урок по теме "Линзы" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Дружняева Лариса Григорьевна

Разработка урока потеме "Линзы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_linzy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по физике в 8  классе по теме: « Линзы».

Название категории

Примеры целей учащихся

Знания

Сформировать понятия: линза, фокус линзы, оптическая сила линзы; продолжить формирование   закона преломления света.

понимание

 Понимать и объяснять процедуру проведения  и  результаты предлагаемых опытов.

Развитие

Развивать исследовательские умения  с использованием  логических приемов: анализа и синтеза.

Анализ  условий опытов (прожигание с помощью линзы бумаги, преломление луча света с помощью стеклянной призмы, определение фокусов линз). Синтез (формулировка вывода по результатам опытов.).

        Этапы

методы

деятельность учителя

деятельность учащихся

Организационный момент      ( для привлечения внимания по Мельниковой создается проблемная ситуация с удивлением); формулировка проблемного вопроса

Наблюдение

 Проведение опыта: на листок бумаги направить лучи солнечного  света  через линзу. Бумага прожигается.

-О чем хочется спросить?

-Почему с помощью линзы можно прожечь бумагу?

-Как вы думаете , а какова цель нашего урока?

Предложение:

- Давайте познакомимся с линзами, то есть, рассмотрим их общий вид, разновидности линз, фокус линзы, а так же  вспомним закон преломления света. Что вы можете про линзы сказать?

-Познакомьтесь с линзами.

- Прочитайте   определение линзы   на слайде.

- Зная, что такое линза   можно ли объяснить опыт, проведенный в начале урока?

 В сильном классе ученики сами формулируют вопрос, а в слабом – учитель.

предположительные ответы учащихся:

 не могут правильно ответить.

 

 

Рассматривают линзы собирающие и рассеивающие.

- Прозрачные, одни выпуклые, а другие вогнутые.

Изучают  содержание слайдов.

- Нет

Актуализация знаний

Наблюдение; сравнение условий эксперимента; элементарный анализ.

- Давайте проведем эксперимент. На столе возьмите стеклянную призму (оптически прозрачное тело), за экран с щелью поставьте   зажженную свечу и направьте луч света на грань призмы, расположите грань призмы относительно луча под разными углами.

Что вы наблюдаете?

-Почему?

- Посмотрим на распространение луча   и нескольких лучей света при прохождении через линзу? (демонстрация)

 

- Сравните линзу и призму.

(слайд)

Проводят эксперимент.

- Луч, выходящий из призмы, изменяет направление распространения света.

- При переходе луча из стекла в воздух он преломляется, угол преломления зависит от угла падения.

(Если дети не смогут ответить на поставленный вопрос, то учитель обращает внимание на  распространение луча света в разных средах).

-Совокупность (множество) призм?

Постановка проблемы №2

( при возникновении  затруднений у детей учителем могут быть сформулированы проблемные вопросы)

Наблюдение; сравнение; элементарный анализ

Демонстрация: взять поочередно две выпуклые линзы  и получить светящуюся точку на экране. (демонстрация)

-Какой возникает вопрос?

-Что подтверждает эксперимент?

 наблюдают эксперимент.

- Почему получаем разное расстояние между линзой и светящейся точкой, используя разные линзы?

-Линзы преломляют лучи  света по- разному.

-Угол падения на линзу разный.

Открытие нового знания

обобщение

-   С одной стороны, мы рассмотрели различные линзы.

-  С другой стороны, получали изображение светящейся точки на экране, то есть, собирали лучи.

Какой  отсюда  следует вывод?

-Линзы собирают свет неодинаково и на определенном расстоянии.

 Ввод нового понятия

Наблюдение, сравнение и обобщение.

Предложение: прочтите  содержание слайда.

- Что такое фокус линзы?

-С помощью  линзы, с каким фокусом можно сильнее увеличить изображение предмета? Посмотрите через разные  выпуклые линзы на текст учебника, но сначала определите фокус линз.

- Введем новую физическую величину: оптическая сила линзы. Прочтите определение. (слайд)

 Задание: возьмите третью – вогнутую линзу, можно ли с помощью неё собрать лучи в одну точку?

(Демонстрация)

-Почему?

- В чем состоит  отличие двух линз?

Слайд –способ образования Линз.

- Выделяют виды линз: собирающие и рассеивающие.(слайд)

Учащиеся читают слайд.

Проговаривают определения фокуса линзы.

Рассматривают текст учебника и делают вывод о том , что оптическое увеличение у линз разное.

Читают определение.

Наблюдают и приходят к выводу, что нельзя собрать лучи.

-Преломляют лучи  иначе.

Предположительный ответ: линзы разные. Выпуклые лучи света собирают, а вогнутые – нет.

- Способом образования.

-Рассматривают слайд.

Разрешение проблемной ситуации.

Элементарный анализ

- Вернемся к  началу урока, вспомните, что мы делали с бумагой с помощью линзы.  Можете ли сейчас ответить на вопрос : почему с помощью линзы можно прожечь бумагу? Любой ли линзой можно проделать данную процедуру? Где необходимо располагать  лист бумаги относительно линзы?

-Это можно сделать с помощью собирающей линзы,

потому что лучи света собираются на листе в определенном месте. Рассеивающей линзой нельзя прожечь бумагу, потому что она рассеивает лучи.

Первичное закрепление

- Что нового  вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Узнали что такое линза, какие бывают линзы, что такое фокус линзы, с помощью какой линзы, оптическая сила линзы и почему можно прожечь бумагу.

Домашнее задание:стр 161-164. Перышкин А.В. Физика 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-М.:Дрофа, 2006.-191 с  .:ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....