Рабочие программы и по физике для 7-11 классов
календарно-тематическое планирование по физике на тему

Сердюк Владимир Александрович

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по физике для 7-11 классов, рассчитанные на 2 часа в неделю к учебникам А.В. Пёрышкина 7-9 класс и Г.Я. Мякишева 11 класс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Кировского муниципального района Ставропольского края 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

села Орловки Кировского района Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

протокол   от «___»____________2015__ г №___

Директор МБОУ СОШ №10 с. Орловки

___________Г.В. Вержбицкая

 

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

 

по предмету   «физика» для   7   класса

на    2015-2016 учебный год

уровень: основное  общее образование,

  70   часов, базовый уровень

Программа разработана на основе примерной программы   «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина  базовый уровень

Составитель: учитель В.А  Сердюк

 

с. Орловка, 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

федеральным перечнем рекомендованных учебников на 2014-2015 года. Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования»;

приказом от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

   

Положением МБОУ СОШ № 10 с.Орловки «О порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов» (утверждено приказом от 30.08.2014 г. № 396-од);

Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 10» с.Орловки Кировского района Ставропольского края на 2015-2016 учебный год;

Место учебного предмета в образовании

                 

 Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно – технического прогресса. При разработке программы   ставилась задача формирования у учащихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения учащимися умениями и навыками. Предполагается, что материал учащиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей  учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.

 Важной особенностью курса   является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание учащихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании  в технике.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели и задачи изучения учебного предмета

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:

  • развитие интеллекта;
  • использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
  • формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
  • формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы 

Личностными результатами обучения физике  являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

•понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел,   атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу,   работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру;  

•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,  

•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:  законы Паскаля и Архимеда,  

•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

•овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Особенности организации учебного процесса по предмету

 Рабочая программа   составлена на основе авторской программы  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 7 класс» авторов Перышкин  А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.  

 

Согласно  учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов  в год,     2 часа в неделю (базовый уровень обучения)

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.  Особенно важное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.

Программа предусматривает проведение следующих типов уроков:

I. Урок изучения нового материала  

II. Урок совершенствования знаний, умений и навыков  

III. Урок обобщения и систематизации знаний        

IV. Урок контроля

V. Комбинированный урок                              (тип урока указан  в календарно-тематическом

                                             планировании в графе «Форма учебного занятия»)

 

Учебно-методический комплекс

п\п

Авторы,составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-7кл (учебник)

2008

Москва, Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2007

Москва, Просвещение

3.

Волков В.А., Полянский С.Е.    

Поурочные разработки по физике 7 класс.

2005

Москва, Дрофа

4.

Громцев  О.И.  

Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс  

2010

Москва, Экзамен

5.

Чеботарева А.В.  

Тесты по физике 7 класс  

2010

Москва, Экзамен

 

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира

Формы и средства контроля

Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая.

Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела),   курса 7 класса.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 7 классе являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.  

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных, лабораторных  и самостоятельных работ.  

Эффективным средством проверки знаний учащихся служит компьютер.  С помощью него легко выполнять и проверять электронные тесты по разным темам.

Количество  и распределение контрольных уроков по темам указаны в таблице:

(критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся указаны в приложении)

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Введение

4

1

-

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

-

Взаимодействие тел

21

7

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

3

2

Работа, мощность, энергия

13

2

1

Итоговое повторение (резервное время)

4

-

1

Всего

70

14

6

Педагогические технологии, средства обучения

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. игровые технологии
  2. элементы проблемного обучения
  3. технологии уровневой дифференциации
  4. здоровьесберегающие технологии
  5. ИКТ

          Необходимые средства обучения:

слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.;

раздаточные и дидактические материалы;

технические средства обучения (устройства и пособия к ним);

физические приборы и т.д.

Средства обучения размещаются в школьном физическом кабинете.

Учебно-тематический план

 

Тема

Количество

часов

Введение

4

Первоначальные сведения о строении вещества

5

Взаимодействие тел

21

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

Работа, мощность, энергия

13

Итоговое повторение (резервное время)

4

Всего

70

Распределение часов по темам полностью соответствует авторской программе.

Содержание программы учебного предмета (70 часов)

 Введение. (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Лабораторная работа.  

          №1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений

Физические приборы

Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.  

Лабораторная работа.

№2. Измерение размеров малых тел.

  Демонстрации:

Сжимаемость газов

Диффузия в газах и жидкостях

Модель броуновского движения

Сцепление свинцовых цилиндров

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы.  Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы.

№3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.

        Измерение скорости.

№4. Измерение массы тела на рычажных весах.

№5. Измерение объема твердого тела.

№6. Измерение плотности твердого тела.

№7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

№8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

№9. Определение центра тяжести плоской пластины.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное  движение

Относительность движения

Явление инерции

Взаимодействие тел

Зависимость силы упругости от деформации пружины

Сила трения

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

№10. Измерение давления твердого тела на опору.

№11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Демонстрации:

Зависимость давления твердого   тела  от площади  опоры и  приложенной силы

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

 «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

№13. Выяснение условия равновесия рычага.

№14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Демонстрации:

Простые механизмы

Превращение механической энергии из одной формы в другую

Итоговое повторение (резервное время)(4 ч)    

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать:

•        смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;

  • смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: закона Паскаля; Архимеда

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о  явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно,  математических символов, рисунков);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств,  контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов.

                     

  Перечень учебно-методических средств обучения

Основная учебная литература

   1. А.В. Перышкин «Физика-7кл», 2008 М. Дрофа

2. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7  класс: поурочные планы по учебнику А.В.   Пёрышкина, Е.М. Гутник- М.: Дрофа,2004

3. Павленко Н.И., Павленко К.П.Тестовые задания по физике. 7 класс.- М.:Дрофа,2004г.

4. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

5. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А.  Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-104 с.

6. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.

7. Орлов, В.А. Сборник  тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006

8. Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы.  / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).

 Дополнительная учебная литература

1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 7 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева,  и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.

2. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

3. Орлов, В.А. Сборник  тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006.

Цифровые Образовательные Ресурсы

№1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики»

№2 «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»

№3 Библиотека наглядных пособий  1С: Образование «Физика, 7-11 класс»

№4 Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия 10-11 классы» ООО Физикон

Демонстрационное оборудование

Первоначальные сведения о строении вещества

1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2.Механическая модель броуновского движения.

3.Набор свинцовых цилиндров.

Взаимодействие тел.

1.Набор тележек.

2.Набор цилиндров.

3.Прибор для демонстрации видов деформации.

4.Пружинный и нитяной маятники.

5.Динамометр.

6.Набор брусков.

Давление твердых тел, жидкостей  и газов.

1.Шар Паскаля.

2.Сообщающиеся сосуды.

3.Барометр-анероид.

4.Манометр.

Работа и мощность.

1.Набор брусков.

2.Динамометры.

3.Рычаг.

4.Набор блоков.

Оборудование для лабораторных работ

Лабораторная работа № 1.

«Определение цены деления измерительного прибора»

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.

Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел».

Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.

Лабораторная работа № 3

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.

Лабораторная работа № 4.

«Измерение объема тела».

Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.

Лабораторная работа № 5.

«Определение плотности твердого тела».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.

Лабораторная работа №6.                                                                                             Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.                                                                                                                                          Оборудование:  динамометр, измерительная лента, набор грузов, штатив.

Лабораторная работа №7.

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Лабораторная работа №8

«Выяснение условия плавания тел в жидкости»

Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.

Лабораторная работа №9.

«Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.

Лабораторная работа№10.

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.

Контрольно-измерительные материалы

 

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела»

Вариант №1

1.   Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?

2. Определите массу оконного стекла длиной 3 метра, высотой 2,5 метра, толщиной

   0,6 сантиметра. Плотность стекла 2500 кг\м.

3. Диаметры алюминиевого и парафинового шаров  одинаковы. Какой из них имеет наименьшую массу? Почему?

4. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или в движении находится книга относительно: а) стола; б) рельсов; в) пола вагона; г) столбов?

Вариант №2

1.  Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?

2. Определите массу мраморной плиты, у которой длина 1 метр, ширина 0,8 метров, толщина

   10 сантиметров? Плотность мрамора 2700 кг\м.

3. Из двух медных  заклепок  первая имеет вдвое меньшую массу, чем вторая. Что вы скажите о их объемах? Почему?

4. Для полярников, зимующих на льдине, с летящего самолёта сбрасывают груз. Где надо сбросить груз, чтобы он точно попал на льдину? а) над льдиной; б) после пролёта; в) до пролёта; г) попасть невозможно.

Контрольная работа №2  по теме «Взаимодействие тел»  

Вариант №1

1. Какая из двух сил: 4 кН или 800 Н больше и во сколько раз?

2. Сила 12 Н растягивает пружину на 7,5 см. Найдите жесткость этой пружины.  

3. Определите вес ящика с песком, масса которого 75 кг.

4. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?

Вариант №2

1. Один мальчик толкает санки сзади с силой 20 Н, а другой тянет их за веревку с силой 15 Н. Изобразите эти силы графически, считая, что они направлены горизонтально и найдите их равнодействующую.

2. Жесткость пружины 40 Н/м. На сколько сантиметров растянется пружина под действием силы 2 Н?

3. Определите силу тяжести, действующую на человека массой 50 кг.

4. Почему ящики, лежащие на движущейся ленте транспортера, не сползают по ленте вниз, а перемещаются вместе с ней вверх?

Контрольная работа №3 по теме
«Давление жидкостей, газов и твердых тел»

Вариант №1

1. Какое давление на пол оказывает кирпич, масса которого 5 кг, а площадь большой грани

   0,03 м2.

2. Из баллона выпустили половину газа. Как изменится в нем давление? Почему?

3. Давление, создаваемое водой на дне озера, равно 4 МПа. Плотность воды 1000 кг/м3.

    Определите глубину озера.

4. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды?(Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.

Вариант №2

1. Толщина льда на реке такова, что он выдерживает давление 40 кПа. Пройдет ли по льду трактор массой   5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м2?

2.  Почему детский воздушный шарик, вынесенный из комнаты зимой, становится менее надутым?

3. В открытой цистерне, наполненной до уровня 4 м, находится жидкость. Её давление на дно цистерны равно 28 кПа. Найдите плотность этой жидкости

 4. В широкий таз и в стакан налита вода до одинакового уровня. Что можно сказать о производимом водой давлении на дно сосудов?

Контрольная работа № 4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание»
Вариант №1

   1. Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3 

   2. Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин?  Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3

    3. Тело массой 0,3 кг при полном погружении вытесняет 350 см3 жидкости. Будет ли оно плавать  

         в   керосине или утонет?

    4. Что имеет большую плотность: вода или лед? Докажите.

Вариант №2

    1. Определите объем куска алюминия, на который в керосине действует архимедова сила величиной 120 Н.

.   2.  К чашкам весов подвешены две гири — фарфоровая и железная — равной массы. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой?

    3. Тело массой 800 г при полном погружении вытесняет 500 см3 воды. Всплывет это тело или утонет, если его отпустить?

    4. Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море? 

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»

Вариант №1

1.  Автомобиль проехал равномерно расстояние 5 км. Сила тяги автомобиля 3кН. Какую работу совершила сила тяги автомобиля?

2. Самосвал при перевозке груза развивает мощность 30 кВт. Какая работа совершается им в

     течение   45 мин?

3. Рычаг находится в равновесии под действием двух сил, первая из которых 4 Н.Определите  модуль   второй силы, если плечо первой силы 10 см, а второй 15 см.

4. Опишите, какие превращения энергии происходят при выстреле из лука?

Вариант №2

1. Трактор тянет плуг с силой 50 кН равномерно по полю при этом проходит расстояние 4 км. Какую работу совершает трактор?

2. Вентилятор мощностью 400 Вт совершает работу 28 кДж. Какое время он работал?

