Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10-11 классов (базовый уровень)
рабочая программа по физике (10, 11 класс) на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  10-11  классов (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10-11_programma_po_fizike_2016-2017_uchebnyy_god.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»

 города Магнитогорска

    СОГЛАСОВАНО

на заседании научно-методического совета

   протокол № 1  от 30.08.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МОУ «СШИ №2»

              __________________ И.И.Шакина

                                         приказ № 163-П     от  01.09.2016 г.                                                          

                                       

Рабочая программа учебного предмета

«Физика»

для  10-11  классов

(базовый уровень)

                                                                                                                            разработана  Конюховой О.М.,

                                                                                                                       учителем физики  первой категории

Магнитогорск, 2016 г

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                                                                           

 1.1. Нормативно-правовые документы                                                                                                            

 1.2. Общая характеристика предмета, его место в системе наук                                                  

 1.3. Основные особенности  рабочей программы, в том числе  использования   резервных часов            

 1.4. Цели и задачи учебного курса                                                                                                                    

 1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН                                

 1.6.  Учебно-тематический план

 1.7.  Методические рекомендации и технологические подходы

 1.8.  Специфика отражения НРК и межпредметных связей

2.  Учебно-методическое обеспечение предмета                                                 

3.  Календарно-тематический план                                                                       

4.  Характеристика контрольно-измерительных материалов                             

5. Приложение                                                                                                                

            5.1. Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению  

                    письменных работ и проверке тетрадей

            5.2. Нормы оценок

5.3. Литература

5.4. Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет

5.5. Лист коррекции

5.6. Контрольно-измерительные материалы

.

  1. Пояснительная записка.
  1. Нормативно-правовые документы

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный уровень

 1.       Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

   2.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

     3.      Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России от 06.12.2013г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  1.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

 6.     Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

 7.       Приказ Министерства образования и         науки        Российской Федерации         от 07.04.2009г. №70  (ред. От 19.12.2011 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена» (Зарегистрировано в Минюсте Российской г. № 13691)

8.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

9.   Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;

Региональный уровень

  1.  Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

  2.  Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от31.12.2014г. № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта

Федеральный уровень

 1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/

2. Приказ Министерства образования и науки        Российской         Федерации от.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/

3.Примерная программа среднего (полного) общего образования по  физике (базовый уровень)  (МОиН РФ, 2005г.)

4. Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова. //Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011

Региональный уровень

1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014г.  № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

2.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».

Методические материалы

Региональный уровень

  1. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
  2. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов / http://ipk74.ru/news.
  3. Методическое письмо «Об особенностях преподавания предмета «Физика»» в 2016-2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 17.06 2016  № 03 – 02/536/

Локально-нормативные  акты МОУ «СШИ №2»

                  1. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от  

              4.09.2009 № 101 – ОС

         2. Приказ МОУ «СШИ№2»  от 8.04.2015 №58-П "О Комплексе мер по реализации образовательного проекта развития технологического, естественно - математического и технического образования («ТЕМП») в МОУ «СШИ №2» на 2015-2017 годы.    

               3. Положение о Рабочей  программе учебного предмета, курса (Педсовет от 21.06.16, протокол 13, утверждено приказом   №163-  П от 01.09.16)

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА основного и среднего образования, реализуемая в муниципальном общеобразовательном учреждении «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

5. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 5-11-х классов МОУ «СШИ №2»

 6 . Учебный план МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска  на 2016-2017 учебный год.                                              

7. Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2016-2017 учебный год.

           

  1. Общая характеристика предмета, его место в системе наук

        Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

         Физика раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

        Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика – научная основа современной техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли техники развивались из соответствующих разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникновению достижений физики в различные области техники.

     Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности мира, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира. Знакомясь с историей развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую действительность, увеличивая свою власть над природой.

      Курс физике в примерной программе основного общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.

      Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни, для изучения химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ.

  1. Основные особенности рабочей программы

*Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени среднего (полного) общего образования: по 70 учебных часов в каждом классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. 

*В соответствии с областным базисным учебным планом на обучение физике в 10-11 классах средней  школы  на базовом уровне предусматривается не менее 2 часов в неделю (140 часов за 2 года).

 * Согласно учебно-календарному графику школы, который составляет 34 недели,  рабочая программа составлена на   68 часов за год. (2 часа в неделю). Сокращение часов происходит за счет резервного времени.

  *Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определён минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ и расчетных задач, выполняемых учащимися.

 * Обучение физике осуществляется по  «Программе по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) авторов В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой»  к комплекту учебников «Физика, 10-11» авторов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского. В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

*Учебно-материальная база кабинета физики полностью обеспечена лабораторным, демонстрационным оборудованием и соответствует СанПиН.

*Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придается организации самостоятельной работы учащихся: повторению и закреплению основного теоретического материала; выполнению фронтальных лабораторных работ; изучению некоторых практических приложений физики, когда теория вопроса уже усвоена; применению знаний в процессе решения задач; обобщению и систематизации знаний.  

*Уделяется внимание  формированию умений и навыков организации учебного труда учащихся, работе учащихся с книгой: справочной литературой, учебником. При работе с учебником необходимо формировать умение выделять в тексте основной материал, видеть и понимать логические связи внутри материала, объяснять изучаемые явления и процессы.

         

              * Для качественной подготовки к ЕГЭ в календарно-тематическом планировании определены КЭС (коды элементов содержания, проверяемых заданиями КИМ ЕГЭ)

            * Руководствуясь общими целями и задачами Концепции ТЕМП в Челябинской области, в изучение математики усилено внимание на включение задач прикладного характера, что вносит вклад в политехническую подготовку учащихся 10-11 классов школы-интерната №2, а также их выбора технического и технологического направления будущей профессии.

