Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» 6 класс
материал по русскому языку

Однорог Ольга Евгеньевна

Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obobwenie_imya_prilagatel_noe_3.docx25.2 КБ
Файл imya_prilogatelnoe.pptx121.39 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающее повторение по теме "Имя прилагательное" 

6 класс. 

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

Обучающая: 

-пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;

-обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: 

-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: 

формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Тип урока: урок-обобщение

Форма урока: урок – прогулка.

 

Ход урока.

Организационный момент.

1.Вступительное слово учителя.

- Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать со  стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу урока.

                                         Я – часть речи интересная,

                                         Широко в миру известная:

                                         Опишу любой предмет –

                                         В этом равных со мной нет.

                                         Речь со мною выразительна,

                                         И точна, и удивительна.

                                         Чтоб красиво говорить,

                                         Мною нужно дорожить!

2. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: - Скажите, а как часть речи нужна нам, чтобы рассказать об удивительном и разном (имена прилагательные).

- О чём же стихотворение?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке?

(обозначают признаки предмета; украшают речь; чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы). 

- (слайд 1) Итак, сегодня на уроке мы совершим прогулку по стране «Имя прилагательное» и повторим все, что знаем об этой части речи.

Запишите число, классная работа. 

Тема «Урок обобщения по теме «Имя прилагательное».

3. Актуализация и обобщение знаний учащихся о грамматических признаках имени прилагательного

- Скажите, пожалуйста, что такое имя прилагательное?

Это часть речи, которая:

1.обозначает признак предмета

2.отвечает на вопросы Какой? Чей?

3.изменяется по числам, родам (в ед.ч.), падежам

4.прилагательные могут быть краткими и полными.

5. в предложении является определением или сказуемым.

- Сколько степеней сравнения имеют прилагательные ( сравнительную и превосходную)

 -Найдите ошибки. Объясните, в чём заключается суть этой ошибки.

1. более интересный

2. самый интереснейший

3. менее интереснее

- Какие разряды прилагательных Вы знаете? (качественные, относительные, притяжательные?)

(Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть в предмете в большей или меньшей степени.

Относительные обозначают такой признак предмета, которые не может быть в большей или меньшей степени.

 Обозначают материал, временные признаки.

Притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? Чья? Чьё?)

 

Упражнение (слайд 2) .

Распределите прилагательные по столбикам.

Темная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб, волчий хвост, бледная луна, собачий лай.

 

Запишем предложение.

Ослепительные облака плыли по небу.

Найдите прилагательное и выполните морфологический разбор.

- Хорошо. Шагаем дальше по этой удивительной стране. Скажите, пожалуйста, каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании НЕ с прилагательным?

(слитно:

  1. 1. без НЕ не употребляется (неряшливый, небрежный)
  2. 2. можно заменить синонимом без НЕ (неправда – ложь)

раздельно:

1 есть противопоставление с союзом А

  1. 3. если к прилагательным относятся слова далека не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не.)

Выполним задание по карточкам №1.

Итак. Спишите. Объясните написание НЕ с прилагательными.

Он говорил (не)правду, а ложь; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; далеко (не)красивый поступок; (не)высокий кустарник; (не)широкая, а узкая канава; (не)взрачный; (не)вежливый человек.

- Молодцы! Скажите, пожалуйста, правильно ли распределены слова по столбикам. (слайд 3) Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить правило, когда в прилагательных пишется суффикс –к-, а когда –ск- ?

Суффиксы прилагательных

- к -

- ск -

французкий

деревенский

низский

кавказкий

матросский

сельский

ткацкий

первомайский

дерзкий

туристкий

казацкий

немецский

испанский

апрельский

 

Физкультминутка

Учитель:

-А сейчас, ребята, давайте отдохнем и выполним физкультминутку, но с пользой.

Я буду называть разные прилагательные, а вы их показывать.

  • Высокий
  • Низкий
  • Широкий
  • Правый
  • Быстрый
  • Далёкий
  • Аппетитный
  • Холодный
  • Сонный
  • Острый
  • Волнистый
  • Весёлый

- Хорошо! А мы продолжаем нашу прогулку! Скажите, когда в суффиксах прилагательных пишется одна Н, а когда две НН?

 

Перед Вами карточка №2.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Карти..ая галерея, деревя..ый ящик, соловьи..ые трели, ветре..ый день, румя..ые щеки, стекля..ый шар, дли..ый путь.

А теперь немного классической музыки. Мы с вами сейчас послушаем Вивальди и его удивительные «Времена года». И это будет весна, ведь мы все ждем с нетерпением ее прихода. (Звучит мелодия)

 Творческое упражнение «Сам себе редактор».  (слайд 4)

Предлагаю Вам поработать редакторами. Найдите ошибки в следующих предложениях:

Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.

- Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно употребил прилагательные, заменив их антонимами) Что такое антонимы?

- Вы должны устно отредактировать текст.

Запишите получившиеся прилагательные. Прочитайте, что у вас получилось.

 

Итоги урока. Рефлексия. Выводы. 

– Наш урок подходит к концу. Что сегодня на уроке мы повторили?

Что вам понравилось? с каким настроением вы работали?

Оценки.

 

Домашнее задание:

Упр. 340 (слайд 5)

Спасибо за работу! (слайд 7)

Приложение

карточка №1.

Спишите. Объясните написание НЕ с прилагательными.

Он говорил (не)правду, а ложь; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; далеко (не)красивый поступок; (не)высокий кустарник; (не)широкая, а узкая канава; (не)взрачный; (не)вежливый человек.

карточка №2.  

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Карти..ая галерея, деревя..ый ящик, соловьи..ые трели, ветре..ый день, румя..ые щеки, стекля..ый шар, дли..ый путь.

 

 

Творческое упражнение «Сам себе редактор».

Найдите ошибки в тексте:

Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» Урок-обобщение

Слайд 2

Распределите прилагательные по столбикам Темная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб, волчий хвост, бледная луна, собачий лай . Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные

Слайд 3

Суффиксы прилагательных - к - - ск - французкий деревенский низский кавказкий матросский сельский ткацкий первомайский дерзкий туристкий казацкий немецский испанский апрельский

Слайд 4

Творческое упражнение «Сам себе редактор». Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.

Слайд 5

Домашнее задание Упр. 340

Слайд 6

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)

Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Материал содержит конспект урока...

Обобщающий урок по теме " Имя прилагательное" 5 класс

Обобщающий урок по теме "Прилагательное" в 5 классе. Урок разработан  в рамках ФГОС, есть презентация. Урок систематизации ЗУН,  формы работы  - самые разнообразные: парная, групповая, ...

Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное. Обобщение" 6 класс. Конспект и презентация

Обобщающий урок по имени прилагательному в шестом классе....

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс, программа Рыбченковой

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 5 класс. Программа Л.М. Рыбченковой...

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...

Открытый обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" в 6 классе

Урок-повторение по теме "Имя прилагательное". Упражнения по разрядам имен прилагательных, употребление прилагательных в тексте....