Проектно-исследовательская работа учащихся "Звук - убийца"
проект по физике (9 класс) на тему

Максакова Елена Викторовна

Данная работа представляет собой исследовательсеий проект о возможностях звукового воздействия на человека. В работе учащиеся изложили теорию звука,  провели исследовательскую работу с учениками различных возрастных групп и учителями школы по определению звукового диапазона слышимости. Вработе раскрыта пагубность воздействия инфразвука на психологическое состояние человека и возможность использования его в качестве оружия. В работе проанализированы различные исторические факты и гипотезыпо воздействию инфразвука на живые организмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon issledovatelskiy_proekt_po_fizike_zvuk_-_ubiytsa.zip1.8 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Умётская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательский проект по физике

Звук - убийца

   Выполнили:

 Булдыжова Валерия,  ученица 9 класса, и

Шитов Илья, ученик 10 класса.

Руководитель:

Максакова Елена Викторовна,  

учитель физики

п. Умёт

2016 г.

Содержание проектной работы «Звук - убийца»

Введение…………………………………………………………….. …………………

1. Основы теории звука.……………………………………………………………….

2.Слышимый диапазон, ультразвук и инфразвук………………................................

      2.1. Исследовательская работа «Выявление  звукового диапазона слышимости у людей разных возрастных групп» ………………………………………………

         2.2. Ультразвук в природе и технике……………………………………………

         2.3.  Инфразвук в природе……………………………………………………….

3. Звук – убийца………………………………………………………………………...

        3.1.  Случай в лондонском театре………………………………………………...

        3.2.  Корабли-призраки.…………………………………………………………...

        3.3.  Бермудский треугольник. Районы инфразвука на Земле 

        3.4.  Инфразвук в истории. Гомер. Одиссея. Библия.

                Взятие Иерихона………………………………………… ………………….

        3.5.  Одна из версий гибели группы Дятлова…………………............................

        3.6.  Звук – оружие…………………………………………………………………

        3.7.  Голос Земли……………………………………………………………………

4. Полное отсутствие звука (комната)……………………………….............................

 Заключение ……………………………………………………………………………..

Список использованных источников…………………………………………………..

Приложения………………………………………………………………………………

 

Введение

     Человек живет в мире звуков. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы. Окружающих нас звуков много: мы наслаждаемся пением соловья, успокаиваемся шумом моря, засыпаем под колыбельную мамы, раздражаемся писком комара и ненавидим звук будильника. Давно известно, что одни звуки благотворно влияют на человека, например, классическая музыка, другие звуки наносят вред здоровью (шум города, рок-музыка). Но всё ли мы  знаем о звуке?  Знаем ли мы, что звук может служить  мощным оружием против человека? Этот вопрос заинтересовал нас, и мы сделали его темой нашего проекта.

Цель  исследования: выявить  возможности звукового воздействия на человека

Для достижения цели были поставлены задачи:  

- Изучить  теорию звука;

  - Выявить  звуковой диапазон слышимости у учащихся разных  возрастов;  

     - Изучить литературу   о влиянии звуков на биологические объекты;

- Сделать анализ всех фактов.

   Тема актуальна, т.к.  в связи с обострением  политической обстановки в мире (терроризм, борьба за сферы влияния) возможно применение различных способов воздействия на человека, в том числе и звукового оружия.

Объект исследования: звук

Предмет исследования: значение физических знаний в определении воздействия инфразвука на организм человека.

Методы:

1.Изучение теоретической информации по теме;

2.Поиск информации в сети Интернет;

3.Метод анализа

Гипотеза: Звук частоты 7 (8) Гц – мощное оружие против человека.

Структура работы: работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка источников, приложения.

        

1. Основы теории звука

Наш мир окружен огромным количеством звуков, они окружают нас всю жизнь. Но мало кто задается себе вопросом — а что же такое звук? Если убрать всю «воду» из определений, то по сути звук представляет собой колебания воздуха, созданные первоначальным источником, в качестве которого может выступать что угодно — гитара, вокал, хлопок в ладони и т.п. Итак, источник есть — дальше звуковые волны выходят из источника и в итоге достигают приемника (микрофон, ухо). Момент, когда колебание достигает приемника, мы начинаем воспринимать то, что считается звуком.