10 класс

Рабочая программа составлена из расчета 68 часов в связи с учебно-календарным графиком работы МОУ «СШИ №2».  

11 класс

Рабочая программа учителя отличается от авторской В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой программы тем, что  тема "Строение Вселенной "(10 часов) сокращена на 4 часа. Эти часы распределены по темам: 2 часа добавлено на изучение темы " Магнитное поле. Магнитная индукция "; 2 часа -  на тему "Колебания и волны", 2 часа  из резервного времени пошло на сокращение программных часов, в связи с учебно-календарным графиком работы школы.

* Часы резервного учебного времени, предусмотренные Примерной программой МО и Н РФ в объеме (13 - 2 = 11 часов) распределены на повторение по темам (9 час) и 2 часа - в резерв времени

1. Кинематика- 1 час

2.Динамика - 1 час

3. Законы сохранения - 1 час

4. Статика -1 час

5. Основы МКТ -1 часа  

6.Термодинамика -1 час  

7. Электростатика - 1 час

8. Электрический ток - 2 часа

1.4. Цели и задачи учебного курса. 

       Обучение физике в старшей школе строится на базе курса физики основной школы при условии дифференциации. Содержание образования должно способствовать осуществлению разноуровневого подхода, обеспечивающего:

* общекультурный уровень развития тех учащихся, чьи интересы лежат в области гуманитарных наук или не связаны с необходимостью продолжения образования в таких учебных заведениях, где проводится приемный экзамен по физике;

* необходимую общеобразовательную подготовку учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, позволяющую им поступить в учебные заведения естественнонаучного и технического профилей;

*оптимальное развитие творческих способностей учащихся, проявляющих особый интерес в области физики;

               Место курса физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса.

              Изучение физики в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики.
  •  овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости.
  • применений знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, использования современных информационных технологий для поиска, переработки учебной и научно-популярной информации по физике.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ.
  •  воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники.
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

В задачи обучения физике входят:

  • развитие первоначальных представлений учащихся о понятиях и законах механики, известных им из курса 9 класса;
  •  знакомство учащихся с основными положениями молекулярно-кинетической теории, основным уравнением МКТ идеального газа, основами термодинамики; законами электродинамики и оптики, СТО, квантовой теории.
  •  развитие первоначальных представлений учащихся о понятиях и законах электродинамики известных им из курса 8-9 класса;
  • формирование осознанных мотивов учения, подготовка к сознательному выбору профессии и продолжению образования;
  • воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в ускорении НТП, раскрытия достижений науки и техники, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники.
  •  формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, современной научной картины мира;
  • развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдения и объяснять физические явления.

1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами  курса физики на данном этапе изучения основного общего образования являются:

Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью; способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:

Тема

Основные понятия

Основная цель

Демонстрации

Знать

Уметь

10 класс

***

Механика.

Механическое движение. Относительность движения. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени в равномерном и равноускоренном движении. Ускорение свободного падения. Законы Ньютона. Движение тел по окружности. Реактивное движение.

Закон сохранения импульса. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Углубить знания учащихся о механическом движении, относительности движения, различных видах движения, о причинах движения тел.

*Относительность движения.

*Прямолинейное и криволинейное движение.

*Сложение перемещений.

*Падение тела в разряженном пространстве.

*Измерение ускорения при свободном падении.

*Направление скорости при движении по окружности.

*Проявление инерции.

*Реактивное движение.

Знать физический смысл величин: скорость, путь перемещение, траектория, ускорение, ускорение свободного падения, импульс тела, импульс силы. Законы Ньютона , сохранения импульса, всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на других планетах.  Роль ИСЗ.

Описывать различные виды движения. Строить и анализировать графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях. Решать задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении и при движении тела по окружности; массы, силы, импульса. Описывать и объяснять при помощи законов Ньютона различные виды движения.

***

Молекулярная Физика. Тепловые явления.

Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул, молярная масса. Идеальный газ. Давление, температура, абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Взаимные превращения веществ. Влажность воздуха. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели.

Применить знания учащихся о молекулярном строении вещества для формирования понятий о давлении, температуре и внутренней энергии.

*Изменение внутренней энергии при совершении работы и при теплопередаче.

*Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов.

*Конвекция в жидкостях и газах;

*Нагревание тел излучением;

*Газовые законы.

 *Постоянство  t0 кипения жидкости;

*Охлаждение жидкости при испарении;

*Психрометр;

*Кристаллические и аморфные тела.

Физический смысл понятий: количество вещества, давление, температура, внутренняя энергия, идеальный газ, количество теплоты, удельных величин: теплоемкости, теплоты плавления, парообразования, сгорания топлива. Объяснение процессов плавления, отвердевания, испарения, влажности, кипения и конденсации с точки зрения МКТ. Основное уравнение МКТ, газовые законы, уравнение состояния идеального газа, первый закон термодинамики.

Рассчитывать количество вещества и число атомов и молекул, давление газа и его концентрацию, температуру и скорость движения молекул, внутреннюю энергию и работу газа, влажность воздуха.  Анализировать и строить графики изопроцессов. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи.

Основы электродинамики.

Электризация; два рода электрических зарядов; закон Кулона и сохранения электрического заряда; электрическое поле; напряженность, потенциал, разность потенциалов; электрический ток; сила тока; напряжение; сопротивление; эдс,закон Ома для участка и для полной цепи; Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Проводимость различных веществ: металлов, п/п, электролитов, вакуума, газов.

