Предметная профориентация обучающихся СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Сафоновский детский дом-школа"
статья по физике на тему

Попова Е. А.

В статье приводится обобщение опыта работы по данной проблеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_proforientatsiya.docx690.46 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная профориентация обучающихся СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновский детский дом-школа»

В своём докладе Зипунникова Светлана Викторовна отметила главные задачи по профориентации обучающихся.

Профориентационная работа в школе и ее главные задачи Профессия +Ориентация = Профориентация (в широком смысле слова)  Гла...

Профориентация – это возможность ответить на вопросы: 

- Кем я хочу быть?

- Куда пойти учиться и как выбрать учебное заведение?

Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, М. Монтень, Гёте, Гегель. И эта проблема, точнее, её решение очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общества в целом.

Как же правильно выбрать профессию, которая не только будет пользоваться популярностью, но и будет востребованной, интересной, любимой, а ещё, что немаловажно, приносящей заработок?

Факторы выбора профессии: НАДО МОГУ ХОЧУ Профессио- нальные интересы,  склонности <ul><li>Состояние здоровья, </li></ul><u...

Идеальной формулы успешного выбора профессии, к сожалению, не существует, но если человек хочет быть в жизни успешными, то ему нужно попробовать самоопределиться и выбрать профессию. Для этого нужно попытаться и максимально честно ответить на несколько вопросов:

1) «Что я хочу?»

2) «Что я могу?»

3) «Что надо?», т.е. какие профессии сейчас востребованы на рынке труда. И только пересечение ответов на эти вопросы позволит сделать правильный выбор.

Формула выбора профессии: хочу надо могу Все мы, увы,  не ко всем делам  годны    Проперций

Ведущее направление профориентации школьников -профориентация через учебный предмет Обеспечивая помощь учащимся в сознател...

Учитель является источником информации о разнообразии профессий. В своей работе учитель-предметник может использовать различные формы и методы профориентационной работы.

Формы и методы профориентационной работы учителя-предметника - беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом; - ре...

Содержание учебного предмета физики предоставляет большие возможности для ознакомления обучающихся с физическими принципами главных отраслей производства, с технологией многих процессов и организацией труда.

В современных условиях можно выделить такие ведущие отрасли техники, использующие закономерности физики в качестве своей научной базы, как энергетика, машиностроение, контрольно-измерительная техника, транспорт, связь. Это профессии типа «Человек - Техника». К физике имеют отношение также отдельные области технологии – обработка металлов давлением, излучением и др. Не следует забывать также об использовании физики в военном деле, специально выделяя время для рассмотрения военно-прикладных вопросов. Это имеет большое значение для военно-патриотического воспитания обучающихся.

Знания по физике используются во многих медицинских профессиях. Можно использовать и окружающий обучающихся «бытовой» материал. Наука и техника сейчас глубоко проникли в жизнь и быт каждой семьи. С телевидением, интернетом, различными электроприборами, видами транспорта и связи дети в той или иной мере знакомятся с первых дней своей жизни. Этот материал ближе, доступнее обучающимся и его легко связывать с теми или иными профессиями.

В своей работе чаще всего использую, из ранее перечисленных форм и методов профориентационной работы, решение различного рода задач с практическим содержанием.

Например, говорим о медицинских профессиях при изучении основ МКТ, когда знакомлю обучающихся с диффузными процессами:

  • обращаю их внимание на эффект воздействия лекарства в виде таблеток и капель, при применении которых минуется процесс растворения;
  • Ребята объясняют преимущество ингаляции перед другими способами введения лекарственных веществ в органы человека, животных (при расщеплении препарата увеличивается площадь, которую они покрывают и скорость движения частиц);
  • знакомлю учащихся с применение явления диализа - разделение двух растворов разной концентрации с помощью полунепроницаемой перегородки - мембраны, которая как сито, отделяет мелкие молекулы от более крупных (выделение молекул крови, белков, вирусов, бактерий), методом открытым О. Грехмом;
  • объясняем лечение кислородного голодания с использованием коктейлей и кислородных подушек, способствующих нормализации содержания кислорода в крови человека.

При изучении тепловых явлений и основ термодинамики знакомлю обучающихся

  • с действием согревающих компрессов, грелок, кварцевых ламп, принцип работы которых основан на изменении внутренней энергии в процессе теплопередачи и расширении кровеносных сосудов;
  • с результатом действия массажа, которое основано на изменении внутренней энергии в процессе совершения механической работы,
  • с применением тепла и холода при лечении кожных заболеваний, с применением криогенных камер;
  • с результатами анестезии - понижением температуры вследствие испарения;
  • знакомлю с методом диатермии, основанного на тепловом действии тока, с целью усиления кровообращения, снижения давления на пораженный недугом орган: желудок, мочевой пузырь и т.п.

