Сформированность учебных навыков, предметных компетенций по физике и математике учащихся СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Сафоновский детский дом-школа"
консультация по физике на тему

Попова Е. А.

Оценка уровней сформированости ключевых образовательных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sformirovannoast_uchebnyh_navykov.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Сафоновский детский дом-школа»

        Руководитель МО учителей

математики, информатики, физики

Попова Е. А.

Сообщение

на заседании МС школы

«Сформированность учебных навыков, предметных компетенций  

по  математике и физике учащихся нашей школы»

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготовить его граждан к современным условиям жизни. Школа же должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, результаты которого должны быть выражены не только в предметном формате (например, операции с «дидактическими единицами» и т.п.), но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

Современное состояние образования также характеризуется радикальными изменениями, которые вызваны интеграцией российской системы образования в мировую образовательную систему и участием России в Болонской конвенции. В документах, рассматривающих концепцию модернизации российского образования, среди основных требований современного развивающегося общества к выпускнику выделяются его готовность к сотрудничеству и способность самостоятельно принимать ответственные решения. Таким образом, прослеживается социальный заказ преимущественно на деятельно-творческий аспект образования.

В свете этих требований все большую значимость приобретает обучение на основе компетентностного подхода. Такой подход нацелен на формирование компетентностей, которые связывают воедино приобретение теоретических знаний и практическое их использование при решении конкретных задач и проблемных ситуаций. При этом компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность школьника, а умения решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это – умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека.

Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «его использование может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций образования и приведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий». Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям. Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Данный подход, и это очень важно, может сохранить культурно-исторические, этно-социальные ценности, особенно если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие.

Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций.

Чем вообще была вызвана необходимость введения компетентностного подхода и как соотносится организация на этой основе образовательного процесса с его традиционной ориентацией на ЗУНы?

l. В отечественной педагогике получило развитие понятие «общеучебные умения и навыки», или ОУУН. Основным для компетентностного подхода является понятие «компетенция».

2. Главное отличие ОУУН от ключевых компетенций в том, что ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.

3.  «Формируя ОУУН, школа готовит человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, готовит человека, умеющего жить».

 

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цели

ЗУНы (должны знать то-то и то-то, уметь то-то и то-то)

«Что нового узнал»? Решение проблем как способ закрепления знаний

Овладение способностью решать проблемы на основе полученных знаний и умений. «Чему научился?» Решение проблем как смысл образовательной деятельности

Уровень образованности

Объем полученных знаний

Расширение круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники

Содержание учебных программ

Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга

Программы по отдельным предметам являются элементами образовательной программы школы (включаются межпредметные связи)

Отбор учебного материала

Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу?»

Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности (индивидуализация маршрутов) «С помощью чего учу?»

Технологии

Формы и методы соответствуют запланированной цели, т.е. формированию ЗУН

Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку

Результат

ЗУНы, т.е. школа готовит человека, умеющего учиться, полагаться на свою память

Сформированность компетенций, т.е. школа готовит человека, умеющего жить, полагаться на свою самостоятельность

Компетенция – от латинского competo – «добиваться».

Компетентность – это способность индивида реализовать свой потенциал, включившись в общественно-значимую деятельность. Для жизни человека компетентности важнее, чем просто запас знаний. Поэтому намечается переход от формирования статистической знаниевой модели личности к динамической качественной компетентностной.

Сама жизнь требует изменить школьное образование: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения».

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющие системы образования позволяют решать типичную для российской школы проблему оценивания учебных достижений учащихся. Нередко ученик, овладевший набором теоретических знаний, испытывает значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных вопросов. Образовательная компетенция предполагает не только усвоение школьником отдельных знаний, но и овладение осмысленного применения комплекса знаний.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для циклов предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

  • Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание формируемые в рамках учебных предметов.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, а также основных видов деятельности учащихся, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе.

Классификация ключевых компетенций (по А. В. Хуторскому)

Компетенции

Содержание

Ценностно-смысловые

В сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения

Общекультурные

Включают особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека; в бытовой и культурно-досуговой сфере, опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

Учебно-познавательные

Знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем

Информационная

Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Обеспечение навыков деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире

Коммуникативные

Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе

Социально-трудовые

Владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения

Личного самосовершенствования

Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки

В связи с этим считаю очень интересным «Проект программы» «Формирование образовательных компетенций школьников в учебно-воспитательном процессе».

Цель программы:

Формирование личности каждого школьника, владеющей ключевыми компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции.

Задачи программы:

  • научить школьников самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников;
  • научить решать познавательные проблемы, т.е., научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат;
  • научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками;
  • научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности;
  • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Гипотеза компетентностного подхода – исходя из целей и задач состоит в том, чтобы формировать предметные компетенции которые дают возможность расширить познания, модернизировать виды деятельности на уроке путем широкого внедрения в настоящее время учебных технологий, которые, основаны на использовании проблемных, исследовательских методов и др., – это развивает личность ребенка, его способности к самореализации и самоутверждению в жизни, умение творчески мыслить.

