Главные вкладки

    Внеклассное интегрированное мероприятие по физике, экологии и географии "Экологические аспекты эксплуатации автомобилей"
    методическая разработка по физике (8 класс) на тему

    Москаленко Ирина Анатольевна

    Это мероприятие можно провести для учащихся 8-9 классов в рамках недели физики или экологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integrirovannoe_meropriyatie.docx31.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное интегрированное мероприятие

    по физике и географии

    для учащихся 8-9 классов

    «Экологические аспекты

    эксплуатации автомобилей.»

    Учитель физики и географии

    Москаленко Ирина Анатольевна

    Цель : расширить знания учащихся об экологических проблемах, связанных с эксплуатацией автомобилей; выявить причины, последствия и пути их решения.

    Задачи:

    Образовательная – научить учащихся, опираясь на знания и опыт, определять экологические проблемы, связанные с автомобилизацией, выяснять причины их возникновения, определять возможные последствия, предлагать способы решения.

    Воспитательная – воспитать экологическое мировоззрение, формировать навыки коллективной работы.

    Развивающая – развивать у учащихся умение собирать, анализировать и систематизировать информацию, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, развивать устную речь.

    Оборудование: интерактивная доска, презентации

    Учитель: человек изобрел множество машин и устройств  для облегчения передвижения.  Но наиболее распространенным является автомобиль.

        Из всех видов транспорта он является самым динамичным. По грузоперевозкам он занимает  2место, после железнодорожного.

       Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного расселения людей в индустриальный странах, распространении туризма и др.

       Но сейчас все острее выявляются и отрицательные стороны – автомобиль стал одним из основных источников загрязнения окружающей среды. В результате страдают люди, животные и растительный мир.

         Доля автотранспорта по всем видам загрязнений составляет 30%, а в крупных городах 50-90%.

        Так что же принесли в мир автомобили – добро или зло? Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. А начнем наш разговор с истории создания автомобиля с показом презентации

    Автомобилем называют устройство с мотором для передвижения пассажиров или грузов. Первоначально планировалось, что автомобили будут перевозить именно людей, а не грузы. Однако сегодня этот термин используется для множества типов средств передвижения, которые в целом выполняют сходные задачи. Термин "автомобиль" попал первоначально во французский язык из греческого и состоит из двух корней: auto (самостоятельно) и mobilis (двигающийся), то есть устройство, передвигающееся самостоятельно, а не посредством животной тяги или другого устройства. Очень спорным является вопрос, кто же первым изобрел устройство, которое может по праву называться автомобилем.

    По одной версии, это Николя-Жозеф , который еще в 1769 г. смог приспособить пропеллеры для самостоятельного передвижения некоего агрегата, который прежде приводился в движение лошадьми.

    Согласно другой версии, член ордена иезуитов в Китае, Ferdinand Verbiest, еще раньше, в 1672, сделал на потеху китайскому императору устройство, которое, хотя самостоятельно и не могло передвигать ни водителя, ни пассажиров, тем не менее, являлось первым в мире действующим паровым двигателем.

    В России первый автомобиль был сконструирован в 1896 году в Санкт-Петербурге двумя замечательными инженерами: Е.А.Яковлевым и П.А.Фрезе. Трудно поверить, но лишь за год до этого события Генри Форд сконструировал самый первый в мире легковой автомобиль с использованием двигателя внутреннего сгорания. И уже через 10 лет на заводе Лесснера в Санкт-Петербурге освоили серийное производство автомобилей. А самым известным «брендом» России того времени был «Руссо–Балт» в Риге, где за период с 1909 по 1915 годы было произведено более 400 автомобилей.

       В наше время автомобиль остается по-прежнему одним из наиболее распространенных видов транспорта, когда речь идет о сравнительно небольших расстояниях или о мультимодальном способе перевозки. Наиболее развиты автомобильные перевозки и соответственно наибольшее количество дорог в экономически развитых странах..

     Об этом говорит общая протяженность дорог: США  6,430,366 км, Франция 950,985 км, Италия 484,688 км, Испания 681,224 км, Великобритания 388,008 км, Швеция 425,300 км, Австралия 812,972 км, Бразилия 1,751,868 км, Канада 1,042,300 км, Китай 1,930,544 км. В нашей стране общая протяженность автомобильных дорог составляет 854,000 км, которые сосредоточены, в основном, на европейской части территории.

    В настоящее время  на каждые 10 человек в мире приходится 1 автомобиль. В Москве 1 автомобиль приходится на 5 жителей столицы.

    Заполните таблицу, в которой вы должны в левом столбце указать все достоинства автотранспорта.

    Достоинства

    Недостатки

    • Комфортные условия для человека
    • Быстрое передвижение
    • Способствует экономическому развитию
    • Использование в труднодоступных районах
    • Истощение природных ресурсов
    • Загрязнение биосферы
    • Тепловое загрязнение
    • Шумовое загрязнение
    • Негативное влияние на состояние здоровья человека

     

    Учитель: Да, действительно, автомобиль – это благо. Но из блага он может превратиться в непоправимые последствия. К сожалению, это стали понимать совсем недавно.

