МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Связь физики и медицины (химия и биология на уроках физики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ФИЗИКА И МЕДИЦИНА

(ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ)

Работа учителя физики

КОСТЕНКО Ю. Э.,

учителя физики МБОУ «СОШ №12»

г. Симферополь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физика – наука о природе. И зная её законы, расширяются и углубляются знания по химии, биологии, астрономии, технологии и так далее. Физика связана со всеми изучаемыми предметами в школе. Прогрессивные педагоги различных эпох подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, природы "в голове ученика", для создания истинной системы знаний и миропонимания.

При  изучении физики в школе, необходимо выделять межпредметные связи физики с естественными науками – биологией и химией. Одним из мотивов изучения физики для становится связь физики и медицины.

При современном уровне развития медицинской аппаратуры необходимо знать и свойства, и строение лазеров, и свойства рентгеновских лучей, и ультразвук и его свойства, и токи высокой частоты. Надо знать принципы действия приборов, уметь разбираться в электрических цепях и регулировании усилителей высокой и низкой частоты. Расширяя свои знания по другим предметам, углубляются знания учащихся, расширяется кругозор, развивается личность.

ТЕМА УРОКА

С КАКИМИ ПРЕДМЕТАМИ СВЯЗЬ

И В ЧЁМ ОНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

Биология.

Воздействие ультрафиолетового и инфракрасного излучения на живые организмы и растения.         

Рентгеновское излучение.

Биология.

Причина мутации. Применение в медицине. Диагностика.

Химическое действие света. Фотографирование.

Биология.

Фотосинтез в зеленых листьях растений.

Химия.

Реакция разложения.

Состав ядра атомов. Ядерные реакции.

Химия.

Периодическая система элементов Менделеева. Изотопы. Состав атомных ядер.

Изучение и поглощение света. Спектральный анализ. Виды спектров.

Химия.

Свечения фосфора. Окислительно-восстановительные химические реакции.

Методы регистрации ионизирующих излучений. Получение радиоактивных изотопов и их применение.

Биология.

Использование меченых атомов для определения движения питательных веществ в растениях и исследование обмена веществ в организме человека. Мутационное воздействие ионизирующей радиации.

Химия.

Получение радиоактивных изотопов всех химических элементов. Трансурановые элементы.

Масса молекул. Закон Авогадро.

Химия.

Понятия: моль, молярная масса, относительная молекулярная масса, периодическая система химических элементов Менделеева.

Явление смачивания и капиллярность

Биология.

Основные функции корня растения, древесного стебля.

Обработка почвы, боронование. Рыхление.

Кровеносная система человека.

Применение и учет деформации в технике. Проблема созданий материалов с заданными свойствами.

Химия.

Управление свойствами, структурой и технологией обработки.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

Биология.

Деятельность человека, охрана биогеоценозов, биосфера в период научно-технического прогресса.

Электрический ток в полупроводниках

Химия.

Понятия о ковалентной связи.

Электрический ток в растворах и расплавах. Законы электролиза.

Химия.

Электролитическая диссоциация. Электролиз.

Закон сохранения энергии

Химия.

Энергетический выход химических реакций.

Звуковые волны.

Биология.

Строение и функции органов слуха.

Тепловое движение.

Химия.

Понятие атома. А томно-молекулярное учение.

Энергия топлива.

Химия.

Окислительные реакции.

Испарение и конденсация.

Биология.

Испарение воды листьями.

Опыт Резерфорда. Строение атома.

Химия.

Периодическая система элементов Менделеева. Химические элементы и их обозначение. Строение атома.

ДЕМОНСТРАЦИИ

Простейшие медицинские приборы и принцип их действия: пипетка, шприц, термометр, банки.

             

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

I. Ультразвук и медицина:

Понятие об ультразвуке и природных сонарах.

Получение ультразвука на практике.

Ультразвук в диагностике.

Ультразвук в терапевтическом и оперативном лечении.

II. Звук в жизни человека.  

Что такое звук?

Как измеряют звук?

Как мы слышим и говорим?

Дефекты звука и их устранение.

Борьба с шумом как экологическая проблема.

III. Электрические явления и медицина.

Электрические явления в жизни живых организмов.

Электрические заряды в организме человека.

Методы электродиагностики (энцефалография, кардиография)

Методы электролечения.

IV. Оптика и медицина.

Зрение у животных и человека.

Дефекты зрения и их устранение.

Световоды в диагностике.

V. Радиоактивные излучения и медицина.

Влияние гамма излучения на биологические объекты.

