Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx40.14 КБ

Предварительный просмотр:

© Шостак Мария Юрьевна, учитель физики МБОУ СОШ №33 г. Белгорода

Технологическая карта урока № 51/21.

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Тема урока: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Задачи урока:

а) организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, повторение и анализ формул для расчета давления твердых тел, жидкостей и газов, развитие способности выделять главные зависимости давления жидкости от её плотности и глубины погружения в жидкость (предметный результат).

б) развитие умения выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде,  формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, раздаточный материал.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. На столах перед вами лежат карточки с нарисованными воздушным шариком, резиновым мячом и пушечным ядром. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему понимания изученного материала по теме «Давление».

К доске прикреплен ватман с изображением человечка, который держит над головой дощечку. Учащимся предлагается на заранее заготовленных карточках-кирпичиках написать вопросы, которые остались для них не раскрытыми при изучении темы «Давление» и прикрепить их на эту дощечку, тем самым увеличивая давление на человечка.

Далее учащимся предлагается сделать предположение о теме урока и его целях.

Приветствие. Анализ выбранных карточек.

Выяснение темы урока и формулировка его цели.

Ответ на приветствие учителя.

Выполнение задания учителя. Выдвижение предположения о теме урока «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Выделение существенной информации из слов учителя.

Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - повторить, обобщить и разобрать неусвоенный материал по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»..

Взаимодействие с учителем

Взаимодействие с учителем

     

Слушание учителя

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Чтение мимики лица и моторики тела

 

Целеполагание

Анализ карточек-кирпичиков других обучающихся.

Умение настраиваться на занятие

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Целеполагание.

2. Актуализация знаний

На экран выводится набор физических величин: υ       m        g    S        ρ      V  F      t         Р

Учащимся предлагается за 1 минуту составить из них и записать в тетрадь все известные формулы.

Дает задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Просит учащихся обменяться тетрадями и сделать взаимопроверку.

Составляют и записывают в тетрадь известные им формулы:

υ=S/t

ρ=m/V

F = mg

P = ρgh

Проверяют тетради своего соседа по парте.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регуляция учебной деятельности.

3. Анализ изученного содержания

Учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе дается задание  - пользуясь конспектами в своих тетрадях, составить и записать по 5 вопросов по темам «Давление твердых тел», «Давление жидкостей», «Давление газов», «Атмосферное давление». Каждой группе выдается карточка с их темой.

После этого 1 команда задает вопросы 2 и т.д. по кругу.

Даёт учащимся задание работать с тетрадями.

Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Дополняет ответы учеников, если нужно.

Каждый учащийся в группе принимает участие в составлении вопросов.

Задают вопросы соседней группе, дополняют и корректируют ответы при необходимости.

Обсуждают и отвечают на вопросы соседней группы.

Выделение существенной информации.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Умение формулировать вопросы.

Поиск и выделение информации.

Умение структурировать знания.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Построение логической цепи рассуждений, док-в.

Участие в обсуждении содержания параграфов в групповом режиме.

Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия

Слушание.        

Чтение.

Поиск    в традиционных источниках.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Разрешение конфликтов.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

Постановка вопросов.

4. Выделение главного в изученном

Решение качественных и количественных задач

Двое заранее подготовленных учащихся разыгрывают сценку: «Детективная история Шерлока Холмса»

« Уважаемый Шерлок Холмс, что за сосуд вы все время перекладываете из стороны в сторону?»- поинтересовался Ватсон, заглядывая в ящик, «это фляжка в виде усеченного конуса.- ответил Холмс- она оказалась здесь почти случайно. Преступник хотел подшутить надо мной. Он оставил эту фляжку вместе с запиской: «не переворачивай, взорвется!» Во фляжку была налита обыкновенная вода. Посмотрите внимательно, Ватсон,- фляжка имеет две пробки: внизу и вверху. Обе пробки довольно свободно входят в отверстия. Если фляжку нести большим основанием вниз, то вода не выливается. А если ее перевернуть, то нижняя пробка сразу вылетает, и вода начинает вытекать». Почему?

Решение занимательных задач:

1. Счастливый жених, масса которого 55кг, несёт на руках красавицу-невесту, масса которой 110кг. С какой силой эта парочка давит на пол?

2. Какое давление оказывает на дно сосуда слой керосина высотой 0,5м?

3.  На какую высоту поднимется вода, если давление, созданное насосом в водокачке, равно 400кПа?

Формулировка вопросов и задач.

Выводит на экран условия задач, осуществляет проверку правильности решения.

Ответы на вопросы.

Решение задач.

Идет коллективное обсуждение данного вопроса. Давление на дно фляжки зависит от того, как ее держать и каков уровень жидкости.

