Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное. Обобщение" 6 класс. Конспект и презентация
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Прохорчук Владислав Андреевич

Обобщающий урок по имени прилагательному в шестом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока19.99 КБ
Файл Презентация334.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя прилагательное»

(Обобщение по теме 6 класс)

Прохорчук Владислав Андреевич, учитель русского языка и

литературы

Цель:  

- обобщить полученные знания об имени прилагательном.

Задачи:

- повторить теоретический материал, изученный в 6 классе;

- закрепить основные правила правописания имён прилагательных;

- развивать навык морфологического разбора имён прилагательных;

- способствовать воспитанию интереса к этой части речи.

Ход урока.

1.   Сообщение темы, цели урока.

2. Прослушайте внимательно отрывок из книги М.В. Ломоносова «Российская грамматика» 1755 г.

«Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:

  1. Имя – для названия вещей; 2) местоимение – для сокращения именований; 3) глагол – для названия деяний; 4) причастие – для сокращения соединения имени и глагола в одно решение; 5) наречие – для краткого изображения обстоятельств;  6) предлог – для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз – для изображения взаимности наших понятий; 8) междометия – для краткого изъявления  движений духа.»

А) – Всегда ли в русском языке выделяли 10 частей речи?

Б) – Было ли среди них прилагательное?

Позднее слова, которые обозначают то, какими являются люди, животные, растения, предметы и явления действительности, стали называть как? (именем прилагательным).

В) – Дайте научное определение имени прилагательного.

Г) – Имя прилагательное прилагается к чему? Почему?

Р, Ч, П. (Прилагаются к существительному, подражая им в роде, числе, падеже)

3. На слайде:

На солнце тёмный (И.п., м.р., ед.ч.) лес зардел,

В долине пар белеет тонкий (И.п., м.р., ед.ч),

И песню раннюю (В.п., ж.р., ед.ч.) запел

В лазури жаворонок звонкий ( И.п., м.р., ед.ч.).                                    

 В. А. Жуковский

- Объясните правописание окончаний прилагательных. (устно)

- Определите род, число, падеж. (устно)

4. Имена прилагательные помогают нам сравнивать друг с другом людей, животных, растения, предметы, явления действительности, т.е. они имеют что? (степени сравнения).

А) - Какие степени сравнения вы знаете?

Б)  -  Образуйте сравнительную и превосходную степень от прилагательного. Выделите суффиксы.

1 вариант – высокий           2  вариант - большой

В) – Какие используются суффиксы для образования сравнительной и превосходной степени?

 5. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени, подчеркните их как член предложения. Выделите суффиксы. От каких прилагательных образована сравнительная степень?

Но скажи как можно ей

Быть во всём меня …? (милей)

Признавайся: всех я…, (краше)

Обойди всё царство наше.                                

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

6. Прилагательные относятся к одному из трёх разрядов: качественные, относительные, притяжательные.

- По каким признакам их будете определять, заполняя таблицу?

качественные

относительные

притяжательные

белый

зимний

барсучий

внимательный

немецкий

орлиный

чуткий

каменный

птичий

волчий (аппетит)

волчья(губа)

волчий(хвост)

медвежья (услуга)

медвежья (берлога)

- Что необычного вы заметили в словосочетаниях, какую роль играют существительные при определении разряда прилагательных?

Вывод: В сочетании с разными существительными одно и то же прилагательное может приобретать различные значения.

7. Замените в сочетаниях прилагательное синонимом. (можно устно)

Свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежий хлеб (мягкий).

- Обозначьте главное слово. Почему существительное является главным словом?

 (Потому что прилагательное всегда прилагается к существительному).

8. Запишите предложения под диктовку. (Объяснительный диктант). Анализ орфограмм.

1)        День догорал, и над землей смыкались неуютные сумерки. Мы стояли на краю неглубокого оврага.  В отдалении я заметил невысокую церковь.

2)        С необыкновенной быстротой еж бросался на мышонка и немедленно с ним расправлялся. Долго оставался он неподвижным. 

 - Выполнить морфологический разбор прилагательного и существительного. 1 вариант – неглубокого/ землёй. 2 вариант – неподвижным/быстротой.

   9. Объяснительный диктант (закрепление пройденных орфограмм).

Ежовый; лицевой; сельский; масляное пятно; песчаный берег; деревянный стол; узкий; целинный; нелепый случай; неудачный ответ; не добрый, а злой; журнально–газетный; северо-западный; ярко-красный; трёхметровый; невесёлые глаза; неширокая и неглубокая речонка; далеко не устойчивая погода; вовсе не молодой; не трудная, а лёгкая задача.

10. Итог: Что мы сегодня вспомнили? Для чего нам пригодятся данные знаний?

Д\з: подготовиться к контрольной работе. Выписать все словарные слова, изученные в теме «Имя прилагательное».

Творческое задание по желанию на доп. отметку: нарисуйте, каким вы представляете имя прилагательное. Например, существительное – это старичок в колпачке, наречие – мальчик прыгает и т.п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать девятое ноября Классная работа Имя прилагательное. Обобщение

Слайд 2

«Российская грамматика» 1755 г. Отрывок. М. В. Ломоносов

Слайд 3

Жаворонок На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. В. А. Жуковский

Слайд 4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! На солнце тёмный (И.п., м.р., ед.ч.) лес зардел, В долине пар белеет тонкий (И.п., м.р., ед.ч), И песню раннюю (В.п., ж.р., ед.ч.) запел В лазури жаворонок звонкий ( И.п., м.р., ед.ч.).

Слайд 5

Образуйте сравнительную и превосходную степень от прилагательного. Выделите суффиксы. 1 вариант – высокий 2 вариант – большой Сравнительная простая выше больше Сравнительная составная более высокий менее большой Превосходная простая высочайший большущий Превосходная составная самый высокий самый большой

Слайд 6

Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени, подчеркните их как член предложения. Выделите суффиксы Но скажи как можно ей Быть во всём меня …? Признавайся: всех я…, Обойди всё царство наше. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Слайд 7

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Но скажи как можно ей Быть во всём меня милей? Признавайся: всех я краше, Обойди всё царство наше. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Слайд 8

Распределите прилагательные по столбикам качественные относительные притяжательные

Слайд 9

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! качественные белый, внимательный, чуткий, волчий аппетит, медвежья услуга. относительные зимний, немецкий, каменный, волчья губа. притяжательные барсучий, орлиный, птичий, волчий хвост, медвежья берлога

Слайд 10

Замените в сочетаниях прилагательное синонимом. Свежие листья (молодые) свежая рубашка (чистая) свежий хлеб (мягкий)

Слайд 11

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1) День догорал, и над землей смыкались неуютные сумерки. Мы стояли на краю неглубокого оврага. В отдалении я заметил невысокую церковь. 2) С необыкновенной быстротой еж бросался на мышонка и немедленно с ним расправлялся. Долго оставался он неподвижным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)

Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...

Обобщающий урок по теме " Имя прилагательное" 5 класс

Обобщающий урок по теме "Прилагательное" в 5 классе. Урок разработан  в рамках ФГОС, есть презентация. Урок систематизации ЗУН,  формы работы  - самые разнообразные: парная, групповая, ...

Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс, программа Рыбченковой

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 5 класс. Программа Л.М. Рыбченковой...

Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» 6 класс

Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» 6 класс...

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...

Открытый обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" в 6 классе

Урок-повторение по теме "Имя прилагательное". Упражнения по разрядам имен прилагательных, употребление прилагательных в тексте....