Профориентационная работа на уроках физики
статья по физике на тему

Барашкова Вера Алексеевна

В статье рассмотрены основные варианты профессионального самоопределения обучающихся на уроках физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ОРИЕНТАЦИЯ  УЧАЩИХСЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ.

  Человек, работающий  с интересом,  не только приносит радость себе, но и огромную пользу обществу. А истоки такого интереса формируются в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии.

Психологическая наука указывает на то, что склонности и интересы школьников развиваются в раннем возрасте, для этого следует широко использовать средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся.

Одним из возможных вариантов решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся является политехническая направленность предметов естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, биология и др). В содержании курса физики рассматриваются вопросы тесно связанные с технологическими процессами различных промышленных подразделений (механические, термические и электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с использованием различного рода излучения и др.).

Курс физики предусматривает изучение физических процессов, закономерностей лежащих в основе многих технологических процессов  и соответственно предоставляет возможность знакомства с профессиями технической направленности, в основе которых физические знания.    

Особое значение имеет организация этой работы в основной школе, так как после ее окончания  многие учащиеся покидают школу, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.

Для организации профориентационной работы в рамках преподавания физики как учебного предмета можно   выделить следующие направления  учебной и внеучебной деятельности (таблица 1).  

 Таблица №1

Профессиональная ориентация при изучении физики

Учебная деятельность

 Внеучебная деятельность

1. Осуществление предметной профориентации на уроках физики:

изучение  физических процессов и закономерностей лежащих в основе технологических процессов;

решение задач производственного содержания;

составление задач производственного содержания;

выполнение лабораторных и практических работ производственно-технического содержания;

решение исследовательских и конструкторских  задач.

1.Организация и проведения различных форм внеурочной работы:

  • кружки;
  • факультативы;
  • вечера;
  • декады, недели «Физика в моей профессии» и др.
  • выставки;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • научные общества учащихся;
  • диспуты;
  • ролевые игры;
  • встречи  со специалистами;

экскурсии и др.

2.Организация и проведение учебных экскурсий на предприятия, производства.

2. Организация и проведение научно-практических конференций

3. Проведение учебных конференций, семинаров по проблемам, связанным с использованием физических процессов в производственной сфере, развитию научно-технической сферы экономики.

3. Разработка  содержания и проведение социальных практик.

4. Проведение курсов по выбору профессиональной направленности: «Физика строительных материалов», «Физика  в мире профессии» и др.

4. Разработка содержания и проведение профессиональных проб

5. Разработка и проведение элективных курсов профориентационной направленности.

 5. Организация встреч с представителями профессий научно-технической сферы

6. Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, программ профессионального самоопределения.

6. Организация и проведение экскурсий, в том числе виртуальных

При организации  предметной профориентации средствами физики следует   учитывать:

  1. Усиление прикладной направленности в преподавании физики, то есть рассмотрение  тем, связанных  с промышленной сферой, сельским хозяйством, медициной, культурой, бытом.
  2. Влияние физики на развитие научно-технического производства.
  3.  Повышение значения  межпредметных знаний и их  роли в профессиональном самоопределении обучающихся, так как в  современном мире наиболее востребованы знания,  лежащие на стыке предметных областей физика-химия, физика – биология и др.
  4. Рассмотрение вопросов экологического содержания, показывать примеры рационального природопользования, что, обычно, базируется  на физических  знаниях.

Для ознакомления обучающихся с видами профессий востребованных в микрорайоне школы учителю целесообразно иметь карточки, в которых отмечаются производственно-технические сведения о профессиях, включающих в себя следующее:

1. Название профессии.

2. Основные технические устройства и технологические процессы, обслуживаемые рабочими этих профессий.

3. Теоретические и практические сведения, необходимые рабочим этих профессий.

Таким образом, обучающиеся имеют возможность получить сведения о содержании профессии по двум компонентам: «что должен делать» и «что должен уметь» рабочий (служащий) той или иной профессии.

ПРОФЕССИЯ

Что должен знать                                                                                       Что должен уметь

Законы и явле-ния физики, ле-

жащие в основе технических уст-

ройств и техно-логических про-цессов.

