Урок по теме "Линзы"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Соловьёв Анатолий Иванович

Методическая разработка по теме "Линзы", 8, 9 класс. Содержит конспект урока, презентацию сопровождения, маршрутный лист ученика, тест для проверки домашнего задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

I. Преломление света – это …

  1. явление. 2. свойство тел. 3.закон.  4. Среди ответов нет правильного.

II. Угол падения обозначается буквой…

III. Абсолютный показатель преломления среды обозначается…

IV. Абсолютный показатель преломления среды показывает …

  1. во сколько раз синус угла падения отличается от синуса угла преломления.
  2. во сколько раз преломленный луч короче падающего.
  3. во сколько раз скорость в данной среде меньше скорости света в вакууме.
  4. среди ответов нет правильного.

V. Чем меньше скорость света в данной среде, тем она…

1. менее плотная.

2. более плотная.

3. более оптически прозрачная.

4. среди ответов нет правильного.

VI. В каком случае угол преломления после прохождения светового луча через границу раздела сред равен 00?

  1. Когда угол падения равен 450.
  2. Когда угол падения равен 00.
  3. Когда угол падения равен 900.
  4. Среди ответов нет правильного.

VII. Как изменится скорость света при его переходе из одной среды в другую, если показатель преломления второй среды относительно первой равен 2?

  1. Уменьшится в 4 раза.
  2. Увеличится в 4 раза.
  3. Уменьшится в 2 раза.
  4. Увеличится в 2 раза.
  5. Среди ответов нет правильного.

VIII. В каком направлении будет распространяться световой луч после прохождения через границу раздела сред MN, если абсолютный показатель преломления второй среды больше, чем первой (смотри рисунок)?

1.А      2. Б    3.В     4. Среди ответов нет правильного.

IX. Кажущаяся глубина реки 8 м. Какова ее истинная глубина?

Таблица ответов

№ вопроса

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Количество баллов

1

1

1

2

2

2

2

2

3

Ответ


Вариант 2

I. Отражение  света – это …

  1. явление. 2. свойство тел. 3.закон.  4. Среди ответов нет правильного.

II. Угол преломления обозначается буквой…

III. Скорость света в вакууме обозначается…

IV. Относительный показатель преломления среды показывает …

  1. во сколько раз синус угла падения отличается от синуса угла преломления.
  2. во сколько раз преломленный луч короче падающего.
  3. во сколько раз скорость в данной среде меньше скорости света в вакууме.
  4. среди ответов нет правильного.

V. Чем больше скорость света в данной среде, тем она…

1. менее плотная.

2. более плотная.

3. среди ответов нет правильного.

VI. В каком случае угол преломления после прохождения светового луча через границу раздела сред равен 00?

  1. Когда угол падения равен 450.
  2. Когда угол падения равен 00.
  3. Когда угол падения равен 900.
  4. Среди ответов нет правильного.

VII. Как изменится скорость света при его переходе из одной среды в другую, если показатель преломления второй среды относительно первой равен 0.5?

  1. Уменьшится в 4 раза.
  2. Увеличится в 4 раза.
  3. Уменьшится в 2 раза.
  4. Увеличится в 2 раза.
  5. Среди ответов нет правильного.

VIII. В каком направлении будет распространяться световой луч после прохождения через границу раздела сред MN, если абсолютный показатель преломления второй среды меньше, чем первой (смотри рисунок)?

1.А      2. Б    3.В     4. Среди ответов нет правильного.

IX. Истинная глубина реки 8 м. Какова ее кажущаяся глубина?

Таблица ответов

№ вопроса

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Количество баллов

1

1

1

2

2

2

2

2

3

Ответ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Линзы. Оптическая сила линзы. 9 класс

Слайд 2

Линзы. Оптическая сила линзы Проверка теста Актуализация знаний Закрепление изученного Подведение итогов урока

Слайд 3

Ответы на тестовые задания Вариант 1 № вопроса I II III IV V VI VII VIII IX Количество баллов 1 1 1 2 2 2 2 2 3 Ответ 1 3 3 3 2 2 3 2 Вариант 2 № вопроса I II III IV V VI VII VIII IX Количество баллов 1 1 1 2 2 2 2 2 3 Ответ 1 1 2 1 1 2 4 1

Слайд 4

Актуализация знаний Какое явление называется преломлением света? В чем его суть? Что называют абсолютным показателем преломления среды? В каком случае угол падения светового луча равен углу преломления? Какой угол: падения или преломления будет больше при переходе луча света из воздуха в стекло? Сформулируйте закон отражения света. Почему находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую невдалеке?

