Урок по физике в 9 классе "Открытие протона и нейтрона"( конспект и презентация)
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Трубичкина Любовь Сергеевна

Урок в 9 классе
На тему «Открытие протона и нейтрона»
Цели  урока  :
Образовательные :
- познакомить с гипотезой Резерфорда;
- познакомить с опытами Чедвика;
- ввести понятия протона и нейтрона;
- расширить представления учащихся о физической
картине мира на примере  открытия   протона   и  нейтрона;
Воспитательные :
- формирование диалектико-материалистического мировоззрения, доказательство познаваемости мира ;
Развивающие :
- развивать у учащихся умений сравнивать и обобщать
изучаемые факты и явления.
Ход  урока  :
1. Организационный момент.
( Приветствие, сообщение цели урока).
2. Проверка домашнего задания .
Задание для всех :
На слайдах вам предлагаются вопросы вам следует на них дать ответы
Закончили работу проведем самопроверку приготовили карандаши, проверяем и оцениваем себя.
3.Объяснение нового материала.

- Учителем.  В 1913 г. Э. Резерфорд выдвинул гипотезу, что одной из частиц , входящих в ядро атома любого химического элемента должно быть ядро атома водорода, т.к. было известно, что массы атомов химических элементов превышают массу атома водорода в целое число раз.

Резерфорд поставил опыт по исследованию взаимодействия альфа-частиц с ядрами атома азота. В результате взаимодействия из ядра атома азота вылетала частица, которую Резерфорд назвал  протоном   и  предположил, что это ядро атома водорода.
При бомбардировке бериллия  α-частицами обнаруживалось какое-то сильно проникающее излучение, способное преодолеть такую преграду, как свинцовая пластина в 10-20 см толщиной.
Ирен Жолио-Кюри и Фредерик Жолио-Кюри предложили, что излучение бериллия выбивает из парафиновой пластины протоны. Они с помощью камеры Вильсона обнаружили эти протоны и по длине пробега оценили их энергию

Условное обозначение  протона :

- масса  протона  равна 1а.е.м.  и  в 1836 раз больше массы электрона
- заряд  протона  является положительным  и  равен 1э.э.з. , т.е. равен по модулю заряду электрона.
  В результате исследования взаимодействия  альфа частиц с ядрами других элементов выяснилось, что протоны входят в состав ядер атомов  всех химических элементов.
Открытие протона не давало полного ответа на вопрос о том, из каких частиц состоят ядра атомов. Если считать, что атомные ядра состоят только из протонов, то возникает противоречие.
ОТКРЫТИЕ   НЕЙТРОНА
В 1920 г. Резерфорд высказал предположение, что должна существовать частица массой, равной массе  протона , но не имеющая электрического заряда. Однако, обнаружить такую частицу Резерфорду не удалось.

Английский ученый Дж. Чедвик выдвинул гипотезу о существовании нейтральных частиц, близких по размерам  и  массе к  протонам . Эти частицы он назвал  нейтронами . При прохождении через вещество  нейтроны  не теряют энергию на ионизацию атомов вещества, поэтому имеют огромную проникающую способность. Масса  нейтрона  чуть больше массы  протона  (примерно на 2,5 массы электрона).

Условное обозначение  нейтрона :

Свойства  нейтрона :

В среднем за 15 минут свободный  нейтрон  распадается на  протон , электрон  и  электронное антинейтрино - частицу, не имеющую ни заряда, ни массы.  Нейтроны  могут быть использованы как "снаряды" в реакциях превращения одних ядер в другие.
3. Закрепление нового материала.
Вопросы для закрепления(слайд)
4. Подведение итогов  урока .
Таким образом мы сегодня узнали, что ядро атом любого химического элемента состоит из протонов и нейтронов.
Протон заряжен –положительно и его заряд численно равен заряду электрона.
Нейтрон частица нейтральная, т.е. не имеющая заряда.
( Выводы по уроку. Выставление отметок.)
5. Домашнее задание:Параграфы 59,60; упр.44 стр.194

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе

На тему «Открытие протона и нейтрона»

Цели  урока  :

Образовательные :

- познакомить с гипотезой Резерфорда;

- познакомить с опытами Чедвика;

- ввести понятия протона и нейтрона;

- расширить представления учащихся о физической

картине мира на примере  открытия   протона   и  нейтрона;

Воспитательные :

- формирование диалектико-материалистического мировоззрения, доказательство познаваемости мира ;

Развивающие :

- развивать у учащихся умений сравнивать и обобщать

изучаемые факты и явления.

