Урок по теме: Приборы для измерения давления. УМК " Сфера"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Пакеева Елена Геннадьевна

Представлен конспект урока по теме " Приборы для измерения давления "  УМК  " Сфера", издательство "Просвещение" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Приборы для измерения давления»

Задачи урока:

-познакомить с назначением, устройством  и принципом действия приборов для измерения давления (ртутный барометр ,барометр- анероид. жидкостный и металлический  манометр)

- научить применять полученные знания об атмосферном давлении для решения задач.

 Планируемые результаты обучения:

-знать назначение различных приборов для измерения давления: ртутный барометр, барометр –анероид, жидкостный и металлический манометры:

-уметь описывать устройство и принцип действия различных приборов для измерения давления.

- уметь описывать полученные знания  об атмосферном давления при решении задач

Достигаемые образовательные результаты:

личностные:формирование убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, развитие самостоятельности в  преобретении новых знаний и практических умений.

предметные: понимание физических основ и принципов действия приборов,измеряющих атмосферное давление.

метапредметные:формирование умений формировать

Оснащение урока.

Мультимедийный компьютер с программой PowerPoint. Интерактивная доска  SMART Board. Электронное приложение к учебнику физики 7 класс.

Презентация «Барометр-анероид и манометры» Приложение.

Приборы: барометр-анероид, жидкостный и металлический манометры.

Для создания презентаций использовались материалы учебника и информация, полученную в Интернете на сайте www.fizika.ru, в частности там были взяты картинки, вставленные в презентацию.

Ход урока

1. Организационный момент. Д/З. §36 стр 92-93.,Т-Т стр.62(3),стр  65(6)

Для желающих доп.задание:Т-Т стр65(6), Мои физические исследования.

Изготовление «баночного барометра»

2. Этап Актуализация опорных данных

а)  вспомним

 Что такое атмосферное давление? Кто и когда и как измерил атмосферное давлеие

 рассказать по рисунку (рис)

б).Восстановить предложение

А как вы думайте  откуда взялись эти научные сведения и факты в учебниках физики, в энциклопедиях? Кто их придумал? (…Ученые…)

Правильно, человечеству потребовалось сотни  лет  чтобы ответить на некоторые загадки природы. Многое мы уже знаем. Некоторые загадки придется разгадать вам, будущему поколению. А теперь послушайте мои загадки.

Учитель: Закройте глаза, слушайте меня и представьте то, о чем я буду говорить. Я буду загадывать вам загадки, тот, кто знает отгадку скажет ответ.

Сначала – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск.

(Молния, гром, дождь)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Туча)

Цветное коромысло

Над лесом повисло.

(Радуга)

Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб.

Застучал в ворота.

Эй, откройте! Кто там?

(Ветер)

Летит – молчит,

Лежит – молчит.

Когда умрет, тогда заревет.

(Снег)

Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда – облака.

(Барометр)

Учитель: Чем объединены эти загадки? (Речь идет об атмосферных явлениях). 

Учитель: Для решения многих практических задач необходимо измерять давление. Для этого используют различные приборы. Их несколько ( демонст столе стоят приборы барометр анероид, манометр, тонометр. И так как вы думаете какова тема нашего урока? (дети высказывают предположения о теме урока, и приходят к мнению что тема урока

« Приборы для измерения атмосферного давления»

А каковы цели нашего урока ( дети высказывают свои предположения)

Итак цели урока : учитель подводит итог обсуждению  -познакомить с назначением, устройством  и принципом действия приборов для измерения давления (ртутный барометр ,барометр- анероид. жидкостный и металлический  манометр)

- научить применять полученные знания об атмосферном давлении для решения задач.

3 этап.Барометры.

А теперь мы узнаем как устроен барометр-анероид.

Что же из себя представляет барометр-анероид и для чего он предназначен?

 Работа с учебником Откройте учебник на странице  92 и прочитайте устройство прибора.

А теперь рассмотрите вид сбоку и попробуйте назвать части прибора.

(металлическая коробочка с волнистой поверхностью.Пружина.Передаточный механизм.Стрелка-указатель.)

Одинаковое ли давление будет показывать барометр на первом и втором этаже нашей школы?( Давление на первом этаже будет выше чем на втором этаже.)

Учитель: Как вы думаете, почему?(С высотой давление уменьшается.)

При подъеме на каждые 12 м давление уменьшается на 1 мм рт. ст. или на каждые 10 метров-  на130 Па . Поэтому их можно назвать высотомеры.

Учитель: А какое давление мы считаем нормальным? И чему оно равно?

( Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0°С, называется нормальным атмосферным давлением. Нормальное атмосферное давление равно 101 300 Па=1013 гПа.)

Учитель: Ребята, рассмотрите шкалу барометра-анероида. Назовите предел измерения прибора.(720мм.рт.ст. – 780мм.рт.ст.)

Учитель: Чему равна цена деления прибора? ( 1мм.рт.ст.)

4. Этап: Манометры.

Учитель: Переходим ко второй части урока. Манометры.

Работа с учебником Откройте учебник на странице 92 и прочитайте устройство металлического манометра. И расскажите принцип его работы.

(При увеличении давления трубка выпрямляется.

При уменьшении давления трубка благодаря своей упругости возвращается в прежнее положение, а стрелка - к нулевому делению шкалы.)

 5. Этап – Закрепление.

Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили тему. (Тест в конце параграфа с самопроверкой)

1. Металлический барометр, в переводе с греческого – безжидкостный – называется ….…

( анероид)

Цифрой 2 на рисунке обозначена …(гофрированная коробочка)

Цифрой 4 на рисунке обозначена …(шкала)

Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0°С, называется …(нормальным)

Давление атмосферы уменьшается на 1 мм при подъеме на каждые …(12 м)

Прибор для измерения давлений больше или меньше атмосферного называется …(манометр)

В сосуде на рисунке В давление … (атмосферного меньше)

Манометр на рисунке называется …(металлическим)

Цифрой 1 на рисунке обозначена …(Металлическая трубка)

Цифрой 3 на рисунке обозначена …(стрелка)

В конце урока листочки собираются, и проводится самопроверка по готовым ответам на экране. Кто ответил на 5? На 4?

6. Этап – Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с приборами для измерения давления. Назовите эти приборы?( Барометр и манометр).

Учитель: Выберите из 4 предложенных слов два, которые относятся к барометрам. (Анероид и Торричелли)

Учитель: . Как вы думаете, какой из них удобнее в использовании? Почему?( Барометр- анероид.)

Учитель: Какие вы знаете манометры? ( Жидкостный и металлический).

Учитель: Какой более практичный в использовании? Почему? Где в жизни вы встречали использование манометров? ( Измерение давления при наполнении газом баллонов, в прессах.)

На этом урок закончен. Спасибо всем за работу, выставление оценок

Таблица

Приборы для измерения давления

Барометры

 Манометры

Ртутный барометр

Барометр анероид

Жидкостный

металический

Служат для измерения атмосферного  

давления

Служат для измерения давлений, больших или местных атмосферного

различия

различия

Главная часть

Трубка  ртутью

Металлическая коробочка, с волнистой упругой поверхностью

Измеряет давление внутри жидкости

Измеряет давление в балоне

Измеряет давление по высоте столба ртути

Измеряет давление по степени прогиба волнистой оверхности

В конструкции