Учебные материалы для учащихся
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Маленкова Лариса Олеговна

Материалы могут быть полезны для подготовки устных сообщений, выполнения проектов, и других заданий самостоятельной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Рекомендации к ведению школьных исследовательских работ

Общая информация

Школьные научные работы могут быть поискового и исследовательского характера, выполненные индивидуально или в группе.

                          Общая схема хода научного исследования:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор методов (методик) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обобщение результатов исследования.
  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. Как грамотно автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость. Школьники должны уметь объяснить актуальность проблемы с точки зрения практической необходимости и теоретической значимости.

Следующий этап выполнения исследовательской работы включает определение цели, объекта, предмета и задач исследования.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования.

Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования могут быть реальные процессы и явления действительности, то есть то, на что направлено исследование. Но изучается не весь объект целиком, а отдельные его стороны, свойства, особенности, то есть предмет исследования.

Следующий этап - собственно исследование. На этом этапе автору предстоит уточнить рабочий план, отобрать методы исследования, провести эксперимент и статистическую обработку полученных результатов, проверить рабочую гипотезу.

Параллельно с этим этапом по мере получения промежуточных результатов исследования необходимо апробировать проведенное исследование (это публикация печатных работ, выступление с докладами по проблеме исследования на различных конференциях).

Заключительный этап любого научного исследования - работа над литературным сочинением и оформление работы.

                     Общие требования к оформлению исследовательских работ

   Работа оформляется на печатной бумаге форматом А-4, шрифтом  14. на одной стороне листа. При оформлении работы соблюдаются поля: левое - 30 мм, правое – 15 мм. Верхнее -  20 мм, нижнее — 20 мм.

   Каждая   новая   глава   начинается   с   новой   страницы.   Точку   в   конце   заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

   Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом. Страницы в исследовании считают с титульного листа, нумеруют со второго. Завершенная печатная работа сшивается скоросшивателем. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 20 машинописных страниц.

 Для   приложений   может  быть  отведено  дополнительно  не  более   30  стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений римскими цифрами.

 1. Титульный лист содержит:

  • название конференции, секции;
  • название доклада;
  • место проведения, год;
  • сведения об авторе (Ф.И.О., учебное заведение, класс);
  • сведения о научных руководителях (Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы):
  • Ф.И.О. школьного учителя.

2.        Введение

Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемою вопроса и с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями, которые препятствуют достижению цели работы. Поэтому именно во введении всегда требуется отразить следующие пункты:

  • определение темы работы;
  • обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и
    практики;

-        определение    границ    исследования    (предмет,    объект,    хронологические    или
географические рамки);

  • определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач:
  • определение теоретических основ, этапов и методов исследования.
    Объем введения - не более 2-3 страниц машинописного текста.

3.        Основное содержание

В основной части работы также можно выделить стандартные разделы (главы). В большинстве случаев работы делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы. В практической части описываются используемые методики и результаты эксперимента.

Объем основного содержания - не более 15 страниц.

4.        Выводы (заключение)

       Выводы или заключение - неотъемлемая часть научной работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а также определяются направления для дальнейших исследований в данной сфере. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного - трех пунктов. Объем заключения - не более 1-2 страниц.

5.   Список литературы

Работа завершается списком используемой литературы. Возможно размещение литературных источников по мере их использования в работе. Наиболее распространенный вариант оформления списка является алфавитный способ группировки литературных источников.

Библиографическое описание литературного источника. Например:

Манолов К. Великие химики. - М.: «Мир», 2005. - 214 с.

Рекомендации к защите исследовательской работы

1.   Устный доклад

Для доклада на конференции предоставляется время не более 7-10 минут. Это вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не стоит переживать, если не удалось «сказать все». После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, автор дополняет свой доклад.

Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что большую часть отведенного на доклад времени они тратят на введение, а оставшееся время на изложение скороговоркой сути работы.

Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть «привязанным» к тексту.

                                                 Несколько советов докладчику:

  • необходимо назвать тему исследовательской   работы, четко и ясно сформулировать
    ее   цель,   используя,   например,   такие   ключевые   слова   и   фразы   как:   «Цель   работы
    заключается  в том, что (чтобы)...», «Исследование (работа, эксперимент) ставит своей
    целью ...» и т.п.;
  • далее нужно изложить основное содержание работы, ее идею и суть, рассказать,
    каким путем автор шел к достижению поставленной цели, какие встретились трудности, как
    они были преодолены;
  • следует сформулировать  наиболее  важный  результат работы   в  виде  основного
    вывода или заключения по работе;
  • закончить выступление можно приблизительно так: «Доклад закончен. Благодарю за
    внимание»;
  • далее нужно подготовиться к ответам на вопросы.