Широкое поле деятельности представляют задачи типа Физика – техника:
Каково назначение насечек на губках тисков и плоскогубцев? (Ответ. Чтобы создавать большие давления при малых действиях сил.)

Здесь можно говорить о профессиях слесаря, токаря, электрика. Если развить далее мысль о том, что плоскогубцы – это рычаг, а от рычага перейти к секатору и ножницам, то можно говорить о профессиях садовника, парикмахера, закройщика.

Вопрос - Почему на горизонтальной дороге нагруженный автомобиль буксует меньше порожнего? (Ответ: Сила трения прямо пропорциональна силе давления; она больше у нагруженного автомобиля, поэтому он меньше буксует.) – позволяет начать разговор о профессии водителя.

О профессии военного можно говорить при решении такой задачи: Пуля в стволе автомата Калашникова движется с ускорением 616 км\с2. Какова скорость вылета пули, если длина ствола 41,5 см. (Решение: при нулевой начальной скорости S=, υ = at, откуда и υ = .
υ = м\с = 715 м\с. Ответ: υ = 715 м\с.)

К профессии кораблестроителя позволяет подойти решение следующей качественной задачи исторического характера: В годы Великой Отечественной войны выдающиеся советские физики академики А. П. Александров и И. В. Курчатов предложили стальные корпуса кораблей «обматывать» несколькими витками кабеля, по которому время от времени пропускали электрический ток. С какой целью это делали? (Ответ. С целью защиты кораблей от магнитных мин. Магнитное поле тока, проходящего по виткам кабеля, размагничивало стальной корпус корабля, и магнитный взрыватель мины «не чувствовал» корабля.)

О профессии эколога. Какая электростанция — ТЭЦ или АЭС — имеет положительное экологическое значение (не загрязняет атмосферу)? (Ответ. АЭС. Ядерные реакторы не потребляют кислорода, не выделяют дыма и выхлопных газов.)

О писателях-фантастах позволяет вести разговор такая задача: В научной фантастике описываются космические яхты с солнечным парусом, движущиеся под действием давления солнечных лучей. Через какое время яхта массой 1 т приобрела бы скорость 50 м/с, если площадь паруса 1000 м2, а среднее давление солнечных лучей 10мкПа? Какой путь прошла бы эта яхта за это время? Начальную скорость яхты относительно Солнца считать равной нулю. (Ответ:   t = 58 сут; L = 125000 км.)

Таких примеров можно привести ещё много. При этом всегда объясняю, что современные науки характеризуются взаимопроникновением друг в друга. Что физика тесно связана с математикой. Математические методы широко используются для обработки опытного материала, для разработки новых теорий. При этом всегда подчёркиваю, что каждая профессия имеет свои признаки, которыми она отличается от других, либо сходна с другими. К этим признакам относятся:

Объект, предмет труда – то на что направлен этот труд.

Цель труда – основное предназначение профессии.

Задачи труда – способы и приемы достижения цели труда.

Средства труда – это предметы материального мира, обеспечивающие оптимальное выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется труд.

Результат труда – продукт выполненного труда.

Оплата труда – форма вознаграждения за труд.

Требования к уровню образования – нормативно установленный для профессии образовательный стандарт.

Последнее означает, что в каждой профессии необходимы те или иные знания, без которых невозможно овладение этой профессией. Далее подчёркиваю, что первые знания, которые будут вам необходимы в будущем, вы получаете в школе.

Считаю, что проводимая мной работа по профориентации даёт положительные результаты. В каждом моём выпуске группа обучающихся в качестве предмета по выбору заявляет сдачу ЕГЭ по физике и связывает свою будущую профессию с профессией типа «Человек - Техника».

2011 год – 1 человек из 6 выпускников.

2014 год – 1 человек из 4 выпускников.

2015 год – 2 человека из 6 выпускников.

В этом году таких выпускников четверо – Алыничев Александр, Ананенков Дмитрий, Савушкин Евгений, Шпаченко Александр.

Мы, учителя-предметники, должны оказывать нашим воспитанникам помощь в выборе профессии, т.к.

Мир профессий:  дороги, которые мы выбираем « ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ,  К  КАКОЙ ПРИСТАНИ ОН ДЕРЖИТ ПУТЬ, ДЛЯ НЕГО НИ ОДИН В...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Проблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов,  становятся все более актуальными в современной ...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.         Детство - период, когда закладываются фундаментальные кач...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...