Сформировать основные положения электронной теории для объяснения  явления электризации тел, понятий: силы тока, напряжения, сопротивления. Познакомить с применением электрических явлений в промышленности и быту; с электрическими явлениями в природе.

*Электризация тел.

*Взаимодействие наэлектризованных тел.

*Устройство и действие электроскопа.

*Делимость электрического заряда.

*Источники тока.

*Измерение силы тока амперметром.

*Измерение напряжения вольтметром.

*Измерение сопротивлений.

*Устройство и действие реостата.

*Последовательное и параллельное соединение проводников.

*Нагревание проводников током.

*Измерение мощности тока.

Два рода электрических зарядов и их взаимодействие. Закон Кулона и  сохранения электрического заряда. Физический смысл силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности тока, эдс. Закон Ома для участка и для полной цепи, Джоуля-Ленца. Практическое использование действий электрического тока. Формулы для расчета сопротивления, силы тока, напряжения.

Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел.  Решать задачи на определение условий равновесия системы двух и более заряженных тел; применять принцип суперпозиции полей для расчета напряженности поля; описывать и объяснять принцип действия источников тока; рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление, эдс. Рассчитывать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.

11 класс

***

Основы электродинамики.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция. Индукционный ток; Закон электромагнитной индукции.

Самоиндукция.

Углубить знания учащихся о магнитном поле и магнитных явлениях.  Рассмотреть  применение  магнитных явлений в электротехнике и промышленности.

*Обнаружение магнитного поля проводника с током.

*Расположение магнитных стрелок вокруг проводника  и катушки с током.

*Применение электромагнитов.

*Взаимодействие постоянных магнитов.

*Движение проводника в магнитном поле.

*Действие электродвигателя.

*Явление ЭМИ.

*Работа трансформатора.

Причину возникновения магнитного поля. Физический смысл индукции магнитного, магнитного потока, индуктивности; единицы их измерения.  Взаимосвязь магнитного и электрического полей. Явление ЭМИ. Закон ЭМИ. Формулы для вычисления силы Ампера и Лоренца. Примеры практического применения ЭМИ. Принцип действия генератора переменного тока и трансформатора.

Графически изображать магнитные поля и определять с помощью правила буравчика и левой руки направление индукции магнитного поля прямого и кругового тока, силы Лоренца и Ампера. Решать задачи на движение заряженных частиц по окружности в магнитном поле; рассчитывать силы Ампера и Лоренца, заряд, массу, скорость частиц, находящихся в магнитном поле. Объяснять возникновение индукционного тока и процесс возникновения ЭДС в движущихся проводниках.

***

Колебания и волны.

Свободные и вынужденные механические и электрические колебания; колебательный контур; гармонические колебания; фаза колебаний; переменный ток; трансформатор;

Сформировать представление об электрических колебаниях и волнах, величинах, которые их характеризуют; углубить знания о механических колебаниях и волнах.

*Свободные колебания груза на нити и на пружине.

*Зависимость периода колебаний маятника на нити от ее длины.

*Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.

*Резонанс колебаний маятников.

*Маятник в часах.

*Колеблющееся тело как источник звука.

Физический смысл основных характеристик колебательного движения. Условия возникновения свободных и вынужденных колебаний, резонанса, поперечных и продольных волн. Принцип действия детекторного приемника, принцип радиотелефонной связи, применение радиолокации.

Описывать и объяснять зависимость периода колебаний от параметров системы, совершающей колебания. Анализировать и строить графики колебаний. Решать задачи с применением формул периода математического и пружинного маятников и уравнения гармонических колебаний. Рассчитывать параметры колебательного контура. Измерять число и время колебаний, период колебаний, ускорение свободного падения.

***

Оптика

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Полное отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Построение изображения в линзах. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.

Излучения и спектры.

Углубить знания учащихся о законах распространения света. Рассмотреть свойства света и применение световых явлений в различных оптических системах, в природе.

*Прямолинейное распространение света.

*Отражение света.

*Закон отражения света.

*Изображение в плоском зеркале.

*Преломление света.

*Ход лучей в линзах, призмах и плоскопараллельной пластине.

*Получение изображения при помощи линзы.

*Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы.

*Устройство и действие фотоаппарата.

Понятия: свет, отражение и преломление света, полное отражение, зеркала, линзы, фокусное расстояние, оптическая сила, увеличение, интерференция, дифракция, дисперсия света. Законы отражения и преломления света; формула линзы. Практическое применение основных понятий и законов в оптических приборах.

Получать изображение предмета при помощи линзы. Строить изображение предмета в плоском зеркале и в линзе. Вычислять фокусное расстояние, оптическую силу, увеличение линзы; расстояние от линзы до изображения; период решетки, длину волны света.

***

Квантовая и ядерная физика.

Фотон. Фотоэффект Ядерная модель атома. Состав атомного ядра. Радиоактивность. Изотопы. Свойства р/а излучений. Ядерные силы. Ядерные реакции. Атомная энергетика. Постулаты Бора. Закон р/а полураспада. Лазеры. Связь массы и энергии. Правило смещения.

Сформировать теорию строения атома и атомного ядра. Рассмотреть превращения ядер элементов. Использование ядерной энергии.

Понятия: фотон, фотоэффект, изотопы, период полураспада, дефект масс. Строение атома и атомного ядра. Планетарную модель атома. Свойства р/а излучений. Применение р/а изотопов. Применение ядерной энергии. Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. Историю открытия нейтрона и протона.