Все звуки отличаются друг от друга громкостью, высотой, тембром. Можно смело сказать, что не существует абсолютно одинаковых звуков.

Звук представляет собой совокупность синусоидальных составляющих, каждая из которых имеет ряд параметров. На формирование того что, мы слышим (т.е. звука,) влияют две вещи: амплитуда  и частота.

Амплитуда воспринимается нашим ухом  как «громкость» или сила звука, и измеряется в децибелах или дБ. 20ДБ  - это шепот, 60dB — это обычный  разговор, 110 дБ - звук бензопилы и 130-  дБ уровень, на котором звук начинает приносить боль. Порог слышимости — 0дБ. Чем выше амплитуда, тем громче сигнал.

Частота (высота) — определяется частотой колебания звуковой волны, чем оно выше, тем выше звучание. Частота измеряется в циклах звуковой волны в секунду, или герц. 1 Гц = 1 полный цикл звуковой волны в секунду, 1 кГц = 1000 циклов или звуковой волны в секунду, 6 кГц = 6000 циклов в секунду и т.д.

См. приложение № 1. Рис. 1

   Слово "звук" определяет два понятия: первое - звук как физическое явление; второе - звук как ощущение.

1) При вибрации какого-либо упругого тела, например, струны, в окружающем его воздухе возникают колебания давления, которые распространяются в пространстве, благодаря упругим свойствам воздуха.

   Эти колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (то есть, каждая отдельная волна представляет собой быстро расширяющуюся сферу повышенного или пониженного давления).

2) Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.

См. приложение № 1. Рис. 2

2. Слышимый диапазон, ультразвук и инфразвук

Диапазон частот, которые способно воспринять ухо, у разных людей различен. Нижняя граница слышимых звуков – около 16 Гц, а верхняя – 18…22 кГц. Встречаются люди, которые слышат звуки частотой до 30 кГц, но они являются исключением. С возрастом чувствительность слуха к высоким частотам падает. Нередко пожилые люди слышат лишь звуки частотой до 9…10 кГц. На практике обычно пользуются усредненным значением диапазона слышимых человеческим ухом частот: от 20 Гц до 20 кГц.

Диапазон звуковых давлений, адекватно воспринимаемых человеческим ухом, лежит в широких пределах. Считается, что самый тихий звук, который может уловить человеческий слух, создает звуковое давление в 2•10-5 н/м2 (при частоте 1000 Гц). Эта величина называется стандартным порогом слышимости. Если постепенно увеличивать силу звука, то при некотором ее значении возникнет неприятное ощущение, а затем боль в ушах.

Максимально допустимое значение звукового давления, превышение которого вызовет болевое ощущение, называется болевым порогом. При частоте 1000 Гц оно равно примерно 100…200 н/ м2

Звук, частота которого ниже 20 Гц, называют инфразвуком, а звук частотой выше 20 кГц – ультразвуком.

Ультразвук — это механические колебания упругой среды, имеющие одинаковую со звуками физическую природу, но по частоте превышающие верхний порог слышимости (20 000 Гц). 

Инфразвук -  упругие волны, аналогичные звуковым, но имеющие частоту ниже воспринимаемой человеческим ухом. За верхнюю границу частотного диапазона инфразвука обычно принимают 16—25 Гц.

См. приложение № 2

2.1. Исследовательская работа «Выявление  звукового диапазона слышимости у людей разных возрастных групп»

 См. приложение№ 3

2.2. Ультразвук в природе и технике

Многие животные, в отличие от человека, воспринимают ультразвук.

Дельфины используют ультразвук, как способ общения. Летучие мыши ориентируются в пространстве с помощью ультразвука.

Ультразвук нашёл применение в гидролокации, медицине, структурном анализе. Ультразвук в последние годы стал играть в научных исследованиях все большую роль.  И были успешно проведены экспериментальные и теоретические изыскания в области акустических течений и ультразвуковой кавитации, что позволило ученым разработать технологические процессы, которые протекают при воздействии в жидкой фазе ультразвука. Он является мощным методом исследования разнообразных явлений и в такой области знания, как физика. Ультразвук применяется, например, в физике полупроводников и твердого тела. Сегодня формируется отдельное направление химии, получившее название "ультразвуковая химия". Ее применение позволяет ускорить множество химико-технологических процессов. Зародилась также молекулярная акустика - новый раздел акустики, который изучает молекулярное взаимодействие с веществом звуковых волн. Появились новые сферы применения ультразвука: голография, интроскопия, акустоэлектроника, ультразвуковая фазомерия, квантовая акустика. Помимо экспериментальных и теоретических работ в этой области, сегодня было выполнено множество практических. Разработаны специальные и универсальные ультразвуковые станки, установки, которые работают под повышенным статическим давлением и др. Внедрены в производство ультразвуковые автоматические установки, включенные в поточные линии, что позволяет существенно повысить производительность труда.