2.   Презентация

С появлением персонального компьютера стало возможно широкое использование презентационных материалов. Презентация - это оживший буклет или каталем. Голько, если последний ограничен площадью, качеством печати и правилами верстки, то в презентации можно с легкостью обойти все эти сложности. В презентации возможно практически все! Мегабайты звука, красочной информации, динамичных роликов и масса подробнейшей информации на удобном носителе - вот основные преимущества презентационного фильма. Какие цели преследует мультимедийная презентация? Показать результаты исследовательской работы максимально выгодно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами. То есть задача презентации -максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества Вашею проекта. Презентация незаменима, как основа доклада или дополнение к уже состоявшемуся докладу. Мультимедийная презентация как форма подачи информации весьма удобна в рамках всевозможных конференций и семинаров.

Презентации  можно  условно   разделить   на     несколько видов:

1. Технический видеофильм. Этот вид презентации представляет собой наглядное пособие по выполнению эксперимента, рассказывает о ходе исследований и работе над проектом,  о  научных  руководителях,  об  интересах  авторов  работы,  их  семье  и  учебе.

2. Флэш-презентации - это облегченный вид презентации, часто используемый для представления в Internet.

Презентация может строиться в строгом соответствии с одним из видов или совмещать сразу все варианты. Все зависит от целей презентации, от особенностей и личных предпочтений автора работы.

Критерии, используемые жюри для оценки школьных исследовательских работ

Экспертные комиссии используют следующие общие критерии:

  • актуальность поставленной задачи;
  • новизна;
  • элемент исследования;
  • достижения автора;
  • эрудиция автора;
  • значимость исследования;
  • иллюстрации;
  • изложение доклада;
  • библиография.



Предварительный просмотр:

Критерии оценки заданий для самостоятельной работы учащихся

Вид задания

Критерии оценивания

Для заданий проектного характера

  • актуальность темы проектирования, обоснование проекта;
  • целостность структуры и полнота  описания содержания проекта;
  • новизна проекта и его практическая значимость проекта,
  • оформление проекта,
  • презентация результатов проекта

Для заданий исследовательского  характера выступают:

  • четкость логики исследования;  соответствие цели, объекта и предмета исследования;  обоснованность выбора метода исследования;  оригинальность представления результатов исследования;  использование терминологии в выводе.

Для заданий на работу с тексом  

  • точность формулировки ведущей идеи;
  • логика и лаконичность анализа изучаемого текста;
  • наличие вывода.

Для заданий на составление хронологических таблиц и опорно-логических схем

  • точность и лаконичность  формулировок, ответов, необходимых для занесения в таблицы;
  •  убедительные, аргументированные предложения по  решению выделенных проблем;
  • собственная позиция по данным вопросам.

Для заданий на составление аннотированных и библиографических списков по проблемам

  • соответствие требованиям содержания библиографического или аннотированного списка исходя из цели и задач его выполнения;  соответствие требованиям оформления списков; соответствие последовательности расположения библиографических описаний в списке.

Для заданий, связанных со сбором информации или сведений по какой-либо проблеме,

  • Полнота представленной информации (использование не менее 3-4 источников);
  • логичность  подачи материала;
  • соответствие заданию;
  • степень самостоятельности при выполнении задания;
  • качество оформления.

Для заданий, связанных с написанием резюме.

  • Глубина проникновения в суть вопроса, рассмотрение его с различных точек зрения;
  • анализ информации и аргументированность сделанных выводов;
  • точность использования научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение материала ;
  • степень самостоятельности, творческий подход к оформлению задания;
  • умение работать с различными источниками информации (не менее 4-5)

Для заданий, связанных с написанием эссе, рецензии

  • Соответствие жанру.
  • Наличие собственной позиции.
  • Аргументация.
  • Логика изложения.
  • Стиль изложения (профессиональный язык)
  • Объем не менее 1-ой страниц.
  • Культура оформления работы (грамотность, наличие заголовка, полей, точность цитат с указанием источника и т.д.)    

Для Заданий, связанных с подготовкой устного сообщения, выступления, публичного доклада, проведением дебатов, диспутов

  • степень «раскрытости» темы, рассмотрение её с разных точек зрения;
  • стилистически грамотная, логически правильная речь,
  • владение материалом, научной терминологией;
  • ораторское мастерство (артистичность, эмоциональность выступления
  • степень самостоятельности при подготовке задания

Для заданий, связанных с написанием реферата

Оценка Отлично:

  • Аналитичность стиля и подхода, критичность представлений и интерпретаций;
  • Продуманный отбор данных и источников, квалифицированные ссылки на использованную литературу;
  • Всестороннее раскрытие поставленных целей и задач, полное соответствие теме;
  • Ясная постановка и успешное достижение целей;
  • Логическая связность и цельность работы, ясные и хорошо обоснованные выводы;
  • Работа написана грамотным и правильным языком.