Устройство и принцип дейст-вия, работу ма-шин, агрегатов, механизмов, технологию производства.

Пользоваться механизмами, выбирать необхо-димые контроль-но-измерительные приборы и пользо-ваться ими

Вычислять, снимать показания. Разбираться в схемах и чертежах.

Управлять механизмами, машинами, регулировать работу агрегатов, аппаратов.

Элементы профориентационной работы могут быть включены в систему объяснения нового материала, опроса, в практические работы, задачи и упражнения с практическим содержанием. Для успешного решения задач профориентации учитель физики должен предусмотреть в своем календарно-тематическом плане следующие моменты:

1. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе прохождения программного материала.

2. Изучение и развитие интересов, склонностей, и способностей учащихся в процессе обучения на уроке.

3. В ходе выполнения лабораторно-практических работ способствовать выявлению интересов учащихся в данной области деятельности.

4. Включение профориентационной тематики в оформление кабинета.

 Планирование ознакомления обучающихся с профессиями при выполнении программы может быть представлена следующим образом:

№ п/п

Тема

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Производственные процессы. Виды профессий

7 класс

1.

Физика и физические методы изучения природы

Видеофрагменты, слайды о техничес-ком применении физики

Обзор технического вооружения города, района; значение знаний основ наук для профессиональной подготовки и овладение мастерством.

2.

Первоначальные сведения о строении вещества

1. Расширение тел при нагревании.

2. Диффузия жид-костей.

Литейное производство. Модельщик, стеклодув, оператор диффузионных процессов.

3.

Движение и силы

Лабораторные работы:

1. Измерение массы на рычажных весах.

2. Определение пло-тности твердых тел.

Продавец.

Лаборант.

4.

Давление жидкостей и газов

1.Устройство и действие гидравли-ческого пресса.

2.Измерение давле-ния жидкостным манометром.

3. Устройство и действие насосов.

4. Устройство и действие ареометра

Лаборант по механическим испытаниям

Газосварщик.

Машинист компрессорных и насосных станций.

Аппаратчик по кристаллизации

5.

Работа, мощность. Энергия.

1. Выяснение усло-вия равновесия рычага

Машинист автомобильных, башенных, самоходных и стационарных кранов.

Необходимо иметь ввиду, что,  профориентационная работа,  должна проводиться на уроках, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении физики не должна быть изолирована от изучения основ предмета, а также и не должна нарушать систему преподавания физических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.

На уроках физики, посвященных изучению теплоэнергетики, атомной энергетики и других производств, в том числе на уроках, подготовительных к проведению производственных экскурсий, или на итоговых уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно использовать следующие приемы:

  • обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;
  • устанавливать межпредметные связи политехнического характера;
  • решать задачи с производственным содержанием;
  • раскрывать значение приобретаемых физических знаний для конкретной профессии физико-математического, индустриально-технологического  или естественно-научного профилей;
  • показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, физических процессов, физических методов контроля в различных отраслях современного производства;
  • выявлять применение физических законов и теорий в технологии;
  • развивать у учащихся умение применять в дальнейшем физические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании физики работниками различных профессий.

При подготовке к обобщающему уроку продумать систему творческих домашних заданий профориентационной направленности:

  • Подготовить минисообщения, доклады по теме: «В основе каких технических устройств (процессов) лежат изученные физические закономерности».
  • Создать презентацию,  в которой представляется   для каких профессий знания данных законов, явлений необходимо, например  «Механика и мир профессий».
  •  Создать видеоролики  об использовании физических закономерностей в производстве, и с какими профессиями это связано».
  • Организовать фотовыставку технических устройств, работающих на основе данных закономерностей, например «Этот универсальный электродвигатель».
  •  Составить практическую задачу по теме, с которой может столкнуться специалист той или иной профессии.

Организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим физическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении физики.

При обучении физике важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль результатов выполняемого трудового процесса. При выполнении лабораторных работ по инструкциям, предложенным в учебниках в качестве дополнительного задания можно предлагать обучающимся задания, в которых требуется указать, в какой отрасли производства используется изучаемое явление.