См. приложение №4.

2.3 Инфразвук в природе

Все, что ниже 20 Гц – инфразвук. Инфразвуки содержатся в шуме атмосферы, леса, моря, особенно интенсивны они при ураганах и штормах. В земной коре наблюдаются вибрации инфразвуковых частот от самых разнообразных источников, в том числе от землетрясений и обвалов. Инфразвук в силу своей природы может распространяться очень далеко и тем самым дает возможность предсказывать, к примеру, цунами.

Инфразвук распространятся так же в море, что позволяет людям предсказывать стихийные бедствия.

 Инфразвуком пользуются многие животные. Тигры гипнотизируют добычу голосом. Оказалось, что эти полосатые хищники способны издавать звуки очень низкой частоты, которые вводят жертву в состояние транса.

Исследование слонов в их естественной среде обитания помогло выяснить, что издаваемые ими звуки очень низкой частоты  могут распространяться больше чем на 2 километра. Поэтому слоны издают инфразвуки, чтобы собраться вместе.

Задолго до наступления шторма или цунами медузы уходят в спасительную глубину. Кошки покидают дома перед землетрясениями, птицы замолкают перед надвигающейся грозой, собаки воют перед солнечным затмением. Киты и дельфины первыми реагируют на землетрясения и в панике выпрыгивают на сушу.

Ультразвук создает сигнал опасности, вызывает чувство страха и тревоги. Крысы, заслышав голос моря, спешат уйти с корабля, резонансная частота которого совпадает с частотой волн шторма. Они чувствуют, что такой корабль может потерпеть бедствие.

См. приложение №5.

   3.Звук-убийца 

 Исследования давно показали, что человеческий организм крайне чувствителен к инфразвуку. Инфразвуки небольшой интенсивности вызывают тошноту, звон в ушах. Инфразвуки средней интенсивности могут стать причиной расстройства сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушений психики. Инфразвуки высокой интенсивности приводят к нарушению работы практически всех внутренних органов.

 Существует утверждение, доказанное исследованиями, что инфразвук с частотой 7 Гц может быть смертелен для человека. Дело в том, что резонансные частоты, характерные для большинства систем организма, лежат в инфразвуковом диапазоне.

Собственные (резонансные) частоты некоторых частей тела человека: 

• 20-30 Гц (резонанс головы) 

• 40-100 Гц (резонанс глаз) 

• 0.5-13 Гц (резонанс вестибулярного аппарата) 

• 4-6 Гц (резонанс сердца) 

• 2-3 Гц (резонанс желудка) 

• 2-4 Гц (резонанс кишечника) 

• 6-8 Гц (резонанс почек) 

• 2-5 Гц (резонанс рук) 

Следует принимать особые меры защиты против появления звуковых колебаний с этими  частотами. 

 

3.1.Случай в Лондонском театре

Лет 50 назад в одном из лондонских театров готовилась к постановке пьеса, действие которой по ходу спектакля переносилось в далёкое прошлое. Режиссёр хотел подчеркнуть необычайную постановку оригинальным сценическим эффектом. Физик Роберт Вуд посоветовал использовать инфразвук, который якобы создаёт ощущение таинственности. Учёный   изготовил громадную органную трубу. И на очередной репетиции её опробовали.  Последовал неожиданный эффект - вроде того, который предшествует землетрясению: задребезжали окна, зазвенели стеклянные люстры. Всё старинное здание начало дрожать, ужас прокатился по залу. Пришли в смятение даже жители соседних домов. Режиссёр испугался и распорядился, чтобы такую  органную трубу немедленно выбросили.

