Урок в 7 классе "Плавание судов"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Папка содержит разрабоку урока и презентацию к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon plavanie_sudov.zip1006.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Калтаковская СОШ» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок по физике в 7 классе

Хафизова Милауша Ахмадулловна

Учитель первой кв. категории

Тема урока                                           Плавание судов

Цели урока: 1)Систематизировать и обобщить знания учащихся об архимедовой силе и условиях плавания тел. Рассмотреть физические способы плавания судов, познакомить учащихся с практическими применениями закона Архимеда в технике.

2)Формировать умения делать логические выводы, уметь применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и технике.

3)Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, металлические крышки,  сообщения учащихся, компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

1)Устный опрос

  1. Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
  2. Причина возникновения выталкивающей силы.
  3. Формулы для расчёта архимедовой силы.
  4. Условия плавания тел в жидкостях и газах.
  1. Новый материал. 

Проблемная ситуация.

Демонстрация. Две крышки: одна смятая, другая целая, опущены в воду. Одна тонет, другая нет. Почему? Где в технике учитывается это явление?

Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Почему?

Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.

        Первыми плавательными средствами были стволы деревьев, плоты, лодки

Из истории плавания судов. (Сообщение учащегося)

Первым средством передвижения людей по воде были обломки деревьев, потом появились плот, челн — бревно с выдолбленной сердцевиной.(название г. Набережные Челны взято из этого слово) Постепенно люди научились улучшать мореходные качества судов, строить их из отдельных частей — каркаса и обшивки. Первоначально на челнах и плотах передвигались с помощью шестов и весел. Затем, примерно за 3000 лет до н.э. появился парус - на судах в Средиземном море. В XIX веке самые быстроходные парусники — трех— и четырехмачтовые клиперы — перевозили чай из Китая, шерсть из Австралии в Европу и Америку со скоростью 30км/ч. Некоторые парусники развивали скорость до 20 узлов (1 узел = 1,852 км/ч) (Слайд 2)

Паровые машины (Сообщение учащегося)

Со временем паруса были заменены паровыми машинами. Первый речной пароход «Клемонт» был построен в США в 1807 г. по проекту Роберта Фултона, а первый морской появился в России в 1815г. Судовой паровой котел с высокой трубой топили дровами. В 1903г. на Волге построили первое в мире дизельное судно - танкер «Вандал».

С развитием атомной энергетики появились установки, вырабатывающие пар на тепле, выделяемом в ядерном реакторе. Первое гражданское судно на ядерном топливе - атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике с 1959г. (Слайд 3)

Подводные лодки (Сообщение учащегося)

Первая подводная лодка была построена в 1620 году в Англии, а в России — спустя сто лет, в 1724 году.  Любая подводная лодка - прочный герметический корпус с множеством отсеков. Принцип погружения и всплытия основан на заборе воды из моря в балластные системы и выдавливания воды сжатым воздухом при всплытии.(Слайд 4)

Современные (атомные) подводные лодки имеют высоту с пятиэтажный дом и длину более 150 метров. На них устанавливают атомный реактор, который может работать без дозаправки более года. Лодки оснащены современным оружием и представляют большую опасность для противника.(Слайд 5)

Основные понятия

Строительство современных плавательных судов основано на применение материалов, плотность которых выше плотности воды. Почему же танкеры, крейсеры, изготовленные из стали и железа держатся на воде, принимают на борт и перевозят большие грузы?

Вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом

Глубина погружения судна в воду называется осадкой корабля.  При определенной осадке сила тяжести корабля уравновешивается силой Архимеда. (Слайд 6)

При полной загрузки судно не должно опускаться ниже грузовой ватерлинии. Ватерлиния  (голланд. Waterlinie-вода) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна –  красная линия на судне, которой отмечена наибольшая допускаемая осадка. Иначе это может привести к потере устойчивости и перевороту корабля. Осадка океанских кораблей может достигать более 20 м, а надводная часть при этом составляет 8-10 м.(Слайд 7)

Вес воды, вытесняемый судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом, называется водоизмещением судна. Эта величина выражается обычно в тоннах. Большие танкеры имеют водоизмещение до 500000 тонн и более(Слайд 8)

Разность водоизмещения и веса самого судна называется грузоподъёмностью. Грузоподъёмность – вес груза, перевозимого судном.

Экология.

Водные транспортные средства загрязняют воду. Нефть, попавшая в море из двигателей или из танкеров, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и воздухом и тем самым нарушающая нормальную жизнь рыб и других обитателей моря. А также вибрация от колеблющихся частей водного транспорта оказывает губительное влияние для речных и морских обитателей. При аварии в судах, использующих атомную энергию, появляется угроза заражения отходами атомных реакторов (Слайд 9)

  1. Закрепление пройденного материала
  1. Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?
  2. Масса теплохода без груза, имеющего объем подводной части 104 м3 , равна 3∙ 10 6кг.

Определить его грузоподъемность. (Слайд 10)

Дано:             Решение:

V=104 м3         Ргвс;   Рв=gρвV;   Pc=mg.

m=3∙ 10 6кг.    Рг= gρвV- mg.

Рг-?                 Рг=7107Н. Ответ : 7107Н.

  1. Итог урока.

   Оценки за урок. Рефлексия.

         Что нового узнали для себя?

Домашнее задание.

1.§ 51, упр.№26 (2)

2. Подготовить кроссворд (по желанию)

3. Подготовить сообщение «История подводного плавания» (по желанию)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка..."

Этот урок литературы можно провести во время изучения творчества М.Ю.Лермонтова.Урок представляет собой опыт сопоставительного анализа стихотворений  с одинаковым названием – «Пророк». Элементом ...

Урок физики в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.

Конспект и презентация урока в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ( Повторительно-обобщающий (урок-соревнование).)...

Конспект урока по физике с использованием ЭОР «Плавание судов. Воздухоплавание» 7 класс

Даннный конспект урока позволяет учителю рационально использовать время урока для передачи знаний учащимся по теме «Плавание судов. Воздухоплавание»...

Урок по физике в 7 классе "Плавание судов"

Предмет: физика Краткая аннотация урока: - Класс, профиль: 7 класс, общеобразовательный - Тема: «Плавание судов» - Тип урока: изучение нового материала - Ожидаемые результаты: освоение у...

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...