3. Плечи рычага соответственно равны 4 см и 12 см. На меньшее плечо действует сила 60 Н. Чему равна сила, действующая на большее плечо?

4. Опишите, какие превращения энергии происходят при падении капель дождя на землю?

Итоговая контрольная работа

Вариант №1

1. Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?

2. Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г.  

3. Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
4. Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его погружении наполовину в воду.

Вариант №2

  1. Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?
  2. Мопед «Рига – 16» весит 490 Н. Какова его масса?

3. С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км?

4. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2

СОГЛАСОВАНО                                                                  СОГЛАСОВАНО                                                                                                        

Протокол заседания                                                     Заместитель директора по УВР                                                                                              

методического объединения учителей                           ____________  Чечеренко Т. Ю.                                                              От « ___ »                     2015 года                                               «____» __________2015  года.

№ ____________  

___________   Л. И. Харлампиди



Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование по физике 7 класса на 2014-2015 учебный год . Учебник Пёрышкина А.В.  Всего 70 часов. Контрольных работ 6 часов Лабораторных работ 10 часов.

 

№ урока

Тема урока

часов

Тип

урока

-методы

об-я

Характеристики деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Элементы содержания

Виды контроля, измерители

Средства обучения, демонстрации

(Наглядные пособия, ТСО)

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

Задание на дом

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I. Физика и физические методы изучения природы.(4 ч).   Тема 1. Введение. (4 ч)

1/1

Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

ИНМ,

О-И

Фронтальная работа

Правила техники безопасности в физ. кабинете.

Понятия: физика, явление, физические термины: тело, вещество, материя

Факты: задача физики, виды физических явлений, за коны, основные источники физических знаний. Моделирование явлений  и объектов природы.

Решение задач №1-5-Л

Скатывание шарика, колебания мятника, выстрел из пистолета, звучание камертона, свечение лазерной лампочки, «Бумажные человечки»,

Притяжение тел к магниту

Знать/понимать смысл понятий «физическое явление, физ. тело, вещество, материя», Приводить примеры физических явлений, физ тел, веществ.

05.09.15

§§1-3, ?,

И.З: нарисовать физ яв-е.

с.3-6

2/2

Физические величины. Их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц

1

ИНМ,

О-И, Р.

Фронтальная, индивидуальная работа

Понятия: Физические величины, единицы измерения, цена деления измер. прибора и погрешность измер-я.

В.к.: текущий,Ф.:с/р1, устные ответы

Определение цены деления, показания, погрешности приборов: линейка, термометр, гальванометр

Уметь определ-ь цену деления измер. прибора, показание и абсолютную погрешность прибора.

08.09.15

§§4,5,?,

Упр.1 (2)

Задание 1, с. 7-11

Подготовка к л/р№1

3/3

ТБ Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»..

1

CЗУН,

И,

П-П

Урок-практикум

Индивидуальная, групповая работа. Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

Понятия: цена деления прибора, погрешность измерения. Выполнение работы №1 под руководством учителя.

В.к.: текущий, лаб. раб,выводы, оформление

Оборудование к лаб. раб №1 (см. в учебник)

Уметь опред-ть цену деления физ. прибора, показание и абсолютную погрешность прибора.Записывать показание прибора с учетом погрешности

12.09.15

Подготовить заметки для газеты «Физика и техника».

4/4

Физика и техника.

1

ИНМ,

Э, О-И.

Индивидуальная, групповая работа

Этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. НТП. Роль физики в формировании научной картины мира.  Оформление газеты.

Текущий, индивид.

К., Э и ПР., И.

1.Современные электронные устройства (плеер, мобильный телефон, видеомаг-н и т.д.)

2.Портреты ученых-физиков и выдающихся изобретателей.

Знать ученых физиков, их заслуги, этапы развития техники.

15.09.15

§6,? выписать открытия ученых.     с. 12-15

И.З.:Состав. физ. крос из 6-12 слов по пройден. теме.

II. Тепловые явления. (6 ч)     Тема 2.    Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

5/1

Строение вещества. Молекулы.

1

ИНМ,

Э, О-И

Индивидуальная, фронтальная работа

Понятия: молекула, атом.

Факты: важность знания строения вещества, опытные доказательства молекулярного строения вещества

Задачи. №43, 54 - Л

Фронтальный опрос, тест

1.Опыты по рисункам 16,17,18,19 в учебнике + П.

2.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

3.Модель хаотического дв. м.

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

19.09.15

§§7,8,?       с. 16-20

Подготовка к Л/р№2

6/2

ТБ Лабораторная работа  № 2 «Измерение размеров малых тел».

1

CЗУН,

И,

П-П

Урок-практикум

Индивидуальная работа

Измерение размеров малых тел: горошин, крупинок пшена, молекул по фотографии способом рядов

Текущий, проверка лаб. раб

Оборудование к лаб. раб №2 (см. в учебник)

Измерять размеры малых тел способом рядов

22.09.15

§§7,8,?       с. 16-20

7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

ИНМ

Э.,

П-П

фронтальная работа Понятие: диффузия

Факты: механизм диффузии, значение диффузии в природе и технике, быту; связь температуры и скорости протекания диффузии

Задачи №56, 60, 61, 63 - Л

Фронтальный опрос. исследовательская работа

1.Опыт по рисунку 23 в учебнике.

2.Модель хаотического движения молекул.

3.Механическая модель броуновского движения.

4.Диффузия газов.

Уметь объяснять физические явления на основе знаний о диффузии

26.09.15

§9, ?, задание 2(1,2),        с. 20-22

8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

ИНМ

Э,

П-П

фронтальная работа Факты: притяжение и отталкивание молекул Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явление смачивания и несмачивания

Задачи № 70, 79, 81, 75 –Л

Фронтальный опрос

1.Силы взаимод-я молекул: разлам. и соединение куска мела; сжатие и распрям. резин ласт; сварив. в пламени двух соломинок для коктейля; соединение кусков пластилина.

2.Сцепление свинц. цилинд. (по р.26 в у)

3.Отрывание стеклянной пластины от воды (по рис.27

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие». Объяснять  физические явления на основе знаний о взаимодействии молекул.