Оценка Хорошо:

  • Стиль и подход - объяснительные, с элементами критической интерпретации;
  • Данные и источники подобраны хорошо, факты используются правильно;
  • Цели и задачи вполне раскрыты, работа в основном соответствует теме;
  • Цели ясны, реалистичны и адекватны теме;
  • Работа достаточно связная и цельная, последовательно обосновывает предлагаемый вывод;
  • Текст написан грамотным и адекватным языком, ошибок немного.

Оценка Удовлетворительно:

  • Достаточное понимание материала, поверхностных или неадекватных суждений не много;
  • Стиль скорее описательный или рекомендательный, чем аналитический;
  • База источников более или менее достаточна;
  • Видно стремление автора к целостности работы и обоснованности выводов;
  • Случаи неадекватного использования языка редки.

Оценка Неудовлетворительно:

  • Недостаточное понимание фактов и проблем, есть неадекватный материал;
  • Литература подобрана плохо, самостоятельность недостаточна;
  • По объему или по качеству работа не соответствует уровню программы;
  • Цели реалистичны, но несколько ограничены;
  • Отдельные части связаны между собой, но в логическое целое с ясными выводами не складываются;
  • Работа изложена неадекватным и неграмотным языком.



Предварительный просмотр:

Правила написания реферата

Требования к выполнению.

Содержание реферата должно соответствовать теме и  ее плану.

Текст реферата должен отражать авторскую позицию по проблеме.

При подготовке реферата используйте не менее 4-5 источников (желательно, разных видов, в том числе Интернет ресурс).

Текст реферата записывайте лаконичным  литературным языком,  понятным для учащихся.

Правильно используйте терминологию.

При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина.

Правильно оформляйте используемые цитаты.

Реферат – это сжатое изложение основной информации на основе ее смысловой переработки.

Учебные рефераты – изложение основного содержания какого – либо вопроса на основе анализа, обобщения систематизации несколько информационных источников. В отличии от конспекта реферат является новым авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение, систематизацию материала,  авторскую позицию при сопоставлении разных точек зрения.

Примерные этапы работы над рефератом

1. Выбор проблемы, его обоснование, формулирование темы .

2. Отбор основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Конспектирование необходимого материала.

5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

6.  Определение основных понятий.

7. Разработка логики исследования, составление плана.

8. Реализация плана, написание реферата.

9. Самоанализ предполагающий новизну текста, степень раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников.

 10.Проверка правильности оформления списка литературы.

11.Редакторская правка.

13. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.

Правила оформления и представления рефератов

-Объем реферата - не более 20стр. машинописного текста, отпечатанного нормальным шрифтом через два интервала. Работа должна иметь поля.

На первой странице печатается план, включающий в себя введение, параграфы, раскрывающие суть проблемы, заключение.

-В конце реферата представляется список использованной литературы (не менее 5 источников) с точным указанием авторов, названия, места и года ее издания.



Предварительный просмотр:

Правила построения устного выступления

     - необходимо выбрать громкость голоса. Окружающим кажется, что если человек говорит громко - значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем громкость голоса не является эффективным средством воздействия на других людей. Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голоса. Парадоксально, но факт: то, что сказано более тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает гораздо большее внимание, чем сказанное еще громче.

     - необходимо выбрать ритм и темп речи. Речь не должна быть не слишком быстрой и не слишком медленной, потому, что люди говорят, когда они взволнованы или обеспокоены чем либо, когда хотят  в чем-то убедить собеседника или уговорить его; медленная речь может свидетельствовать, с одной стороны, об усталости или угнетенном состоянии, а с другой, - о высокомерии. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на волнение или стресс. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели, однако, не всегда делают поправку на волнение говорящего !!! Чем более прерывиста  речь, чем больше в ней запинок, назализации (э ... э ... э), слов паразитов ("значит", "так сказать" и т.п.), тем более некомпетентным кажется выступающий слушателям.

     - необходимо уметь держать паузу. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

Без доказательств

Начало выступления представляет наибольшую трудность и является исключительно важным, поскольку определяет интерес аудитории к выступлению. Поэтому выступление следует тщательно готовить. Любое выступление начинается с приветствия и обращения. Обращение "Уважаемые ………, вашему вниманию предлагаются …… по теме ..." - не просто формальность. Оно способствует установлению контакта и привлечению внимания к выступающему.

      Начало речи должно быть уверенным, вы должны распространять впечатление уверенности. Вступление должно быть кратким и состоять из одного или двух предложений. В качестве примера приведем несколько вариантов вступления:

- постановка проблемного вопроса;

- потрясающий факт;

- яркая иллюстрация;

- убедительная связь с жизненно-важными интересами слушателей;

- интересный пример;

- краткий исторический экскурс;

- убедительная цитата;

- плакат, предмет, график.