Определять состав атома и атомного ядра. Определять массовое и зарядовое число. Определять конечный продукт ядерных реакций. Записывать уравнения нескольких последовательных превращений атомных ядер. Радиоактивные превращения ядер. Рассчитывать энергию связи и дефект масс. Красную границу фотоэффекта и работу выхода. Импульс, массу и энергию фотона.

Требования к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общего образования по физике, успешно освоивших рабочую программу:

знать/понимать:

             смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

 смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

 смысл физических законов: классической механики (всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса), сохранения электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

 отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

 оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

 рационального природопользования и защиты окружающей среды.

1.6.  Учебно-тематический план

Содержание рабочей программы соответствует авторской программе В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова  структурно выстроено в соответствии с учебниками Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н Сотский: «Физика* 10 класс» и  Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев: «Физика * 11 класс».

Класс

Разделы

Количество часов в авторской программе В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова 

Количество часов в рабочей программе

Практическая часть

контрольные работы

лабораторные работы

Опыты

НРЭО

мин

10

1. Основные особенности физического метода исследования

1

1

15

2. Механика.

22

22

3

2

4

170

3. Молекулярная физика. Термодинамика.

21

21

2

1

3

80

4. Электродинамика.

22

22

2

2

2

50

5. Резервное время.

4

2

Всего:

70

68

7 к.р.

5 л.р.

9

315

11

1. Магнитное поле. Магнитная индукция

10

10+2=12

1

2

45

 2. Колебания и волны.

10

10+2=12

1

1

65

 3. Оптика.  СТО. Спектры

13

13

1

5

1

100

4. Квантовая и ядерная физика.

13

13

2

1

90

5. Строение Вселенной

10

10-4=6

6. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил

1

1

1

15

7. Обобщающее повторение

13

9

1

Резервное время.

2

Всего:

70

66

6 к.р.

10  л.р.

1

315

1.7.   Методические рекомендации и технологические подходы

С целью реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульно-блочные, информационно-коммуникационные, интерактивные, тестовые, уровневой дифференциации.

При достижении поставленных образовательных целей используются методы обучения: словесные, наглядные, практические, продуктивные (поисковые, исследовательские), репродуктивные.

Основные формы организации учебных занятий: комбинированные уроки, уроки с элементами ролевых и деловых игр, уроки- исследования, уроки- конференции, лабораторные работы, урок-семинар, урок-практикум.

Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольные работы, диктанты, решение задач, устный ответ, письменный ответ по индивидуальным карточкам- заданиям, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты, мультимедийные проекты.

  • Уроки – конференции. Отличаются  конференции от уроков тем, что новые знания учащиеся приобретают из литературы, с которой работали в процессе подготовки  к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие учащиеся. Уроки – конференции часто проводятся при закреплении учебного материала. Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой. Проведение конференций способствует выявлению склонностей и способностей учащихся, развитию у них интересов к научным и техническим знаниям. Велико значение конференций для развития инициативы, активности и самостоятельности учащихся, а также для воспитания у них чувства ответственности перед коллективом. В процессе подготовки учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями и приборами, умения пользоваться пособиями во время докладов, демонстрировать опыты, выполнять рисунки и чертежи на доске. Наконец, следует иметь в виду значение конференций в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал. На конференции можно выносить вопросы, связанные с историей открытий и изобретений, знакомящие с применением изучаемого теоретического материала в науке и технике, с принципами устройства и действия физических приборов, машин и механизмов, а также с технологическими процессами.
  • Уроки с элементами ролевых и деловых игр. Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.
  • Уроки- исследования. Предполагают приобщение учащихся к научному открытию. Это, прежде всего, участие детей в исследовании – в выяснении закономерностей, свойств, особенностей явлений, понятий, объектов. Ученики здесь выступают в роли ученого-исследователя. Этот вид работы наиболее целесообразен для детей подросткового возраста, когда проявляются умения сравнивать, рассуждать, обобщать, спорить, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать доказательства.
  • Уроки - практикумы. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического материала изложенного на уроке. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки решения основных типов задач. Обсуждаются подходы к решению опорных (ключевых) задач их оформление. Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.
  •  Уроки – семинары. Семинары, посвященные повторению, углублению, обобщению пройденного материала. На подготовку дается две недели (сообщается тема, основные вопросы теории, по которым будет проведен опрос, указываются номера задач из учебника, приемами,  решения которых должны владеть учащиеся, дается набор нестандартных упражнений, где нужно проявить творчество при их решении). Распределяются индивидуальные, групповые задания.
  • Урок – зачет. При проведении зачета, вопросы теории к зачету и практические задания известны учащемуся заранее не менее, чем за три недели до него. Класс делится на группы по четыре человека в каждой. Для получения положительной оценки, учащемуся надо знать вопросы теории (записать нужные формулы, понимать их смысл, рассказать о содержании вопроса, включаются в карточки к зачету и упражнения, отмеченные звездочкой).
  • Уроки- презентации. Уроки – презентации проводятся и при изучении и при закреплении учебного материала. Учащиеся приобретают навыки работы с большим объемом информации, умение выделить проблему и наметить пути ее решения, развивают смекалку, творческие способности, интерес к получаемым знаниям по предмету, любознательность.

Особенности ортопедического режима школы-интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках с  проведением в течение урока 2-3 физкультминуток для предупреждения утомляемости детей и соблюдением осанки за рабочим столом.

В качестве методической и информационной поддержки преподавания используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы Интернет-сети, фонд цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска и школьной медиатеки. 