29.09.15

§10. Упр2(1,2)    с. 23-25

9/5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

ИНМ

Э.

П-П

Фронтальная, индивидуальная работа Факты: различия в молекулярном строении газов, жидкостей и тв-х тел 

Заполнение таб. сравнительной харак. г, ж и тв телРешение задач №94, 85 -Л

Фронтальный опрос.

Физ,диктант

1.Объем и форма твердого тела, жидкости, газа.

2.Свойства газа занимать весь предоставленный объем (по ис.30 в учебнике).

Объяснять физические явления на основе знаний о различии в строении газов, жидкостей и твердых тел.

03.10.15

§§11,12, задание 3   с.26-29

Повт. п. 1-12

10/6

Повторительно - обобщающее занятие по теме «Первоначальные   сведение о строении вещества». Урок-игра «Что? Где? Когда?»

1

ОиС

Т-Р

индивидуальная работа Факты: строение вещества, вклад ученых в науку, виды физических явлений Все вещества состоят из молекул, мол-ы находятся в непрерывном  хаот. дв и взаим. между собой.

Понятия: молекула, диффузия, цена деления прибора, абсолютная погрешность, вещество, физическое тело

Итоговый

с/р составление таблицы «Строение вещества»

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Определять показание приборов, объемы тел правильной и неправильной формы, площади поверхности

06.10.15

Повт. п. 1-12   с. 3-29

III. Механические явления.(54ч)  

Тема 3.   Взаимодействие тел. (21)

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

ИНМ

О-И

Фронтальная, работа Понятия: путь, траектория, механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение, единицы пути.

Фронтальный устный опрос.

1.Относительность движения: движение игруш. автомоб. по столу и по движущейся тележке.

2.Равномер и неравномер, прямол и криволин. дв-е управ. игруш. авто.

3.Траектории мела на доске.

Приводить примеры механического равномерного, неравномерного движения, переводить единицы пути и времени в СИ

10.10.15

§§13,14, задание 4,

Упр.3

с. 30-33

12/2

Скорость. Единицы скорости.

1

ИНМ

О-И

индивидуальная работа Понятия: скорость, векторная величина, скалярная величина, Формулы скорости и средней скорости

 Решение задач упр 4(2,3)

Текущий, устный опрос Беседа,работа с учебником, с/р

Движение игрушечного автомобиля (определить путь, пройденный им за 5 сек., найти среднюю скорость движения).

Переводить единицы  скорости в СИ

Рассчитывать скорость движения тел

13.10.15

§15, Упр.4 (1,4), с. 34-37

13/3

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

CЗУН

Т-Р

Индивидуальная, групповая работа. Вывод формул для расчета пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении тел.

Промежуточный к. Решение задач, вариативные упр.

с/р

Правильно оформлять расчетные задачи

Решать задачи на расчет S, t, υ дв-я, строить графики υ и движения

17.10.15

§16, Упр.5 (2,4),

с. 38-39

повт. п. 7-15

14/4

Явление инерции. Решение задач на расчет υ, S и t движения

1

КУ

Э,

П-П

Индивидуальная, групповая работа. Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Решение задач на расчет υ, S и t движения

Устный опрос., исследовательская работа

1.Опыт по рис.41 в учебнике.

2. Колебание маятника.

3.Явление инерции (тело на тележке).

Объяснять физические явления на основе знаний об инерции

20.10.15

§17. Составить и решить 2 задачи на расчет S и t дв-я.

с. 40-42

15/5

Взаимодействие тел.

1

ИНМ

П-П

Индивидуальная, фронтальная работа

 Примеры заимодействия тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи. Единицы массы. Задачи №131, 132, 146 – Л или Л.№207,209,212*.

Текущийопрос. С/р

1.Опыт по рис.42,43 в учебнике.

2.Взаимодействие подвижного тела с неподвижным (движение шарика по желобу и столкновение с неподвижным шариком).

Знать/понимать смысл понятия  «взаимодействие»

24.10.15

§18.

с.42-44

16/6

 Масса тела. Её единицы. Измерение массы тела на весах.

1

ИНМ

О-И

фронтальная работа Понятие инертности. Масса тела. Единицы массы. Устройство и принцип действия рычажных весов.

Задачи: №127, 120,132- Л, упр. 6(2)

Текущий, фронтальный, уст. опрос

1.Опыт по рис.46 в учебнике.

2.Взвешивание деревянного бруска на рычажных весах.

Объяснять физические явления на основе знаний об инертности тел, массе тел

Переводить единицы массы в СИ Измерять массу тел с помощью рычажных весов.

2.10.15

§§19,20.

Упр 6(1,3)

Подготовиться к Л/р№3

с. 44-48

17/7

ТБ Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

CЗУН

И.

И-Р.

Индивидуальная, групповая работа. Измерение массы тела на рычажных весах

Устройство рычажных весов.

Правила взвешивания

Групповая. Лаб раб. по инструкции

Оборудование к лаб. раб №3 (см. в учебник)

Измерять массу тел с помощью рычажных весов.

31.10.15

§§19,20.

с. 44-48

18/8

Плотность вещества

1

ИНМ

О-И,

Э

Индивидуальная, фронтальная работа

Понятие плотность

Факты: единицы плотности, прибор для измерения плотности, физический смысл плотности

Формула плотности Сравнение значений плотностей различных веществ ( по таблицам 2,3, 4 учебника) Упр.7(3)

Промежуточный, индивидуальный. с/р с учеб и справочниками

1.Опыт по рис.50 в учебнике (демонст.тв тел одинаков. объема, но разной массы).

2.Срав-е объемов мелких гвоздей и кусоч ваты, уравновешенных на рычажных весах.

3.Демонстрация тв. тел =m, но разного V (по рис.51 учеб).

Переводить единицы плотности в СИ

Решать задачи на расчет плотности тел

10.11.15

§21, Упр.7 (1,2).

19/9

ТБ Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела».

Лабораторная  работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела».

1

CЗУН

И.