Лучевая болезнь.

Метод меченых атомов в диагностике (изотопная диагностика и компьютерная томография).

Гамма-лучи в онкологии.

VI. Лазер и медицина.

Лазерный луч, виды лазеров.

Лазерная терапия.

Лазерная хирургия.

VII. Баротерапия и барохирургия.

Атмосферное давление в жизни человека.

Баротерапия.

Барохирургия.

План урока физики в 10-м классе по теме: “Первый закон термодинамики”

Цель урока:

ввести понятие Первого закона термодинамики;

продолжить формировать понятие о всеобщности закона сохранения энергии.

Ход урока

I. Опрос

Ввести понятие внутренней энергии. Вывести формулу для определения внутренней энергии. Рассказать о способах её изменения.

Показать, как в термодинамике выводится формула по определению работы идеального газа.

Вспомнить понятие количества теплоты и рассказать о том, как в различных тепловых процессах его можно рассчитать.

Фронтально:

а) можно ли повысить температуру тела, не сообщая ему количества теплоты?

б) мука из-под жерновов выходит горячая, хлеб из печи вынимают тоже горячим. Какова причина повышения температуры тел в первом и во втором случаях?

в) проволоку можно нагреть в пламени спиртовки и в результате многократного сгибания. Правильно ли утверждать, что в обоих случаях проволока получила некоторое количество теплоты?

II. Переход к изучению нового материала

Повторяя материал предыдущего урока, был сделан вывод о том, что внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: совершая над телом механическую работу или передавая ему некоторое количество теплоты. Этот вывод нуждается в аналитическом подтверждении, решать этот вопрос мы и будем сейчас.

III. Изучение нового материала

Работы М.В.Ломоносова 1750 г.

Вклад в науку Юлиуса Роберта Майера. Родился в 1814 году в семье аптекаря, окончил Тюбингенский университет на факультете медицины.(1838–1840 гг.). В 1840 году вербуется в качестве судового врача на торговое судно и отправляется в плавание на остров Ява. Майер заметил, что при травме у матросов сложно отличить венозное кровотечение от артериального. Венозная кровь была алой.

Как вы считаете? Почему?

Эти наблюдения привели Роберта Майера к открытию закона сохранения энергии (1841 г.). Некоторая путаница, в использовании вместо “энергия” слово “сила” привела к пренебрежению, с которым ученые встретили работы Майера. В споре за первенство в открытии закона сохранения энергии участвовали Гельмгольц (1845 г.) и Джоуль (1848 г.).

Разными путями шли ученые к открытию и установлению закона сохранения и превращения энергии.

При этом все они пришли к выводу: энергия не появляется из вне и не исчезает, она только превращается из одного вида в другой и записали это в виде формулы:

U = Q + A,

где U — изменение внутренней энергии, Q — количество теплоты, A — работа внешних сил.

Анализ формулы U = Q + A.

IV. Закрепление на качественных задачах

1. При быстром сжатии газа температура его повысилась. Можно ли сказать, что:

а) газу сообщено некоторое количество теплоты?

б) внутренняя энергия газа увеличилась.

2.Всегда ли при сообщении термодинамической системе энергии путем теплообмена внутренняя энергия возрастает?

3.Можно ли передать газу некоторое количество теплоты, не вызывая при этом повышения температуры?

V. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

межпредметные связи на уроках физики.

При изучении темы "Оптика в 8 классе затрагивается вопрос строения органа зрения - глаза. Такой же матариал есть и в курсе биологии. В своей презентации предлагаю рассмотреть вопросы, и с точки зрения...

Сообщение "Использование межпредметных связей на уроках физики"

Реализация межпредметных связей на уроках физики...

Межпредметные связи на уроках физики, как способ повышения интереса к предмету у учащихся.

Пример межпредметных связей на уроке по теме: "Законы геометрической оптики"....

Межпредметные связи на уроках физики в средней школе. Биофизика.

Методическая разработка «Межпредметные связи на уроках физики и биологии. Биофизика» наряду с теоретической частью, где даются понятия и классификация межпредметных связей, их формы и функции, с...

Межпредметные связи на уроках физики

Межпредметные связи на уроках физики...

Межпредметные связи на уроках физики (из опыта работы)

Связь физики с другими предметами формирует основы естественнонаучной картины мира, показывает место человека в ней, знакомит с применением физических законов в практической деятельности человека. ...

Реализация межпредметных связей на уроках физики

В работе раскрывается взаимосвязь курса физики 10 класса с общественными, естественными и техническими предметами...