существует длительное время (он стабилен).
  5. Маленькие шарики – это атомы. Он занимает место в пространстве.

Выводы:

  • Вещество – молекула – атом - ?
  • Атом электронейтрален.
  • Суммарный отрицательный заряд электронов равен суммарному положительному заряду.
  • Атом имеет массу
  • Атом имеет размер

Учитель. Итак, мы выяснили, что атом должен быть электронейтральным, но мы точно знаем, что в его состав входят отрицательные электроны, делаем вывод: внутри атома есть и положительно заряженные частицы.
У любой идеи всегда есть автор, родитель, это чаще всего беспокойные, необыкновенно пытливые и безгранично любопытные люди, которые упорно выискивают себе проблемы. Сейчас каждый из вас пройдет также этап родителя идеи. Вы все получите распечатки с описанием модели строения атома так называемых родителей (Резерфорд, Томсон, Чедвик), а теперь объединитесь в группы по авторам. (
В таблице приведены тексты для каждой группы, портреты ученых на доске.)

Джозеф Джон Томсон

18.12.1856–30.08.1940

Эрнест Резерфорд

30.08.1871–19.11.1937

Джеймс Чедвик

20.10.1891–24.07.1974

Английский физик, член Лондонского королевского общества. В 1897 году экспериментально доказал существование – электрона, мельчайшей частицы, которая в 2000 раз меньше атома, определил массу и заряд электрона. В 1903–1904 годах выдвинул гипотезу, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой находятся электроны. Ученые назвали эту модель “пудингом с изюмом”

Английский физик, основоположник ядерной физики, член Лондонского королевского общества. В 1911 году экспериментально обосновал ядерную модель атома: в центре атома находится положительное ядро, а вокруг него вращаются электроны. В 1919 году осуществил опыт, в котором из ядра вылетали ядра водорода, получившие названия протонов, имеющие положительный заряд

Английский физик – экспериментатор, член Лондонского королевского общества. В 1920 году подтвердил теорию атома Резерфорда и вывод о том, что заряд ядра равен порядковому номеру элемента. В 1932 году обнаружил частицы, которые отличаются от протонов электрическими свойствами, но очень близки к ним по массе и размеру. Он назвал эти частицы нейтронами. И доказал, что ядра атомов тоже делимые! Они состоят из протонов и нейтронов, которые связаны между собой мощным ядерным воздействием.

Учитель. Сначала каждый из вас внимательно читает текст.
У вас на столе есть набор оригами: кружки трех цветов, белый лист (А2), ножницы, клей и фломастеры. По описанию в тексте создайте модель атома на большом листе.
Расскажите о своей модели другим группам.
(Каждая группа представляет свою модель у доски, предварительно прикрепив ее.)
Перед нами три модели, которые созданы по описанию ученых.
А сейчас сравним каждую модель с реальной моделью атома
(Компьютер – анимационная модель атома и звуковое сопровождение). Найдем ошибки или недочеты в ваших моделях.
Итак, что мы можем сказать?

Атом состоит из ядра и электронов. Ядро состоит из протонов и нейтронов. Заряд протона равен по модулю заряду электрона. Нейтрон не имеет заряда. Масса протона приблизительно равна массе нейтрона.

Химические свойства атома определяются зарядом ядра. Атомы отличаются друг от друга числом электронов. Посмотрим на таблицу Менделеева: порядковый номер показывает число протонов в ядре, следовательно, он показывает и число электронов, т.к. атом в целом нейтрален. А число нейтронов, входящих в ядро можно найти таким образом: из массового числа вычесть число протонов. Например: Кислород, порядковый номер – 8 – число протонов 8, число электронов 8, а число нейтронов найдем, если вычтем из 16-8=8
Возникает следующий вопрос: где же находятся электроны? Я каждому из вас раздаю карточку (вы ее вклеиваете в тетрадь), в ней указано как электроны располагаются на электронных оболочках, а также приведен пример модели строения атома кислорода.

Задание каждой группе:

  • 1 - создать модель атома лития;
  • 2 - модель атома бора;
  • 3 - модель атома бериллия.

Вывод: Каждый из вас в течение урока создал модель строения атома. Кто-то с этим справился лучше, кто-то хуже. Но дома вы все поправите. Так что же мы узнали?

  1. Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов, атомы из ядра, вокруг которого вращаются электроны.
  2. Ядро в свою очередь состоит из протонов и нейтронов.
  3. Протоны заряжены положительно, электроны отрицательно.
  4. В атоме число электронов равно числу протонов.

Домашнее задание:

Из созданной модели атома нужно получить положительно заряженный ион. Поможет вам в этом §30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....