1.8. Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей

Рабочая программа в основной общей школе предусматривает формирование у учащихся не только общеучебных, но и специфических умений и навыков: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент), проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов, использование для решения познавательных задач различных источников информации, соблюдение норм и правил поведения в кабинете физики, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Формирование у учащихся знаний и умений, а также ОУУН, при изучении физики в 10 - 11 классах тесно связано со следующими предметами: математика, информатика и ИКТ, биология, география, экономика, химия  и др. Установление межпредметных связей позволяет отразить практическую направленность изучения учебного материала по физике. Знания о законе сохранения и превращения энергии углубляются при изучении общей химии в 11 классе, используются в обществознании. Знания о первом законе термодинамики и необратимости тепловых процессов углубляются при изучении процесса круговорота веществ и превращения энергии в биосфере, энергетического обмена в клетке на уроках биологии. Знания об охране природы в связи с использованием тепловых двигателей углубляются и обобщаются при изучении вопросов деятельности человека как экологическом факторе, органе биогеоценозов, биосфере в период научно-технического прогресса. На уроках информатики привлекаются знания о магнитной записи информации и применении полупроводниковых приборов.

* Вопросы экологии отражены  в национально-региональном компоненте, он составляет 10 % учебного времени, отведенного на изучение физики, в год, это составляет 7 уроков (315 мин).

           

Тема программы

Тема урока

НРЭО

Время

( мин).

10 класс

Что изучает физика.

*Использование знаний на улучшение экологии города.

*Связь изучаемого материала с живой природой.

10

5

*Механика.

Классическая механика Ньютона. Кинематика.

*Использование полученных знаний на предприятиях города.

*Оказание первой медицинской помощи при травмах. Поведение на дорогах в гололед, на воде.

10

5

Свободное падение.

Космические исследования, решающие вопросы экологии.

10

Поступательное и вращательное движение тел.

Применение на предприятиях города. Использование для очистки водоемов.

10

Третий  закон Ньютона.

Использование полученных знаний на предприятиях города (ракетные установки, взрыв, механизмы).

10

Закон всемирного тяготения. Силы всемирного тяготения.

Силы гравитации в производстве ММК.

10

Вес тела. Невесомость.

*Использование силы тяжести в лаборатории ММК.

*Избыточный вес тела, его действие на костную структуру.

10

5

Деформация и силы упругости.

*Избыточный вес тела, его действие на костную структуру

10

Силы трения.

Вредное воздействие силы трения, меры его уменьшения, влияющие на экологические процессы.

10

Закон сохранения импульса.

Использование полученных знаний на предприятиях города.

20

Реактивное движение.

Космические исследования, решающие вопросы экологии.

20

Механическая работа и мощность.

Экологическая безопасность различных механизмов.

20

Закон сохранения энергии.

Энергоемкость молнии и урагана.

10

Равновесие тел. Момент силы.

Использование при строительстве зданий.

10

*Молекулярная физика.

Температура. Тепловое равновесие.

*Работа Магнитогорского Гидрометцентра.

*Влияние изменения температуры на сбалансированность обмена веществ в организме.

10

Свойства газов и их применение Основное уравнение МКТ.

Работа кислородного производства ОАО ММК.

10

Влажность воздуха. Насыщенные и ненасыщенные пары.

*Значение влажности воздуха и ее влияние на биологические системы. Совместное действие температуры и влажности на живые организмы. Влияние загрязнения атмосферы на конденсацию пара в ней. Борьба с градом.

*Работа паросилового цеха ММК.

10

Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.

*Работа металлургических производств ММК.

*Засорение окружающей среды отработанными материалами (пластик, полиэтилен).

10

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Работа металлургических производств ОАО ММК.

20

Тепловые двигатели.

*Рентабельность использования тепловых двигателей на производстве.

*Экология города и тепловые двигатели.

20

*Электродинамика.

Лабораторная работа №4: Измерение внутреннего сопротивления и ЭДС ИТ.

Работа  аккумуляторных станций. Зарядка аккумуляторов.

10

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Вакуумный диод и триод

Работа радиотехнических подразделений ОАО ММК.

20

Электрический ток в жидкостях.

*Работа цехов электролиза ОАО ММК.

*Токи в живых организмах;

20

Всего:

315

11 класс

*Электродинамика.

Сила Лоренца. Сила Ампера. Взаимодействие токов. Магнитное поле, его свойства.

Применение измерительных приборов на промышленных предприятиях нашего города.

10

Магнитные свойства вещества Действие магнитного поля на движущийся заряд.

Магнитная запись информации на промышленных предприятиях нашего региона.

20

Энергия магнитного поля.

*Применение энергии электромагнитного поля на ММК.

*Влияние магнитного поля на биологические процессы.

15

*Колебания и волны

Звуковые волны. Звук.

Применение звука в медицинских и промышленных предприятиях области.

20

Превращение энергии при гармонических колебаниях.

Резонанс, его вред и польза в промышленности и быту.

10

Генерирование электрической энергии. Трансформатор.

Применение трансформаторов в нашем регионе.

15  

Свойства электромагнитных волн.

*Радиотелефонная связь в нашем регионе.

*Биологическое действие э-м волн сверхвысокой частоты и защита от них.

10

Распространение радиоволн.

Использование радиолокации в Челябинской области.

10

*Оптика.

Преломление и отражение света.

Оптические явления в природе.

20  

Дисперсия.

Использование дисперсии на предприятиях города и в оптических приборах.

15

Линзы.

Оптические приборы в технике Челябинской области

20

Интерференция. Дифракция света.

*Применение дифракционных решеток на предприятиях города;

*Дифракционная решетка с точки зрения живой природы.

20

Поляризация света.

Применение поляризованного света в приборах, применяемых в промышленности в нашем регионе.

10

Виды излучений. Виды спектров

Применение  инфракрасного и ультрафиолетового и рентгеновского излучения в медицинских учреждениях, в быту и на производстве.