И-Р.

Индивидуальная, группвая работа. Измерение объёма тела.

Понятие объем

Формулы объема куба, цилиндра, параллелепипеда,

Соотношения между единицами объема

Определение плотности вещества твердого тела

Групповая Лаб раб. по инструкции

Оборудование к лаб. раб №4 (см. в учебник)

Оборудование к лаб. раб №5 (см. в учебник)

Переводить единицы объема в СИ

Определять объемы тел правильной и неправильной формы

Уметь использовать измер. прибор для измерения m, V тв. тел

14.11.15

Найти объем спичечного коробка

§21, Упр.7 (4,5),

20/10

Расчёт массы и объёма тела по его плотности .

1

КУ

Р.

Индивидуальная работа

Вывод формул для расчета массы и объема тела по его плотности. Решение задач

Промежуточный Упр. по образцу, тест

Измерение объемов алюминиевого цилиндра и стального бруска, вычисление их масс (использовать значение плотности из таб 2 учебника). Проверка получен. результата с помощью весов.

Решать задачи на расчет массы и объема тел

17.11.15

§22, Составить и решить 2 задачи на расчет массы и объема тела по его плотности

21/11

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Урок-путешествие в сказку

1

CЗУН

Р.

Индивидуальная, групповая работа. Понятия: инерция, масса, плотность

Формулы плотности, массы, скорости

Факты: строение вещества

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Индив,  групповая Решение  задач

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Рассчитывать скорость тел, плотность веществ

21.11.15

Упр.8 (3,4),

Сочинить сказку с физическим содержанием

22/12

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 по теме « Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

КиКЗ

Индивидуальная работа

Выполнение контрольной работы № 1

Итоговый К/Р разноуровневая

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Рассчитывать ско рость тел, плотность веществ

24.11.15

Придумать 4 тестовых вопроса по изученному  матер

23/13

Анализ контрольной работы.

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

ИНМ

Э.

П-П

Групповая, индивидуальная работа. Причины изменения скорости тела. Сила как мера взаимодействия тел. Модуль, направление и точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела

Промежуточный, устный опрос.

1.Опыт по рис.55,56 в учебнике.

2.Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после пережигания нити.

3.Движение теннисного шарика брошенного горизонтально.

Объяснять физические явления на основе знаний о силе, о всемирном тяготении, о силе тяжести

28.11.15

§§23,24, Отв. на вопросы

24/14

Сила упругости. Закон Гука.

1

ИНМ

О-И

Сила упругости. Примеры действия силы упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций. Примеры практического применения закона Гука (строительство мостов, прыжки с парашютом и т. д.)

Фронтальный уст опрос с/р с литературой.

С/р., опорный конспект

1.Прибор для демострации видов деформации.

2.Колебания пруж. маятника.

3.Действие рогатки (частный случай катапульты).

4.Лабор. динаметр.

5.Процесс образ-я упругих дефор-й.

6.Закон Гука.

Объяснять физические явления на основе знаний о силе упругости

1.12.15

§ 25. Отв. на вопросы составить план ответа

25/15

Вес тела.

1

ИНМ

О-И

Понятие веса тела. Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре.

Текущий уст.опрос

Дем . невесомости, перегрузки, учебная литература

Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести

05.12.15

§26, придумать две взаимообратные задачи

26/16

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

ИНМ

О-И

И.

Единицы силы. Сила тяжести действующая на тело массой 1 кг. формула для расчета силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчета веса тела. Упр 9(2)

Текщий фронтальный. Решение задач,

с/р

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Мех. явления», справочная литература

Рассчитывать силу тяжести, вес тела

Изображать вес тела, силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе

08.12.15

§27, Упр.9 (1,3).

27/17

Динамометр. ТБ Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

КУ

О-И

П-П

Групповая работа. Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Их практическое применение. Выполнение лаб работы № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Упр.10(2)

Текущий, групповая, лаб работа

1.Различные виды динамометров.

2.Определение цены деления шкалы приборов.

3.Измерение мускульной силы ручных динамометров-силометром (по рис.70 в учеб).

4) лаб оборуд. №6

Уметь градуировать пружину, измерять силы с помощью динамометра

12.12.15

§28, Упр.10 (1,3),

28/18

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

1

ИНМ

О-И

Понятие равнодействующей сил. Определение модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев.

Решение упр. 11 (2), 310, 313-Л

Текущий,индивид,устный опрос, решение задач,

1.Опыты по рис.74,76 в учебнике.

2.Измерение равнодействующей сил, действующих на тело, погруженное в жидкость.

Находить модуль и направление равнодействующей силы;  изображение силы; графически.

15.12.15

§29. Упр.11 (1,3).

29/19

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

1

ИНМ

О-И

Понятия: сила трения

Факты: виды сил трения, причины возникновения силы трения, способы уменьшения трения, соотношение между видами силы трения

Решение задач №319, 327, 341, 317, 318, 304 -Л

Текущий,индив, устный опрос, решение задач.,

с/р

1.Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.

2.Измерение силы трения, скольжения при движении бруска по деревянной доске.

3.Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения (по рис.80 в учебнике).

4.Зависимость силы трения от веса тела, шероховат. поверх.

Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения

Измерять силу трения

19.12.15

§§30,31. Составить конспект

30/20

Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Сила. Равнодействующая сил». Подготовка к контрольной работе

1

CЗУН

Примеры проявления трения в природе, быту  и технике. Использование трения (способы увеличения); борьба с трением (способы уменьше-ния). Устройство и принцип действия подшипников.

фронтальный

1.Способы увеличения трения (посыпания поверхности песком) и уменьшения трения (смазка поверхности вазелином).

2.Шариковые и роликовые подшипники.

Рассчитывать m, V, ρ тел, вес, силу тяж/

Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе

Объяснять физ яв-я на основе знаний о силе трения, об инерции

22.12.15

§32

Рассказ «Мир, в котором нет трения»

31/21

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 по теме «Сила. Равнодействующая сил».

1

КиКЗ

Р.

