Самообразование педагога. Обобщение опыта работы
статья по физике на тему

Сформировать   познавательные  интересы к  физике  у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке  физики  было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке –  физике .Стараюсь воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. 

Организация уроков с межпредметными связями оказалась для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению физики, формированию устойчивого познавательного интереса к предмету, повышению качества знаний .

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

 Тезисы выступления на педагогическом педсовете по теме «Самообразование педагога. Обобщение опыта работы»

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия.

Любовь к познанию – вот главное мерило».      /  Антуан де Сент-Экзюпери

Сформировать   познавательные  интересы к  физике  у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке  физики  было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке –  физике .

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что  учитель , используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной  деятельности  независимо от их знаний, способностей и интересов

Занимательный материал , который я использую на своих уроках  привлекает  внимание учеников постановкой вопроса и направляет  мысль на поиск ответа.

Занимательный материал  урока  не развлекательная иллюстрация  к уроку,  он вызывает   познавательную  активность учащихся, помогает им выяснять причинно-следственные связи между явлениями.

Ставлю  перед учениками вопросы: ”Как?”, ”Почему?”, ”Отчего?”.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.

Стараюсь воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. 

Организация уроков с межпредметными связями оказалась для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению физики, формированию устойчивого познавательного интереса к предмету, повышению качества знаний . 

Межпредметные связи   включаю  в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определённая познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.

Физиков считают лириками,  поэтому на моих уроках  часто звучат стихи.

      Стихи могут быть эпиграфом к уроку, могут призывать к беседе лириков и физиков. Учащиеся восхищаются умением поэтов точно подмечать какое-то физическое явление, при этом всегда строчки из стихов побуждают ребят мыслить, а это так важно.

Например:   В чем сущность явлений?Этот ответ искал сиракузский мудрец Архимед. Давайте заглянем сквозь тысячи лет в тот город у моря, где жил Архимед…..( 7 класс)

Интерес учащихся появляется, когда  используется материал  из  произведений художественной литературы. Во многих из них можно найти немало ярких, легко запоминающихся рассказов о физических явлениях. Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеются физические ошибки, неточности. Тогда перед учениками ставится задача: найти ошибку и правильно объяснить явление. Произведения художественной литературы использую рассказывая об ученых-физиках

Нравится ребятам, когда даю задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в  схемах , на восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, не до конца выполненная  задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся.

Любят ребята 7-8 классов , когда уроки оживлены задачами - шутками, заданиями на внимание.

При работе с задачами - рисунками легко определяется степень усвоения учащимися материала, выявляются пробелы в знаниях. 

Рисунок помогает сознанию учащегося перейти от рассмотрения механического движения конкретной тележки к рассмотрению механического движения во всем его многообразии. И чем сложнее форма движения, тем значимее роль рисунка

Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых явлений.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Сегодня на уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать  достаточное количество информации, чтобы гарантировалась   полнота усвоения главного.

Использование  компьютерных уроков   позволяет мне  задействовать одновременно : физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

В моей работе презентация является одним из основных средств образовательного процесса с использованием компьютера.        

Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

 Создание уроков–презентаций даёт возможность мне использовать методы активного обучения.

Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.

Компьютер – мощный инструмент в руках грамотного учителя,

но никогда не сможет претендовать на место самого Учителяэ

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, использовать методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости  можно  заменить текст, рисунок,  или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.

                Для демонстраций мной применяются несколько типов цифровых материалов:  

                 короткие видеофильмы и анимации различных физических процессов, фотографии и        

                 наглядные схематические рисунки.

                 По сравнению с традиционной формой ведения урока, использование таких

                 сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно использовать  

                 для объяснения дополнительного материала, отработки умений, проверки знаний

                 учащихся, повторения пройденного материала. 

Активное внедрение персональных компьютеров в учебный процесс позволило мне, как  учителю-предметнику обеспечить компьютерную поддержку урока.

Решается задача воспитания у школьников культуры пользователя ПК, умений находить, преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию.

Поэтому компьютер на уроке  рассматриваю, как современное техническое средство обучения, помогающее  решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся.

Интернет открывает дополнительные возможности для развития интереса учащихся и их творческих способностей с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Мне очень хотелось бы , чтобы мои ученики знали и понимали физику.

 

Для этого на уроках я использую дополнительный материал, ставлю демонстрационные эксперименты, широко применяю  наглядность.

Демонстрационный эксперимент  вызывает включение всех факторов привлечения внимания.

Значительная часть мальчиков имеет рано пробудившийся интерес к технике, поэтому появление на рабочем столе любых технических устройств в виде приборов эксперимента привлекает их внимание.

Практически каждый ученик при ответе на поставленный вопрос начинает с описания опыта, который он видел на уроке.

Зрительные образы демонстрационных опытов сохраняются в памяти лучше, чем теоретический материал и выполняют функции опор, на которых выстраивается учебный материал.

Отдельным способом активизации познавательной деятельности учеников являются лабораторные работы. Лабораторные работы формируют практические умения, позволяют ученикам овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром и предметами.

При выполнении лабораторной работы каждый «исследователь» выступает как активное начало, поскольку он сознательно, с определенной целью собирает экспериментальную установку, воспроизводит интересующие его процессы, производит измерения и, обрабатывая их, убеждается в справедливости и объективности физических явлений и закономерностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...

обобщение опыта работы по теме самообразования

материал представляет обобщение опыта работы учителя математики Шайдуровой Н.М.  по теме "Реализация дифференцируемого обучения математики на  примере изучения в 6-7 классах уравнений, содер...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы по теме самообразования.

опыт работы по теме " Развитие связного речевого высказывания младших школьников в специальных коррекционных школах 8 вида"...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ...

обобщение опыта работы по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции памяти учащихся с ОВЗ.»

обобщение опыта работы  по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции  памяти учащихся с ОВЗ.»...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...