Формирование ууд на уроках физики
материал по физике по теме
Актуальность концепции развития универсальных учебных действий обусловлена следующими факторами: — необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_fiziki.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках физики.
учитель физики
МБОУ СШ сБигильдино Данковского района
Беляев А.В.
“Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность”. (А.Г. Асмолов).
Актуальность концепции развития универсальных учебных действий обусловлена следующими факторами: — необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися; — задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации; — необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
Выделяют следующие группы УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Функции универсальных учебных действий включают:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
•обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Обобщая, можно сказать, что универсальные учебные действия - это инструменты для освоения, преобразования и создания знания, то, из чего складывается умение учиться, то, благодаря чему ребенок становится субъектом учебной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования в одном из пунктов, касающихся результатов освоения основной образовательной программы по физике, химии, биологии предполагает приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения природных явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов. При изучении естественных наук в современной школе огромное значение имеет наглядность учебного материала. Наглядность дает возможность быстрее и глубже усваивать изучаемую тему, помогает разобраться в трудных для восприятия вопросах, и повышает интерес к изучаемому предмету. В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.
Физика как учебный предмет формирует систему знаний о природе, об окружающем мире. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание должно уделяться не передаче готовых знаний, как мы привыкли делать это раньше, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем и задач, требующих от учащихся самостоятельной работы по их решению.
Личностные универсальные учебные действия.
Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации.
Личностные УУД способствуют формированию:
• жизненного, личностного, профессионального самоопределения;
• способности к ценностно-смысловой ориентации учащихся;
• готовности к жизненному и личностному самоопределению;
• знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме и межличностных отношениях.
Учитель на уроке физики должен ставить такие цели и задачи, чтобы они были ориентированы, прежде всего, на развитие личности ученика, чтобы выработать у своих учеников личное и ценностное отношение к физике, к окружающим, к себе. Одновременно с этим, ученик должен видеть и понимать закономерности изучаемых явлений, обобщённую и целостную картину окружающего мира.
На уроках физики должны сформироваться самостоятельность мышления, умение самостоятельного приобретения новых знаний, практических умений, готовность к осмысленной постановке перспективных личных целей, к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники, о потребности общества в инженерно-технических работниках.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия -действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности:
• целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ и физических практимумов, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
При обучении физике деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД.
1) Общеучебные УУД включают в себя:
• самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом;
• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
• действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
На уроках физики ребята учатся воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физике ребята приобретают в кодировании и декодировании приобретенной информации с помощью формул.
2)Универсальные логические действия.
Под логическим мышлением при обучении в средней школе понимают способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
Метод проектов, сама проектная деятельность играет большую роль в формировании познавательных УУД.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование в совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В состав коммуникативных действий входят:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
• постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи.
Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.
Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере уроков - конференций. Урок-конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (заполнение различных таблиц по материалам докладов, обсуждение докладов и их оценивание). На уроках-конференциях ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы.
Заключение.
Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания.
Литература
1 Стандарты второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008.
3. Бухольцев С.Н. “Проектная деятельность на уроках физики” http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище.
Сегодня каждое уважающее себя общество считает своим долгом уделять особое внимание физической науке и физическому образованию. Объясняется это тем, что именно физика как ведущая дисциплина помогает п...
Формирование УУД на уроках физики
Практико-значимый проект...
Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики
Итоговая работа по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"...
Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»
Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....
Формирование УУД на уроках физики
Самостоятельная работа учащихся над печатным текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания осознанно....
Методы и способы формирования УУД на уроке физики.
Методы и способы реализации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики.План-конспект урока физики в 8 классеТема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока ...
«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке физики»
В работе рассмотрена система деятельности педагога по формированию УУД на уроках физики. В свете модернизации Российского образования от педегога требуется изменить своё отношение к преподаванию предм...