Решают задачи в тетрадях. Трое учащихся по очереди объясняют решение каждой задачи на доске.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Знаково-символические действия, включая моделирование.

Умение  строить речевое высказывание.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Установление  причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений, док-в.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Взаимодействие с учителем.

     

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Чтение.

Получение числовой информации.

Получение графической информации.

Передача числовой информации.

Передача графической информации.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

5. Обобщение и систематизация

Выполнение учащимися занимательных опытов.

1. «Сплющивание алюминиевой банки».

2. «Яйцо в бутылке».

3. «Достаем монетку сухой из воды».

4. «Перевернутый стакан с водой»

Делит учащихся на группы, формулирует задание, выдает оборудование, выводит на экран схему для выполнения работ, напоминает технику безопасности.

Участвует в обсуждении проведенных опытов, дополняет и корректирует ответы учеников.

Выполняют предложенные опыты. Записи в тетрадях оформляют по схеме: 1. Название опыта.

2. Приборы и материалы.

3. Гипотеза.

4. Что делали?

5. Что видели?

6. Вывод.

После этого 1 человек от рупппы защищает свою работу, одноклассники могут задавать вопросы.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы.

Обсуждают выводы.

     

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие

и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

6. Домашнее задание

Составить кроссворд из слов по теме «давление» (не менее 10 слов; можно в электронной версии)

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

7. Установление межпредметных и внутрепредметных связей

Ученые многих стран и разных эпох занимались темой давления: Роберт Бойль (Англия), М. В.Ломоносов (Россия), Карл Шееле (Швеция), Джозеф Пристли (Англия), Антуан Лавуазье (Франция), Генри Кавендиш (Англия), Уильям Рамзай (Англия).

Но пальма первенства в его изучении принадлежит Блезу Паскалю и Эванджелисте Торричелли.

ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (1623-62), французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Сконструировал (1641, по другим сведениям — 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон (см. Паскаля закон)

ТОРРИЧЕЛЛИ (Torricelli) Эванджелиста (15 октября 1608, Фаэнца — 25 октября 1647, Флоренция), итальянский физик и математик, с 1643 придворный математик герцога Тосканского и профессор математики и физики Флорентийского университетa.

Слова: “Мы живем на дне воздушного океана”, - принадлежат известному ученому итальянцу Эванжелисто Торричелли, об открытии которого мы сейчас говорили.

Древние греки считали, что окружающий нас воздух – это спарившаяся вода, и назвали оболочку, окружающую планету – АТМОСФЕРОЙ (от греческих слов (атмос – шар) и (сфера – шар.

Если глобус диаметром 35 см мысленно окружить слоем воздуха толщиной 3 см, то получится модель, показывающая сравнительные размеры Земли и атмосферы. Наша атмосфера имеет реально толщину более 1000 км.

Изучая географию, вы можете ответить на следующие вопросы:

· Одинакова ли толщина атмосферы на разных высотах?

· На какие слои условно делят атмосферу?

· Каков (в соответствии с современными представлениями) состав воздуха?

· 90% всей массы воздуха сосредоточена в тропосфере. Ее толщина не везде одинакова. Над экватором – 17 км, в полярных областях – 8-9 км, в средних широтах –10-11 км.

· Как вы думаете, почему?

Доводит до сведения учеников факты из истории и биографии ученых, раскрывает связь физики с другими науками. Формулирует вопросы.

Дополняет ответы учеников.

Слушают сообщение. Отвечают на вопросы учителя.

Тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу.

В него входят газы: азота – 78%, кислорода – 21%, инертных газов – 0,94%, углекислого газа – 0,03%.

В экваториальных широтах воздух сильно нагревается, расширяется и увеличивается в объеме. В полярных широтах – наоборот

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

13. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся, которые по ходу урока смогли найти ответ на вопрос, который был записан на кирпичике в начале урока, снять его, тем самым «ослабив давление на человечка». Если вопрос остался без ответа, кирпичик остается.

Проводит рефлексию, анализирует оставшиеся кирпичики, дает пояснения.

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Взаимодействие с учителем.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....

Технологическая карта урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник», с учетом требований новых ФГОС (геометрия 8 класс)

Заключительный урок по теме "Четырехугольник" по геометрии в 8 классе, на котором происходит  систематизация теоретического материала и применение полученных знаний к решению задач. Уро...

Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.

Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация по теме "Информация и информационные процессы""

Технологическая карта урока  Обобщение и систематизация по теме «Информация и информационные процессы» для 7 класса. Форма проведения урока - модель "Ротация станций"....

Технологическая карта урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Моделирование объектов в программе SketchUp».

Рассмотреть интерфейс и режимы работы программы для моделирования относительно простых трёхмерных объектов, закрепить использование различных инструментов этой программы...

Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»

Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5к...