Ожидаемые результаты:

- у учащихся повышается познавательная активность на уроках;

- углубляются знания и умения на основе новейших технологий обучения;

- у учащихся повышается обученность и качество знаний;

- готовит выпускников школы к успешной социальной адаптации в жизни:
развиваются способности созидания собственной жизни и жизни общества, сотрудничества, коммуникативные способности.

Критерии отслеживания результатов

Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций может быть предложена система направленная на диагностику со стороны учителя, наряду с традиционной оценкой знаний учащихся, их образовательной деятельности как на уроке, так и вне его.

Ключевые образовательные компетенции и уровни их сформированности

Ключевые образовательные компетенции

Критерии оценки

Уровень сформированности компетенций

Низкий (1)

Средний (2)

Высокий (3)

Ценностно-смысловые (К1)

Обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория учащегося и программа его жизнедеятельности в целом

Способность учащегося понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, умения выбирать целевые и смысловые установки для оценки действий и поступков, принимать решения.

Не способен ориентироваться в окружающем мире. Отсутствуют целевые и смысловые установки для оценки действий и поступков. Не способен принимать решения.

Средне ориентируется в окружающем мире. Выбор смысловых установок и оценку собственных действий и поступков производит при помощи учителя или сверстников

Хорошо ориентируется и понимает окружающий мир, владеет целевыми и смысловыми установками для оценки действий и поступков, способен принимать решения

Общекультурные (К2) Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Сюда же относится опыт освоения им научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

Ориентация на общекультурные ценности, духовно-нравственные ценности, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, понимание роли науки и религии в жизни человека, их влияния на мир

Отсутствуют общекультурные, духовно-нравственные ценности. Не владеет эффективными способами организации свободного времени

Средне развиты общекультурные, духовные, нравственные ориентиры и владение эффективными способами организации свободного времени

Ориентирован на общекультурные, духовно-нравственные ценности, владеет эффективными способами организации свободного времени

Учебно-познавательные (К3)

Навыки продуктивной деятельности: добывание знаний из различных источников, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эврестическими методами решения проблем

Обладание знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности

Слабо развиты умения целеполагания, анализа, планирования учебно-познавательной деятельности. Не способен к адекватной самооценке, рефлексии. Не владеет приёмами действий в нестандартных ситуациях, не способен выявлять и решать поставленные проблемы.

Средне развиты умения целеполагания, планирования учебно-познавательной деятельности, а также способности к адекватной самооценке и рефлексии. Выявлять и решать поставленные проблемы, способен при помощи учителя или сверстников при групповой и коллективной работе

Обладает сформированными навыками целеполагания, планирования и анализа учебно-познавательной деятельности, способностью к адекватной самооценке и рефлексии. Проявляет способность самостоятельно выявлять и решать поставленные проблемы

Информационные (К4)

Обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, составляющей содержание учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире

Уметь работать с информацией

Слабо развиты умение работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и аргументации выводов

Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников

Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию

Коммуникативные (К5)

Навыки общения, сотрудничества, командной работы, направленной на достижение общего результата

 

Овладение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, навыками общения, сотрудничества в различных областях, умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других, контактность в различных социальных группах

Слабое владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, неразвитость коммуникативных качеств

Хорошее владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, удовлетворительное развитие коммуникативных качеств

Высокий уровень сформированности навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми. Обладание навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах. Выступает в качестве лидера при командной работе

Социально-трудовые (К6)

Необходимые дл жизни в современном обществе навыки социальной активности и функциональной грамотности

Обладание знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, представителя и др.), социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения

Обладает частичными знаниями и опытом в общественной, социальной, экономической сферах

Обладает хорошими знаниями и опытом в общественной, социальной, экономической сферах

Обладает способностью применять знания и опыт в гражданско-общественной, социальной, экономической сферах

Компетенции личностного роста и самосовершенствования (К7)

Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциальной саморегуляции и самоподдержки. К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с безопасностью жизнедеятельности

Владение навыками физического, духовного и интеллектуального саморазвития, способами деятельности в собственных интересах, что выражается в непрерывном самопознании, саморазвитии личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения

Слабо выражена способность к физическому, интеллектуальному и духовному развитию. Не владеет способами деятельности, направленными на самопознание и саморазвитие личностных качеств. Не придает значения заботе о собственном здоровье, формированию качеств, связанных с безопасностью жизнедеятельности

Физическое, интеллектуальное, духовное развитие осуществляет под воздействием взрослых, проявляет заботу о здоровье под влиянием учителей и сверстников

Владеет навыками физического, интеллектуального и духовного самосовершенствования, способами деятельности, направленными на сохранение собственного здоровья, и комплексом качеств, связанных с безопасностью жизнедеятельности

Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций (УК) учащихся можно воспользоваться следующей формулой:

УК = К1 +К2 + К3 + К4 + К5 + К6 + К7.

Для простоты считают, что каждый из параметров может принимать три возможных значения: 1, 2 и 3 (см. таблицу выше). Уровень сформированности ключевых образовательных компетенций, оцениваемый 7-10 баллами, считается низким, 11-17 баллами – средним, 18-21 баллом – высоким.

