Диффузия
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

урок физики в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diffuziya.rar2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе

Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

УМК:

Авторская программа: Гутник Е.М., Перышкин А.В. «Физика 7-9», М.:Дрофа. 2013г.

Учебник  Перышкин А.В. «Физика 7» М.: Дрофа 2015 г

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цель урока :

формирование знаний о явлении диффузии; развитие навыков совместной деятельности;  воспитание интереса к изучаемому материалу,

Задачи урока.

предметные

метапредметные

Личностные

Закрепление понятия «молекула», знакомство с явлением диффузии и выявление условий протекания явления

Развитие навыка организации учебной деятельности, самоконтроля.

Развитие познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, ценностное отношение друг к другу.

 

Универсальные учебные действия.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

планировать свою деятельность при выполнении задания, определяя последовательность действий, умение работать по плану

работа с разными типами информации, установление причинно-следственных связей

речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.

Планируемые результаты урока.

предметные

метапредметные

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры, приводить примеры диффузии в окружающем мире, объяснять роль явления диффузии в природе.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы, развивать монологическую и диалогическую речь, уметь интегрироваться в группу сверстников.

Оборудование: для фронтальной работы с классом - ПК, проектор, экран,

для работы групп учащихся(в расчете на 1 группу): химический стакан – 3 шт., раствор йода – 1 шт., пипетка – 1 шт., пакетик чая – 2 шт., стакан с холодной водой  и стакан с горячей водой, микроскоп – 1 шт, раствор молока с водой, лист бумаги А4 и цветные карандаши, набор картинок для рефлексии.

Разбить класс на  группы и весь урок работаем по группам.

Эпиграф  к уроку(записать на доске):

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.

(Леонардо да Винчи)

  1.  Проверка д/з

Слайды 1-8

Отгадаем кроссворд (за каждый правильный ответ группа получает жетон – приложение 2)

1

2

3

4

5

6

7

8

1 – Источник знаний о явлениях природы.

2 – Кто назвал мельчайшие частицы вещества атомами?

3 - Одна из основных наук о  природе.

4 – Одна из наук о природе, изучающая Землю.

5 – Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства. (доп. вопрос: отличаются ли молекулы воды от молекул льда? Если да, то чем? Каков состав молекулы воды?)

6 – Прибор для измерения объема жидкости.

7 – Физическая величина, измеряемая в метрах. (доп. вопрос: Можно ли увидеть молекулы в школьный микроскоп? Что вы можете сказать о размерах молекул?)

8 – Изменение, происходящее с телом или веществом в окружающем мире. (доп. вопрос: приведите примеры физических явлений)

В закрашенных ячейках по вертикали записана тема урока /ДИФФУЗИЯ/

Слайд 9 - Записываем тему урока в тетрадь.

  1. Изучение нового материала

Ставим цели и задачи урока -  Слайд 10

Цель урока – изучить явление диффузии

Задачи:

  • Узнать, что такое диффузия
  • Выяснить,  как она происходит
  • От чего она зависит
  • Где применяется

Начнем нашу работу!

О чём идёт речь в этих поэтических строках?

Слайд 11

Гостеприимные древние кедры

Благоухают смолою целебной.

(древнеиндийский поэт Калидаса. V век)

Слайд 12

По запаху лотосов вышел к саду,

Так сладко пахли они.

(вьетнамский поэт Зиап Хай)

Проведем эксперимент: брызнуть немного освежителя воздуха или туалетной воды.

Слайд 13

Как вы думаете, почему запахи распространяются в воздухе?

Выслушать гипотезы всех  групп учащихся.

Вывод: Молекулы газов находятся в непрерывном движении.

Смоделируем  движение молекул – мальчики будут выступать в роли молекул воздуха, а девочки в роли молекул духов.

А как обстоит дело с жидкостями?

Слайд 14

Опыт:

В стакан с водой добавим несколько капель йода (зелёнки), пронаблюдаем явление.  Сделайте вывод.