15

*Квантовая и ядерная физика.

Фотоэффект.

Использование фотоэлементов в средствах автоматики на технологических линиях ММК

10

Лазеры. Давление света. Химическое действие света

*Использование лазерного оборудования для анализа и контроля промышленной продукции ММК

*Применение в медицине, диагностике, лазерной хирургии

15

Радиоактивность

*Естественная радиоактивность местных материалов;

*Исследование уровня радиации на месте проживания;

*Дозиметрические приборы в МСЧ и в лабораториях нашего города

15

Ядерная энергетика. Применение ядерной энергии

*Проблемы захоронения р/а отходов АЭС.

*Использования ядерной энергии на военных объектах и в мирных целях .Исследовательские проблемы использования ядерной энергетики в Челябинской области.

20

Биологическое действие р/а излучений.

*Изучение последствий р/а следа ПО «Маяк».

*Вредное влияние радиации на живые организмы.

30

*Значение физики для развития производительных сил общества

*Значение физики для развития производства Челябинской области

15

Всего:

315

Тематика содержания учебной программы в части реализации  национально-регионального компонента

11 класс

Тема урока

Кол-во минут

Вопросы НРЭО

Форма изучения

Взаимодействие токов. Магнитное поле, его свойства.

10

Постоянные магниты в природе. Гора Магнитная

сообщения

Действие магнитного поля на движущийся заряд

15

Использование электромагнитной индукции на предприятиях города и области. Влияние на живые организмы. Использование в медицине.

беседа

Самоиндукция. Электродинамический микрофон

20

Применение энергии электромагнитного поля на ММК. Использование электромагнитной индукции на предприятиях нашего города

сообщения

Переменный электрический ток.

10

Применение трансформаторов в нашем регионе

беседа

Производство и использование электрической энергии.

10

15

Производство и использование электроэнергии в нашем регионе

сообщения

Принцип радиосвязи. Простейший радиоприемник.

15

Радио и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание. Проблемы распространения, применение с учетом экологического аспекта знаний на предприятиях области.

сообщения

Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

15

Радиотелефонная связь в нашем городе.

сообщения

Закон преломления света. Законы отражения света Решение задач.

10

10

Применение закона преломления в оптических приборах, используемых в быту и промышленности нашего региона

беседа

Линзы

20

Оптические приборы в технике и медицине Челяб. области.

сообщения

Дисперсия света. Решение задач.

15

Использование в оптических приборах на предприятиях города.

сообщения

Интерференция света. Дифракция света.

20

Применение света в приборах, применяемых в промышленности в нашем регионе.

Применение дифракции интерференции света в приборах, применяемых в промышленности в нашем регионе.

сообщения

 Поляризация света.

10

Применение поляризованного света в приборах, применяемых в промышленности в нашем регионе.

сообщения

Виды излучений. Виды спектров

15

Применение  инфракрасного и ультрафиолетового и рентгеновского излучения в медицинских учреждениях, в быту и на производстве.

сообщения

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

10

Применение на ММК.

беседа

 Давление света. Химическое действие света

15

Применение фотоэффекта на промышленных предприятиях и в быту

сообщения

Квантовые постулаты Бора.

15

Применение лазеров на промышленных предприятиях и в медицинских учреждениях нашего города

сообщения

Применение ядерной энергии

20

Использование энергии ядер на военных объектах области.  Экология Земли.

лекция

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

30

Естественная радиоактивность местных материалов. Радиоактивные изотопы в промышленности и сельском хозяйстве Челябинской области

лекция, сообщения

Значение физики для развития производительных сил общества

15

Значение физики для развития производства Челябинской области

сообщения

                                                 

2.Учебно-методическое обеспечение предмета

             Выбор учебников и пособий осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее «Федеральный перечень учебников») рекомендуется образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования учебники, находящиеся в библиотечном фонде, и приобретенные в соответствии с приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067 использовать до их физического износа.

           Преподавание физики в школе-интернате  в 10 классе ведется по учебнику «Физика 10 класс»; авт. Г.Я. Мякишев,                        Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.  В учебник 10 класса включены разделы: «Механика», «Молекулярная физика. Тепловые явления», «Основы электродинамики».

          Преподавание физики в 11 классе ведется по учебнику  Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева  «Физика. 11 класс». Значительная часть курса физики 11 класса посвящена современной физике – физике 20 века. Здесь дается представление о теории относительности, квантовой теории, физике атомного ядра и элементарных частиц, рассматривается раздел «Колебания и волны».

 Учебники физики для 10 и 11 классов  отличает ясность и доступность изложения. Кроме основного материала включены параграфы для дополнительного чтения, описания лабораторных работ, рассматриваются примеры решения задач,  включены упражнения, содержащие задачи по всем изучаемым темам, подводятся краткие итоги изучаемой темы

Для реализации  целей и задач рабочей программы выбран учебно-методический комплекс (УМК), который позволяет в полной мере реализовать требования федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)  общего образования по физике. Написанные в полном соответствии с базовой программой по физике 10 - 11 классов и включающие весь необходимый теоретический материал для изучения физики.

класс

Программа

Учебник

Учебные пособия

Методические пособия

Электронные образовательные ресурсы

10-11

Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) (МО и Н РФ 2005г)

П.Г.Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов.Программа среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень X-XI классы. / Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы.- М.: Просвещение,2007.

