Рабочая программа по элективному предмету "Физика в задачах и примерах" в 10 классе базовый уровень
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

      Программа  элективного предмета  «Физика в задачах и примерах»  предназначена для обучающихся 10 класса из расчёта 1 час в неделю. Она составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования  и включает материал по более углубленному  изучению в школьной программе разделов механики, молекулярно-кинетической теории и термодинамики, электродинамики, законов постоянного тока.

     Физическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью физики, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

     Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ физики. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как физика.

     Решение задач – не самоцель, а совершенствование и закрепление знаний обучающихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития физического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/С.В.Михайлова /

ФИО

Протокол № ___ от «____»

________________201___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ пос. Бурный »

___________/ Т.А.Шрайнер /

ФИО

 «__»____________201___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ

пос. Бурный »

_____________/ И.Н.Терсина_/

ФИО

Приказ № ___ от «___»_____________201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

САЖНЁВА ГРИГОРИЯ МИХАЙЛОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ПРИМЕРАХ»

в 10 классе

базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __1_

от «30»августа 2014г.

2014 - 2015  учебный год

Пояснительная записка.

      Программа  элективного предмета  «Физика в задачах и примерах»  предназначена для обучающихся 10 класса из расчёта 1 час в неделю. Она составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования  и включает материал по более углубленному  изучению в школьной программе разделов механики, молекулярно-кинетической теории и термодинамики, электродинамики, законов постоянного тока.

     Физическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью физики, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

     Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ физики. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как физика.

     Решение задач – не самоцель, а совершенствование и закрепление знаний обучающихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития физического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

     В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс физики в классах социально-экономического профиля отводится в учебном плане 2 часа в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного предмета «Физика в задачах и примерах», структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе «Физика». В элективном предмете  используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.

Элективный предмет выполняет следующие функции:

  • развивает содержание базисного курса физики, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
  • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по физике.

Цели элективного предмета:

  • воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;
  • закрепление, систематизация знаний обучающихся по физике;
  • обучение школьников  основным подходам к решению нестандартных задач по физике.

Задачи элективного предмета:

  • научить обучающихся приемам решения задач различных типов;
  • закрепить теоретические знания, научить творчески применять их в новой ситуации;
  • способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики   при решении нестандартных задач;
  • развивать учебно-коммуникативные навыки.

Учебно-тематический план

по элективному предмету «Физика в задачах и примерах» в 10 классе

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

Лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.

Кинематика

6

6

2.

Динамика

7

7

3.

Основы МКТ

2

2

4.

Свойства жидкостей и газов

4

4

5.

Основы термодинамики

4

4

6.

Основы электродинамики

4

4

7.

Законы постоянного тока

4

4

8.

Электрический ток в различных средах

3

3

Итого

34

34

Содержание учебных тем

10 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Кинематика (6 ч.)

       Физическая теория и решение задач. Равномерное и неравномерное движение. Равноускоренное движение. Относительность движения. Свободное падение.

Динамика (7 ч.)

        Законы Ньютона. Движение тел под действием нескольких сил. Законы сохранения в механике.

Основы МКТ (2ч.)

        Масса молекул, число молекул, количество вещества. Основное уравнение МКТ.

Свойства жидкостей и газов (4 ч.)

       Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Средняя квадратичная скорость молекул. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Влажность воздуха.

Основы термодинамики (4 ч.)

       Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики.

Основы электродинамики (4 ч.)

       Закон Кулона. Напряженность. Потенциал. Конденсаторы. Энергия конденсатора.

Законы постоянного тока (4 ч.)

       Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения. Расчет электрических цепей. Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность тока.

Электрический ток в различных средах (3 ч.)

       Зависимость сопротивления проводника от температуры. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах.

Календарно-тематический план

по элективному предмету «Физика в задачах и примерах» в 10 классе

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

уроки

лабора

торно-практические работы

конт-роль-

ные

рабо-ты

план

факт

корректировка

1

Кинематика

6

6

1.1

Физическая теория и решение задач

1

1

3.09

1.2

Равномерное движение тел. Уравнение равномерного движения.

1

1

10.09

1.3

Решение задач на относительность движения

1

1

17.09

1.4

Равноускоренное движение

2

2

24.09

1.10

1.5

Свободное падение

1

1

8.10

2

Динамика

7

7

2.1

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1

1

15.10

2.2

Движение тел по наклонной плоскости

1

1

22.10

2.3

Движение связанных тел

1

1

12.11

2.4

Закон сохранения импульса

1

1

19.11

2.5

Закон сохранения и превращения энергии

1

1

26.11

2.6

Законы сохранения в механике

2

2

3.12

10.12

3

Основы МКТ

2

2

3.1

Масса молекул, число молекул, количество вещества

1

1

7.12

3.2

Основное уравнение МКТ

1

1

24.12

4

Свойства жидкостей и газов

4

4

4.1

Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Средняя квадратичная скорость молекул

1

1

16.01

4.2

Уравнение состояния идеального газа

1

1

23.01

4.3

Газовые законы

1

1

30.01

4.4

Влажность воздуха

1

1

8.02

5

Основы термодинамики

4

4

5.1

Уравнение теплового баланса

2

2

13.02

20.02

5.2

Первый закон термодинамики

2

2

27.02

5.03

6

Основы электродинамики

4

4

6.1

Закон Кулона. Напряженность. Потенциал

2

2

12.03

19.03

6.2

Конденсаторы. Энергия конденсатора

2

2

2.04

9.04

7

Законы постоянного тока

4

4

7.1

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения

1

1

16.04

7.2

Расчет электрических цепей

1

1

23.04

7.3

Закон Ома для полной цепи

1

1

30.04

7.4

Работа и мощность тока

1

1

7.05

8

Электрический ток в различных средах

3

3

8.1

Зависимость сопротивле-ния проводника от температуры

1

1

14.05

8.2

Электрический ток в жидкостях.

1

1

21.05

8.3

Электрический ток в газах.

1

1

28.05

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект (УМК):

  1. Физика, 10: учебн. для общеобразоват. учреждений /Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев – М.: Просвещение, 2006
  2. А.П.Рымкевич.  «Сборник задач по физике. 10-11 классы». М: Дрофа, 2001

Литература для учителя:

  1. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителя /В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2009
  2. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика /Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов.  – М.: Просвещение, 2001
  3. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю.А. Сауров, Г.А. Бутырский. – М.: Просвещение, 2001
  4. Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. – М.: Просвещение, 2005
  5. Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 2001.

Литература для обучающихся:

  1. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике.10-11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов . – М.: Вербум-М, 2004
  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2006
  4. Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 2006
  5. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2006
  6. Москалев А.Н., Никулова Г.А.Физика. Готовимся к ЕГЭ Москва: Дрофа, 2009
  7.  Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ  

Электронные ресурсы:

  1. Комплект компьютерных программ: «Уроки физики КиМ». Физика. 10-11 класс. Часть 1, 2 .
  2. Школьный физический эксперимент (демонстрационные опыты).
  3. CD диск «Открытая физика».
  4. CD диск «Физика 7-11 класс».
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики в 10-11 классе». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Гольцовой. 11 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основании федерального базисного учебного плана, государственного стандарта образовательной области «Филология», требований к обязательному минимуму содержания ос...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 10-11 класс_базовый уровень

Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы  «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» на базовом уровне в старшей школе Н.Д Угри...

Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса базовый уровень (по программе В.Б.Захарова)

Рабочая  программа по биологии для 11 класса составлена на  основе  авторской  программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом  примерной про...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для   5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...