Вывод: Молекулы жидкостей также движутся.

Слайд 15

Явление, при  котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией.

Записать определение в тетрадь.

 Происходит ли диффузия в твердых телах? Движутся ли молекулы твердых тел?

Работаем с учебником. Найдите в тексте учебника ответ на поставленный вопрос.

Как вы думаете, всегда ли диффузия происходит с одинаковой скоростью? Можно ли ускорить протекание этого явления? Если да, то как?

А вы обратили внимание, что в учебнике оговаривают скорость диффузии при определенной температуре.

Слайд 16

Опыт:

Возьмём два стакана – один с холодной, а другой с теплой водой, опустим в них пакетики чая, пронаблюдаем явление.  Сделаем вывод.

Вывод:  Скорость диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее идет диффузия.

Молекулы нельзя увидеть в школьный микроскоп, но…

Слайд 17

Опыт:

Небольшое количество молока разбавить водой. Капельку раствора поместить между двумя предметными стеклами и рассмотреть в микроскоп.

Что вы увидели? Как наблюдаемое явление можно объяснить?

Слайд 18- 19

Броуновское движение – движение очень мелких твердых частиц, находящихся в жидкости.

  1. Закрепление материала

Работа в группах – приложение 1.

После выполнения задания группы презентуют свои рисунки и дают ответы на вопросы.

  1. Подведение итогов урока

Вернемся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Справились мы с ними? – выслушать мнения представителей рабочих групп, сделать общий вывод.

  1. Рефлексия - приложение 3.

Выберите из предложенных рисунков тот, который отражает оценку вашей работы на уроке.

Подсчет количества жетонов и выставление оценок.

  1. Д/з - § 9-10 – cлайд 20

Приложение 1.

Задание для 1 группы.

Нарезанный лук сильнее пахнет. (мальгашская пословица)

Задания:

  • Каков физический смысл пословицы?
  • Верна ли данная пословица с точки зрения физики?
  • Сделать рисунок к пословице.

Задание для 2 группы.

Волка нюх кормит. (узбекская пословица)

Задания:

  • Каков физический смысл пословицы?
  • Верна ли данная пословица с точки зрения физики?
  • Сделать рисунок к пословице.

Задание для 3 группы.

Овощной лавке вывеска не нужна. (японская пословица)

Задания:

  • Каков физический смысл пословицы?
  • Верна ли данная пословица с точки зрения физики?
  • Сделать рисунок к пословице.

Приложение 2.

Жетоны

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

C:\Documents and Settings\стас\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\NUGRI8AJ\Sulfur-dioxide-3D-vdW[1].png

Приложение 3.

Рефлексия

http://ocka3ke.ru/sites/default/files/styles/large_tale/public/solnce_i_tucha.jpg?itok=oo9bwcHG http://ljubimyj-detskij.ru/images/ikon/solnce-ik.png

 http://doc4web.ru/uploads/files/94/95323/hello_html_m6b15a1b7.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/747/86747075_2423007_0c0cbaa1a76d46eb61856aabbe5be45e.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диффузия

Домашняя творческая работа ученика Шпис Антона...

Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс

Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс...

диффузия

презентация к уроку...

диффузия

презентация к уроку...

Презентация. "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах". 7 кл.

Презентация содержит теоретические, качественные и экспериментальные задания....

Конспект урока на тему "Диффузия" в 7 классе

Конспект урока на тему "Диффузия"  в 7 классе, предназначен для изучения новой темы. Форма урока: диалог учителя с учащимися. Необычный урок - урок путешествия по станциям, помогает сформировать ...

Урок «ДВИЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ДИФФУЗИЯ», 7 кл. УМК Громов С.В.

Опираясь на публикации педагогов Ю.А. Долженко, И.С. Якиманской, Г.К. Селевко и других, в своей практике я использую методы личностно-ориентированного обучения, гуманистического подхода в о...