Используя таблицу из этой программы, я попробовала оценить уровень сформированности ключевых образовательных компетенций (УК) учащихся выпускных классов – 9а, 9б, 11 классов.

№   п/п

ФИ учащегося

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

Итог

11 класс

1

Безмельницын П.

2

1

1

2

2

1

1

10

2

Бузак О.

3

3

3

3

3

3

3

21

3

Исмаил Н.

3

2

2

2

3

3

1

16

4

Мезеров И.

1

2

1

2

2

1

1

10

9а класс

1

Антонова Л.

1

1

1

2

1

1

1

8

2

Борисов Д.

2

2

1

2

1

1

1

10

3

Борисенкова А.

1

1

1

1

1

1

1

7

4

Вялых А.

1

1

1

1

1

1

1

7

5

Дударев Н.

2

2

1

2

1

1

1

10

6

Иванов А.

2

2

2

2

2

2

1

13

7

Каун А.

1

2

1

2

1

1

1

9

8

Миненкова Н.

1

1

2

1

1

1

1

8

9

Никулина А.

1

2

2

1

2

1

1

10

10

Никулина О.

1

1

1

1

2

1

1

8

11

Осипов В.

1

1

1

1

1

1

1

7

12

Папкова О.

2

2

2

2

2

1

1

12

13

Савушкин Е.

2

2

2

3

2

2

2

15

14

Самойлова Т.

1

2

2

1

2

1

1

10

15

Суворов Г.

1

2

1

1

2

1

1

9

16

Федоров Д.

2

2

2

2

2

2

1

13

9б класс

Низкий уровень сформированности ключевых образовательных компетенций имеют:

11 класс: Безмельницын П., Мезеров И.

9а класс: Антонова Л., Борисов Д., Борисенкова А., Вялых А., Дударев Н., Каун А., Миненкова Н., Никулина А., Никулина О., Осипов В., Самойлова Т., Суворов Г.

9б класс: Борисенков А., Будан А., Гудыма М., Соротокин Н.  

Конечно, это мое субъективное мнение, я не использовала никаких специальных методик, типа методики А.З. Зака или модифицированной методики Г.А. Цукермана, или какой-либо другой методики, это дело психолога, но полученные результаты оказались не очень хорошими. Двое одиннадцатиклассников из четырех и 16 девятиклассников из 32-х (а это составляет 50% всех выпускников), не готовы к самоутверждению в жизни. Даже если учитывать тот факт, что я рассматривала сформированность ключевых образовательных компетенций с точки зрения преподаваемых мною предметов – математика и физика, то полученный результат заставляет задуматься.

В чем вижу положительные стороны предлагаемой программы? В том, что можно оценить уровень сформированности отдельной из предлагаемых компетенций. И даже  целесообразно, пользуясь указанными критериями, оценить уровень сформированности каждой из образовательных компетенций школьников. Например, в составленной мной таблице, самый низкий уровень имеет компетенция личностного роста и самосовершенствования. На основании полученных результатов можно наметить пути личностного роста и разработать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. Предложенная система оценки позволяет учителю подобрать способы развития общеучебных компетенций, в том числе и социально-личностных качеств каждого школьника.

Между тем считаю, что низкий результат данной оценки образовательных компетенций получился

во-первых, потому, что, изучаемый программный материал не соответствует количеству отводимых часов на изучение предмета. Чтобы у ученика повышалась познавательная активность на уроке, ученик должен иметь достаточно времени для изучения материала и его понимания, а не «бежать галопом» по названиям параграфов в учебнике. Приведу пример с изучением курса физики в 10-11 классе. Изучаемый программный материал остался практически тем же, что и 20 лет назад, а количество часов в неделю сократилось в 10-м классе с 4-х до 2-ух, в 11-ом – с 4,5 часов до 2-х. При этом в курс физики 11 класса введено 10 часов материала по астрономии, когда 20 лет назад это был отдельный курс, рассчитанный на 34 учебных часа в год;

во-вторых: проследить за формированием информационной компетенции учителю очень сложно, т.к. в основном ребята получают информацию из Интернета. Работал ли ученик с этой информацией сам, помогал ли ему воспитатель, библиотекарь или товарищ, учитель не знает, т.к. в кабинетах нет доступа к Интернету, в том числе и в кабинете информатики;

в-третьих: самооценка учебно-познавательной деятельности у многих учащихся завышена, а планирование такой деятельности, вообще, отсутствует;

в-четвертых: средства массовой информации, в частности телевидение, не имеют познавательных передач ни в вечернее время, ни в какое-либо другое, что тоже не является положительным фактором в развитии познавательного интереса. Если и есть какие-то передачи, то нашим детям они недоступны из-за отсутствия соответствующих каналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Проблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов,  становятся все более актуальными в современной ...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Достижения воспитанников МОУ Колычевской С(К) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ за I полугодие 2014 – 2015 учебного года

Информация о внеурочной деятельности воспитанников МОУ Колычевской С(К) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗв I полугодии 2014 – 2015 учебного года...

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.         Детство - период, когда закладываются фундаментальные кач...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...