Рабочая программа по физике в 11 классе базовый уровень
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

          Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (базовый уровень) и авторской программы Г.Я.Мякишева 2006 года (сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., М. «Просвещение» 2006г.) рекомендованный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004 г.). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
         Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
         Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
         Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
        Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/С.В.Михайлова /

ФИО

Протокол № ___ от «____»

________________201___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ пос. Бурный »

___________/ Т.А.Шрайнер /

ФИО

 «__»____________201___г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ «СОШ

пос. Бурный »

_____________/ И.Н.Терсина_/

ФИО

Приказ № ___ от «___»_____________201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

САЖНЁВА ГРИГОРИЯ МИХАЙЛОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

ПО ФИЗИКЕ

в 11 классе

базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __1_

от «30»августа 2014г.

2014 - 2015  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (базовый уровень) и авторской программы Г.Я.Мякишева 2006 года (сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., М. «Просвещение» 2006г.) рекомендованный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004 г.). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая  программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Место предмета в учебном плане

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В Примерной программе предусмотрено повторение ранее изученного в объёме 16 часов.          

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Физика»

Класс: 11

Учитель: Сажнёв Григорий Михайлович

Кол-во часов:

               Всего – 68

               В неделю – 2 час

Плановых контрольных  работ: 4 (4 ч.), лабораторных работ: 3,5 (3,5 ч.).

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 11 кл./ Сост. Г.Я.Мякишев – М.: Просвещение, 2006, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ

Учебник – Физика, 11: Учебн. для общеобразоват. учреждений/под редакцией Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев – М.: Просвещение, 2006

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

Лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.

Магнитное поле

19

16

2

1

2.

Оптика

10

7,5

1,5

1

3.

Элементы теории относительности

3

3

4.

Атомная физика

13

11

2

5.

Элементы развития вселенной

7

7

6.

Повторение

16

16

7.

Резерв

Итого

68

60,5

3,5

4

Основное  содержание программы

11класс.

(базовый уровень)

Магнитное поле. (19ч)

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца.  Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

                                      Лабораторные работы

1.  Наблюдение действия магнитного поля на ток.

2. Изучение явления электромагнитной индукции.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток..

Производство, передача и потребление электрической энергии.  Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

               

 Оптика.  (10 ч)

Световые лучи. Закон отражения и преломления света. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Свет – электромагнитная  волна. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

                 Лабораторные работы

1. Измерение показателя преломления стекла.

                               

 Основы специальной теории относительности.  (3ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

                                 

Квантовая и атомная физика. (13 ч)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика.. Корпускулярно-волновой дуализм.. Лазеры.

Физика атомного ядра. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.

Элементы развития вселенной. (7 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

                                                            Повторение. (16ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ФИЗИКЕ В 11  КЛАССЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

уроки

лабора

торно-практические работы

конт-роль-

ные

рабо-ты

план

факт

корректировка

1

Магнитное поле

19

16

2

1

1.1

Взаимодействие токов. Магнитное поле.

1

1

2.09

1.2

Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля.

1

1

6.09

1.3

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.

1

1

9.09

1.4

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

1

13.09

1.5

Решение задач «Магнитное поле». Самостоятельная работа №1 по теме «Магнитное поле» (20минут).

1

1

16.09

1.6

Явление электромагнит-ной индукции. Магнитный поток.

Закон электромагнитной индукции.

1

1

20.09

1.7

Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

1

23.09

1.8

Самоиндукция. Индуктивность.

1

1

27.09

1.9

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

1

1

30.09

1.10

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

1

1

4.10

1.11

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

1

1

7.10

1.12

Переменный электрический ток.

1

1

11.10

1.13

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

1

1

14.10

1.14

Производство, передача и использование электрической энергии.

1

1

18.10

1.15

Решение задач «Электромагнитные колебания. Основы электродинамики».

1

1

21.10

1.16

Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитные колебания. Основы электродинамики».

1

1

25.10

1.17

Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.

1

1

28.10

1.18

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция.

1

1

8.11

1.19

Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средства связи.

1

1

11.11

2

Оптика

10

7,5

1,5

1

2.1

Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

1

1

15.11

2.2

Закон отражения света.

1

1

18.11

2.3

Закон преломления света.

1

1

22.11

2.4

Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла».

1

1

25.11

2.5

Дисперсия света.

1

1

29.11

2.6

Интерференция света. Поляризация света. Дифракция световых волн. Дифракционная решетка.

1

1

2.12

2.7

Глаз как оптическая система.

Лабораторная работа №4 «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза».

1

0,5

0,5

6.12

2.8

Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн.

1

1

9.12

2.9

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи.