     Существует четыре варианта подготовки выступления и его устного изложения.

      1. Написать весь текст выступления, а затем прочитать его слушателям.

      2. Написать текст выступления, выучить его и прочитать по памяти, заглядывая иногда в рукопись.

     3. Подготовить только краткие записи.

     4. Выступать без каких-либо подготовленных материалов.

     Мы рекомендуем, прежде всего, второй и третий варианты. Еще древние говорили: "Не написав, хорошо не скажешь. Письмо лучший помощник языку." Начинающему выступающему целесообразно полностью записать текст будущего выступления - не для чтения с трибуны, а для поиска разговорных выражений. Убедительность в выступлении может возникнуть только при использовании разговорной речи.

Завершить выступление возможно общим выводом



Предварительный просмотр:

Правила работы с текстовой информацией

Составление библиографического списка

Библиография — это список литературы (обычно алфавитный) по исследуемому вопросу, построенный по принципам библиографического описания. Библиография обычно помещается в конце исследования. Библиографическое описание — это набор представленных по определенным правилам сведений о книге, статье, журнале и т. п. Библиографическое описание позволяет получить более или менее полное представление об издании (кто автор, какова тема, когда выпущено издание и т. д.).

Элементы библиографического описания разделяются т. н. условными разделительными знаками (УРЗ). Наиболее важные УРЗ:

:

Двоеточие

Сведения, относящиеся к заглавию: Русский язык: Учебник

/

Косая черта

Сведения об ответственности (о редакторе, составителе или о нескольких авторах) / Под ред. А.П.Тряпицыной

/ Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына  и др.

//

Двойная косая черта

Начало второй части библиографического описания; например, сведения о сборнике или журнале, в котором размещена статья

// Педагогика. № 2. 2007

 —

Точка и тире

Сведения об издании

 — 2-е изд., СПб., 2007.

 — СПБ.,: РГПУ имени А.И.Герцена, 2007.  — 252 с.

Составление списка литературы

Требования  библиографического описания выполняются и при составлении списка литературы, который вам потребуется для написания реферата, курсовой работы, дипломной работы.

Пишется список литературы в алфавитном порядке фамилий авторов. Если вы используете несколько работ одного автора, то их нужно записать по алфавиту названия работы. 

Составление схем и таблиц

Схемы

Визуализация информации - представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д.

Параметры оценки заданий на составление хронологических таблиц и опорно-логических схем:  точность и лаконичность  формулировок, ответов, необходимых для занесения в таблицы; убедительные, аргументированные предложения по  решению выделенных проблем; собственная позиция по данным вопросам.

Рекомендации по работе со справочными изданиями

Работа со справочной информацией.

Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.

Терминологический словарь – словарь, содержащий термины какой-либо области знания или темы и их определения (разъяснения).

Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники.

Биографический справочник (словарь) – справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.

Библиографический справочник (словарь) – справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность.

Справочное пособие – пособие, рассчитанное по форме на то, чтобы по нему можно было наводить справки. От справочника отличается тем, что может быть использовано и для последовательного освоения материала, в то время как справочник нацелен главным образом на выборочное чтение, по мере того, как возникают те или иные вопросы и нужда в справке, и для последовательного чтения не приспособлен.

Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии.

Энциклопедический словарь – энциклопедия, материал в которой расположен в алфавитном порядке.

Глоссарий - словарь терминов

Тезаурус относится к специальному типу словаря нормативной лексики с точно определенными связями между терминами.



Предварительный просмотр:

Правила составление конспекта

Требования к выполнению.

Конспект должен содержать исходные данные источника, конспект которого составлен.

В нем должны найти отражение основные положения текста.

Объем конспекта не должен превышать  одну  треть исходного текста.

Текст может быть как научный,  так и научно популярный.

Сделайте в вашем конспекте широкие поля, чтобы в нем можно было записать незнакомые слова, возникающие входе чтения вопросы.

Соблюдайте основные правила конспектирования:

1.Внимательно прочитайте весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

2.Выделите информативные центры прочитанного текста.

3. Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите.

4. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.

5. Используйте разные цветы маркеров, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить наиболее важные фрагменты текста.

Конспект-это  сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки любой информации. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой,  дипломной работы).  



Предварительный просмотр:

Рекомендации по подготовке и проведению дебатов

Учащиеся делятся на микрогруппы, каждая из которых выполняет одну из следующих ролей: защиты, оппозиции, судей.