    Поговорим о проблеме истощения природных ресурсов.

    - какие природные ресурсы нужны для использования автомобилей? (нефть, газ)

    -а как вы думаете, на сколько лет осталось запасов нефти и газа?

    Давайте рассчитаем.

    Ресурсообеспеченность = разведанные запасы /добываемые за год.

    Запасы газа 48трлн. кубометров, добывается 665млрд. Ресурсообеспеченность составляет 355лет.

    Запасы нефти 25млрд. тонн, добывается 440млн. Ресурсообеспеченность – 57 лет.

    Как видим немного. Что ж придётся отказаться от автомобилей или искать какие-то другие источники для получения топлива?

    Сообщение об альтернативных видах топлива.

        Уголь – самый распространенный из невозобновимых источников энергии. Из него получают сначала синтетическую нефть, а затем из этой нефти получают экологически чистый бензин. Но запасов угля хватит тоже на несколько десятков лет.

        Альтернативным топливом может стать продукт ферментации растительного сырья (биомассы) – спирт: метанол и этанол. Наиболее экологически чистым является этанол. Для его производства используют растения, которые содержат в большом количестве сахар. Наиболее подходит сахарный тростник. Он содержит много сахара и быстро растёт. Поэтому в Бразилии сейчас много автомобилей, работающих на бензине с этанолом.

            И всё же, главным топливом будущего является водород. Его теплотворная способность в 3 раза выше, чем у бензина, а продуты сгорания содержат лишь водяной пар. 50 лет назад профессор Московского государственного технического университета А.Орлин впервые создал карбюраторный двигатель на водороде.

    Продолжая разговор, поговорим о загрязнении биосферы.

    Презентация

    Доля автотранспорта в загрязнении атмосферы составляет от 30% до 60%. По данным специалистов в Москве за прошлый год выброс автотранспорта возрос на 58%. В Саратове на 1 человека в прошлом году приходилось 213 тонн в год загрязняющих веществ. Сегодняшний уровень загрязнения центральной части России составляет 10-20 предельно-допустимых концентраций. Выбросы углекислого газа усиливают парниковый эффект, способствуют образованию кислотных осадков, вызывающие разрушение зданий, закисление  водоёмов. Углекислый газ обладает наркотическим действием, раздражающе действует на кожу и слизистую оболочку. Медиками установлено, что каждое четвёртое заболевание связано с загрязнением воздуха. Постояв на перекрёстке весь рабочий день, постовой получает столько же вредных веществ, сколько их содержится в 5 пачках сигарет. Поэтому, не случайно, в Японии, постовые работают в противогазах.

    1. Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.
    2. Во льдах Гренландии, датированных 800 г. до н.э., содержится 0,0004 мкг свинца на 1 кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше; лед, образовавшийся в 1969 г., содержит 0,2 мкг свинца на 1 кг, т.е. в 500 раз больше. Объясните, как свинец попадает в льды Гренландии. Почему содержание свинца во льдах растет?

    Учитель: Какие приспособления существуют для борьбы с загрязнением выхлопными газами?  

    Ученик: нужно устанавливать фильтры. Наиболее эффективными являются инерционные фильтры, работающие на основе явления инерции.

    Учитель: а существуют ли экологически чистые средства передвижения?

    Рассказ о электромобилях с показом презентация о электромобилях

    Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году.

    В 1899 году в Санкт-Петербурге русский дворянин и инженер-изобретатель Ипполит Романов создал первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров. Его общая компоновка была заимствована у английских кэбов, где извозчик располагался на высоких ко́злах позади пассажиров. Экипаж был двухместным и четырёхколёсным, передние колёса по диаметру были больше задних. На первом электромобиле использовался свинцовый аккумулятор системы Бари, имевший 36 банок (вольтовых столбов). Он требовал подзарядки каждые 60 вёрст (~64 километра). Суммарная мощность автомобиля составляла 4 лошадиные силы. Разработка экипажа была заимствована у моделей американской фирмы «Моррис-Салом», которая выпускала автомобили с 1898 года. Электромобиль изменял скорость движения в девяти градациях от 1,6 до 37,4 км/час.

    Романов также разработал схему городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов и получил разрешение на работу. Однако найти нужные инвестиции не смог, поэтому дело не получило развитие.

    Ещё одна экологическая проблема – шумовое загрязнение.

    Шум, поступающий с автомагистралей,  во много раз превышает санитарные нормы и является причиной сокращения продолжительности жизни (по данным австрийских исследователей на 8-13лет). Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Шум мешает работать и отдыхать, снижает производительность труда. Наиболее чувствительны к действию шума пожилые люди и работники умственного труда.

    Шум возникает в результате взаимодействия шин с поверхностью дороги и работы агрегатов. В некоторых странах, например в Австрии, автомагистрали покрывают так называемым «шепчущим» асфальтом, который поглощает шум от движения  наполовину. Кроме того, этот асфальт поглощает воду, оставаясь сухим даже в дождь, не растрескивается при резких перепадах температур, обеспечивает лучшее сцепление с шинами.  А дорожное покрытие в Японии обеспечивает звукопоглощение на 71-100%. Новые покрытия очень дорогие, но срок эксплуатации большой.