1

1

13.12

2.10

Контрольная работа №2 по теме «Световые волны. Излучение и спектры».

1

1

16.12

3

Элементы теории относительности

3

3

3.1

Законы электродинамики и принцип относитель-ности. Постулаты теории относительности.

1

1

20.12

3.2

Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика.

1

1

23.12

3.3

Связь между массой и энергией

1

1

27.12

4

Атомная физика

13

11

2

4.1

Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

1

1

10.01

4.2

Фотоны. Фотоэффект. Применение фотоэффекта.

1

1

13.01

4.3

Строение атома.

Опыты Резерфорда.

1

1

17.01

4.4

Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

1

1

20.01

4.5

Решение задач  «Фотоэффект».

1

1

24.01

4.6

Контрольная работа №3 по теме «Световые кванты. Строение атома».

1

1

27.01

4.7

Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучение.

1

1

31.01

4.8

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

1

1

3.02

4.9

Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции.

1

1

7.02

4.10

Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции.

1

1

10.02

4.11

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

1

14.02

4.12

Контрольная работа №4 по теме «Физика атома и атомного ядра».

1

1

17.02

4.13

Значение физики для объяснения мира и развития производитель-ных сил общества. Единая физическая картина мира.

1

1

21.02

5

Элементы развития вселенной

7

7

5.1

Строение Солнечной системы.

1

1

24.02

5.2

Система Земля-Луна.

1

1

28.02

5.3

Общие сведения о Солнце.

1

1

2.03

5.4

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

1

1

6.03

5.5

Физическая природа звезд.

1

1

9.03

5.6

Наша Галактика.

1

1

13.03

5.7

Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

1

1

16.03

6

Повторение

16

16

6.1

Равномерное и неравномерное прямолинейное движение.

1

1

20.03

6.2

Законы Ньютона.

1

1

3.04

6.3

Силы в природе.

1

1

6.04

6.4

Законы сохранения в механике.

1

1

10.04

6.5

Основы МКТ.

Газовые законы.

1

1

13.04

6.6

Взаимное превращение жидкостей, газов.

1

1

17.04

6.7

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

1

1

20.04

6.8

Тепловые явления.

1

1

24.04

6.9

Электростатика.

1

1

27.04

6.106.11

Законы постоянного тока.

2

2

4.05

8.05

6.12

Электромагнитные явления.

2

2

11.05

15.05

6.13

Резерв

3

3

18.05

22.05

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект (УМК):

  1. Физика, 10: учебн. для общеобразоват. учреждений /Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев – М.: Просвещение, 2006
  2. Физика,11: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев – М.: Просвещение, 2006
  3.     Физика, 11: учебн. для общеобразоват. учреждений:/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев.-М: Просвещение, 2010
  4. А.П.Рымкевич.  «Сборник задач по физике. 10-11 классы». М: Дрофа, 2001

Литература для учителя:

  1. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителя /В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2009
  2. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика /Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. – М.: Просвещение, 2001
  3. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика /Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов.  – М.: Просвещение, 2001
  4. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю.А. Сауров, Г.А. Бутырский. – М.: Просвещение, 2001
  5. Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. – М.: Просвещение, 2005
  6. Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. – М.: Просвещение, 2005
  7. Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 2001.

Литература для обучающихся:

  1. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике.10-11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов . – М.: Вербум-М, 2004
  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2006
  4. Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 2006
  5. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2006
  6. Москалев А.Н., Никулова Г.А.Физика. Готовимся к ЕГЭ Москва: Дрофа, 2009
  7.  Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ  

Электронные ресурсы:

  1. Комплект компьютерных программ: «Уроки физики КиМ». Физика. 10-11 класс. Часть 1, 2 .
  2. Школьный физический эксперимент (демонстрационные опыты).
  3. CD диск «Открытая физика».
  4. CD диск «Физика 7-11 класс».
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики в 10-11 классе». 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)

Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену  по предмету в форме ГИА....

Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа по физике 8 класс (базовый уровень)

Рабочая программа разработана на 68 учебных часов. Содержит перечень демонстраций к каждому уроку и примерное домашнее задание по каждому уроку. Предлагается проводить 4 контрольные работы, демоверсии...

Рабочая программа по физике 7 класс базовый уровень

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа. За основу взята программа Перышкина, Гутник. Календарно-тематическое планирование дополнено основными демонстрациями и отвечает требованиям ФГОС....

Рабочая программа по физике.10 класс. Базовый уровень( 2 ч./нед.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню знаний учащихся, тематическое планирование и  календарно-тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по физике 10 класс базовый уровень

по учебнику Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н....

Рабочая программа по физике 11 класс базовый уровень

по учебнику Мякишев, Буховцев, Чаругин...