Примеры проявления трения в природе, быту  и технике. Использование трения (способы увеличения); борьба с трением (способы уменьше-ния). Устройство и принцип действия подшипников.

итоговый, фронтальный, к/р по вариантам разноуровневым

Рассчитывать m, V, ρ тел, вес, силу тяж/

Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе

Объяснять физ яв-я на основе знаний о силе трения, об инерции

26.12.15

§32

Рассказ «Мир, в котором нет трения»

Тема 4.   Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21ч)

32/1

Анализ контрольной работы.

Давление. Единицы давления.

 Способы уменьшения и увеличения давления.

1

ИНМ

О-И

Правила ТБ

Понятия: давления

Формула давления Единицы давления.

Факты: физический смысл 1 Па, упр.12(1,4) способы увеличения и уменьшения давления в природе и технике.

Текущий,устный опрос

1.Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры (по рис.86 в учеб.). Иллюстрации из учебника, примеры из повсед жизни.

Переводить единицы давления в СИ

Рассчитывать дав ление твердых тел знать/понимать, для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление

29.12.15

§33,34Упр.12 (2,3).

Упр.13

33/2

Решение задач по теме «Давление твердых тел»

1

CЗУН

Понятия: давления

Формула давления Единицы давления.

Факты: физический смысл 1 Па, упр.12(1,4) способы увеличения и уменьшения давления в природе и технике.

Решение задач

Переводить единицы давления в СИ

Рассчитывать давление твердых тел

12.01.16

§33,34 задание 6(1), И.З 6(2)

34/3

Давление газа.

Закон Паскаля.

1

ИНМ

Э.

П-П

Факты: механизм возникновения давления в газах, зависимость давления газов от температуры, объема сосуда, числа молекул Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.

Решение задач: №377, 386, 382, 363-Л

Текущий, фронтальный, устный опрос.

1.Раздувание камеры (по рис.91 в учебнике)

2.Изменение давления газа при изменении его объема и температуры (по рис.92 в учебнике).

3. Передача давления жидкостям и газам (по рис.95,96 в учебнике).

Объяснять физические явления на основе знаний о давлении газов

Знать закон Паскаля и уметь объяснять физические явления на основе закона Паскаля

16.01.16

 §35

§36. Упр.14 (2,4), задание 7

35/4

Давление в жидкости и газе. Кратковременная КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 по теме «Давление. Закон Паскаля».

1

КиКЗ

Р.

Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям.

итоговый, фронтальный Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Опыт по рис.99-103, 106 в учебнике.        

Знать закон Паскаля и уметь объяснять физические явления на основе закона Паскаля

19.01

§ 37. Подг. доклад о Паскале

36/5

Анализ контрольной работы.

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

CЗУН

Р.

Вывод и анализ формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. Анализ результатов кратковременной работы №3. работа над ошибками. Решение задач: упр. 15(1), 437 –Л

Текщий,опрос, Выполнение упр по образцу, вариативные упражнения

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Давление жидкостей и газов»,

Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

23.01.16

§38. Упр.15 (1 – для воды и керосина,3*), задание 8 (2,1).

37/6

Сообщающиеся сосуды.

1

ИНМ

О-И

П-П

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости  в сообщающихся сосудах на дном уровне, а жидкостей с разной плотностью- на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Решение задач упр. 16(1,2)

Текущий, устный Исследов работа

1.Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и неоднородных жидкостей.

2.Модели водомерного стекла, фонтана.

3.Таблица «Шлюз».

Объяснять физические явления на основе знаний о сообщающихся сосудах

26.01.16

§39, зад. 9 (3;1 –  модель фонтана  изготовить мо дель водомер. стекла и подгот-ь сообщен.об необходимости применения водомер.стекла на промышл. предприятиях

38/7

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

ИНМ

П-П

Э.

Понятии: атмосфера, атмосферное давление Хаотическое движение молекул воздуха и их притяжение к Земле – условия существования земной атмосферы.

Текущий,фронталь, опрос, реш задач

1.Определение массы воздуха (по рис.115 в учебнике).

2.обнаружение атмосферного давления (по рис.116,117,119 в учебнике).

Объяснять физические явления на основе знаний об атмосферном давлении

30.01.16

§§40,41. Упр.17,18, И.задание 10.

39/8

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Опыт Торричелли

1

ИНМ

П-П

Назначение, устройство и принцип действия барометра-анероида. Зависимость атмосферного давления и плотности воздуха от высоты над землей. Высотомер.

Упр 21(1,3)

Текущий, фронтальный, устный,

1.Барометр-артеноид; таблица «Схема устройства барометра».

2.Измер атмос дав. барометром-артероидом.

3.Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса.

4.Изменение атмосф давления с высотой (по рис50)

Измерять атмосферное давление с помощью барометра

Переводить единицы атмосферного давления

02.02.16

§§43,44. Упр.20,21 (1,2). Придумать и решить задачу на определение атмосферного давления на известной вы соте, используя информацию метеорологов

40/9

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

CЗУН

Р

Решение задач с использованием формулы р= g·ρ·h, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на изменение атмосферного давления)

Текущий, фронтальный, индив. Решение задач, с/р

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Атмосферное давление»,

Уметь решать качественные и расчетные задачи по теме: «Атмосферное давление»,

06.02.16

Упр.19 (3,5),21(4)  Состав-ь кросс-д из нескол-х слов по материалу §§33-44.

41/10

Манометры. Кратковременная КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4 по теме «Давление в жидкости и газ».

1

КиКЗ

Р

Устройство и действие открытого жидкостного и металлического манометров. Оборудование : плакаты, манометр

Решение задач: упр. 21

ИтоговыйИндивидуальная к. работа

1.Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра по рисункам 126,127 в учебнике.

2.Устройство и принцип действия металлического манометра (демонстрационная таблица).

Уметь применять полученные знания при решении задач

9.02.16

§§ 44, 45

Л№ 601,603

42/11

Анализ контрольной работы.

Поршневой жидкостный насос.

Гидравлический пресс.