Слайд 6

Линзы

Слайд 8

Тонкая линза

Слайд 10

Характеристики линзы Фокусное расстояние Оптическая сила

Слайд 11

Главная и побочная оптические оси

Слайд 12

2. Как называется каждая из линз, изображенных на рисунке? (за каждый правильный ответ – 1 балл) 1 2 3 4 5 6 плосковогнутая двояковыпуклая плосковыпуклая двояковогнутая выпукловогнутая вогнутовыпуклая

Слайд 13

3. Под какими номерами изображены рассеивающие линзы? (за правильный ответ – 6 баллов) 1 3 5 2 4 6

Слайд 14

4. Какая линза изображена на рисунке? 5. Как называется точка F ? 6. Как называется точка О? 7. Как называется отрезок OF ? 8. Фокусы линзы в данном случае мнимые или действительные? За каждый правильный ответ – 1 балл

Слайд 15

Какие характеристики линз Вы знаете? Фокусное расстояние Оптическая сила

Слайд 16

Дайте ответы на предложенные ниже вопросы (за активную работу – 5 баллов): Как определить фокусное расстояние линзы, если известна ее оптическая сила? Как определить оптическую силу системы двух плотно прижатых друг к другу тонких линз? Укажите единицы измерения фокусного расстояния и оптической силы линзы.

Слайд 17

Решите предложенные ниже задачи: Чему равно фокусное расстояние линзы с оптической силой, равной -25 дптр? Какого вида эта линза? Определите фокусное расстояние системы двух плотно прижатых друг к другу тонких линз, если фокусное расстояние одной из линз равно 25 см, а второй – 40 см.

Слайд 18

Подведение итогов урока Оцени свою работу на уроке, для чего подсчитай общее количество набранных баллов, включая ответы тестового опроса. Если в сумме получилось 2 5 - 32 балла, - оценка «3» ; 33 - 37 баллов, - оценка «4» ; 38 - 42 балла, - оценка «5» . Домашнее задание: §34 , конспект + вопросы к §34 *№141 - 144



Предварительный просмотр:

План-конспект урока        Физика - 9        Соловьев А.И.

Тема урока: «Линзы. Оптическая сила линзы»

Цели урока:

Дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках.

Проверить, как ученики усвоили отличительные особенности преломления света в оптически прозрачных средах, понятия относительного и абсолютного показателей преломления света, закон преломления света.

Развивать кругозор учеников, элементы самоанализа выполненной работы, взаимоконтроля.

Воспитывать внимание, аккуратность, указывать значимость изучаемой темы «Линзы»

Оборудование: линзы демонстрационные, диапроектор, компьютер, мультимедиапроектор, демонстрационный экран, презентация сопровождения к уроку(см. приложение).

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка целей урока (1 мин)

II. Повторение. Проверка знаний (12 мин)

А) Тестирование (8 мин)

(смотри приложение «Тест»)

Б) Проверка результатов тестирования (Взаимоконтроль, ученики проверяют правильность выполнения работы товарищей, используя таблицы правильных ответов, отображаемых на слайде презентации сопровождения) (1 мин).

В) Актуализация знаний (3 мин).

(Активно работающие учащиеся получают дополнительно 5 баллов. В конце урока будут подведены итоги работы каждого учащегося. Количество набранных за работу в ходе урока баллов повлияет на оценку учащихся).

  • Какое явление называется преломлением света? В чем его суть?
  • Какие наблюдения и опыты наводят на мысль об изменении направления распространения света при переходе его в другую среду?
  • В каком случае угол преломления луча равен углу падения?
  • Какой угол - падения или преломления - будет больше в случае перехода луча света из воздуха в стекло?
  • Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую невдалеке?
  • Любой водоем, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче, чем в действительности. Почему?
  • Почему изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет?

III. Изучение нового материала (15 мин)

Явление преломления света лежит в основе действия линз и многих оптических приборов, служащих для управления световыми пучками и получения оптических изображений.

Линза обычно — это оптически прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями. Существует два вида линз: а)выпуклые и б)вогнутые.