Основной задачей группы Защиты является формулировка  положения и составление пакета аргументов, доказывающих данное положение. По условиям игры позиция группы Защиты отстаивает свою точку зрения (соответствует точке зрения автора педагогического текста).

Группа Оппозиции вырабатывает противоположную точку зрения по данному вопросу и готовит контраргументы. Положение на защиту и точка зрения оппозиции должны быть четко сформированы. Так как именно они определяют рамки дебатов. Для доказательства своих позиций группы Защиты и группы Оппозиции составляют пакеты из 3-4-х независимых аргументов. Аргумент состоит из тезиса и его детализации, довода или объяснения. Это могут быть факты, мнения, примеры.

Подготовка к дебатам проходит в течение 10 минут. В процессе ведения дебатов поочередно выступают члены группы Защиты и группы Оппозиции. Дискуссия длится в течение 15 минут.

Группа Судей оценивает качество ведения дебатов по тридцатибалльной шкале  в соответствии со следующими критериями:

1)доказательность аргументов;

2) опровержение доводов оппонентов;

3) качество речи;

4) культура общения;

5) командная игра.

Перед  началом игры участникам дебатов раздаются памятки, содержащие описание данных критериев. Важным условием для успешной организации дебатов является грамотное ведение записей. Для этого рекомендуется использовать специально разработанные формы.

Дидактический материал для организации импровизированных дебатов

Форма для записей группы Защиты

Тема занятия:

Тема дебатов:

Группа Защиты:

Положение, выносимое на

дискуссию

защиту

Аргументы, доказывающие справедливость выдвинутого положения

Форма для записей группы Оппозиции

Тема занятия:

Тема дебатов:

Группа Оппозиции:

Точка зрения оппозиции

Аргументы, доказывающие справедливость точки зрения оппозиции

Форма для записей группы Судей

Тема занятия:        

Тема дебатов:        

Группа Судей:        

Оценка выступлений Защиты и Оппозиции

Доказательность аргументов

Опровержение доводов оппонентов

Качество речи

Культура общения

Командная игра

Критерии оценки

 1.Доказательность аргументов

Аргументы должны быть логически выстроены, взаимосвязаны с доказываемым положением, просты, четки и убедительны. Хороший кейс должен состоять из 3-4-х независимых аргументов. Каждый аргумент сначала формулируется тезисно, а затем доходчиво объясняется. Приветствуется направленность аргументов на опровержение позиции оппонентов. Доказательность аргументов достигается также включением фактов и жизненных примеров, демонстрацией знания современной ситуации в мире.

2. Опровержение доводов оппонентов

Нельзя просто ограничиваться представлением своей точки зрения, необходимо опровергать доводы оппонентов, находя в них слабые места. Умение вовремя комментировать и убедительно опровергать аргументы оппонентов свидетельствует о быстроте мышления и свободном владении темой.

3. Качество речи

Речь должна быть четкая и ясная, логически выстроенная и последовательная. Речь выигрывает, если в ней убедительно и сильно выделены основные моменты обсуждения. Подчеркнуть важность ключевых моментов можно, делая паузы после них. Эффектная шутка может добавить речи интерес и убедительность. Избегайте «слов-паразитов» и ненужных междометий, стремитесь реже смотреть в записи. Следите за скоростью речи: речь не должна быть слишком быстрой, так как это затрудняет ее восприятие и понимание.

4. Культура общения

Уважительное и доброжелательное отношение к оппонентам и судьям выражается в интонации, мимике, использовании в речи таких формул вежливости, как «Уважаемая Оппозиция, Уважаемые Судьи». Недопустимо проявление агрессивности и грубости, надменности и презрительности в речи по отношению к другим участникам дебатов.

5. Командная игра

От дебатеров ожидается, что они будут работать как команда, усиливая и дополняя позиции друг друга, проводя единую философию и проявляя командный дух. Не противоречьте своему партнеру — расширяйте и дополняйте его мысли.



Предварительный просмотр:

Трудоемкость  различных видов заданий,

выполняемых в процессе самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы

Расчет времени

1

Работа над конспектом лекции по теме

9-11 кл

0,2 ч. на 1 лекцию

2

Подготовка к практическому занятию (лаб работа)

7-8 кл: 0,5 ч

9-11 кл - 1ч.

3

Подготовка к семинарскому занятию

10-11 кл.1,5-2 ч.

4

Доработка конспекта лекции с применением учебника, дополнительной литературы

9-11 кл:1,5-2 ч на 1 лекцию

5

Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы

7 - 8 кл: 1-1,5 ч;

9-11 кл: 2 – 3 ч.

на 1 тему

6

Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов

7-8 кл: ).5-1 ч;

9-11 кл:1-2 ч.

7

Консультация по сложным, непонятным вопросам

0,3 ч. на 1 консультацию

8

Подготовка к зачету

8ч.