1

ИНМ

О-И

Выполнить работу над ошибками, допущенными в контрольной работе №4. Устройство и принцип действия всасывающего жидкостного насоса.  Упр.22 (1) Устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Текущий,фронтальный, опрос. самостоятельная работа с учебником

Действующая модель насоса и демонстрационная таблица. Действие модели гидравлического пресса.

Знать/ понимать что такое Поршневой жидкостный насос Решать задачи на применение формулы гидравлической машины

16.02

§46. Упр.22(2,3) §47. Упр.23

И.З:13

43/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

ИНМ

П-П

Понятие выталкивающая сила

Факты: направление выталкивающей силы, формула выталкивающей силы

Текщий,фронтальный, опрос Исследовательская работа, С/р

Опыты по рис.137 и 138 в учебнике.

Объяснять физические явления на основе знаний о выталкивающей силе

20.02

§48. Упр.19(2). Подг. Доклады об Архимеде

44/13

Архимедова сила.

1

КУ

П-П

Вывод правила и формулы для определения архимедовой силы. Доклады учащихся: «Архимед», «Легенда об Архимеде»  Решение задач: №536-Л, упр. 24 (3, 1)

Текущий,фронтальный, опрос Исследовательская работа

 Опыт по рис.139 в учебнике. Демонстрация Архимедова сила

Знать и понимать закон Архимеда.

Решать задачи на расчет архимедовой силы

27.02

§49. Упр.24(3)Задание 14 Подготовиться к лабораторной работе №7.

45/14

Решение задач.  ТБ Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкости тело».

1

CЗУН

Р

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкости тело

Текущий, индивид. Выполнение работы под руководством учителя

Оборудование к лаб. раб №7 (см. в учебник)

Вычислять архимедову силу экспериментально

01.03.16

§§ 48, 49 пов Упр.24(2,4),

8* на с. 184 учебника.

И.З:Подг. докл о Мертвом море

46/15

Условия плавания  тел.

1

ИНМ

О-И

Факты: Условия, при которых тело в жидкости (газе) тонет, всплывает и плавает.

Доклад «Мертвое море»

Решение задач: № 520-Л, упр. 25 (1,3)

Текущий, индивид самостоятельная работа с учебником

1.Плавание тела в жидкости при равенстве действующих на него силы тяжести и архимедовой силы (по рис.104 в учебнике;).

2.Зависимость поведения тела в жидкости от соотношения их плотностей (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина в пресной, соленой воде).

Объяснять физические явления на основе знаний о плавании тел

05.03

§50. Упр.25 (2,4-5).

47/16

Решение задач на определение архимедовой силы и на условия плавания тел.

1

CЗУН

Р

Решение задач на определение архимедовой силы и на условия плавания тел Л.№605,611,612,615 (устно).

Текущий, фронтальный, с/р

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Архимедова сила, условия плавания тел»,

Рассчитывать архимедову силу

Объяснять физические явления на основе знаний об архимедовой силе, плавании тел

12.03

Подготовиться к лабораторной работе №8. Зад. в тетради

48/17

ТБ Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий  плавания тела в жидкости».

1

CЗУН

П-П

Формулы веса тела, архимедовой силы Выяснение условий плавания тела в жидкости.  Решение задач №548-Л

Инд,групповая.Исслед лаб работа

Оборудование к лаб. раб №7 (см. в учебник)

Измерять массу тел

Вычислять вес тела, архимедову силу

15.03

§ 50,

И.З. зад.15 подготовить сообщения

49/18

Плавание судов.

1

О-И

Применение условия плавания тел. Водный транспорт

Текущ. ФронтальОбъяснение, демонстрация, самостоятельная работа с учебником

1.Плавание коробки из фольги (показать, что скомканный кусок фольги тонет в воде).

2.Изменение осадки модели судна при увеличении веса груза на нем (насыпать песок).

Объяснять физические явления на основе знаний о плавании тел

19.03

§51. Упр.26(1,2).

50/19

Воздухоплавание.

1

ИНМ

О-И

Воздушный шар. Подъемная сила.

самостоятельная работа с учебником

Подъем в воздухе мыльных пузырей.

Рассчитывать подъемную силу воздушного шара

22.03.16

§52. Упр.27(2)

Повт. п. 27, 48-52

51/20

Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Урок-путешествие на остров Эврика

1

ОиС

Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

тест

Повторение материала в игровой форме

02.04.16

Задание 16. Подготовка к контрольной работе

52/21

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

КиКЗ

Выполнение контрольной работы

Решение задач

Решение задач

05.04.16

Повторить тему «Давление…»

Тема 5. Работа и мощность. Энергия.  12 ч

53/1

Анализ контрольной работы.

 Механическая работа.

1

ИНМ

О-И

Понятия: механическая работа, положительная работа, отрицательная работа

Формула работы

Факты: условие совершения работы Упр. 28(1,2)

опрос.

Определение работы при подъеме бруска на 1м и равномерном его перемещении на то же расстояние (обратить внимание учащихся на равенство сил тяги и трения при равномерном движении).

Рассчитывать работу сил.

Переводить единицы работы

Определять условие совершения работы

9.04

§53. Упр.28(3,4).

54/2

Мощность.

1

ИНМ

П-П

Понятие мощность

Формулы мощности

Единицы мощности Решение задач №609, 613, 617-Л, упр. 29(1,2)

Опрос решение задач

Определение мощности, развиваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою массу и длину шага; учесть указания к заданию 17 (2)).

Рассчитывать мощность машин и механизмов

12.04

§54. Упр.29(3,6). задание 18(2).

55/3

Решение задач по теме «Механическая работа, мощность»

1

CЗУН

индивидуальная работа Решение задач

Текущий, группва,индив

с/р

Определять работу, мощность

16.04.16

Пов. §§53,54,

56/4

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

ИНМ

Ч-П

Фронтальная работа индивидуальная работа Понятия: Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы. Условие равновесия рычага.

Текущий, фронтальный,Самостоятельная работа по вариантам (3 уровня сложности)

1.Простые механизмы (без рассмотрение устройства).

2.Опыт по рис.149,150 и 154 в учебнике.