3.2 Корабли-призраки

Ультразвуку приписывается  появление кораблей призраков. Потерянные корабли-призраки действительно встречаются в реальности – так называют те корабли, которые обнаруживают на плаву в пригодном для плавания состоянии, но без членов команды на борту. При этом нет и внятных указаний на то, по какой причине члены экипажа могли покинуть судно и куда они направились. Есть версия, что причина появления кораблей-призраков - это инфразвуковые колебания. Доказано что штормовые волны могут излучать инфразвук. Эти колебания, воздействуя на человека, могут вызывать психические расстройства, появление страха. Люди в припадке безумия начинают прыгать за борт и тонуть.

Не случайно у моряков с давних времён существует легенда о «Летучем голландце»  – парусном корабле-призраке, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием. 

До своей гибели корабль действительно существовал с реальной командой и капитаном-голландцем. Подобных случаев сколько угодно, даже сейчас корабли исчезают без видимых причин.

См. приложение №6

   3.3.Бермудский треугольник. Пояс Дьявола.

Наибольшее количество исчезновений кораблей и самолётов зафиксировано в районе  Бермудского треугольника, который находится в Атлантическом океане вблизи юго-восточного побережья Северной Америки. Понятие «Бермудский треугольник» возникло из-за трагедий в воздухе. В декабре 1945 г. шесть самолётов «Эвенджер», вылетевших на учебное задание с авиабазы Форт-Лодердейл, не смогли вернуться на базу. В переговорах диспетчера базы с пилотами фигурируют странные сообщения о необычных явлениях над морем. А иногда звучит просто паника. Пилоты как бы полностью теряли способность ориентироваться. В результате все самолёты погибли. Никаких следов катастрофы найдено не было.

 На Земле подобных мест несколько. Они обозначены на карте в виде узлов некоторой сетки, обволакивающей  земной шар. Самые сильные узлы находятся по экватору в виде зигзагообразной линии, которую называют поясом дьявола. Кстати, в одном из узлов (2) находится район Чернобыля.

    См. приложение №7

3.4.Инфразвук в истории. Гомер. Одиссея. Библия. Взятие Иерихона.

Сведения о влиянии инфразвука на человека мы находим в древних источниках.

1. В гомеровской Одиссее описываются сирены, от пения которых можно было спастись, крепко заткнув уши. Этот район средиземного моря и сейчас пользуется дурной славой. Дело в том, что по соседству находится Сахара, и инфразвук, образуемый дуновением ветра по пескам, отражается от скал и уходит в Средиземное море. На древнем изображении греческой вазописи мы видим Одиссея, привязанного к мачте, который таким способом спасается от попытки покинуть корабль, слыша инфразвук, издаваемый сиренами.

См. приложение № 8Рис.1

2. Об Инфразвуке говорится  в  Библейском рассказе «Взятие Иерихона» (Иисус Навин, глава 6).

Согласно Библии, стены Иерихона рухнули на седьмой день осады города Израилем, после звука труб. «Израильтяне на протяжении шести дней по одному разу в день обходили вокруг стен Иерихона. Шествие возглавляли воины, за ними шли семь священников и трубили в юбилейные трубы. И затрубили в трубы, и воскликнул весь народ, и стены обрушились до основания».  

См. приложение № 8 Рис.2

3.5. Версия гибели группы Дятлова
      Эффект «горы мертвецов» связан с непонятными смертями туристов в одном определённом месте. Это место – гора Холат-Сяхыл на Северном Урале. Её высота 1079 м. На склоне этой горы в разное время погибли минимум три группы туристов. При очень странных обстоятельствах...  

Гибель первой группы произошла 1–2 февраля 1959 г. Маршрут, по которому шла группа, считался в те времена маршрутом так называемой третьей, высшей категории сложности. То есть в поход пошли не просто случайные люди, отнюдь не новички. 1 февраля они не успели подняться на вершину засветло и решили остановиться на ночёвку на склоне. Место было выбрано правильно, палатка была поставлена правильно. Но потом что-то случилось. Вот как описывает случившееся В. Чернобров в своей «Энциклопедии загадочных мест России»: «…Позже следователи начали восстанавливать картину происшедшего. В паническом ужасе, разрезав палатку ножами, туристы бросились бежать по склону. Кто в чём был – босиком, в одном валенке, полураздетые. Цепочка следов шла странным зигзагом, сходилась и снова расходилась, словно люди хотели разбежаться. Но какая-то сила сгоняла их вместе. К палатке никто не подходил, не было никаких следов борьбы или присутствия других людей. Никаких признаков какой-то природной катастрофы: урагана, смерча, лавины. На границе леса следы исчезли…»

Загадка гибели группы Дятлова до сих пор не разгадана. Существует много различных версий, одной из которых является воздействие инфразвука, образующегося в горах, на психику человека.

    См. приложение №9

3.6. Звук - оружие

Начиная с середины ХХ века, с инфразвуком, как с оружием наступления и разрушения, работают исследователи в военных институтах различных стран. Сведения о достигнутых результатах самые противоречивые. Однако понятно одно: если звук при совпадении ряда условий может нанести вред небольшому количеству людей, значит рано или поздно этот же эффект может быть достигнут в любых масштабах.

Многим может показаться, что акустическое оружие – это что-то из области научной фантастики. Однако это не выдумки, оно не только существует, но и с успехом используется. Так в 2005 году специальная акустическая пушка помогла круизному лайнеру Seabourn Spirit успешно отразить все атаки морских пиратов, которые напали на судно в районе берегов Сомали. Бандиты обстреляли лайнер из гранатометов и автоматов, и после попытались взять судно на абордаж. Однако пираты не знали, что судно оборудовано звуковой пушкой LRAD, после того как звуковое оружие было активировано, нападавшие моментально пустились в бегство.

LRAD – система звукового оружия, относимое к разряду "нелетальных", но его воздействие на человеческий организм не изучены до сих пор. Многие специалисты полагают, что LRAD может быть опасен для здоровья. Акустическая пушка LRAD была разработана по заказу Пентагона компанией American Technology. Американские военные решили заняться оснащением своих кораблей подобным оружием после нападения террористов на эсминец "Коул" в 2000 году в Йемене. Данное устройство уже несколько лет с успехом применяется на многих кораблях ВМФ США. Так, например, оно используется на всех судах, находящихся в Персидском заливе.

См. приложение №10

3.7. Голос Земли

С прошлого года по всей Земле люди наблюдают очень странное явление – они слышат звуки или гул, исходящий как бы из-под земли или идущий сверху, с небес, объяснить который никто не в состоянии. Удивительно то, что в одних местах гул напоминает скрежет трущихся друг об друга гигантских металлических пластин, в других он похож на рёв огромного реактивного двигателя, а в некоторых местах впечатление такое, что это доносится громкий стук колёс проходящего товарняка. При этом там нет близко пролегающих железных дорог. Звук был настолько силён, что причинял огромные неудобства и вселял неясную тревогу.

Подобные шумы слышали и слышат в Новой Зеландии, Цюрихе, на севере европейского континента, в США, России.

Возникают невообразимые версии, одна фантастичнее другой, но ни одна из них не может объяснить природу возникновения этого гула. Что же за звуки издаёт наша Земля? О чём она пытается нам сказать? Нашу планету уже целый год трясёт и лихорадит как никогда. Достаточно вспомнить землетрясение в Японии. А аномальные погодные явления? Это ли не следствие того, что грядут близкие перемены? По одной из версий, предлагаемой учёными, этот звук - предвестник смены магнитных полюсов Земли.

На данный момент изучается общая математическая модель смены полюсов, которая предполагает их мгновенное смещение, а звуки являются лишь частью подготовительного периода. Однако это всего лишь теория

4.Полное отсутствие звука. Комната

Это помещение вошло в Книгу рекордов Гиннеса как самое тихое место в мире. Оборудовано оно при Лабораториях Орфилдав США. Камера используется для тестирования громкости некоторых продуктов, таких, как сердечные клапаны, звуки нажатий клавиш или переключателей различных устройств, а также для определения качества звука. Но людям длительное время там находиться не рекомендуется. Дело в том, что стены комнаты (они двойные, выполнены из изолированной стали и бетона толщиной в 30 сантиметров и оснащены акустическими платформами из стекловолокна метровой толщины) блокируют 99,99 процента внешних звуков.

Тишина, к которой мы привыкли в повседневной жизни, на самом деле состоит из множества звуков, на которые мы можем попросту не обращать внимания. Так, ночью, когда все спят, в комнате слышится тиканье будильника, журчит вода в трубах, скрипят половицы, поют птицы за окном, шелестят деревья, где-то вдалеке раздается шум шоссе или железной дороги… Все это создает привычный звуковой фон, который нам обычно ни в коей мере не мешает и даже успокаивает нас.