9

Подготовка к экзамену

20ч.

10

Написание реферата

6ч.

11

Подготовка доклада к конференции

6-8ч.

13

Участие в работе над проектом, учебным исследованием

2 ч. в неделю при наличии темы

14

Подготовка электронной презентации

примерно 2ч. на презентацию



Предварительный просмотр:

Темы мини-исследований 7-9 класс

Перемещаем без труда – 7 класс

Выбрать игрушечное транспортное средство, которое будет двигаться по наклонной пласкости быстрее всего. Испытать несколько игрушек на разных поверхностях и на основании этого сделать выбор.

Ученики должны объяснить наблюдаемые явления и поупражняться  в практических научных навыках – прогнозирование результатов, точные испытания, в одинаковых условиях, наблюдения и измерения, отчет и представление результатов.

Летаем как птицы – 7 класс

Исследовательское задание

Изготовление парашюта (проект парашюта и материал выбирается самостоятельно).

Исследование: как проверить чей парашют лучше?

Объяснить, почему взят именно этот материал и имеено эта конструкция

Испытание парашютов в школе.

Обсуждение, почему одни парашюты лучше, а другие хуже. Усовершенствование своих проектов.

Спроектировать и изготовить модель космического корабля для полета в космос и к другим планетам.

В проекте обосновать, почему выбраны именно эти материалы, (например, солнечную батарейку, если эта планета недалеко от солнца, колапак, который прехохранит её от слишком высокой или слишком низкой температуры и т.п.).

Ученики должны рассказать классу о своей модели Ией свойствах.

Привести свои модели в движение, например, при помощи соды и уксуса, изменений атмосферных условий и силы тяжести.

Электические цепи.

Спроектировать макет комнаты, а затем и изготовить его, в которой будут находиться электрические приборы.

Выбор подарка.

Провести исследование рынка  подарков Санкт-Петербурга, в которых используются физические явления или процессы.

Используя Интернет, ознакомьтесь с их  принципом действия.

Выберите те, которые вам больше всего понравились. Обоснуйте свой выбор.

 

Виртуальная экскурсия.

Проведите виртуальную экскурсию в один из мировых музеев науки и техники с помощью Интернет.

Представьте отчет по форме.

Название музея.

Страна.

Тема экскурсии.

Описание экспозиции.

Ответь на вопросы:

Что нового ты узнал , побывав виртуально в музее?

С какими физическими явлениями. процессами, механизмами, величинами ты познакомился?

Подготовь компьютерную презентацию об экскурсии.



Предварительный просмотр:

Темы проектов 7-9 класс

  1. Физика на кухне.
  2. Физика в профессии моих родителей
  3. Физика вокруг нас
  4. Как нужно трогаться автомобилю на скользкой дороге (мини-проект)
  5. Физика в загадках.
  6. Ученые-физики средневековья
  7. Делаем покупки          Проект буклета «Покупателю плейера»
  8. Мобильный телефон                      Проект буклета «Покупателю плейера»
  9. Искусственные материалы
  10. Бесплатное электричество
  11. Пока горит свеча
  12. Музеи науки и техники
  13. .Физика за чайным столом.
  14. Физика на кухне.
  15. Автомобиль и здоровье человека.
  16. Автомобиль будущего.
  17. Энергосберегающие лампы: за и против.
  18. Влияние электромагнитного поля на рост растений и эдоровье человека.
  19. Влияние громкого звука и шума на организм человека.
  20.  Влияние радиации на организм человека.
  21. Атомная энергетика: за и против.
  22. .Энергосбережение в школе и дома.
  23. .Физика в бане.
  24. Исследование теплоизолирующих свойств различных материалов.
  25. Вечные двигатели.
  26. О красоте снежинок и узоров на окне.
  27. Физика  в человеческом теле.
  28. Необычные свойства обычной воды.
  29. Статика в архитектуре.
  30. Влияние радиоактивности на окружающую среду



Предварительный просмотр:

Формы промежуточного контроля по теме «Законы сохранения»  9 класс

Учащиеся выбирают одну из форм контроля.

I Подготовка реферата по одной из тем:

  • Основоположник космонавтики К.Э.Циолковский.
  • Основоположник практической космонавтики С.П.Королев
  • Как летают космические ракеты (устройство, принцип действия)
  • Успехи и неудачи России в освоении космоса в XX и  XXI веке
  • Успехи и неудачи США в освоении космоса XX и  XXI веке
  • Реактивное движение в природе
  • Фантомы, приведения, призраки, аура человека – особые виды энергии
  • Многообразие видов энергии в природе.

При подготовке реферата обязательно руководствоваться «требованиями по подготовке реферата» (см. методические рекомендации)

II Контрольный тест по решению задач

В тест входят задачи на законы изменения, сохранения импульса, закона сохранения энергии.