Ход  урока  :

  1. Организационный момент.

( Приветствие, сообщение цели урока).

  1. Проверка домашнего задания .

Задание для всех :

На слайдах вам предлагаются вопросы вам следует на них дать ответы

 Закончили работу проведем самопроверку приготовили карандаши, проверяем и оцениваем себя.

3.Объяснение нового материала.

- Учителем.  В 1913 г. Э. Резерфорд выдвинул гипотезу, что одной из частиц , входящих в ядро атома любого химического элемента должно быть ядро атома водорода, т.к. было известно, что массы атомов химических элементов превышают массу атома водорода в целое число раз.

Резерфорд поставил опыт по исследованию взаимодействия альфа-частиц с ядрами атома азота. В результате взаимодействия из ядра атома азота вылетала частица, которую Резерфорд назвал  протоном   и  предположил, что это ядро атома водорода.

При бомбардировке бериллия  α-частицами обнаруживалось какое-то сильно проникающее излучение, способное преодолеть такую преграду, как свинцовая пластина в 10-20 см толщиной.

 Ирен Жолио-Кюри и Фредерик Жолио-Кюри предложили, что излучение бериллия выбивает из парафиновой пластины протоны. Они с помощью камеры Вильсона обнаружили эти протоны и по длине пробега оценили их энергию

 
Условное обозначение  протона :

http://class-fizika.narod.ru/korm/at/07.jpg

- масса  протона  равна 1а.е.м.  и  в 1836 раз больше массы электрона
- заряд  протона  является положительным  и  равен 1э.э.з. , т.е. равен по модулю заряду электрона.
 В результате исследования взаимодействия  альфа частиц с ядрами других элементов выяснилось, что протоны входят в состав ядер атомов  всех химических элементов.

Открытие протона не давало полного ответа на вопрос о том, из каких частиц состоят ядра атомов. Если считать, что атомные ядра состоят только из протонов, то возникает противоречие.

ОТКРЫТИЕ   НЕЙТРОНА 

В 1920 г. Резерфорд высказал предположение, что должна существовать частица массой, равной массе  протона , но не имеющая электрического заряда. Однако, обнаружить такую частицу Резерфорду не удалось.

http://class-fizika.narod.ru/korm/at/14.gif

Английский ученый Дж. Чедвик выдвинул гипотезу о существовании нейтральных частиц, близких по размерам  и  массе к  протонам . Эти частицы он назвал  нейтронами . При прохождении через вещество  нейтроны  не теряют энергию на ионизацию атомов вещества, поэтому имеют огромную проникающую способность. Масса  нейтрона  чуть больше массы  протона  (примерно на 2,5 массы электрона).

Условное обозначение  нейтрона :

http://class-fizika.narod.ru/korm/at/06.jpg

Свойства  нейтрона :

http://class-fizika.narod.ru/korm/at/15.gif

В среднем за 15 минут свободный  нейтрон  распадается на  протон , электрон  и  электронное антинейтрино - частицу, не имеющую ни заряда, ни массы.  Нейтроны  могут быть использованы как "снаряды" в реакциях превращения одних ядер в другие.

  1. Закрепление нового материала.

Вопросы для закрепления(слайд)

  1. Подведение итогов  урока .

Таким образом мы сегодня узнали, что ядро атом любого химического элемента состоит из протонов и нейтронов.

 Протон заряжен –положительно и его заряд численно равен заряду электрона.

Нейтрон частица нейтральная, т.е. не имеющая заряда.

( Выводы по уроку. Выставление отметок.)

  1. Домашнее задание:Параграфы 59,60; упр.44 стр.194


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"

Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....

Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познава...

Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познавательн...

Конспект урока по физике 11 кл на тему "Радиоактивные превращения" с презентацией

Цели урока:сформулировать правила α- и β- распада, законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивном превращении;развивать мыслительную деятельность обучающихся, умение самостоятельно работ...

Разработка урока "Французский узелок" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Французский узелок" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное. Обобщение" 6 класс. Конспект и презентация

Обобщающий урок по имени прилагательному в шестом классе....

План занятия «Открытие протона и нейтрона» 9Б класс (гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения разработан план занятий для обучающихся гуманитарного профиля с опрой на видематериалы....