Проектная работа по теме "Разработка технологических карт уроков по физике"
материал по физике на тему

Разработка структуры  технологических карт уроков по физике в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения. Торетическая часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota_razrabotka_tehnologicheskoy_karty.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

Тема: «Разработка технологических карт уроков по физике»

Выполнили:

Шакирова Л.Д. учитель физики МБОУ «Гимназия № 29»,

Исламова Г.М. учитель физики  ГБОУ «Кадетская школа № 82  имени Героя Советского Союза Ильдара Маннанова»

                                    Научный руководитель:                          

          ст. преп.   Русанова И.А

Казань - 2016

Содержание

Введение        

Постановка проблемы:        

Актуальность темы        

Цель проекта        

Задачи проекта        

Предполагаемый проектный продукт        

Этапы реализации проекта:        

Ресурсы        

Основная часть        

Этапы работы над технологической картой        

Ожидаемые результаты реализации проекта        

Методы диагностики        

Литература        

ПРИЛОЖЕНИЯ        

Введение

Внедрение ФГОС предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса школы, начиная с целеполагания и заканчивая оцениванием результатов образования. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В этой связи становятся актуальными вопросы: Как изменится урок в условиях требований ФГОС? Как спроектировать урок и структуру  технологической карты. Все эти вызовы сегодняшнего дня побуждают нас  к желанию идти в ногу со временем, безболезненно перейти на ФГОС, повысить свою профессиональную компетенцию по технологии подготовки урока.

Постановка проблемы

Исследовать реализацию различных структур технологических карт уроков по физике, отражающих возможные современные формы планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся в условиях реализации ФГОС, в которых должен быть описан весь процесс деятельности на уроке с указанием операций и их составных частей.

В нашем проекте представлены технологические карты уроков физики в 7 классе по темам: «Механическая работа. Единицы измерения механической работы», «Мощность. Единицы мощности», которые включают в себя следующее содержание:

- Этап урока;

- Задачи этапа;

- Методы, приемы обучения;

- Формы учебного взаимодействия;

- Деятельность учителя;

- Деятельность ученика;

- Формирование УУД и предметные связи.

Актуальность темы

Актуальность темы проекта заключается в разработке современного урока физики как обобщенно-графическое  выражение  сценария урока  на основе системно – деятельностного подхода, отличающееся  от традиционного урока тем, что на каждом этапе урока будет представлена организация  активной  деятельности учащихся.

Цель проекта:

Разработать структуру  технологических карт уроков по физике в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения.

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС ООО к методическому обеспечению современного урока и достижению планируемых результатов обучения.
  2. Определить структуру технологической карты урока в соответствии с актуальными методическими рекомендациями исходя из типов урока, цели урока с последующим формированием этапов урока.
  3. Разработать содержание  технологических карт уроков физики в рамках УМК «Перышкин А.В. Физика 7 класс» по темам: «Механическая работа. Единицы измерения механической работы», «Мощность. Единицы мощности».
  4. Разработать дидактические материалы к уроку.

Предполагаемый проектный продукт:  

Технологические карты уроков по физике для 7 класса по темам «Механическая работа. Единицы измерения механической работы», «Мощность. Единицы измерения мощности».

Целевая группа проекта: учащиеся 7 класса.

Срок реализации проекта: 01.04 - 05.04.2016 года.

Место реализации проекта: Общеобразовательное учреждение.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный. Изучение нормативно-правовой базы по ФГОС ООО.
  2. Основной. Разработка технологических карт уроков по  физике (7 класс) на темы «Механическая работа. Единицы измерения механической работы», «Мощность. Единицы мощности».
  3. Оформление результатов.

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

Стандарт ФГОС ООО

+

+

Интернет-издания

В течение учебного года

Примерная программа  «Физика 7-9 класс»

+

-

ОУ

В течение учебного года

Рабочая программа по физике учителя

+

-

ОУ

Материально-технические:

Класс - кабинет

+

+

ОУ

Мобильный класс с выходом в Интернет

+

+

Мультимедийная техника:

 проектор,

экран, интерактивная доска.

+

+

Физическое оборудование.