III  Письменный зачет по теории темы

Включает вопросы различного уровня сложности на знание, понимание и применение основных понятий, величин, формулировок законов, формул темы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мыши плакали и кололись, но продолжали поедать кактус» Народная мудрость

Слайд 2

Механические колебания

Слайд 3

Толковый словарь С.И. Ожегова Колебаться - раскачиваться от движения взад и вперёд или сверху вниз.

Слайд 4

Цели урока Познакомиться с колебательным движением, выявить особенности колебательного движения 2. Познакомиться с понятиями свободные колебания и колебательная система; уметь приводить примеры колебательных систем 3. Рассмотреть процесс колебаний нитяного маятника

Слайд 5

Примеры колебаний

Слайд 6

Особенности колебательного движения Наличие устойчивого положения равновесия Через определённый промежуток времени движение тела повторяется периодичность

Слайд 7

Период колебаний Определение. Промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание, называется периодом колебаний. Обозначение. Т Единицы измерения. . [T] =1 с

Слайд 8

Определение. Механические колебания – это периодически повторяющиеся движения тел.

Слайд 9

Под действием силы, возвращающей тело в положение равновесия, тело может совершать колебания как бы само по себе. Первоначально эта сила возникла благодаря тому, что мы совершили работу, сообщив некоторый запас энергии. За счёт этой энергии и происходили колебания.

Слайд 10

Определение. Колебания, происходящие благодаря начальному запасу энергии, называются свободными.

Слайд 11

Колебательная система Определение. Система тел, которая способна совершать свободные колебания, называется колебательной системой

Слайд 12

Одно из основных общих свойств колебательных систем заключается в возникновении в них силы , возвращающей систему в положение устойчивого равновесия.

Слайд 13

Маятник Нитяной Пружинный

Слайд 14

Фронтальный эксперимент Изучение свободных колебаний груза, подвешенного на нити. Цель: Выяснить условия возникновения свободных колебаний. Оборудование: Шарик на нити. Подсказка: Выведите груз из положения равновесия. Ответьте на вопросы: 1) Под действием каких сил маятник совершает колебания? 2) Изобразите на рисунке силы , действующие на шарик в моменты: а) шарик движется вниз; б) шарик проходит положение равновесия. 3) Почему колебания маятника постепенно затухают?

Слайд 15

Fт Fу Fт Fу

Слайд 16

Решение задач По какой траектории будет двигаться шарик нитяного маятника, если нить маятника пережечь в тот момент, когда шарик проходит положение равновесия? Как изменятся колебания маятника, если его перенести из воздуха в воду или в вязкое масло?

Слайд 17

Сравните различные виды движения Вид движения Скорость Ускорение Равномерное прямолинейное Равноускоренное прямолинейное Равномерное по окружности Колебательное v=S/t v=const a=0 v=v 0 +at, v=const a=(v-v 0 )/ t a=const v=const a=const a=v 2 /R v=const a=const

Слайд 18

Итоги Пятиминутное письмо без остановки на тему, связанную с материалом урока

Слайд 19

Домашнее задание (на выбор) Напишите сказку или рассказ или детективную историю использованием терминологии колебаний. Найдите в Интернете наиболее интересные на ваш взгляд примеры использования колебательного движения. Напишите синквейн на термины «колебания», «маятник»

Слайд 20

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Исследовательское задание №1.

Исследование влажности воздуха в помещении.

Приборы и материалы для проведения исследования:

Два спиртовых термометра, кусочек хлопчатобумажной ткани, нитки, стакан с водой.

Компьютер с выходом в Интернет.

Внимание! Использовать ртутные термометры нельзя!!!!!

Указания по проведению исследования

1. Соберите установку для проведения исследования.

(Если вы испытываете затруднения, воспользуйтесь соответствующим  материалом учебника «физика – 8») Сделайте схематический рисунок установки.

Подсказка:

Обмотайте резервуар с рабочим телом термометра тканью и погрузите в стакан с водой, укрепив его так, чтобы часть ткани находилась в воде. Это будет влажный термометр. Другой термометр укрепите рядом с первым, например, на стене или на столе. Это будет сухой термометр.

2. Засеките время. Например, 20 минут.

3. По истечении данного промежутка времени снимите показания сухого и влажного термометров.

4. Одинаковы ли они? Объясните результат.

5.Запишите показания сухого  и влажного термометров.

6. Вычислите разницу их показаний.

7. Найдите в Интернет психрометрическую таблицу для измерения относительной влажности воздуха.

8. Определите относительную влажность воздуха в помещении квартиры с помощью таблицы.

9. Проведите эксперимент несколько раз в разных помещениях квартиры: в ванной комнате, на кухне, на лоджии и т.д.

