Развитие ключевых компетенций на уроках физики
статья по физике на тему

Погожева Маргарита Анатольевна

Развитие ключевых компетенций на уроках физики посредством экспериментальных заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие ключевых компетенций на уроках физики.

Есть такая теория, что конечный результат определяется действиями, выполненные действия были определены ходом мыслей, а мысли определяются полученной информацией.

Таким образом, полученная информация является основополагающей для конечного результата. Поэтому человек, а тем более учитель, обязан учиться сам, интересоваться всем и учить этому детей.

Смысл образования - в его эффективности. Эффективность (качество) образования измеряется  эффективностью людей,      это образование получивших.

Всем известно, что раз в 3 года проводятся международные исследования PISA. Они показали ряд серьезных пробелов по всем предметам естественного цикла.

Реалии жизни таковы, что от молодого человека, вступающего в жизнь, требуется умение идентифицировать научные понятия и законы при решении проблем в жизненных ситуациях, нужны знания о научном методе познания и умение учитывать множество факторов, вовлеченных в конкретную жизненную проблему. Результаты международных сравнительных исследований учебных достижений школьников свидетельствуют, что уровень предметных знаний и умений российских учеников не ниже или даже выше уровня учащихся многих стран. Но применять на практике или выходить за пределы учебных ситуаций нашим учащимся достаточно проблематично отсюда и низкие результаты в нестандартных ситуациях. Прослеживается натаскивание учащихся на конкретные тестовые задания в ГИА или ЕГЭ.

Одна из причин отставания сводится к тому, что не во всех еще школах демонстрационный эксперимент и лабораторные работы ведутся на достаточно высоком уровне. Хотя тенденция на улучшение все-таки есть: национальный проект «Новая школа» приходит в действие - школы начинают приобретать оборудование нового стандарта (о качестве поставляемого оборудования отдельная статья), значит, учащиеся больше работают руками, придумывают новое, осознают приближенность предмета к жизни.

Для реализации поставленных целей нужно научить детей элементарным навыкам - ПЕРСОНАЛЬНЫМ  УНИВЕРСАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНТНОСТЯМ:

  • самоорганизационная (умение ставить цели, планировать);
  • самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию).
  • читательская компетентность: (способность интерпретировать текст, делать заключения о намерении автора, критически оценивать текст и т.д.)

В ГИА 9 класса по физике появился целый блок заданий, направленных на проверку читательской компетентности учащихся. Одной из технологий, позволяющей успешно справиться с поставленной проблемой, является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Анализ результатов экзамена (отсутствие ошибок в блоке на компетентность) показывает, что изучение нового материала через самостоятельную работу с текстом и переработка его в виде схем, кластеров и т.д. не только посильно и  интересно многим учащимся, но, главное, своевременно.

Движение ребенка к студенческой жизни, когда львиная доля материала перерабатывается самостоятельно, начинается на школьных уроках. Поэтому мои уроки обязательно включают в себя чтение текста, анализ, составление кластеров. Это позволяет ученикам увидеть весь текст целиком. На первых уроках учимся составлять все вместе, далее, работаем по парам. Каждый ученик включается в три вида деятельности – думаю, пишу, проговариваю. Дети с большим интересом выполняют предложенную работу, при этом научаются глубокому пониманию материала, легко восстанавливают и в нужный момент вспоминают детали. (Приложение 1)

Второе направление на уроках физики, развивающее компетенции – это лабораторные и практические работы, в том числе и домашние. Работы практической направленности не должны проходить формально. Дети на уроках учатся ставить цели, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, анализировать ошибки. Чтобы лабораторная работа была интереснее, можно использовать нестандартный набор оборудования (отличный от типового набора). Наибольший интерес у школьников вызывают работы, выполняемые на высококлассном оборудовании, тогда дети ощущают себя приближенными к миру науки. Но такие лабораторные работы могут позволить себе только некоторые крупные школы и гимназии. И это является болью для массовых образовательных учреждений, куда еще не дошел проект «Образование».  

Подводя итог всему сказанному, хочу еще раз отметить, что выбранные мной технологии должны быть в арсенале каждого учителя. Они дают конкретный результат, а самое главное, развивают ребенка всесторонне, научают способам освоения и обращения со знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

Развитие ключевых компетенций на уроках физической культуры

Представлено обобщение по теме самообразования, рассмотрены вопросы развития ключевых компетенций обучающихся в процессе физического воспитания....

Развитие ключевых компетенций на уроках математики

Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего ...

Статья "развитие ключевых компетенций на уроках ОБЖ"

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской, бытовой, природной и др.).  Человек и среда ег...

Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»

В данной статье содержатся :     Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий                ...

Формирование ключевых компетенций на уроках физики

Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов...

"Современные образовательные технологии как основа формирования ключевых компетенций на уроках физики"

Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.Школа должна &ldqu...