Представление педагогического опыта
методическая разработка по физике на тему
Методика работы учителя физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя физики МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная
школа №4»
Ворониной Ирины Геннадьевны.
Педагогическая проблема, над которой моя работа ведется в течение ряда лет: «Личностно-ориентированный подход к обучению физике».
Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования.
Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом физики. Все это достигается с помощью личностно-ориентированного подхода в обучении.
Ведущая педагогическая идея опыта - развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в федеральных государственных образовательных стандартах.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
· принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала;
· принцип индивидуализации.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающим собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении
новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Теоретической базой опыта явились работы, представленные в методическом пособии Якиманской И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе», а так же теоретические положения Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова о системно-деятельностном подходе к обучению, А.Н. Крутского о психодидактике и новых технологиях в преподавании физики.
На современном этапе перед методикой преподавания физики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными.
Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.
В современном учебно-воспитательном процессе очень важны партнерские отношения, взаимодействие учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания.
Технология личностно – ориентированного обучения на уроках физики – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к личному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основными особенностями личностно- ориентированного урока считаю создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
· создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
· стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
· использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
· поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения
задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
· создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
· предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
В своей работе активно использую такое направление технологии личностно-ориентированного обучения, как проектная деятельность.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов. Данная педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Цели проектного обучения:
· способствовать повышению личной уверенности у каждого участника
проектного обучения;
· развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение
сотрудничать;
· обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.
Исследовательские проекты по физике практикуются на всех ступенях обучения, учитывая особенности и методику исследования. В итоге выделяется группа увлеченных ребят. Далее они вовлекаются в работу в составе творческих групп. С ними проводятся дополнительные занятия, на которых обсуждается методика исследования. Это способствует сохранению у ребенка интереса к предмету на протяжении всего школьного обучения. В результате учащиеся обладают навыками проектной и исследовательской работы, у них возникает желание продолжить дальнейшее изучение предмета в ВУЗе.
Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было
увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. “Увидеть” на практике - применение этого положения позволяет интегрированный урок в 11 профильном классе по теме: «Производство, передача и использование электроэнергии в Мордовии». В ходе работы учащиеся провели поиск и анализ информации, посетили диспетчерский пункт Ковылкинских электросетей, выполнили самостоятельные экспериментальные расчеты потребления электроэнергии различными предприятиями города, подготовили презентации к отчёту о выполненной работе.
Метод проектов был опробован и в классе, где на изучение физики отводится 2 часа в неделю (базовый уровень). Учащиеся познакомились, вернее, изучили явление дифракции света, и был создан проект. Результатом этой работы является презентация “Дифракция света” Её можно успешно применять и при изучении физики в профильном классе.
За время работы накопился определенный материал в виде презентаций, которые можно использовать на уроках в 9-11 классах.
Адресная направленность. Физика – наука фундаментальная, являющаяся основанием всех естественнонаучных дисциплин. Но она обладает большим гуманитарным потенциалом. Методы научного познания, которые используются в физике, применимы ко всем другим школьным предметам.
Описанный опыт может использоваться учителями других учебных дисциплин.
Опыт предназначен, в основном, для начинающих педагогов, которые ищут свой путь: с чего начать, как обеспечить достаточный уровень требований, как быть интересным своим ученикам и нее потерять статус наставника. Он может быть полезен педагогам, имеющим затруднения с учащимися, имеющими низкую познавательную активность и слабую подготовку по предмету, а также для преподавателей, имеющих копилку интересных идей.
Заключение.
На современном этапе развития образовательной системы в Российской Федерации и в частности Республики Мордовия, предусматривающей профилизацию старшей ступени общего образования, востребована и является педагогически ценной та методика преподавания предмета, которая использует активность учителя и ученика. В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основная
технология личностно-ориентированного обучения. Метод проектов не нов в дидактике. Тем более важным является опыт педагога по организации проектной деятельности учащихся на уроках физики, её методические рекомендации по успешному внедрению проектной технологии в процесс обучения и воспитания, советы во избежание неудач при реализации проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...