Урок исследование "Сообщающиеся сосуды" физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Пивоварова Елена Николаевна

Урок изучения нового материала, является одним из уроков раздела "Давление в жидкости".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Сообщающиеся сосуды» 7 класс

(учебник «Физика – 7», А. В. Перышкин, 2014 г.)

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).

Цель урока:

Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне.

Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.

Задачи:

Образовательные:

- ввести понятие сообщающих сосудов;

- рассмотреть примеры сообщающих сосудов;

- разобрать принцип действия  таких сосудов.

Воспитательная:

- способствовать формированию понятия о необходимости знаний материала по данной теме в повседневной жизни.

Развивающая:

- посредством нестандартных методов урока развивать навыки самостоятельного и рационального изучения нового материала.

Ход урока:

I Повторение.

1 Повторение формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда:   -  p= gh

              - от каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда (от рода жидкости , от высоты столба жидкости)

2.         Два сосуда. В 1 – вода, во 2 – керосин.

         - Одинаковое давление оказывают жидкости на дно                                              

        сосудов?

                                     - В каком сосуде давление жидкости на дно сосуда больше?

II Актуализация знаний.

На столе: чайник, лейка, кружка для мин.воды.

?: Посмотрите какие разные предметы стоят на столе. Что у них общего?

?: Попробуйте придумать этим сосудам  название.

- Вот вы и назвали тему нашего урока «СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ» .

У: Сосуды,  имеющие общую соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.

Посмотрите на картинки, как располагается жидкость в сообщающихся сосудах?

     

     У: Всегда ли жидкости в сообщающихся сосудах будут располагаться на одном уровне?

Вот мы и подошли к цели нашего урока.

• Узнать как будет вести себя жидкость в сообщающихся сосудах;

• Узнать возможности использования сообщающихся сосудов.

Ребята подумайте, пожалуйста, как мы  будем выполнять цель урока.

Посмотрите на столы. Найдите  конверты, которые нам сегодня будут помогать в работе.

Откройте конверт «ИССЛЕДОВАНИЕ».

Внимательно изучите план исследования.

 Сколько исследований вам надо провести?

Как мы будем выполнять первое исследования?

Каким образом будем выполнять второе исследование?

Расскажите, что у вас получилось.

Сделаем общий вывод по поведению жидкости в сообщающихся сосудах.

Форма. Большая емкость сообщается с маленькой.

Ученики предлагают свои варианты определений сообщающихся сосудов.

Слайд 1

Жидкость располагается на одном уровне.

Ученики ставят задачи на урок:

• Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах;

• Обобщение опыта, накопленного человеком в использовании знаний о сообщающихся сосудах.

Ученики:

Линейка и план исследования.

Ученики выполняют исследования.

После проведения первого исследования подвести промежуточный итог

Ученики выполняют исследования.

Прежде, чем перейти ко второй части нашего урока, проведем "Гимнастику для глаз"

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  • Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.
  • Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту. 

Учитель: Переходим к выполнению второй цели урока – узнаем, каковы возможности использования сообщающихся сосудов. И как будем выполнять цель урока?

Откроем конверт  «ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

У: рассмотрите фотографи, теперь рассмотрите схемы (выдать схемы ученикам).

У: Ваша цель ознакомится с принципом действия устройства, подобрать соответствующую фотографию из вашего конверта.

Ученики открывают конверты, находят фотографии.

Раздать схемы, на которых описан принцип действия различных устройств используемых человеком.

План исследования:

Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах.

Сосуды,  имеющие общую соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.

Исследование 1

 Исследование уровней

однородной жидкости в сообщающихся сосудах

 

- Налейте воду в сообщающиеся сосуды.

- Рассмотрите, как располагается  однородная жидкость в сообщающихся сосудах.

- Осторожно наклоните, опустите, поднимите незакрепленный сосуд и посмотрите, как меняют свое положение уровни жидкости в обоих сосудах. Зарисуйте положение уровней  жидкости.

 

Ответьте на вопрос:

как располагаются  поверхности однородной  жидкости в сообщающихся сосудах?

 

 

 

 

________________________________

________________________________

________________________________

План исследования:

Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах.

Сосуды,  имеющие общую соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.

Исследование 2

 Исследование уровней   

двух жидкостей с разной плотностью

 в сообщающихся сосудах

 

- Закрепить сообщающиеся сосуды в штативе.

- Отметить маркером уровни жидкости в сосудах.

- В левый сосуд долейте воды, в правый долейте масло.

- Рассмотрите, как располагаются в сосудах жидкости с разной плотностью (подкрашенная вода и масло). Зарисуйте  уровни жидкостей.  Измерьте высоты столбов жидкостей над уровнем  АВ, результаты  запишите в таблицу.

Ответьте на вопрос:

как зависят высоты столбов разных жидкостей  в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей?

 

 

 

Название жидкости

Плотность,

ρ, г/см3

Высота столба жидкости, см

Вода

1

 

Масло

0,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коментарии к слайдам:

Слайд 2.     Из истории сообщающихся сосудов.

Слайд 3.     Применение сообщающихся сосудов в хозяйстве.

Сайд 4.       Применение сообщающихся сосудов в фонтанах.

        После рассмотрения слайда объяснить работу фонтана на модели.

Слайд 5.    Работа водопровода.

        Попробуйте-ка подсчитать, сколько раз на дню вам приходится открывать водопроводный кран. Это убедит вас, что вода, которая всегда под рукой, несмотря на телефоны, пылесосы, холодильники и кондиционеры, самое важное из всех житейских удобств. А ведь среди водопотребителей не только жилые дома, но и магазины, детские сады, школы, учреждения, больницы...  И всех обеспечивает городской водопровод.

     А кто скажет : Почему вуодонапорная башня самое высокое сооружение в деревне?

Слайд 6.    Разобрать работу водопровода на схеме.

Слайд 7.    Сифон.

       Показать сюжет из м/ф "Фиксики"

 Слайд 8.    Применение сообщающихся сосудов  в работе шлюза.

       Предложить учащимся подумать о назначении этого сооружения, т.е. о том, чем вызвана необходимость его применения. Если ученики не могут дать ответ, следует объяснить им, что шлюзы служат для беспрепятственного прохождения судами тех мест судоходных рек, в которых имеются плотины и пороги, а также , если  отдельные участки канала лежат выше или ниже  уровня рек,  которые соединяет  канал.

     Слайд 8.    Разобрать работу шлюза на схеме.

      Показать видеоролик из Интернета "Работа шлюза" (передача Галилео).

10. Итог урока.

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.

Я попрошу еще раз сделать общий вывод по нашему исследованию. Учащиеся дают ответы:

В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.

Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....