Каждый раз записывайте полученные результаты.

10.Сделайте вывод о значении относительной влажности воздуха в разных помещениях квартиры.

11. Оформите результаты проведенного исследования в письменном виде.

Предложите форму предъявления полученных результатов и выводов.

Подсказка:

Если вы испытываете затруднения, воспользуйтесь табличной формой предъявления результатов исследования. Внесите в таблицу необходимые данные, полученные результаты для каждого из проведенных экспериментов. Под таблицей расположите текст выводов, которые вы сделаете в результате проведенного исследования.

_________________________________________________________________________________________________

Исследовательское задание №1.

Исследование влажности воздуха в помещении.

Приборы и материалы для проведения исследования:

Два спиртовых термометра, кусочек хлопчатобумажной ткани, нитки, стакан с водой.

Компьютер с выходом в Интернет.

Внимание! Использовать ртутные термометры нельзя!!!!!

Указания по проведению исследования

1. Соберите установку для проведения исследования.

(Если вы испытываете затруднения, воспользуйтесь соответствующим  материалом учебника «физика – 8») Сделайте схематический рисунок установки.

Подсказка:

Обмотайте резервуар с рабочим телом термометра тканью и погрузите в стакан с водой, укрепив его так, чтобы часть ткани находилась в воде. Это будет влажный термометр. Другой термометр укрепите рядом с первым, например, на стене или на столе. Это будет сухой термометр.

2. Засеките время. Например, 20 минут.

3. По истечении данного промежутка времени снимите показания сухого и влажного термометров.

4. Одинаковы ли они? Объясните результат.

5.Запишите показания сухого  и влажного термометров.

6. Вычислите разницу их показаний.

7. Найдите в Интернет психрометрическую таблицу для измерения относительной влажности воздуха.

8. Определите относительную влажность воздуха в помещении квартиры с помощью таблицы.

9. Проведите эксперимент несколько раз в разных помещениях квартиры: в ванной комнате, на кухне, на лоджии и т.д.

Каждый раз записывайте полученные результаты.

10.Сделайте вывод о значении относительной влажности воздуха в разных помещениях квартиры.

11. Оформите результаты проведенного исследования в письменном виде.

Предложите форму предъявления полученных результатов и выводов.

Подсказка:

Если вы испытываете затруднения, воспользуйтесь табличной формой предъявления результатов исследования. Внесите в таблицу необходимые данные, полученные результаты для каждого из проведенных экспериментов. Под таблицей расположите текст выводов, которые вы сделаете в результате проведенного исследования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мыши плакали и кололись, но продолжали поедать кактус» Народная мудрость

Слайд 2

Решение задач тема: Тепловые явления

Слайд 3

Основные формулы 1. Q=cm( t k -t o ) 2. Q= qm 3. Q= ym 4. Q= Lm Q п 5.КПД = Q з

Слайд 4

Задание Решить задачу, доставшуюся вам случайным образом. Записывать только решение. Время на решение 4 минуты.

Слайд 5

Домашнее задание (на выбор) 1. Составить список «тонких» и/или «толстых» вопросов по материалам урока для тех «учителей», объяснения которых вас не полностью удовлетворили с обоснованием своего мнения. 2. Просмотрев повторно задачи, решенные на уроке, осмыслить их и сформулировать непонятные моменты, если таковые имеются, чтобы разобрать на следующем уроке. 3. Напишите рецензию на этот урок, воспользовавшись правилами написания рецензии. Укажите положительные и отрицательны, на ваш взгляд, стороны урока, внесите свои предложения по совершенствованию этой формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебным материалом».

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном эт...

Использование контрольно-измерительных материалов (тестов) при изучении экономических вопросов на уроках обществоведческих дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся

Представленная тема работы является актуальной в данное время, так как экзаменационная работа по обществознанию единого государственного экзамена включает содержательный блок «Экономическая сфер...

Учебные материалы для формирования у глухих учащихся навыка употребления в речи вопросительных слов

Данный  материал представляет собой пособие  для работы с глухими учащимися в процессе построения вопросительных предложений. Проблема работы такого рода заключается в том, что глухие ...

Инструкции для учащихся при изучении учебных материалов.

Инструкции по работе с текстом учебника и дополнительной информацией, по выполнению заданий по разным предметам как приемы формирования УУД....

Презентации к учебному материалу по физике для учащихся 8 класса

Презентация по теме "Оптические приборы" предназначена для учащихся 8 классПрезентация по теме "Изменение агрегатного состояния вещества" предназначена для учащихся  8 классПрезентация по теме "О...

Дидактические материалы для учащихся. Тема: «Создание дидактических материалов для учащихся с использованием различных серверов»

     На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знани...