Выпуклые линзы бывают: двояковыпуклыми, плосковыпуклыми, вогнутовыпуклыми.

Вогнутые линзы могут быть: двояковогнутыми, плосковогнутыми, выпукловогнутыми.

В школьном курсе физики изучаются так называемые тонкие линзы.

Линза, толщина которой много меньше радиусов кривизны ее поверхностей, называется тонкой линзой.

Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его в одну точку называют собирающими линзами. Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в расходящийся рассеивающими.

Основные параметры и действие собирающей линзы объясняю с помощью двояковыпуклой цилиндрической линзы. Для этого пучок света от диапроектора направляю на двояковыпуклую линзу и учащиеся наблюдают собирающее действие такой линзы: лучи из падающего на линзу пучка света после преломления ею отклоняются от своего первоначального направления, приближаясь к главной оптической оси.

Затем поясняю ход световых пучков через собирающую линзу.

Обращаю внимание учащихся на то, что указанное отклонение лучей собирающей линзой имеет место всегда при любом угле падения луча на линзу. Это утверждение подтверждается опытом, в котором светящаяся точка перемещается вдоль; главной оптической оси по направлению к линзе. Описанные опыты подводят учащихся к понятиям главного фокуса и фокусного расстояния линзы.

Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называют  фокусным расстоянием линзы: обозначают его буквой F, как и сам фокус. Далее поясняю ход световых пучков через рассеивающую линзу.  Легко убедиться, что независимо от расположения светящейся точки по отношению к двояковогнутой линзе, последняя всегда формирует только расходящийся пучок света.

Основываясь на экспериментальных данных, можно сделать вывод: фокус рассеивающей линзы мнимый.

Вопросы учащимся:

-  Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым?

-  Чем отличается действительное изображение точки от мнимого?

- По какому признаку можно узнать: собирающая эта линза или рассеивающая, если судить только по форме?

Если средняя часть линзы толще, чем ее края, то линза будет собирающей, а если наоборот, то - рассеивающей.

После демонстрации хода лучей через выпуклые и через вогнутые линзы графически показываю оптический центр линзы; побочные оптические оси линзы и главную оптическую ось линзы; главные фокусы линзы (действительные и мнимые) и фокальную плоскость.

    Кроме фокусного расстояния F, линзы часто характеризуют оптической  силой (D):

,  

1дптр=1м-1.

Т.е. 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием F = 1 м.

Оптическая сила собирающих линз D > О, т.к. F > 0. Для рассеивающих линз D <О, т.к. F<0.

В случае  плотно прижатых друг к другу тонких линз оптическая сила системы линз равна сумме (обязательно с учетом знака) оптических сил отдельных линз:

IV. Закрепление изученного (12 мин)

1 этап (3 мин) (самоконтроль, правильные ответы - на слайдах презентации сопровождения).

(слайд 12,13 презентации сопровождения – проверка усвоения внешних особенностей рассеивающих и собирающих линз).

2 этап (3 мин) (фронтальный опрос по проверке усвоения учащимися основных параметров и характеристик линз. Оценивается активность учащихся).

3 этап (6 мин)

Решение задач (рассматривается решение двух задач, тексты – смотри слайд презентации сопровождения).

V. Подведение итогов урока, домашнее задание (5 мин)

  1. §34;
  2. Задачи 141-144.
  3. * Ответить на вопросы:

А) Почему в солнечный летний день нельзя поливать цветы в саду?

Б). Склеив два выпуклых стекла от часов, можно получить воздушную выпуклую линзу. Если такую линзу поместить в воду, то будет ли она собирающей линзой?

<  >



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист         

        Фамилия, Имя

«Тест»    

Набранное количество баллов

«Повторение изученного»

Набранное количество баллов

«Обобщение изученного»

1 этап

Набранное количество баллов

2 этап

Набранное количество баллов

3 этап

Набранное количество баллов

Подведение итогов урока

Общее количество набранных баллов


Маршрутный лист         

        Фамилия, Имя

«Тест»    

Набранное количество баллов

«Повторение изученного»

Набранное количество баллов

«Обобщение изученного»

1 этап

Набранное количество баллов

2 этап

Набранное количество баллов

3 этап

Набранное количество баллов

Подведение итогов урока

Общее количество набранных баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...