    Тепловое загрязнение атмосферы.

    Образующиеся при сжигании топлива оксиды углерода поступают в атмосферу, и примерно половина их не поглощается растениями и не растворяется, а остаётся в атмосфере. Эффект, который оказывает слой оксида углерода, сходен с  эффектом стеклянной крыши парника. Поэтому его называют парниковым эффектом. В результате Земля разогревается. За последние 100 лет содержание углекислого газа возросло на 20%, что, по мнению учёных, может вызвать глобальное повышение средней температуры атмосферы на 30С. Что в свою очередь подъём уровня Мирового океана на 60м. что приведёт к затоплению и разрушению прибрежных территорий.

    Учитель:  итак, какие пути решения экологических проблем вы можете предложить?

    Ученики: 1) использовать альтернативные виды энергии

    2) заняться оздоровлением окружающей среды

    3)проводить экологическое воспитание

    4)начать строительство дорог с шумопоглощающим покрытием

    Учитель: в народе сложено множество пословиц и поговорок экологического содержания.

    • Чист источник – чист и родник (японская).
    • Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства. (русская)
    • Чистый воздух – враг болезней. (мордовская)
    • Как относишься к лесу, так и лес к тебе. (латышская)

    Учитель: ведется ли у нас в области работа в этом направлении?

    Ученик: да, такая работа осуществляется Саратовским областным отделением общественной организации «Всероссийского общества охраны природы», которая обратилась ко всем жителям области с 16 призывами – экологическими заповедями, чтобы вечно жила природа и человечество, в надежде на то, что они станут для каждого из нас нравственным законом.

    1. Я сделаю всё, чтобы воздух не был загрязнён.

    2. Я сделаю всё, чтобы вода была чистой.

    3.  Я сделаю всё, чтобы защитить ландшафт и землю.

    4. Я сделаю всё, чтобы ограничить потребление энергии и сырья.

    5. Я сделаю всё, чтобы защитить животных.

    6. Я сделаю всё, чтобы сохранить разнообразие растительного мира.

    7. Я сделаю всё, чтобы выращивались и продавались только экологически чистые продукты.

    8. Я никогда не оставлю после себя мусор и сделаю всё, чтобы уменьшить количество отходов.

    9. Я сделаю всё, чтобы уменьшить шум.

    10. Я сделаю всё, чтобы быть сознательным потребителем.

    11. Я сделаю всё, чтобы следовать этим заповедям каждый день.

    12. Я буду на любом участке деятельности изучать основы экологической науки и применять их в жизни.

    13. Я всегда буду оберегать лес.

    14. Я буду содействовать расширению и сохранению оставшихся особо охраняемых территорий.

    15. Я буду лично активно участвовать в работе общества охраны природы.

    16. Я буду заниматься экологическим образованием и воспитанием молодёжи.

    Учитель:  и хотя сегодня много было сказано о негативных последствиях использования автомобиля, всё же он необходим в нашей жизни. Поэтому мы должны искать пути решения проблем. Будем  сохранять и преумножать богатства Земли.

    Береги свою планету!

    Есть одна планета- сад

    В этом космосе холодном .

    Только здесь леса шумят,

    Птиц, скликая перелётных.

    И стрекозы только тут

    В речку смотрят удивлённо.

    Здесь в траве живет беспечно

    Стрекотун – певун кузнечик,

    Юный ветер, хулиган,

    Щекочет старый океан,

    Грациозные дельфины

    Вальс танцуют и поют,

    В общем счастливо живут.

    Здесь лишь утро золотое,

    Воздух нежно – голубой,

    Дышится легко и вволю.

    Забываем мы порой:

    Воздух дан в аренду нам,

    Он один на всех землян.

    Чтобы жизнь торжествовала,

    Охранять нам воздух надо.

    Береги свою планету,

    Ведь другой на свете нету!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное интегрированное мероприятие по истории и физике "Наука ковала Победу"

    Данная  работа  посвящена   Победе  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В  работе  представлены: история  Великой ...

    Внеклассное интегрированное мероприятие "Физика? или Биология? ""

    Интеграция позволяет создать у школьников целостное представление об окружающем мире, способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях,...

    Внеклассное интегрированное мероприятие для 8 классов (физика-физическая культура)

    В период зимних каникул мы провели мероприятие в учащимися 8 классов, целью которого было не просто совместить две (на первый взгляд несовместимых) дисциплины, но и вызвать интерес к дальнейшему изуче...

    Методическая разработка интегрированного мероприятия по математике, экологии и немецкому языку в 7-8 классах - «Позаботимся вместе о нашей планете»

    Интегрированное мероприятие по теме: «Позаботимся вместе о нашей планете» целесообразно проводить в рамках предметных недель для повышения интересса к предметам и воспитания экологической культуры обу...

    Внеклассное интегрированное мероприятие по математике и экологии «Лесная арифметика»

    Данное мероприятие, направленно на овладения уровня общего образования определённой эколого-географической и математической информации, навыками её применени...