Знать виды простых механизмов и их применение

19.04.16

§55,56 составить задачу

57/5

Момент силы.

1

ИНМ

О-И

Фронтальная работа Момент силы. Правило моментов (для двух сил). Единица момента силы

Текущий, фронтальный

Условия равновесия рычага (по рис.154 в учебнике).

Рассчитывать момент силы

Решать задачи на применение правила Архимеда, правила моментов

23.04.16

§57.Упр.30(2) Подготовиться к лабораторной работе №9.

58/6

Рычаги в технике, быту и природе. ТБ Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

КУ

О-И

Фронтальная работа групповая, индивидуальная работа

Понятия: рычаг, плечо силы

Правило Архимеда, правило моментов

Беседа, лаб раб по иструкциии

Условие и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т.п.

Измерять плечо силы, силу

Рассчитывать момент силы

26.04.16

§58. Упр.30 (1,3,4).

59/7

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

1

ИНМ

О-И

Ч-П

Фронтальная работа

Понятия: Блок. Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Факты: выигрыш в силе и применение блоков Решение задач упр. 31(1)

работа с борудованием

1.Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе).

2.Действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии).

3.Равенство работ.

Решать задачи на применение «золотого правила» механики

30.06

§§59,60. упр.31(5), задание 19*.

60/8

Решение задач.

на «золотое правило механики».

1

CЗУН

Р

групповая, индивидуальная работа Решение задач  на «золотое правило» механики.

Решение задач

Решать задачи на применение «золотого правила» механики

03.05.16

§§50,69 повтор, п-ся к л/р№10

61/9

Коэффициент полезного действия механизма. ТБ Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

Урок-практикум

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

Понятие КПД, полезная работа, полная работа

Формула КПД Факты: физический смысл КПД

Выполнение лабораторной работы

Оборудование к лаб. раб №10 (см. в учебник)

Определять КПД наклонной плоскости

07.05.16

§61, Л.№788

62/10

 Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

1

ИНМ

О-И

Фронтальная работа

Понятия: энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия

Формулы кинетической и потенциальной энергии

Факты: связь работы и изменения энергии Решение задач: упр. 32 (3)

Лекция, демонстрация

1.Опыты по рис.171 и 172 в учебнике.

2.Опыты, подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого над землей тела и сжатой пружины.

Определять вид энергии, которой обладает тело

Рассчитывать кинетическую и потенциальную энергию

10.05.16

§§62,63. Упр.32 (1,4).

63/11

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1

СЗУН

Фронтальная работа

Переход одного вида механической энергии в другой. Полная механическая энергия и закон его сохранения.

Решение задач: упр. 33 (1, 3)

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)

опрос

1.Переход потенциальной энергии в кинети- ческую и обратно: опыт по рис.175 и 176 в учебнике.2.Колебания нитяного маятника.

3.Раскручивание пружины заводной игрушки.4.Движение шарика по наклонному желобу вверх и вниз».

Правило Архимеда

Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии

14.05.16

П. 53 -64

Зад в тетр. Подготовка к К/р

64/12

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6 по теме «Работа и   мощность».

КиКЗ

Индивидуальная работа

Итоговая, индив, к/р

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия

17.05.16

Пов-ть

П.1-12

ПОВТОРЕНИЕ и РЕЗЕРВ ( 6  ч)

65/1

Анализ контрольной работы.

Повторение темы «Строение веществ, их свойства»

1

Урок обобщения       и систематизации знаний

Базовые      понятия (Стандарт)

Тест 1

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

21.05

Повторение § 13-29 заполнение таблицы

66/2

Повторение темы «Взаимодействие тел»

1

Урок обобщения       и систематизации знаний

Базовые       понятия (Стандарт)

Тест  2

 Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

24.05

Повторение § 30- 64 заполнение таблицы

67/3

Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей,  газов»

Урок обобщения       и систематизации знаний

Базовые       понятия (Стандарт)

Тест 3

 Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

28.05

Подгот. к итог. контр. работе, заполнение таблицы

68/4

Итоговое  контрольное тестирование

1

Урок контроля

Выполнение контрольной работы

Итоговый контроль, тестирование

Знать базовые понятия (Стандарт

28.05

Составить кроссворд

69/5

Анализ итогового контрольного тестирования. Обобщение курса физики

1

Урок обобщения

Выполнение заданий

Знают базовые понятия (Стандарт)

29.05

Обобщ. курса

70/6

Резерв. Заключительный урок-игра.

1

 

29.05.16

 

ТСО                              К – КОМПЬЮТЕР                           М – МАГНИТОФОН

                        П – ПРОЕКТОР                              

                        Э – ЭКРАН                                      

                        ПР – ПРИНТЕР                                

                        СК- СКАНЕР                                  

Типы уроков:

  1. ИНМ – уроки изучения нового материала
  2. CЗУН –уроки совершенствования знаний, умений и навыков
  3. ОиС – уроки обобщения и систематизации
  4. КУ – Комбинированные уроки
  5. КиКЗ – уроки коррекции и контроля знаний
  6. ИНМ – уроки изучения нового материала
  7. CЗУН –уроки совершенствования знаний, умений и навыков
  8. ОиС – уроки обобщения и систематизации
  9. КУ – Комбинированные уроки
  10. КиКЗ – уроки коррекции и контроля знаний

Протокол заседания                                                                                                         Заместитель директора по УВР

методического объединения учителей                                                                         ______________Т.Ю. Чечеренко

от «____» ___________2015__№__                                                                                 «____» ___________2015 года

_________________Л.И. Харлампиди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс

Рабочая программа  элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика.  9-11 классы. Профильное обучение/ сост...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7 – 9 классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  7 – 9  классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10 - 11 классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  10 - 11  классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа элективного курса Физика вокруг нас 8 класс

Рабочая программа по   факультативному курсу «Физика вокруг нас» 8 классВоротневой Натальи Андреевны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Физика для 7, 8 классов

Программа составлена в соответствии  с требованиями  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования  2004 г.,   с учетом прим...