Конспект урока на тему "Диффузия" в 7 классе
план-конспект урока физики (7 класс) на тему

Макарова Анна Анатольевна

Конспект урока на тему "Диффузия"  в 7 классе, предназначен для изучения новой темы. Форма урока: диалог учителя с учащимися. Необычный урок - урок путешествия по станциям, помогает сформировать представление у учеников о диффузии, учит логически правильно выражать свои мысли, формулировать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovr._urok.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

                              Урок на тему «Диффузия» в 7 классе.

Задачи: Образовательные:

Сформировать:

  1. представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ вследствие  движения молекул.
  2. представление о том, что диффузия наблюдается   в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества;

Развивающие: 

  1. учить логически правильно выражать свои мысли средством физико-математического языка;
  2. развивать  умения анализировать в ходе эксперимента, на его основе формулировать логические выводы;
  3. развивать  ассоциативное мышление.

Воспитательные:         

  1. Формирование умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе.
  2. Повышение уровня экологического и эстетического воспитания учащихся.

Тип урока – урок усвоения знаний.

Оборудование для учителя:

 пузырек с духами, набор пробирок, вода, медный купорос, перманганат калия.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты
  2. Устный опрос -10 минут
  3. Изучение нового материала -15
  4. Физминутка – 3 минуты
  5. Закрепление – 5 минуты
  6. Итог урока – 5 минут
  7. Рефлексия – 2 минуты
  8. Домашнее задание – 3 минуты

Ход урока:

1.Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок – урок путешествия по станциям. Сегодня нам предстоит совершить полет на ракете «Мечта».

                  В путешествие я вас приглашаю,
                 На ракете всех я покатаю.
                 Но помчимся только мы тогда,
                 когда маршрут сообщу вам я!

Учитель знакомит учащихся с маршрутом путешествия.

2.Устный опрос.

 Чтобы отправиться в путешествие, каждому из вас необходимо приобрести билет.  Я вам буду задавать вопросы, тот, кто правильно отвечает, будет получать билет.

 Вопросы на обратной стороне билета:

1) Что такое молекула?

2)Что такое атом?

3)Каково строение вещества?

4)Что означает формула Н2О?

5)Что можно сказать о молекулах одного и того же вещества? Разных веществ?

6) Для чего нужно знать строение вещества?

7)Какие явления показывают, что между частицами существуют промежутки?

И так, ребята, желаю вам удачного полета!

Прибываем на станцию «Молекулярная».

1 станция «Молекулярная»

Молекулы веществ составим,                                                                                                                                       Их атомы на место все поставим!                                                                                                                             Не будем удивляться мы тому, что ядовитый хлор,                                                                                                          Нам иногда прописывает лор!                                                                                                

Составить модели молекул: водорода, кислорода, воды, углекислого газа .

3.Изучение нового материала.

Прибываем на станцию «Познавательная».

2 станция «Познавательная»

Сейчас изучив новое явление,                                                                                                                                      Где есть взаимное проникновение.                                                                                                                                  Одних веществ в другие,                                                                                                                                              Узнаем из каких в какие?

Как вы думаете почему запах  пролитых духов распространяется по всему дому? (ответы детей). Почему стоматологи рекомендуют чистить зубы не менее 3 минут? (ответы детей)

Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Попробуйте самостоятельно дать определение диффузии

Благодаря чему происходит диффузия?

Распространение запахов возможно благодаря движению молекул, которые движутся непрерывно и беспорядочно. При этом сталкиваясь с молекулами газов, которые входят в состав воздуха, молекулы духов меняют направление своего движения, и беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.  

То что молекулы беспорядочно и непрерывно двигаются подтверждается и другими многочисленными опытами.  Демонстрация опытов (распространение запаха духов по классу, растворение  кристаллика марганцовки в воде).  

Диффузия может происходить и в газах, и жидкостях и в твердых телах. Рассмотрим диффузию в жидкостях на примере медного купороса и воды. Сначала отдельные молекулы и медного купороса, находящиеся у границы между ними, обмениваются местами. Т.е. молекулы воды попадают в верхний слой купороса, а молекулы купороса в нижний слой воды, при этом граница расплывается. Молекулы двух жидкостей начинают обмениваться местами с ее частицами, находящихся во все более глубоких слоях. Лагодаря непрерывному и беспорядочному  движению молекул этот процесс приведет к тому,  что вся жидкость в сосуде станет однородной. Наиболее быстро диффузия протекает в газах. Почему? Медленнее протекает в жидкостях, ну а в твердых телах диффузия протекает совсем медленно например: гладко отшлифованные пласины свинца и золота положили одна на другую и сжали грузом. И в течении 5 лет свинец и золото проникли друг в друга на 1 мм. (слайд 15)

Привести примеры диффузии в повседневной жизни, сказать про увеличении скорости протекания диффузии с ростом температуры.

Первичное закрепление.

4.Физминутка

5.Закрепление.

Прибываем на станцию «Решебная»

3 станция «Решебная»

Сейчас задачи порешаем,                                                                                                                                       Много интересного узнаем.                                                                                                                                                                                                                                                                          

Решение качественных задач :

  1. Как изменяются промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении?

- Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жареной картошки… Как это могло произойти? 

  1. Почему чай заваривают горячей водой, а не холодной?
  2. На каком явлении основана засолка овощей?

 8.Итог урока.

Прибываем на станцию «Итоговая»

5 станция «Итоговая»

На конечную станцию прибываем,                                                                                                                                 Сдать тетради мы не забываем.                                                                                                                                    Сейчас итог урока подведем,                                                                                                                                 И дружно отдыхать пойдем.

Подводим итог урока.

9.Рефлексия.

Прошу ребят поднять, заранее приготовленные геометрические фигуры, которые перед началом урока положила на край парты для каждого ученика. Зеленый круг -хорошо поработал(а) и усвоил(а) материал. Желтый квадрат -  мог(ла) поработать лучше. Красный треугольник  - нужно еще поработать над этой темой.        

10.Домашнее задание

11.Благодарность за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...