+

-

В течение учебного года

Кадровые:

Руководитель УО

+

+

ОУ

Зам.руководителя УО

+

+

ОУ

Руководитель МО

+

+

ОУ

Учитель

+

+

ОУ

Информацион-ные:

Интернет

+

+

Интернет-издания

В течение учебного года

Учебная литература

+

+

Интернет-издания

В течение учебного года

Энциклопедии

+

+

Интернет-издания

В течение учебного года

Справочники

+

+

Интернет-издания

В течение учебного года

Основная часть

         Основным требованием ФГОС общего образования  является формирование  у обучающихся  универсальных учебных действий.

Технологическая карта – основа организации данного процесса.

Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования), заявленных в стандартах второго поколения.

Технологическая карта используется как помощник достижения требуемых результатов и эффективного освоения содержания образования.

Проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода требует от учителя предварительной подготовки, включающей:

- анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;

- определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;

- выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого- педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;

- выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);

- проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).

Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

1) тщательное  планирование  каждого этапа деятельности;

2) максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

3) координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

4) введение  самооценки   учащихся на каждом этапе урока.

Структура технологической карты включает: 

Процесс конструирования учебного занятия в форме технологической карты   в общем виде можно представить как установление  разнообразных связей между этапами в структуре    занятия и связей внутри каждого этапа.

Логику усвоения учащимися знаний в основном охватывают следующие этапы учебного занятия в целом:

1.Организационный момент

2.Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

3.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

4.Сообщение нового материала.

5.Решение учебной задачи.

6.Усвоение новых знаний.

7.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль).

8.Закрепление изученного материала.

9.Обобщение и систематизация знаний.

10.Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль).

11.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

12.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

При необходимости несколько этапов могут   быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны    быть на каждом уроке:

  • этап организации учебного занятия;
  • этап подготовки учащихся к активной основной   учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъектного опыта учащихся);
  • основной этап (этап изучения новых знаний    и способов деятельности);
  • этап подведения итогов учебного занятия;
  • рефлексия.

Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: справочной информацией, инструкциями, алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнями усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.

           

Этапы работы над технологической картой

При разработке технологической карты, мы выделили следующие основные этапы работы:

1. Определение места  урока в изучаемой теме и его вид (тип урока).

2.Формулировка цели урока.

3.Формулировка задач урока (образовательных, развивающих, воспитательных).

4. Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные).

5. Межпредметные связи.

6. Выбор форм  работы на уроке (индивидуальная; фронтальная; парная; групповая).

7. Формы обучения (деятельностный способ обучения, смешанная, самостоятельная работа, экскурсия, контрольная работа, лекция, беседа, лабораторная работа, практикум, исследование,  интеллектуальная игра и т.д.).

8. Ресурсы: основные и дополнительные.

9. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом (типом).

10. Формулировка цели каждого этапа урока.

11. Определение  результатов каждого этапа (формируемые УУД,).

12. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

        Зная типы уроков, мы к ним сформулировали цели  и разработали основные этапы:

№ п/п

Типы уроков

Цели урока

Этапы урока

I.

Урок первичного предъявления знаний

Знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками.

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Первичное закрепление.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятий)

II.

Урок формирования первоначальных  предметных навыков, овладения предметными умениями.

Формирование применения усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Формирование первоначальных предметных навыков, овладение предметными умениями.
  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  6. Рефлексия (подведение итогов занятий)

III.

Урок применения предметных знаний, умений, навыков

Формирование применения предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
  3. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Первичное закрепление новых знаний в знакомой ситуации (типовые).
  5. Первичное закрепление новых знаний в измененной ситуации (конструктивные).
  6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  2. Рефлексия (подведение итогов занятий).

IV.

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков

Систематизация предметных знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий (решение предметных задач).

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности).
  5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
  6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятий).

V.

Повторение предметных знаний, умений. Навыков.

Формирование применения предметных знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков умений, необходимых для творческого решения поставленных задач.
  3. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.
  5. Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.
  6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
  7. Обобщение и систематизация знаний.
  8. Контроль усвоения, обсуждения  допущенных ошибок и их коррекция.
  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  2. Рефлексия (подведение итогов занятий).

VI.

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений, навыков, умений решать практические задачи

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности  у учащихся общеучебных умений.
  4. Рефлексия (подведение итогов занятий).

