Открытый обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок-повторение по теме "Имя прилагательное". Упражнения по разрядам имен прилагательных, употребление прилагательных в тексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый обобщающий урок в 6 «а» классе

по теме «Имя прилагательное»

Составил: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №12 г. Якутск, Шкулева Надежда Ивановна

I.  Актуализация темы урока.

Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок мы начинаем со стихотворения.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

О какой части речи идет речь?

Правильно, это имя прилагательное. Сегодня у нас будет обобщающий урок, и мы с вами отправимся на прогулку по стране «Имя прилагательное».

Перед этим давайте вспомним, что такое имя прилагательное и какими признаками обладает. Для этого я буду задавать вам вопросы, вы будете на них отвечать.

Составление кластера.

Вопросы ученикам (Толстые и тонкие вопросы):

1. Дайте определение имени прилагательных.

2. Назовите разряды имен прилагательных.

3. Какие признаки есть только у качественных прилагательных?

4. Как изменяются имена прилагательные?

5. Какова синтаксическая роль прилагательных?

Мы с вами написали основные признаки имен прилагательных.

Теперь мы отправляемся на прогулку по стране «Имя прилагательное» и наша первая остановка – это разряды имен прилагательных.

1. Разряды имен прилагательных

Выполним упражнение «Третий лишний», смотрим на экран. Вам даны три прилагательных, из них вы должны убрать одно лишнее прилагательное другого разряда.

1. Темная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб

2. Карандаш – тонкий, маленький, деревянный

3. Дом – деревянный, каменный, родительский

4. Цветок – красивый, красный, бумажный

Определите разряд имен прилагательных:

1. Оловянный солдатик – оловянные глаза

2. Свинцовая пуля – свинцовые тучи

3. Деревянный голос – деревянная игрушка

4. волчья пасть – волчья шуба – волчий аппетит

5. Железная воля – железные трубы

Работа в группах.

Задание: за одну минуту записать как можно больше прилагательных.

1 группа: относительные прилагательные

2 группа: качественные прилагательные

Ребята, теперь, пожалуйста, попробуйте доказать, что прилагательные, которые вы написали, являются относительными/качественными.

2. НЕ с прилагательными

  • 1-й вариант выписывает словосочетания, в которых –Не- с прилагательными пишется слитно; 
  • 2-й вариант-, в которых –НЕ-  с прилагательными пишется раздельно; 
  • (Не)добрый, а злой, (не)ряшливый вид, (не)отложные дела, (не)легкий путь, (не)вежлив, а груб, вовсе  (не)интересная книга. 

.Физминутка.
 Все встали. Послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы,

если слышите:

кач. прил-е, тянем обе руки вверх

относительное- разминаем кисти рук,

притяжательное – выполняете движения головой вверх- вниз.)

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, январский мороз, птичье пение, железные ворота, темный переулок, бабушкин сундук

В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

В (какой?) __________зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. (Какие?) ________, _________ лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками (какими?)________ белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками (какого?)_______ снега покрыты темно-зеленые ветви (каких?) _______ и _______ елей.
Идешь по зимнему (какому?)________
лесу и не налюбуешься. Высокие, (какие?)________ спят сосны. Синеватые тени их (каких?)_________ стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
(Какой?)_________
жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся (какие?)________ беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

Вывод.  

Для чего в речи служат нам имена прилагательные?

Рефлексия. Синквейн

Имя прилагательное

Уникальное, четкое

Описывает, усиливает, указывает

Придает речи выразительность

Признак

Имя прилательное

Благозвучное, осмысленное

Дополняет, уточняет, поясняет

Характеризует человека и предмет

Часть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме « Имя прилагательное» Составила: Шкулева Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №12, г. Якутск

Слайд 2

Первая остановка – разряды имен прилагательных «Третий лишний». Из прилагательных одного ряда уберите одно лишнее, определите разряд прилагательных. 4. Цветок – красивый, красный, бумажный

Слайд 3

Темная туча Деревянная ложка Вчерашний хлеб

Слайд 4

тонкий Маленький деревянный

Слайд 5

соломенный каменный родительский

Слайд 6

красивый розовый бумажный

Слайд 7

2. Определите разряды следующих имен прилагательных: 1. Оловянный солдатик – оловянные глаза 2. Свинцовая пуля – свинцовые тучи 3. Деревянный голос – деревянная игрушка 4. волчья пасть – волчья шуба – волчий аппетит 5. Железная воля – железные трубы

Слайд 8

Работа в группах Задание: за одну минуту записать как можно больше прилагательных. 1 группа: относительные прилагательные 2 группа: качественные прилагательные

Слайд 9

Вторая остановка – Правописание НЕ с именами прилагательными 1-й вариант выписывает словосочетания, в которых –Не- с прилагательными пишется слитно; 2-й вариант-, в которых –НЕ- с прилагательными пишется раздельно; (Не)добрый, а злой, (не) ряшливый вид, (не)отложные дела, (не)легкий путь, (не)вежлив, а груб, вовсе (не)интересная книга.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 «а» классе

Составитель: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №12 Шкулева Надежда Ивановна

Тема:

Имя прилагательное

Тип урока:

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель:

Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки

Задачи:

1.Пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте.