1.МякишевН.Н., Сотский Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика.10 класс: учеб. для 10кл., общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профил. уровни/ Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотцкий; под редакцией В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой.- 20-е изд.- М.; Просвещение.2011 (Порядковый номер учебника в перечне - 1.3.5.1.4.1)

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.(под ред. Парфентьевой Н.А.) – 21 –е изд.М.:Просвещение,2012 (Порядковый номер учебника в перечне - 1.3.5.1.4.2)

1.Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике.10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни./ Н.А. Парфентьева. – 3 – е изд.- М.: Просвещение,2010.

2.А.П.Рымкевич  Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений/А.П. Рымкевич – 13-е изд., стереотип. М.; Дрофа. 2009.  

3.Н.А.Парфентьева. Сборник задач по физике.10-11классы: пособие для учащихся образоват.учреждений:базовый и профильный уровни/Н.А.Парфентьева.- 4-е изд.- М.:Просвещение,2012. – 206 с

1.Марон, А.Е. Физика.10 класс: дидактические материалы/ А.Е.Марон, Е.А.Марон. -  8-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2011.

2.Марон, А.Е. Физика.11класс: дидактические материалы /А.Е.Марон, Е.А.Марон. -  7-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2011.

 

1.Физика . 7-11 классы Интерактивный курс .Физикон

 2. Открытая  физика 7-11 классы Физикон

 3. Физика.10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ.1С школа. Просвещение

 3. Календарно-тематическое планирование  

( представлено в приложении)

4. Характеристика контрольно-измерительных материалов

За основу для проведения тематического контроля над усвоением материала по физике взяты пособия:

*А.Е. Марон, Е.А Марон «Дидактические материалы» (10,11 классы), пособие включает тренировочные задания, тесты для самоконтроля, самостоятельные и контрольные работы. Учебный комплект предусматривает организацию всех этапов учебно-познавательной деятельности учащихся: применение и актуализацию теоретических знаний, самоконтроль качества усвоения материала, выполнение самостоятельных и контрольных работ. Тренировочные задания по всем разделам курса физики содержат набор качественных, экспериментальных и графических задач, ориентированных на формирование ведущих понятий и основных законов курса физики.  Тесты для самоконтроля с выбором ответа предназначены для проведения оперативного поурочного тематического контроля и самоконтроля знаний. Самостоятельные работы содержат 5 вариантов и рассчитаны примерно на 20 минут каждая. С целью дифференциации для более подготовленных учащихся можно объединять варианты работы. Контрольные разноуровневые работы являются тематическими. Они рассчитаны на один урок и составлены в четырех вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложности: 1 и 2 уровень сложности соответствует требованиям к базовому уровню подготовки учащихся, 3 уровень предусматривает углубленное изучение физики. Предлагаемые дидактические материалы входят в учебно-методическое обеспечение образовательных программ по физике.

Начальный

уровень

Ученик должен решать задачи и упражнения лишь на 1 – 2 логических шага репродуктивного характера с помощью учителя, т.е. по готовой формуле найти неизвестную величину. Ученик способен выполнять простейшие математические операции, владеет учебным материалом на уровне распознавания явлений природы, отвечает на вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».

Средний

уровень

Ученик умеет решать простейшие задачи по образцу не меньше, чем на 2 – 4 логических шага, проявляет способность обосновывать некоторые логические шаги с помощью учителя. Ученик проявляет знания и понимание основных законов, понятий, формул, теории.

Достаточный уровень

Ученик решает задачи и упражнения не меньше, чем на 4 – 6 логических шага с обоснованием и без помощи учителя. При решении задач свободно владеет изученным материалом, применяет его на практике в стандартных ситуациях.

Высокий                   уровень

 Ученик решает комбинированные типовые задачи стандартным и оригинальным способом. Проявляет творческие способности, самостоятельно умеет решать задачи больше чем на 5 – 6 логических шагов. Умеет решать нестандартные задачи.

5. Приложение

5.1. Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей

  • Требования к речи учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

  • Говорить или писать на тему конкретно, точно;
  • Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
  • Излагать материал логично и последовательно;
  • Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Для речевой культуры учащихся важно умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.

  • Работа учителя по осуществлению единых требований к  письменной речи учащегося.Основными видами письменных работ являются:  текущие работы, самостоятельные и контрольные работы, практические работы,  итоговые контрольные работы, в т. ч. репетиционные экзамены.
  • Количество и назначение ученических тетрадей:

Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих контрольных письменных работ по  физике должны иметь 2 тетради:  1 – рабочая общая тетрадь и 1 - тетрадь из 12-18 листов для контрольных, практических и лабораторных работ.

  •   Требования к оформлению и ведению тетрадей:

  • Используются стандартные  общие тетради или тетради из 12-18 листов;
  • Писать аккуратным, разборчивым почерком.
  • Указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 14.09.09)
  • Записать  тему урока.
  • Указывать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант).
  • Соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.
  • Между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы 2 клеточки.
  • Аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, чертежи.
  • Делать записи синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, каких либо выделений. Запрещается писать  в тетрадях красной пастой.

Порядок проверки письменных работ учителем:

  • Контрольные работы по возможности проверяются к следующему уроку физики;

     Ошибки подчеркиваются и выносятся на поля. Оценка за работу заносится в классный журнал в классный журнал.

  • За самостоятельные обучающие  работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя;
  • После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

                 Работа над ошибками проводится там же, где выполнялась сама   работа.

На обложке делается запись:

Тетрадь

для  ________________работ

по_физике

ученика (цы)_______класса

МООУ «СШИ №2»

фамилия________          имя_______

5.2. Нормы оценок

При оценке уровня усвоения учебного материала в устных и письменных ответах учеников следует исходить из поэлементного анализа знаний, умений и навыков, учащихся.

 Текущему контролю подвергаются  учащиеся 7-9 классов в течение 4-х учебных четвертей. Согласно Положению о текущем контроле оценивание знаний и умений проводится по пятибалльной системе: 5 баллов - "отлично", 4 балла - "хорошо", 3 балла -"удовлетворительно", 2 балла - "неудовлетворительно".

  • Оценка ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы, графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания  при решении простых задач с использованием готовых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

  • Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

  • Оценка лабораторных работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда. В отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но были допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности

  • Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин и единиц их измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогично ранее решенным в классе; ошибки.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить цену деления измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

             Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

              Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности  в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное заполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

  • Тесты:   «5» – выполнение задания на  90 – 100%;     «4»  -  на 70 - 89%;     «3» –  на 50 - 69%;        «2» -  на  0 – 49 %;

5.3 Литература

                                                                         

Пособия для учителя

Автор

Название

Издательство

Год

А.И. Семке

Нестандартные задачи по физике

Академия развития. Ярославль.

2007

 .Ю.А.Сауров.-  

Физика в 11 классе. Модели уроков.

М.: Просвещение

2005

В.А. Волкова    

11 класс. Поурочные разработки по физике к учебнику Г.Я. Мякишева и др.

М.; ВАКО,

2006

Н.И. Зорин

Тесты по физике:11 класс

М.:ВАКО

2010

  • Дополнительные Учебно-методические пособия для учителя
  1. «Тематическое и поурочное планирование по физике 11 класс» ( к учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б.Буховцева «Физика – 11» ) ; Г.В. Маркина;  «Учитель» 2005год.
  2. «Физика. Поурочные планы по учебнику  Г.Я. Мякишева и др. «Физика – 10»;                                                                                                                                        И.И. Мокрова, О.А. Маловик,  «Учитель», 2005 год.
  3.  «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 10, 11 классы» Книга для учителя                                                                                    Е.А Марон; Москва, «Просвещение», 2007 год.
  4. «Методический справочник учителя физики»;                                                                                                                                                                   В.А. Коровин, М.Ю. Демидова. «Мнемозина», 2003 год
  5. «Опорные конспекты по кинематике и динамике»;                                                                                                                                                                                      В.Ф. Шаталов, В.Ф. Шейман, А.М. Хайт. «Просвещение, 1989 год.
  6. «Методика решения задач в средней школе».                                                                                                                                                           С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов; «Просвещение» 1987 год.

5.4 Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет

Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Интернет-сайты:

Перечень Web-сайтов, рекомендуемых для использования в работе учителем физики

№ п/п

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес (URL)

1.

Журнал «Физика: методика преподавания в школе»

Содержание номеров и аннотации статей журнала

http//www.chem.msu.su/rus/school/

chemistry_meth/welcome.html

2.

Информационно-образовательный сайт по физике.

http://www.chem.msu.su/rus/school/

3.

С – ВООКS.

Литература по физике.

http// c – books narod/ru

4.

Персональный сайт учителя физики.

Полезные советы, эффектные опыты, новости физики, виртуальный репетитор, консультации, история физики.

http://eqworld.ipmnet.ru/indexr.htm

5.

Репетитор по физике.

Помощь по физике школьникам.

www/ miramag ru/web

6.

Мир физики

Справочная информация, новости науки

http://www.chem.km.ru/ 

7.

Опорные конспекты по физике.

Поурочные конспекты для школьников 8-11-х классов

http://рhysic.hl.ru/ 

8.

Российский образовательный Портал.

Коллекция экспериментов по физике.

http://experiment.edu.ru/catalog.asp?

9

Информационно-консультационно портал ФЦПРО

материалы

http://fgos74.ru/

10

Центр методической и технической поддержки внедрения ИКТ в деятельность ОУ и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам

материалы

http://ikt.ipk74.ru/

11

Виртуальный методический кабинет

материалы

http://ipk74.ru/virtualcab

12

Официальный сайт ГБОУ ДПО ЧИППКРО

материалы

http://ipk74.ru/

         Полный перечень электронных образовательных изданий можно найти в пособии «ИНТЕРНЕТ – учителю: Физика» А.Э.Пушкарёв и др. Челябинск, «Взгляд», 2006г. (Электронные издания образовательного назначения)». В пособии рассматриваются возможности применения информационно-образовательных ресурсов Интернет в учебном процессе. Даны рекомендации по работе с Интернет и большая подборка адресов сайтов с кратким описанием содержания: 47сайтов учителю физики, 21сайт учителю, преподающему физику на профильном уровне;  7 сайтов учителям, разрабатывающим элективные курсы,  3 сайта для подготовки школьников к ЕГЭ, 5 сайтов для подготовки школьников к олимпиадам.

 В качестве информационной и методической поддержки используются наглядные пособия, ресурсы Интернет – сети: банк тестовых материалов:  fipi. ru., демоверсии по предметам egu. ru., фонд ЦОР ММЦ и школьной медиатеки.

 

Список дисков медиатеки МООУ "Санаторная школа-интернат №2"

           1.Интерактивный курс «Физикон»;

2.Экспресс-подготовка к экзамену «Новая  школа»;

3.Библиотека наглядных пособий; 1С: Школа, «Дрофа».

4.Репетитор по физике. 1С: Школа, «Дрофа».

5.Живая физика «Физикон».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « алгебра, 9 класс, базовый уровень».

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.         Феде...

Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.         Фе...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 7 класс, базовый уровень

Рабочая программа к УМК Колягина Ю.М. Программа рассчитана на 3,5 часа в неделю; 4 часа в первом полугодии и 3 часа во втором. Программа базовая....

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )

Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...