VII.

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений, навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в  знаниях и умениях, путей их устранения.
  4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  5. Рефлексия (подведение итогов занятий).

VIII.

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Первичное закрепление.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятий)

IX.

Учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация опорных  знаний учащихся.
  4. Восприятие особенностей экскурсионных объектов.
  5. Первичное осознание заложенной в них информации.
  6. Обобщение и систематизация знаний
  7. Рефлексия (подведение итогов занятий)

X.

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений.

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация опорных  знаний учащихся.
  4. Ознакомление учеников с инструкцией. Подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования.
  5. Выполнение работы учащимися под руководством учителя.
  6. Доставление отчета о работе (в письменной, электронной или устной форме).
  7. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

        Для контроля, самоконтроля и оценивания деятельности учащихся на уроке  мы предлагаем использовать «Карты результативности учащихся», как обратную связь ученик-учитель. В качестве дидактического материала могут выступать рабочие карты с вопросами, задачами или тестовыми заданиями.

Ожидаемые результаты реализации проекта

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. Разработать технологические карты уроков  по физике в 7 классе по теме «Механическая работа. Единицы измерения механической работы», «Мощность. Единицы измерения мощности», на основе предложенных выше этапов работы над технологической картой, которые качественно повлияют на повышение профессионально-личностного потенциала учителя, на реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса. 
  2. Выполнить диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  3. Повысить уровень активности детей, самостоятельности в решении поставленных задач
  4. Изменить стиль общения на уроке ученика и учителя.

Методы диагностики

Используется самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания. 

На этапе диагностики мы должны соотнести полученные результаты с названным целеполагающим компонентом. Это и опрос письменный, опрос устный, тестирование, блиц-опрос, перекличка, цепочка ответов и вопросов и т.д.

Между названным этапом и завершающим этапом урока – домашним заданием – должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика.

Литература

  1. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования;
  2. Приказ МО и Н РТ от 23.03.2015 №1810/15 « Концепция развития школьного физического образования в Республики Татарстан»
  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
  4. Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.
  6. Деятельностно – ориентированный подход к образованию//Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября». - 2011.- №9. - с.14-15.
  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / [Рос.акад. образования]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
  8. Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011. - №4. - с.13-27.
  9. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы. /Н. К. Ханнанов. – М.: Эксмо., 2008.
  10. Приказ МО и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования».
  11. Проектирование урока с учетом положений  ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://semenova-na.ucoz.ru/index/zam_direktora_po_nsh/0-9

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
  2. http://www.proshkolu.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Технологическая карта урока

 

Учитель:

Предмет:

Класс:

Автор УМК:

Тема урока:

Задачи:

  • Образовательные:

  • Воспитательные:

  • Развивающие:

Планируемые результаты:

  • Личностные:

  • Предметные:

  • Метапредметные:

Межпредметные связи:

Формы деятельности:

Формы обучения:

Ресурсы:

  • Основные:

  • Дополнительные:

Тип урока:

Цель:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личност-ные УУД

Познава-тельные УУД

Комму-никатив-ные УУД

Регуля-тивные УУД

I.

Организационный этап

II.

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

III.

Актуализа-ция знаний

IV.

Первичное усвоение новых знаний

V.

Первичная проверка понимания

VI.

Первичное закрепление

VII.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

VIII.

Рефлексия (подведение итогов занятия)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме "Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. КПД."

Технологическая карта составлена к уроку в 8 классе по теме "Работа газа и пара при расширении. Двигатели внутреннего сгорания. КПД". Прописана деятельность на уроке учителя  и учащихся с учетом ...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Механическая работа и мощность"

Физика человека в теме «Механическая работа и мощность» с использованием национально-регионального компонента....

Технологическая карта урока по физике "Механическая работа. Единицы работы"

Технологическая карта урока по физике в 7 классе на тему "Механическая работа. Единицы работы"...

Технологическая карта урока по физике с элементами проектной деятельности

Предмет - физика. 8  класс. УМК А.В. ПерышкинТема урока: Решение качественных и расчетных задач на последовательное и паралллельное соединение проводников Тип урока: Урок обобщения и п...