Конспект урока "Диффузия".
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Грязнева Татьяна Ивановна

Фрагмент урока "Диффузия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_diffuziya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Диффузия

(фрагмент урока)

Цель урока: дать объяснение процесса диффузии; раскрыть особенности этого явления.

Задачи:

  • познакомить учащихся с новым физическим понятием диффузия;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность, формирование экологической культуры, выяснить роль диффузии в жизни мирового сообщества, раскрыть сущность связанных с ним экологических проблем;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять и обобщать результаты экспериментов; развивать коммуникативные способности учащихся при работе в группах.

Современному человеку нельзя обойтись без знаний основ физики, чтобы иметь правильное представление об окружающем нас мире. Сегодня вы узнаете очень много о законах природы, покорите ещё одну вершину знаний.

Учитель: На прошлом уроке вы ознакомились со строением твёрдых тел, жидкостей и газов, с частицами из которых состоит вещество. Возникают вопросы: Как ведут себя частицы вещества? , Движутся ли они или покоятся? На эти вопросы вы должны найти ответы на нашем уроке.

Ещё в Древней Греции учёные пришли к выводу, что частицы вещества, которые они называли атомами, находятся в беспорядочном движении. На этой основе они и объясняли ряд явлений, например, испарение жидкостей, распространение запахов и т.д.

Выполнение эксперимента и беседа с учащимися.

Слайд

Задание №1: Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной нашатырным спиртом. Закройте пробирку. Что вы почувствовали?

Учитель: Мы почувствовали запах, который распространяется по классу. Это происходит потому, что молекулы спирта постоянно движутся. Движение молекул нельзя обнаружить ни в лупу, ни в микроскоп. Двигаясь в воздухе, молекулы спирта сталкиваются с молекулами газов, входящих в состав воздуха (азотом, кислородом, углекислым газом). При этом они постоянно меняют направление движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате. Поэтому, двигаясь очень быстро, молекулы спирта доносят запах до разных концов сравнительно медленно.

Слайд

Задание№2 На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного холодной воды из сосуда и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Что вы наблюдаете?

Учитель:  Появление окрашенного пятна в форме круга подтверждает беспорядочное движение молекул марганца.

Вывод: Мы с вами знаем, что все тела состоят из отдельных частиц (молекул), между ними есть промежутки. Частицы движутся беспорядочно и хаотично. При своём движении молекулы марганца проникают в промежутки между молекулами воды.

Слайд

Учитель: В физике это явление названо диффузией (лат. diffusio – распространение, растекание, рассеивание).

Диффузия – это взаимное проникновение молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого вещества в результате их хаотического движения и столкновений друг с другом.

Слайд

Учитель: Сделайте вывод: где диффузия происходит быстрее – в газах или жидкостях? (Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкости). Как вы думаете, почему?

Слайд

Учитель: Частицы газа далеко удалены друг от друга. Между ними существуют большие промежутки. Сквозь эти промежутки легко перемещаются частицы другого вещества. Поэтому диффузия в газах протекает быстро.

Слайд

Учитель: Частицы в жидкости»упакованы» так, что расстояние между соседними частицами меньше их диаметра. Сами частицы могут перемещаться по всему занимаемому жидкостью объёму сосуда. Перемешивание жидкостей происходит медленно.

Слайд

Учитель: Явление диффузии наблюдается в природе, используется в науке и на производстве.

Благодаря диффузии насекомые за многие километры обоняют аромат цветов и прилетают для сбора нектара, одновременно опыляя растения. По запахам хищники находят свои жертвы. Диффузия играет важную роль в питании растений, переносе питательных веществ, кислорода в организме человека и животных.

Вместе с тем диффузия приводит и к вредным последствиям. На химических предприятиях, в том числе и при работе с радиоактивными веществами, происходит выделение вредных и опасных для жизни веществ в газообразном состоянии, диффундирующих в атмосферу. Особенно опасны выбросы в атмосферу химических и радиоактивных веществ, что может губительно влиять на растительный и животный мир в радиусе на сотни  и тысячи километров.

Работа в группах.

1 ряд: Объясните, для чего на фабриках и заводах делают высокие, до 320 м в высоту, дымовые трубы? Отметьте положительные и отрицательные стороны этого явления. Предложите альтернативные способы решения этой проблемы.

2 ряд: К чему приводит загрязнение водоемов сточными водами разных предприятий?

Предложите способы решения этой проблемы.

3 ряд: Влияния автомобильного транспорта на окружающую среду.

Предложите альтернативные способы решения этой проблемы.

Учитель: Подумайте, что перетянет в ближайшем будущем – прогресс или экология? Как добиться равновесия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...