Все  формы и виды внеклассной работы должны подчиняться определенным требованиям:

  • научности, то есть соответствовать современным достижениям наук;
  • доступности (т. е. содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, стимулировать стремление к познанию, к исследовательской деятельности);
  • актуальности;
  • практической значимости, связи с жизнью;
  • занимательности.

Профориентационная работа имеет большое значение для соединения в единый процесс профессионального просвещения и профессионального воспитания школьников, для формирования у них интереса к той или иной профессии.

Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности.

В процессе игры, примеряясь к роли конкретных специалистов: технологов, инженеров и др., учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей технических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к физике и технике.

Ролевые игры требуют использования совокупности различных методических приемов и средств обучения. При этом предполагается максимальная степень активности и самостоятельности учащихся. Этим и объясняется преимущество ролевой игры перед другими видами познавательной деятельности:

  • необычность, занимательность содержания;
  • получение практических или общественно-значимых знаний;

-   ориентация на практическую роль каждого участника игры.

Для организации профориентационной работы с учащимися в процессе обучения физики можно рекомендовать следующее:

  • повышать уровень и качество общеобразовательных знаний учащихся по физике, укреплять связь преподавания с жизнью, с местным производством;
  • усиливать политехническую направленность преподавания физики как теоретическую основу профориентации путем освещения достижений современного производства, перспектив его развития и нерешенных проблем;
  • учить школьников применять полученные теоретические знания для решения практических задач, определения оптимальных условий протекания физических процессов и управления физическими процессами на производстве;
  • совершенствовать организацию, содержание и методы профориентационной работы, знакомить учащихся на уроках и с помощью экскурсий с основными отраслями производства, ведущими профессиями, трудовыми функциями работников, чтобы профессия не была дополнением, а стала составным элементом политехнического образования, которое приобретают учащиеся при обучении физики;
  • расширять внеклассную работу, усиливать практическую направленность физических кружков, развивать творческие способности учащихся, умение конструировать приборы, моделировать типичные производственные аппараты и установки, поощрять рационализаторскую и исследовательскую деятельность школьников;
  • учитывать потребности народного хозяйства в кадрах работников определенных профессий, систематически информировать учащихся о массовых профессиях, в которых ощущают потребность предприятия, и путях приобретения соответствующей профессии, консультировать школьников и их родителей по вопросам выбора профессии и трудоустройства.

   Учитель, осуществляющий предпрофильное и профильное обучение,  обязан  не просто быть специалистом высокого уровня,  соответствующим профилю  и  специализации  своей  деятельности, но и должен обеспечивать:

  • вариативность и  личностную   ориентацию   образовательного   процесса  (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
  • практическую ориентацию образовательного процесса с  введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно - исследовательских и коммуникативных методов);
  • завершение профильного самоопределения старшеклассников и   формирование способностей и компетентностей, необходимых для   продолжения образования в соответствующей сфере профессионального   образования.

Для формирования профессионального самоопределения и познавательных способностей, обучающихся необходим особый подход, который бы помогал решать задачу, стоящую перед школой по воспитанию личности способной творчески подходить к решению практически важных задач. А, следовательно, знания о производстве, полученные в школе, помогут им адаптироваться в современных условиях жизни.

Работая над профессиональным самоопределением обучающихся, необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребенка уровень его развития, склонностей, интересов и т.п.

Барашкова Вера Алексеевна

учитель физики высшей

квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, восп...

Профориентационная работа на уроках технологии.

Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....

Профориентационная работа на уроках технологии.

Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....

Профориентационная работа на уроках технологии.

Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....

Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся

Выступление на районном методическом совете по теме самообразования" Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся"...

Профориентационная работа на уроках технологии в 8- ых классах

Профориентационная работа на уроках технологии в 8 классах....

Обобщение опыта по теме: "Профориентационная работа на уроках ИЗО"

Данный материал обобщает опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК МБОУ СОШ №4 по теме: "Профориентационная работа учителя изобразительного искусства  на уроках ИЗО"...