2.совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление

3.Формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений.

4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе, умение слушать других.

Планируемые результаты (личностные; предметные: метапредметные)

В результате урока ученик должен

•         уметь сформулировать определение имен прилагательных, его морфологические признаки

знать о роли имён прилагательных в речи

УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Планируемые результаты:  уметь различать имена прилагательные разных разрядов, систематизировать знания и умения правописания имен прилагательных, уметь правильно употреблять имена прилагательные в своей речи, развивать навыки индивидуальной работы и работы в группе.

Формы работы (фронтальная,индивидуальная,парная,групповая)

Фронтальная, групповая

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу.

Личностные: создание доброжелательной атмосферы

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок начнем со стихотворения.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Учащиеся отгадывают о какой части речи идет речь.

2.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Личностные: мотивация учебной деятельности

Регулятивные: самостоятельное формулирование темы урока, планирование, прогнозирование.

Коммуникатинвые: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей

Составление кластера «Имя прилагательное» при помощи наводящих вопросов.

Ученики: отвечают на вопросы.

1. Дайте определение имени прилагательных.

2. Назовите разряды имен прилагательных.

3. Какие признаки есть только у качественных прилагательных?

4. Как изменяются имена прилагательные?

5. Какова синтаксическая роль прилагательных?

3.

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к повторению изученного материала

Личностные: положительно относятся к учению, совершенствуют свои знания

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Выполняют упражнения по разрядам имен прилагательных

1. «Третий лишний»

1. Темная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб

2. Карандаш – тонкий, маленький, деревянный

3. Дом – деревянный, каменный, родительский

4. Цветок – красивый, красный, бумажный

2. Определите разряд имен прилагательных:

1. Оловянный солдатик – оловянные глаза

2. Свинцовая пуля – свинцовые тучи

3. Деревянный голос – деревянная игрушка

4. волчья пасть – волчья шуба – волчий аппетит

5. Железная воля – железные трубы

4.

Применение знаний и умений в практике

Часть 1.

На основе изученного сформировать у учащихся способы применения полученных знаний

Коммуникативные: осуществляют совместную работу в группах с учетом учебно-познавательных задач

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Работа в группах.

Задание: за одну минуту записать как можно больше прилагательных.

1 группа: относительные прилагательные

2 группа: качественные прилагательные

Ребята, теперь, пожалуйста, попробуйте доказать, что прилагательные, которые вы написали, являются относительными/качественными.

2. НЕ с прилагательными

  • 1-й вариант выписывает словосочетания, в которых –Не- с прилагательными пишется слитно; 
  • 2-й вариант-, в которых –НЕ-  с прилагательными пишется раздельно; 
  • (Не)добрый, а злой, (не)ряшливый вид, (не)отложные дела, (не)легкий путь, (не)вежлив, а груб, вовсе  (не)интересная книга. 

5.

Физкультминутка

 Все встали. Послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите:

кач. прил-е, тянем обе руки вверх

относительное- разминаем кисти рук,

притяжательное – выполняете движения головой вверх- вниз.)

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, январский мороз, птичье пение, железные ворота, темный переулок, бабушкин сундук

6.

Применение знаний и умений в практике

Часть 2.

На основе изученного сформировать у учащихся способы применения полученных знаний

Коммуникативные: осуществляют совместную работу в группах с учетом учебно-познавательных задач

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Выполняют творческое задание в группах.

В (какой?) __________зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. (Какие?) ________, _________ лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками (какими?)________ белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками (какого?)_______ снега покрыты темно-зеленые ветви (каких?) _______ и _______ елей.
Идешь по зимнему (какому?)________ лесу и не налюбуешься. Высокие, (какие?)________ спят сосны. Синеватые тени их (каких?)_________ стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
(Какой?)_________ жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся (какие?)________ беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

7.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Осознать учебную деятельность

Личностные: приобретение мотивации к учебному процессу

Познавательные: установление взаимосвязи между объемом приобретенных знаний и желания приобрести еще

Подведение итогов урока.

Ответ на вопрос: Для чего в речи служат нам имена прилагательные?

Составление синквейна «Имя прилагательное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый обобщающий урок по теме "Всё о кино" в 11 классе

Урок разработан  мною самостоятельно, с использованием  дополнительной литературы из методических журналов, интернет ресурсов (оболчка презентации в формате игры), применён личный оп...

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...

8кл. / Открытый урок по Физике / Повторительно-обобщающий урок для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Электрические явления»

Данный повторительно-обобщающий урок по физике составлен на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями...