Урок - деловая игра "Работа отдела технического контроля" -10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Деревянко Оксана Николаевна

Урок "Работа ОТК" проводился в рамках недели "Науки и техники". Основные цели урока: профориентация учащихся 10 класса на профессии технического направления, знакомство с вузами Самары, знакомство учащихся с пофессиями контролёра ОТК и технического корректора научных текстов. На уроке проводится практическая часть, в ходе которой учащиеся пробуют себя в качестве контролёра и корректора.

Форма урока - деловая игра. Время урока -2 часа.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_otdela_tehnicheskogo_kontrolya.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Неделя науки и техники.    

10 класс

Тема урока:  Работа отдела технического контроля.

Форма урока:  деловая игра

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с задачами ОТК.
  2. Изучить особенности корректуры научных и технических текстов.
  3. На практике попробовать выполнить работу контролёра ОТК и технического корректора.

Ход урока:

1.Организационный момент. Активизация познавательного интереса.

2. Объяснение заданий и задач урока.

    Объяснение материала проводится по презентации.

3. Практическая часть.

1) проверка лабораторного оборудования

2) корректура научного текста

4. Подведение итогов. Обмен мнениями. Анализ результатов. Рефлексия.

Приложения:

Характеристика лабораторного оборудования №1

Название оборудования:  Комплект тел равного объёма

Основные характеристики комплекта: Комплект состоит из цилиндров равного объёма и различной массы.

№ цилиндра

Вещество

Объём, см3

Масса, г

Плотность г/см3

1-1

Железо

200,5

1502

7,5-7,8

1-2

1-3

1-4

2-1

Латунь

200,5

1631

8,0-8,4

2-2

3-1

Медь

200,5

1762

8,5-8,8

3-2

Название комплекта:  «Набор резисторов»

Основные характеристики резисторов:

Набор состоит из резисторов, сопротивлением 6Ом и 12Ом для выполнения лабораторных работ по теме «Электричество»

Допустимые значения сопротивлений  5,51 Ом    и 11,51Ом

Результаты проверки качества оборудования:

Название комплекта: Комплект тел равного объёма

№ цилиндра

Вещество

Измеренный объём

Измеренная масса

Плотность

Соответствие

Несоответствие

Контролёр:__________________________Дата:

Результаты проверки качества оборудования:

Название комплекта: Комплект резисторов

№ резистора

Измеренный ток

Измеренный объём

Сопротивление

Соответствие

Несоответствие

Контролёр:__________________________Дата:

Результаты проверки научной статьи

Название статьи:________________________________________________________

Замечания: ______________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Дата:____________ Корректор:_______________________

Почему птицы не погибают, когда сидят на линиях электропередач?

Почему птицы не погибают, когда сидят на линиях электропередач?

Провода в высоковольтных линиях электропередач не заключены в резиновую изоляцию, они просто закреплены на опорах с помощью изоляторов и таким образом электрически касаются только источника и потребителя тока.

Однако, нередко можно видеть, как птицы сидят на этих проводах. Получается, что птицы хватаются за оголенный провод по которому, протекает огромный ток. Так почему же они при этом не страдают?

Дело в том, что когда птица садится на провод, то создается параллельное соединение проводников. Одним проводником служит сама птица, а другим – участок провода под ногами у птицы. Сопротивление птицы во много-много раз больше сопротивления провода, поэтому по ней протекает ничтожно малый ток, который не может ей повредить (при параллельном соединении общий ток распределяется между параллельными участками цепи прямо пропорционально сопротивлению).

Однако птица все же может погибнуть при неправильном обращении с высоковольтными линиями электропередач. Для этого ей достаточно, сидя на проводе, коснуться металлической части одной из опор, которые удерживают провода. Данные опоры  заземлены так как установлены на Земле. Кроме того, теперь уже сопротивление птицы намного меньше сопротивления воздуха (с которым она в этом случае создает параллельное соединение) поэтому сила тока, которая при этом пойдет через птицу будет огромной. Ток такой большой силы буквально испепелит птицу почти моментально.

Эти редкие птицы, коснувшиеся одновременно провода и опоры, являются единственными жертвами того, что провода в высоковольтных линиях не заключены в изоляцию, а лишь изолированы от опор. При этом случаи гибели птиц никак не сказываются на процессе передачи электроэнергии, никак ему не вредят и не нарушают. Именно поэтому провода по-прежнему и остаются без изоляции, ведь заключить их в неё было бы очень дорого и сложно.

Кроме того, нужно отметить, что не изолированы от внешней среды и воздуха только высоковольтные линии электропередач. Они подвешены на огромных опорах очень высоко.

А вот те провода, которые расходятся от подстанций к домам людей, к фонарям и так далее по столбам небольшой высоты, уже снабжены изоляцией по всей длине (по крайней мере это предусмотрено современной технологией электрификации). В этих проводах, расположенных на значительно меньшей высоте протекает, кстати, уже и не такой большой ток, и напряжение на них меньше. И так как они полностью заключены в изоляцию они уже совсем не угрожают птицам. Хотя причиной для такого изолирования этих проводов является в первую очередь безопасность людей, которые, хоть и с трудом, но также могут вступить с ними в случайный контакт. Ведь эти провода встречаются гораздо чаще, и они гораздо ближе.

Физика автомобильных аварий

Физика автомобильных аварий.

В этой статье обсудим насколько безопасны сейчас автомобили? Почему не сделать машину еще более прочной, и над чем поработали инженеры, чтобы предотвратить плачевные последствия при аварии?

В литре бензина содержится около 56 мегаджоулей химической энергии. Это больше, чем при взрыве такого же количества тротила. И этой энергии хватило бы на целый день работы тостера. Машины работают благодаря сжиганию бензина, которое превращает химическую энергию в кинетическую, способствуя движению машины. Восемьдесят процентов энергии теряется в виде тепла в двигателе, но 20 процентов от 56 миллионов джоулей - это почти   10 миллионов джоулей энергии. Необходимо всего 5 чайных ложек бензина, чтобы разогнать 2-ух тонную машину от 0 до 60 км/ч. Это не кажется большим количеством топлива, но энергия машины, которая движется со скоростью 60 км/ч, сравнима с энергией слона или скорее стегозавра, сброшенного с третьего этажа. Чтобы машине остановится, вся эта энергия должна куда-то деться. Если машину останавливают тормоза, они рассеивают энергию с помощью нагрева (и последующего охлаждения) тормозных колодок и дисков. А в случае столкновения, энергия рассеивается деформацией передней части машины. И так как медленная остановка лучше быстрой, машины тщательно спроектированы сминаться при столкновении. Это продлевает время столкновения и остановка требует менее интенсивного тормозящего ускорения.

Большое ускорение очень плохо влияет на человеческие мозги и органы. Но людям не очень нравится водить машины с длинным передом. У большинства машин есть 50 см сминаемого пространства, в котором они должны рассеять энергетический эквивалент. Деформация передней части машины должна выдерживать силу, которая равна четверти тяги основного двигателя шаттла. Больше половины контролируемого смятия должна принять на себя пара стальных реек, соединяющих основную часть машины с бампером, которые сгибаются и деформируются, чтобы впитать энергию и замедлить машину. Всю оставшуюся энергию должна впитать деформация остального металла, находящегося впереди машины. Это спланированное разрушение дает возможность машине замедлятся быстро, но с приемлемой и стабильной скоростью.

Если бы машины были очень твердыми, то они бы останавливались настолько быстро, что ускорение в них превышало бы в 15 и более раз то, которое испытывают космонавты на тренировке. Такие огромные перегрузки не совместимы с жизнью. Инженеры научились делать машины со сминаемыми частями, создающими внутри безопасную зону. Полностью твердые машины не подходят для безопасности водителя и пассажиров. В полностью твердых машинах даже при столкновении на совсем небольшой скорости (30 - 40 км/ч) могли бы погибать люди.

Вода и огонь

Почему вода гасит огонь? На этот вопрос не всегда умеют правильно ответить даже люди, изучавшие физику, – и читатель, надеемся, не посетует на нас, если мы объясним вкратце, как вода гасит огонь.

Почему вода гасит огонь?

На первый взгляд, вопрос этот странный, и вряд ли слишком многие люди задаются этим вопросом. Ведь ответ, казалось бы, очевиден – вода же мокрая.

Но далеко не все жидкости способны погасить пламя. Некоторые, напротив, способствуют тому, что огонь разгорается только сильней. Например, такими жидкостями являются бензин и спирт.

Нужно заметить, что вода обладает самой высокой теплоемкостью среди всех остальных жидкостей, которая снижается в промежутке температур от 0 до 37 градусов Цельсия, а при дальнейшем нагревании снова растет.

Поэтому, прикасаясь к горящему предмету, вода превращается в пар, отнимая при этом много теплоты у горящего тела; чтобы превратить крутой кипяток в пар, нужно в три раза больше теплоты, чем для нагревания того же количества холодной воды до 100 градусов Цельсия.

Во-вторых, пары, образующиеся при этом, занимают объем, в сотни раз больший, чем породившая их вода; окружая огонь, пары оттесняют воздух, а без воздуха горение невозможно.

Таким образом, горячей водой огонь тушится быстрее, чем холодной. А дело тут в том, что горячая вода быстрее превратиться в пар, чем холодная, а соответственно пар быстрее отсечет доступ кислорода к горящему объекту. Тогда почему же пожарные не тушат огонь с помощью кипятка? Это попросту невозможно.

Пожарные насосы изначально приспособлены для закачивания в них исключительно холодной воды, а если она будет заменена кипятком, то под поршнем вместо разреженного газа будет находиться насыщенный пар под давлением равным одной атмосфере, и тогда вода подниматься по шлангу не будет.

Чтобы вода с большей силой гасила огонь, иногда примешивают к ней... порох! Это может показаться несообразным – и, однако, вполне разумно: порох быстро сгорает, выделяя большое количество негорючих газов, которые, окружая собою огонь, затрудняют горение.

Правда нельзя забывать, что при тушении горящих электроприборов вода не должна использоваться. Происходит это из-за ее способности прекрасно проводить электрический ток. Поэтому в этом случае о воде лучше забыть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс

Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...

Урок-деловая игра по математике для 11 класса "ЖИЛЬЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ" в рамках подготовки к ЕГЭ

Цели урока:   1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания,закрепление знаний, умений и навыков при решении...

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Урок - деловая игра по математике в 5 классе

Деловая игра разработана по теме "Умножение и деление десятичных дробей"...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Урок - деловая игра "Определение плотности картофеля" 7 класс

Урок - деловая игра по определению плотности картофеля в 7 классе....

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...