Что же произойдет, если мы окажемся в полностью изолированном помещении, где нет никаких подобных звуков? Вряд ли подобная ситуация возможна в естественных условиях. Скорее всего, на Земле, по крайней мере, на ее твердой поверхности, нет ни одного места, которое не пропускало бы около 100 процентов звуков. Подобную звукоизоляцию можно создать лишь искусственным путем. По словам Стивена Орфилда, в этом случае наш слух попытается адаптироваться к отсутствию внешнего шумового фона и постепенно начнет улавливать звуки, которых в обыденной жизни мы не слышим. "Чем тише комната, тем больше вещей вы слышите, — поясняет Орфилд. — Вы начинаете слышать, как стучит ваше сердце, иногда как двигаются ваши легкие или как бурчит желудок. В безэховой камере вы сами становитесь звуком". Если мы начнем говорить, то не услышим собственного голоса. Если мы попытаемся встать и ходить, то это будет не так-то легко сделать, поскольку на бессознательном уровне мы во время ходьбы в какой-то мере ориентируемся по звукам, издаваемым телом и конечностями, а в данном случае их не будет. Отсутствие звуков не позволит нашему телу нормально балансировать и маневрировать, поэтому лучше во время "сеанса" оставаться на месте — на стуле, который стоит посреди комнаты. Для "чистоты эксперимента" свет в помещении погашен, чтобы свести к минимуму визуальный фактор. На первый взгляд, что тут такого — побыть немного в темной комнате, лишенной звуков? Между тем, полная тишина для большинства людей невыносима: она начинает буквально давить на мозг. Это нелегкое испытание для наших органов чувств. Так, НАСА во время тренировок помещает своих космонавтов в наполненные водой резервуары, которые также не пропускают звуков. Какое-то время спустя у них начинаются галлюцинации, они слышат звуки, которых на самом деле не существует. Если оставить обычного индивида в такой камере на длительное время, то рано или поздно он просто сойдет с ума. Ну, разве что это тренированный йог или какой-нибудь отшельник, живущий в молитвах и медитациях…

Почему же не сходят с ума люди, лишенные слуха? Все-таки абсолютной глухоты не бывает, говорят специалисты. Например, в одном санатории для глухих им во время танцев включали музыку. Было замечено, что как только музыка начинала играть, пациенты принимались танцевать. Переставала — они останавливались… Да, глухие люди не слышат звуков, так как слышат их здоровые, но они способны улавливать акустические колебания. Что в камере Орфилда исключено. Максимальное время, которое смог провести в "тихой комнате" Орфилда человек, при выключенном свете, составило 45 минут. Сам Орфилд сумел пробыть там только полчаса.

См. приложение №11

                                                        Заключение

   В ходе работы над проектом мы выяснили, что инфразвук представляет собой возможную угрозу для человечества, так как может применяться в качестве психологического оружия. Поэтому в настоящее время возникает необходимость искать способы защиты от пагубного воздействия данного вида оружия.

  Тема проекта в настоящее время расцвета мирового терроризма приобретает всё большую актуальность. Инфразвук может применяться как  оружие, а также многие музыкальные группы не брезгуют использовать инфразвук, калеча своих фанатов.

    Надеюсь, что проект будет интересным и полезным для всех, кто с ним ознакомится.

                               

                               

                                      Список источников

1.  http://kvladimirrr.livejournal.com/108051.html

2. http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200700114

3. http://wonderwork.ucoz.com/load/parallelnyj_mir/top_7_korabli_prizraki/8-1-0-1018

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%BA

5. http://sutrong.ru/viewtopicef73.html

6.

http://www.publy.ru/post/1770

7.  http://www.retroportal.ru/vladimir_yanke/kniga_dyhanie_muzyki_243.shtml

8. http://masterok.livejournal.com/2527248.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Комплексная работа "Кит-убийца". 5 класс.

Комплексная работа "Кит-убийа". 5 класс. Начало года....

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Проект по химии 9 класс "«Угарный газ: как работает «молчаливый убийца» и что делать, чтобы не стать его жертвой».

Выезд на дачу или в деревню стало нормой для многих людей. Но уже при подготовке к дороге — в гараже, а потом на автостраде, в бане, в доме с печкой, нас подстерегает коварный и незаметный враг ...

Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными  качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с раз...